Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста средствами Городецкой росписи

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 10:17, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования: выявить и изучить методику использования средств Городецкой росписи для развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста на занятиях декоративным рисованием.
Объект исследования – процесс развития творчества детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – методика использования средств Городецкой росписи для развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста на занятиях декоративным рисованием.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ НА ЗАНЯТИЯХ РИСОВАНИЕМ
Особенности творческих проявлений и способностей детей и актуальность их развития в дошкольном детстве. 7
Психолого-педагогические аспекты формирования творческой личности средствами народного изобразительного искусства. 11
Программа «Радость творчества» о задачах художественного творчества детей 5 – 7 лет средствами народного и декоративно -прикладного искусства. 20
Методика использования средств народного искусства для развития детского изобразительного творчества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

курсовая 1.docx

— 56.06 Кб (Скачать)

    Дополнение  к такой работе с детьми может  быть просмотр фильмов, диафильмов, художественных альбомов, открыток на соответствующие  темы. Чтение литературы или рассказов, раскрывающих в доступной и интересной форме небольшой объём информации об истории художественного промысла, его особенностях будет полезен детям.

    После накопления соответствующих знаний полезно провести с детьми беседу обобщающего характера.

    Без специального обучения, по мнению А.А.Грибовской [7.], освоение детьми декоративных узоров по мотивам народной росписи затруднительно. Поэтому необходимо разработать цикл занятий, направленных на обучение детей способам создания узора (второе направление). Цикл этих занятий базируется на содержании общевоспитательной работы, изложенной выше, взаимодействует с ней, так как именно в ней заложена основа для создания у детей соответствующих, нравственно ценных мотивов деятельности на занятии.  Такой цикл занятий выстраивается системно. В основе постепенное усложнение содержания (изобразительно-выразительных средств), характер познавательной деятельности, степени самостоятельности и творчества детей. Поэтому использование методов и приёмов обучения  должно быть систематичным. Опыт складывающийся у дошкольников в системе общевоспитательной работы, обуславливает осмысленное и положительное эмоциональное отношение детей к содержанию и обучению. В то же время опыт освоения декоративной деятельности на занятии стимулирует затем самостоятельную художественную деятельность детей.

    Одна  из проблем методики обучения декоративному  рисованию, как считает Г.Г. Григорьева [8. c. 43.], это отбор доступных для детей элементов узоров в стиле той или иной народной росписи. Однако ни в одной из программ не даётся точный набор элементов. Задача педагога – определить их самостоятельно. Кроме элементов педагогу следует отобрать наиболее доступные детям композиции узоров. Типичные композиции связаны с расположением элементов узора на бумаге  разного формата. 

    Цвет  – одно из выразительных средств в декоративном рисовании. Его освоение подчиняется законам колорита определённого искусства, так как для известных традиционных видов народной росписи они определены и типичны. В городецкой росписи – ( синий, голубой, белый, чёрная или белая «оживка») или тёплых тонов (бордо, красный, розовый) и зелёные листья.

    В основу усложнения программного содержания занятий  от группы к группе должна быть положена последовательность освоениядетьми основных изобразительно – выразительных средств (элементов, колорита, композиций).

    Программное содержание занятий предполагает и  постепенное формирование всех компонентов  декоративно – художественной деятельности: мотивов, целеполагания, комплекса  действия, от восприятия, замысливания до изобразительных и контроль – оценочных действий. Одновременно с этим усложнением программного содержания идет по линии определения степени самостоятельности детей и творчества. Это определяется уровнем знаний и умений детей в восприятии и замысливании образа, применении изобразительных способов его воплащения.

    В системе  работы используется сочетание разных типов занятий, и процесс обучения соответственно предусматривает начальное  ознакомление детей со способами  изображения, вариативное упражнение в их применении и, наконец, творческое решение детьми изобразительной  задачи [4.]

    Системе задач соответствует и система  методов, приёмов обучения. Взаимосвязь  в общественной работе не исключает, а предполагает включение в неё, непосредственно до занятий (за день – два) целенаправленной предварительной  работы с детьми. Сутью её является формирование у детей «живых»  представлений, наглядных образов.

      Таким образом, в основу системы  занятий положена последовательность  формирования обобщённых, гибких, вариативных  знаний и умений. Это находит  отражение и в методике проведения  занятий.

    Декоративное  рисование вводится со средней группы. Детям этого возраста доступно выполнение узоров из простых элементов (мазки, точки, прямые линии, круги). В этом возрасте дети только начинают овладевать приёмами построения узора на бумаге основных форм: полосе, квадрате, круге.

    В следующих  возрастных группах (старшей, подготовительной) идёт дальнейшая работа по освоению детьми декоративной художественной деятельности. Происходит более глубокое ознакомление с народным декоративным искусством, у детей формируется уважение к этому труду. Появляется задача обучения новым элементам узора (волнистая линия, дуги, точки, цветы, листья, ягоды). Ребята осваивают характерные  цветовые сочетания (колорит), элементы узоров, учатся выполнять узор на бумаге разных форм, силуэтных изображениях предметов (кувшин, варежки, платье и  т. д.). Опыт полученный детьми в предшествующей группе, позволяет ставить задачи, предполагающие дошкольниками, обобщёнными знаниями и умениями, развитие у них большой самостоятельности, творчества. Взяв за основу какой-то один, наиболее близкий вид народного искусства (Городецкую роспись), следует решать широкий комплекс задач: [8.]

  1. Формировать у детей интерес к Городецкой росписи, удивление, восхищение красотой и необычностью узора изделий, удобством в применении, эстетичностью оформления; желание узнать как можно больше об этом виде народного искусства.
  2. Познакомить детей с истоками искусства Городецких мастеров, краткой историей.
  3. Вызвать желание научится рисовать городецкие узоры. Познакомить с характерными элементами («купавка», «ромашка», «бутон», «розан», «бычий глаз», характерными листьями). Познакомить с колоритом, типичным для городецких узоров, композициями узоров.
  4. Побуждать детей всматриваться в узоры, учить последовательности анализа: самые крупные элементы и их месторасположение в общей композиции; особенности того или иного элемента; выделение других элементов, их расположение, особенности; цвет; выразительные приёмы «оживки» на изделии, где композиционный центр – самый главный цветок в узоре; как он выделен (относительной сложностью, величиной, цветом).
  5. Учить детей предварительному замысливанию декоративного узора (анализ исходной формы, на которой будет располагаться узор; определение общей композиции: где лучше разместить элементы – украшение; выбор элементов; определение цвета; определение последовательности общего изображения; последовательности изображения одного элемента, например купавки).
  6. Формировать обобщённые знания и умения в декоративном рисовании по данному виду росписи (городецкие узоры).
  7. Формировать способности к творческому созданию образа на основе чувства формы, отбора и своеобразного комбинирования элементов, колорита, в своеобразной композиции.
  8. Развивать чувство формы, композиции и способности выполнять узор на любом силуэте.
  9. Формировать желание поделиться радостью, удачной работой с другими людьми, желание сделать подарок родным, близким людям, используя свои умения в декоративной деятельности по мотивам Городецкой росписи.

    Соответственно  задачам педагог разрабатывает  содержание общевоспитательной работы с детьми и систему занятий.

    Основными направлениями в работе с детьми, по мнению А.А.Грибовской [7] в основном являются выставки деревянных предметов быта с городецкой росписью и их изображения. Целями этих выставок является определение назначения предмета, связь предмета и украшения (мелкий узор – на ложках, кубышках; крупный – на коне, кресле-качалке); выделение элемента узора, типичных для городецкой росписи, сочетания цветов. Рассматривание изображений птиц на предметах. Видение красоты народных спредметов, связи форм, величин и узоров. Воспитание интереса к предметам, знание об их назначениях.

    На  занятиях по декоративной деятельности продолжается обучение рассматриванию предметов искусства в зависимости  от поставленных задач. При знакомстве детей с одним из видов народного  искусства выделяются некоторые  приёмы, доступные дошкольникам: обобщённые способы рисования, быстрое выполнение отдельных элементов и некоторые  приёмы скорописи, заполнение пространства в определённой последовательности ( сначала – одинаковые элементы, затем – остальные, в конце – украшения). Ритмичное заполнение формы одним цветом позволяет детям более чётко выполнять элементы, у него вырабатывается навык, темп, умение рисовать без пауз.

    Таким образом, знакомство детей с народным искусством показывает особенности  и традиции каждого вида, вариативность  узора, некоторые приёмы мастеров и, главное, формирует у дошкольников стремление к самостоятельному творчеству, желание создать свои предметы и  композиции [20.]

     Из  разнообразных мотивов этой росписи  для показа детям нужно сначала  взять только узоры из цветов, бутонов и листьев. Наиболее  сложный элемент городецкой росписи  – цветок. Для первого занятия  следует выбрать узор на полосе  из чередующихся бутонов и  листьев. Можно подобрать разные  варианты бутонов и листьев;  в рисовании их кистью имеется  определённая последовательность: сначала рисуется круглое пятно,  затем, на него более тёмным  цветом того же тона наносят  дугообразный мазок и маленький кружочек (на розовом – тёмно-красные, на голубом – тёмно-синие). Дуга рисуется белой краской или тёмной, того же цвета, что и кружочек. В одном бутоне не используются разные цвета. Зелёные листья попарно располагаются между бутонами, жилки в листьях рисуют тонкими чёрными линиями. Большинство детей сразу усваивают особенности расцветки. Овладев приёмами рисования бутонов и листьев, они знакомятся с возможными вариантами их расположения и окраски; вносят изменения в их исполнение, не нарушая основных условий в подборе цветов, расположении и обогащении деталями. На последующих занятиях дети создают общий узор на полосе.  

    Затем педагог показывает им узоры, в которые  входят изображения цветка, бутонов (с их рисование дети уже знакомы) и листьев, более сложных по форме  и в ином положении. Обращает их внимание на то, что крупный цветок находится  в середине, справа и слева от него располагаются листья и бутоны. Цветок также рисуется в определённой последовательности, начиная с круглого пятна. Затем на него наносят дуги, рисуется кружочек сердцевинки (сбоку), полукруглые лепестки вокруг. Дети рассматривают несколько вариантов построения цветка, различные украшающие его детали. После этого они рисуют узор крупным цветком посередине, в указанной последовательности, часть за частью. Украшая цветок деталями, они проявляют свой вкус и изобразительность. Краски подбирают так же, как и при рисовании бутонов: цветок одного тона; мелкие детали белой или чёрной краской. 

           На последующих занятиях дети  знакомятся с более сложными  построениями узора и разнообразной  разработкой цветка, листьев и  бутона; получают всё более богатый  материал для самомтоятельных поисков вариантов исполнения. После четырёх занятий, на которых в качестве образцов детям показывали народные орнаменты, им предлагают нарисовать городецкий узор на прямоугольной доске для резки хлеба по своему замыслу. Перед этим следует рассмотреть несколько изделий.

    Количество  занятий по городецкой росписи определяет педагог в зависимости от того, как дети осваивают роспись.

    Таким образом, знакомство детей с народным искусством Городецкого промысла показывает особенности и традиции вида росписи, вариативность узора, некоторые  приёмы мастеров и, главное, формирует  у дошкольников стремление к самостоятельному творчеству, желание создать свои предметы и композиции.

      Можно сделать  вывод, что  успешному  развитию творчества детей в декоративной деятельности, по мнению Г.Н. Пантелеева [20] помогает умелое использование произведений народного прикладного искусства. Необходимо отбирать подлинные народные образцы, которые обладают образной художественной выразительностью, должны быть доступными восприятию детьми, но их воздействие на детей во многом будет зависеть от педагога, от того, как он сумеет раскрыть перед ними, детьми, все средства декоративных произведений: образную, красочную и поэтическую выразительность народного искусства, как сумеет пробудить у детей интерес к декоративно-прикладному творчеству.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста средствами Городецкой росписи