Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 10:17, курсовая работа
Цель данного исследования: выявить и изучить методику использования средств Городецкой росписи для развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста на занятиях декоративным рисованием.
Объект исследования – процесс развития творчества детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – методика использования средств Городецкой росписи для развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста на занятиях декоративным рисованием.
ВВЕДЕНИЕ 3
СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ НА ЗАНЯТИЯХ РИСОВАНИЕМ
Особенности творческих проявлений и способностей детей и актуальность их развития в дошкольном детстве. 7
Психолого-педагогические аспекты формирования творческой личности средствами народного изобразительного искусства. 11
Программа «Радость творчества» о задачах художественного творчества детей 5 – 7 лет средствами народного и декоративно -прикладного искусства. 20
Методика использования средств народного искусства для развития детского изобразительного творчества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Как же определяют детское творчество известные отечественные ученые? Как определяют его значение для формирования личности ребенка?
Педагог В.Н. Шацкая [27. с. 14.] считает: в условиях общего эстетического воспитания детское художественное творчество скорее рассматривается как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования эстетически развитой личности, чем как созидание объективных художественных ценностей.
Исследователь детского творчества Е.А. Флерина [25. с. 75.] оценивает его как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому.
Н.П.Сакулина [22.c.8.] обращает внимание на то, что А. А. Волкова утверждает: "Воспитание творчества - разностороннее и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями - значит дать обильную пищу для творчества. Научить внимательно присматриваться, быть наблюдательными - значит сделать представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное".
Т.С.Комарова [16.c.80.]
ссылается на труды И. Я. Лернер, который
так определяет черты творческой деятельности
ребенка:
• самостоятельный перенос ранее усвоенных
знаний в новую ситуацию;
• видение новой функции предмета (объекта);
• видение проблемы в стандартной ситуации;
• видение структуры объекта;
• способность к альтернативным решениям;
• комбинирование ранее известных способов
деятельности с новыми.
И. Я. Лернер утверждает: творчеству можно учить, но это учение особое, оно не такое, как обычно учат знаниям и умениям.
В правильности этой мысли мы убедились на собственной практике. Однако заметим: самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию (первая черта по Лернеру) у детей может проявиться, если они научатся воспринимать предметы, объекты действительности, научатся выделять их формы, включая в этот процесс движения обеих рук по контуру предмета. (Иными словами, как обводим предмет, рассматривая его, так и рисуем - карандашами, кистью, фломастерами.) Только тогда дети смогут применять этот способ самостоятельно, только тогда постепенно приобретут свободу изображения любых предметов, даже тех, что не имеют четко фиксированной формы, например облаков, лужиц, плывущих льдин, нерастаявшего снега.
Вторая черта по Лернеру - видение новой функции предмета (объекта) - проявляется, когда ребенок начинает использовать предметы-заместители, например превращает нарезанные узкие и широкие полоски в части предметов или объектов; играет ложками, представляя, что играет в оркестре. Это умение выделять в процессе восприятия форму, части, которое мы формируем у детей, подводит их к видению структуры объекта, овладению способами ее передачи в рисунке, лепке, аппликации. Вот почему мы рекомендуем на творческих занятиях включать в план работы тему "Учить создавать образы животных, форма и строение которых усвоены".
Знакомя
детей с произведениями искусства
(изобразительное искусство, литература,
музыка), мы тем самым вводим их в
мир эталонов прекрасного, т.е. претворяем
в жизнь те цели и задачи, о
которых сказано выше, - к пониманию
выразительности средств и
Чем же характеризуется творчество? Б. М. Теплов [24. с. 118-124] в этой связи пишет: "Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве, - искренность. Без нее все другие достоинства теряют значение".
Этому условию, естественно, удовлетворяет то творчество, "которое возникает у ребенка самостоятельно, исходя из внутренней потребности, без какой-либо преднамеренно педагогической стимуляции". Но систематическая педагогическая работа, по мнению ученого, не может строиться в расчете лишь на самостоятельно возникающее творчество, которое у многих детей и не наблюдается, хотя эти же дети при организованном вовлечении их в художественную деятельность обнаруживают иногда незаурядные творческие способности.
В процессе
рисования, лепки ребенок испытывает
разнообразные чувства; как мы уже
отмечали, радуется красивому изображению,
огорчается, если что-то не получается,
старается добиться удовлетворяющего
его результата или, наоборот, теряется,
опускает руки, отказывается заниматься
(в этом случае необходимы чуткое, внимательное
отношение педагога, его помощь).
Работая над изображением, приобретает
знания, уточняются и углубляются
его представления об окружающем.
Ребенок не только овладевает новыми
для него изобразительными навыками
и умениями, расширяющими его творческие
возможности, но и учится осознанно
их использовать. Весьма значимый фактор
с точки зрения психического развития.
Ведь каждый ребенок, создавая изображение
того или иного предмета, передает
сюжет, включает свои чувства, понимание
того, как оно должно выглядеть. В
этом и суть детского изобразительного
творчества, которое проявляется
не только тогда, когда ребенок самостоятельно
придумывает тему своего рисунка, лепки,
аппликации, но и тогда, когда создает
изображение по заданию педагога,
определяя композицию, цветовое решение
и другие выразительные средства,
внося интересные дополнения, и т.п.
Т.С.Комарова [13. с. 15] указывает на то, что
анализ положений о детском творчестве
известных отечественных ученых - Г. В.
Латунской, B. C. Кузина, П. П. Пидкасистого,
И. Я. Лернера, Н. П. Сакулиной, Б. М. Теплова,
Е. А. Флериной - позволяют сформулировать
его рабочее определение. Под художественным
творчеством детей дошкольного возраста
мы понимаем создание субъективно нового
(прежде всего значимого для ребёнка) продукта
(рисунок, лепка, рассказ, танец, песенка,
игра); создание (придумывание) к известному
ранее не используемых деталей, по-новому
характеризующих создаваемый образ (в
рисунке, рассказе и т.п.), разных вариантов
изображения, ситуаций, движений, своего
начала, конца, новых действий, характеристик
героев и т.п.; применение усвоенных ранее
способов изображения или средств выразительности
в новой ситуации (для изображения предметов
знакомой формы - на основе овладения мимикой,
жестами, вариациями голосов и т.д.); проявление
инициативы во всем.
Под творчеством мы будем понимать и сам процесс создания образов сказки, рассказа, игр-драматизаций в рисовании и т.п., поиски в процессе деятельности способов, путей решения задачи, изобразительной, игровой, музыкальной.
По мнению Н.А.Ветлугиной [3. c. 35.], творчество формируется теми же средствами, что и воображение (игра, творческие задания, игровые ситуации, общение и др.), поэтому воображение составляет основу творчества. Оно рождается и развивается, прежде всего, в игре. А так как игра ребёнка направлена на познание мира, то и воображение дошкольника выступает в своей познавательной функции: с одной стороны, она позволяет перекидывать «мостики» между самыми отдалёнными предметами, открывать в них похожее, с другой - строить игровую ситуацию, в которой только и возможно освоение вполне определённых, реальных действий. Воображение стремится стать творческим, то есть действенным, активным, преображающим то, на что направлена его деятельность. Обучить творческому акту искусства нельзя, но это не означает, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению. В этом плане большую роль учёные отводят художественному воображению, которое педагог развивает у детей, тем самым, способствуя развитию творческой деятельности [3. с. 15 - 18] .
В заключении
можно сделать вывод, что из предполагаемого
нами понимания художественного
творчества очевидно, что для развития
творчества детям необходимы определенные
знания, навыки и умения, способы деятельности,
которыми они сами, без помощи взрослых,
овладеть не могут. Иначе: речь идет о целенаправленном
обучении, освоении богатого художественного
опыта.
1.2.Психолого-педагогические аспекты формирования творческой личности средствами народного изобразительного искусства
Известный педагог Е.А.Флёрина [25. c. 102.] одной из первых выступила за активное использование народного искусства для развития детского творчества, считая, что в процессе занятия дети приобретают навыки и умения, необходимые для создания декоративных узоров.
Важное воспитательное значение народного искусства неоднократно подчеркивала в своих работах Н.П.Сакулина [22. c. 52]: «Детям дошкольного возраста близки и понятны многие работы мастеров декоративной росписи, резьбы, вышивки, понятно искусство игрушечников. Маленькие дети воспринимают их глубже и полнее, чем большие полотна живописи и станковую скульптуру, и это очень помогает педагогу детского сада в формировании художественного вкуса и в руководстве их изобразительным творчеством».
Декоративность,
выразительность цвета и
В настоящее время народное искусство широко применяется в художественном воспитании детей. Подлинные образы народного творчества и современные произведения декоративного искусства используются на занятиях и в оформлении детских садов.
«Интегрирование
разного содержания в воспитательно–
Наличие
художественно – творческих способностей
у детей 5 - 7 лет является залогом
успешного обучения в школе, поэтому
развивать эти способности
Знакомство
с народным декоративно – прикладным
искусством способствует решению труднейших
задач, стоящих перед педагогом
в области эстетического
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость.
В современных
педагогических и психологических
исследованиях доказывается необходимость
занятий изобразительным
С психологической точки зрения, по мнению Н. Н. Поддьякова [21. c. 185], дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения.
Проблема творчества является
одной из тех, которые
Как отмечает Д. Б. Богоявленская [1. c. 24-30.] анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?
В психологии творчество
Считая творчество необходимым
условием существования