Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста средствами Городецкой росписи

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 10:17, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования: выявить и изучить методику использования средств Городецкой росписи для развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста на занятиях декоративным рисованием.
Объект исследования – процесс развития творчества детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – методика использования средств Городецкой росписи для развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста на занятиях декоративным рисованием.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ НА ЗАНЯТИЯХ РИСОВАНИЕМ
Особенности творческих проявлений и способностей детей и актуальность их развития в дошкольном детстве. 7
Психолого-педагогические аспекты формирования творческой личности средствами народного изобразительного искусства. 11
Программа «Радость творчества» о задачах художественного творчества детей 5 – 7 лет средствами народного и декоративно -прикладного искусства. 20
Методика использования средств народного искусства для развития детского изобразительного творчества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

курсовая 1.docx

— 56.06 Кб (Скачать)

    Называя проблему творчества  проблемой века, психологи предлагают  для продвижения в её изучении  выделить особую «единицу анализа»  творчества, в качестве которой  рассматривает интеллектуальную  активность. То есть творчество - производное интеллекта, преломлённое  через мотивационную структуру,  которая либо тормозит, либо стимулирует  его проявление.

    Психологами определены условия  развития творчества, к которым  можно отнести: высокий уровень  развития творческого воображения  и мышления; осуществление взаимосвязи  творчества с обучением; организация  восприятия и общения с искусством; организационно поисковой деятельности; высокий уровень игровой и  практической деятельности; учёт  особенностей психического развития  детей. 

    Исследования показали, что потенциальные  возможности, таящиеся в природе  каждого ребёнка, не проявляются  сами собой, а требуют для  своей реализации воспитательного воздействия специально организованной деятельности.

   Проблемой формирования творческой личности средствами  народного изобразительного искусства  занимались, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, и др. [3.11. 17.].

   Однако  практический аспект реализации задачи развития художественных способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного творчества остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна изменяться технология работы педагогов.

    Из  всего выше сказанного можно сделать  вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для  развития творческих способностей. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. 
     
     
     
     

1.3.Программа  «Радость творчества»  о задачах развития  художественного  творчества детей  5-7 лет средствами  народного и декоративно-прикладного  искусства

    
Программа О.А.Соломенниковой [23]  «Радость творчества» посвящена ознакомлению детей 5-7 лет с народным искусством и включает в себя авторскую программу, последовательно представленную систему занятий с раскрытием методики их проведения, сценарии, праздников и развлечений, диагностику уровней усвоения материала. Эстетическое воспитание детей основывается на интеграции различных видов искусства и художественно-творческой деятельности.
Эта программа может быть использована как специализированная для дополнительного образования детей по художественно – творческому развитию, но также для работы  по «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой) [2. 17.]  по разделу «Художественно – эстетическое воспитание» с целью ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народным и декоративно – прикладным искусством.

   Как утверждает О.А.Соломенникова [23. c. 5.], название этой программы «Радость творчества» было выбрано не случайно. Исследования отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о том, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от печальных событий, обид: снимая нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение; обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребёнка. Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей, поэтому педагог умелым руководством должен дать каждому ребёнку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого созидания. Занятия по изобразительной деятельности являются важным средством всестороннего развития детей и способствуют их умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию.

   Целью программы «Радость творчества»  является развитие художественно –  творческих способностей детей 5-7 лет  средствами народного и декоративно  – прикладного искусства.

   Основными задачами программы «Радость творчества»  являются:

   - Расширять представления детей  о многообразии предметов народного  декоративно – прикладного искусства.  Формировать эстетическое отношение  к окружающей действительности  средствами народного декоративно  – прикладного искусства. Учить  замечать и выделять основные  средства выразительности изделий  различных народных промыслов.  Воспитывать уважительное отношение  к труду народных мастеров; национальную  гордость за мастерство русского  народа. Познакомить с приёмам и работы народных мастеров. Формировать у детей положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Учить видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства. Формировать эстетический вкус. Расширять творчество и фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение. Совершенствовать технические умения и навыки рисования. Показать взаимосвязь народного декоративно – прикладного, устного и музыкального искусства.

   - Закреплять умение рисовать декоративные  элементы – точки, кружки, полоски,  волнистые линии, листочки, ягодки  и т. д. Учить самостоятельно изготавливать из бумаги тычок – печатку для рисования кругов разного диаметра.

   - Знакомить детей с особенностями  построения геометрического и  растительного орнаментов; учить  придумывать узоры для бумажных  силуэтов. Закреплять умение лепить  из глины декоративные изделия  конструктивным, комбинированным и  пластическим способом; украшать  глиняные изделия способом налепа, процарапывания и росписи.

   Изобразительная деятельность словам  О. А. Соломенниковой [23.], позволяет детям передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать отношение к изображаемому. Рисование, лепка, аппликация очень интересны детям. Всестороннее развитие ребёнка может быть обеспечено лишь при условии успешного овладения изобразительной деятельностью. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое); позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.   

   Программа «Радость творчества» основана на интеграции  художественно-речевой, музыкальной, игровой, изобразительной, театрализованной деятельности; в основе программы лежит ознакомление с классическим и народным искусством. Особое внимание уделяется народному  искусству; предлагается использовать в педагогическом процессе в трёх направлениях:

   - для оформления интерьера дошкольного  учреждения, праздников, досугов: учитывая  эстетическую значимость произведений  народного декоративно-прикладного  искусства, включение его в  интерьере дошкольного учреждения  создаёт эстетическую среду;

   - для ознакомления детей с народным  искусством (слушание народной музыки, сказок, потешек, пословиц, поговорок, загадок, колыбельных песен; рассматривание изделий народных мастеров росписи, вышивок);

   - для развития детского творчества  в качестве образцов-эталонов  сначала для прямого воспроизведения,  а за тем для творческого  осмысления и применения (по разработке  Т.Я. Шпикаловой [28]: «повтор, вариация, импровизация»).

   При организации занятий необходимо практиковать игровые формы обучения, посещать музеи и выставки изобразительного и декоративно-прикладного искусства, организовывать театрализованные представления, досуг. Наряду с индивидуальными  занятиями нужно использовать коллективные формы создания изображений. Все  занятия     построены на интеграции разных видов искусств и художественно-творческой деятельности.

   Программа «Радость творчества» рассчитана на два года обучения. В каждой возрастной группе занятия следует проводить  с сентября до середины мая. Программа  на год включает  в себя 68 занятий.

   Программа «Радость творчества»  для детей 5-6 лет включает 8 тем: «Знакомство  с работой студии», «Народное  искусство», «Волшебная Дымка», «Русские народные потешки», «Филимоновские свистульки», «Рисуем отгадки к народным загадкам», «Городецкие цветы» и «Русские народные сказки».

   Формировать у детей представление о стилизованных  формах народной росписи. Воспитывать  уважительное отношение к труду  народных мастеров. Развивать воображение, творчество, самостоятельность. Формировать  Эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного  декоративно-прикладного искусства.

   К концу года дети могут:

   - различать и называть виды  народного декоративно-прикладного  искусства (дымковская, филимоновская игрушка, городецкий промысел);

   - называть характерные особенности  народной росписи;

   - составлять узоры на бумажных  силуэтах в соответствии с  видом народной росписи;

   - композиционно располагать рисунок  на листе бумаги;

   - выполнять декоративные элемента  городецкой росписи;

   - закрашивать рисунок, не заходя  за контур;

   - смешивать краски на палитре. 

В заключении можно  сделать вывод, что в программе «Радость творчества» О.А.Соломенниковой по ознакомлению старших дошкольников с Городецкой росписью важно знакомить детей с городецким промыслом. Расширять знания детей о происхождении данного промысла. Расширять представления детей о том, что в городецких мотивах художники рисуют птиц, животных и человека. Учить детей выделять характерные особенности данного промысла. Учить выполнять декоративные элементы городецкой росписи. Закреплять навыки работы с палитрой и умение составлять оттенки цветов, смешивая цветную гуашь белилами. Учить детей украшать городецкой росписью деревянные изделия вносить элементы творчества в свои работы. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами обеспечивает детям радость творчества и всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). 
 
 
 
 
 

    1.4. Методика использования  средств Городецкой  росписи для развития  изобразительного  творчества детей  старшего дошкольного  возраста на занятиях  декоративным рисованием.

    Главный смысл широкого применения народного  декоративного искусства в работе с дошкольниками – это воспитание предпосылок чувства глубокой любви  к своей Родине, к своему народу, чувства патриотизма, самосознания своей национальной принадлежности. Эмоциональный язык искусства –  самый лёгкий, верный, доступный  мостик от души народа к душе ребёнка.

    Декоративно-прикладная деятельность имеет своё специфическое  содержание, осуществляется в разных формах и редко укладывается в  предназначенное для занятий  время. Процесс её более длительный, распадается на различные этапы.

    Методику  работы с детьми по мнению Г.Г. Григорьевой [8.] следует вести сразу в двух направлениях:

  1. Общевоспитательная работа по материалам народного декоративного искусства.
  2. Специальное обучение детей соответствующей деятельности на занятиях.

    Оба направления (блока) взаимосвязаны. Эта  взаимосвязь обусловлена единством  цели и задач ознакомления с народным творчеством. Внутри каждого направления  между отдельными занятиями, между  всеми видами и формами общевоспитательной работы также существует тесная связь. Каждое последующее из них опирается  на предыдущее и способствует всё  большему развитию у детей представлений, чувств, собственных художественных умений.

    Системообразующим началом работы с детьми (первое направление) является формирование у  дошкольников эмоционально-интеллектуального  опыта, способствующего возникновению  действенных мотивов собственной  изобразительной деятельности и  осмысленного её освоения.

     Первоначальный  процесс приобщения детей к  художественной культуре своего  народа необходимо строить на  хорошей эмоциональной основе. Удивление,  восхищение, радость от общения  с таким искусством – чувства,  которые необходимо вызвать у  детей. 

    В работе с детьми можно организовать экскурсию  на соответсвующее производство (в художественный цех, мастерскую и т.д.). Подобное посещение мастерских, выставок должно быть неоднократным (с определённым объёмом информации, но предпологаюим всякий раз углубление и уточнение знаний).

Информация о работе Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста средствами Городецкой росписи