Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 10:17, курсовая работа
Цель данного исследования: выявить и изучить методику использования средств Городецкой росписи для развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста на занятиях декоративным рисованием.
Объект исследования – процесс развития творчества детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – методика использования средств Городецкой росписи для развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста на занятиях декоративным рисованием.
ВВЕДЕНИЕ 3
СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ НА ЗАНЯТИЯХ РИСОВАНИЕМ
Особенности творческих проявлений и способностей детей и актуальность их развития в дошкольном детстве. 7
Психолого-педагогические аспекты формирования творческой личности средствами народного изобразительного искусства. 11
Программа «Радость творчества» о задачах художественного творчества детей 5 – 7 лет средствами народного и декоративно -прикладного искусства. 20
Методика использования средств народного искусства для развития детского изобразительного творчества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Называя проблему творчества
проблемой века, психологи предлагают
для продвижения в её изучении
выделить особую «единицу
Психологами определены
Исследования показали, что потенциальные
возможности, таящиеся в
Проблемой формирования творческой личности средствами народного изобразительного искусства занимались, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, и др. [3.11. 17.].
Однако практический аспект реализации задачи развития художественных способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного творчества остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна изменяться технология работы педагогов.
Из
всего выше сказанного
можно сделать
вывод, что дошкольный
возраст, даёт прекрасные
возможности для
развития творческих
способностей. И от того,
насколько были использованы
эти возможности, во
многом будет зависеть
творческий потенциал
взрослого человека.
1.3.Программа
«Радость творчества»
о задачах развития
художественного
творчества детей
5-7 лет средствами
народного и декоративно-
Программа О.А.Соломенниковой [23] «Радость
творчества» посвящена ознакомлению детей
5-7 лет с народным искусством и включает
в себя авторскую программу, последовательно
представленную систему занятий с раскрытием
методики их проведения, сценарии, праздников
и развлечений, диагностику уровней усвоения
материала. Эстетическое воспитание детей
основывается на интеграции различных
видов искусства и художественно-творческой
деятельности. Эта программа может
быть использована как специализированная
для дополнительного образования детей
по художественно – творческому развитию,
но также для работы по «Программе
воспитания и обучения в детском саду»
(под ред. М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой)
[2. 17.] по разделу «Художественно –
эстетическое воспитание» с целью ознакомления
детей старшего дошкольного возраста
с народным и декоративно – прикладным
искусством.
Как утверждает О.А.Соломенникова [23. c. 5.], название этой программы «Радость творчества» было выбрано не случайно. Исследования отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о том, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от печальных событий, обид: снимая нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение; обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребёнка. Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей, поэтому педагог умелым руководством должен дать каждому ребёнку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого созидания. Занятия по изобразительной деятельности являются важным средством всестороннего развития детей и способствуют их умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию.
Целью программы «Радость творчества» является развитие художественно – творческих способностей детей 5-7 лет средствами народного и декоративно – прикладного искусства.
Основными задачами программы «Радость творчества» являются:
-
Расширять представления детей
о многообразии предметов
-
Закреплять умение рисовать
-
Знакомить детей с
Изобразительная деятельность словам О. А. Соломенниковой [23.], позволяет детям передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать отношение к изображаемому. Рисование, лепка, аппликация очень интересны детям. Всестороннее развитие ребёнка может быть обеспечено лишь при условии успешного овладения изобразительной деятельностью. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое); позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Программа «Радость творчества» основана на интеграции художественно-речевой, музыкальной, игровой, изобразительной, театрализованной деятельности; в основе программы лежит ознакомление с классическим и народным искусством. Особое внимание уделяется народному искусству; предлагается использовать в педагогическом процессе в трёх направлениях:
-
для оформления интерьера
-
для ознакомления детей с
-
для развития детского
При
организации занятий необходимо
практиковать игровые формы обучения,
посещать музеи и выставки изобразительного
и декоративно-прикладного
Программа «Радость творчества» рассчитана на два года обучения. В каждой возрастной группе занятия следует проводить с сентября до середины мая. Программа на год включает в себя 68 занятий.
Программа «Радость творчества» для детей 5-6 лет включает 8 тем: «Знакомство с работой студии», «Народное искусство», «Волшебная Дымка», «Русские народные потешки», «Филимоновские свистульки», «Рисуем отгадки к народным загадкам», «Городецкие цветы» и «Русские народные сказки».
Формировать
у детей представление о
К концу года дети могут:
-
различать и называть виды
народного декоративно-
-
называть характерные
- составлять узоры на бумажных силуэтах в соответствии с видом народной росписи;
-
композиционно располагать
-
выполнять декоративные
-
закрашивать рисунок, не
- смешивать краски на палитре.
В заключении можно
сделать вывод, что в программе «Радость
творчества» О.А.Соломенниковой по ознакомлению
старших дошкольников с Городецкой росписью
важно знакомить детей с городецким промыслом.
Расширять знания детей о происхождении
данного промысла. Расширять представления
детей о том, что в городецких мотивах
художники рисуют птиц, животных и человека.
Учить детей выделять характерные особенности
данного промысла. Учить выполнять декоративные
элементы городецкой росписи. Закреплять
навыки работы с палитрой и умение составлять
оттенки цветов, смешивая цветную гуашь
белилами. Учить детей украшать городецкой
росписью деревянные изделия вносить
элементы творчества в свои работы. Систематическое
овладение всеми необходимыми средствами
и способами обеспечивает детям радость
творчества и всестороннее развитие (эстетическое,
интеллектуальное, нравственно-трудовое,
физическое).
1.4. Методика использования средств Городецкой росписи для развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста на занятиях декоративным рисованием.
Главный
смысл широкого применения народного
декоративного искусства в
Декоративно-прикладная деятельность имеет своё специфическое содержание, осуществляется в разных формах и редко укладывается в предназначенное для занятий время. Процесс её более длительный, распадается на различные этапы.
Методику работы с детьми по мнению Г.Г. Григорьевой [8.] следует вести сразу в двух направлениях:
Оба
направления (блока) взаимосвязаны. Эта
взаимосвязь обусловлена
Системообразующим
началом работы с детьми (первое
направление) является формирование у
дошкольников эмоционально-
Первоначальный
процесс приобщения детей к
художественной культуре
В работе с детьми можно организовать экскурсию на соответсвующее производство (в художественный цех, мастерскую и т.д.). Подобное посещение мастерских, выставок должно быть неоднократным (с определённым объёмом информации, но предпологаюим всякий раз углубление и уточнение знаний).