Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 10:17, курсовая работа
Цель данного исследования: выявить и изучить методику использования средств Городецкой росписи для развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста на занятиях декоративным рисованием.
Объект исследования – процесс развития творчества детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – методика использования средств Городецкой росписи для развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста на занятиях декоративным рисованием.
ВВЕДЕНИЕ 3
СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ НА ЗАНЯТИЯХ РИСОВАНИЕМ
Особенности творческих проявлений и способностей детей и актуальность их развития в дошкольном детстве. 7
Психолого-педагогические аспекты формирования творческой личности средствами народного изобразительного искусства. 11
Программа «Радость творчества» о задачах художественного творчества детей 5 – 7 лет средствами народного и декоративно -прикладного искусства. 20
Методика использования средств народного искусства для развития детского изобразительного творчества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Министерство образования и науки Российской Федерации
Департамент
образования, культуры и молодёжной
политики
Белгородской области
Государственное
образовательное учреждение среднего
профессионального образования
«БЕЛГОРОДСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Отделение дошкольного образования
Предметно-цикловая комиссия дошкольных дисциплин
Винакова Жанна Викторовна
Студентка
группы 4.1.ДО
Заочная форма обучения
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ
Курсовая работа
По специальности
050704.52 – дошкольное образование
Квалификация – воспитатель детей дошкольного
возраста
Работа защищена
____ ___ _____ г.
с оценкой: _______________
Председатель комиссии:
_________________________
Белгород 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях в педагогической науке большое место занимают исследования проблем воспитания творческой личности, способной к самоактуализации, к принятию самостоятельных решений и ответственности за достижение результата. Эти проблемы привлекают внимание специалистов различных отраслей науки.
Результаты психолого - педагогических исследований по проблеме изучения творчества детей в различных видах деятельности (Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, А. А. Люблинская, Н. Н. Поддъяков, Н. П. Сакулина, Е. А. Флёрина), практика детских садов убедительно доказывают, что воспитание активности, самостоятельности, инициативы, умения творчески применять имеющиеся знания в новой обстановке возможно формировать уже в дошкольном возрасте.
Первые ростки творчества могут появиться в различной деятельности детей (в рисовании, лепке, аппликации, игре), если для этого созданы необходимые условия.
Народное декоративно-прикладное искусство – одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Это традиции, обычаи, особенности жизни.
Каждый образ в народе имеет своё значение, символ. Так, например, птица – это символ счастья, радости. Конь – это символ солнца, медведь – символ могущества, пробуждения природы. Издавна предметы быта расписывались различными узорами (орнаментом), что тоже являлось своеобразной символикой: волнистая линия символизирует воду; две параллельные линии и точки между ними – землю и зёрна; точки, капли, косые линии – дождь; спирали – ход солнца по небу, космос; ромбы – плодородие; круги – идею совершенства, солнце, дом; кресты – веру; наклонные кресты – связь с солнцем и огнём.
Конечно, сегодня смысл этой символики утрачен, однако образы, о которых говорилось выше, входят в нашу жизнь с самого детства. То же самое можно сказать и о ставших уже привычными узорами, орнаментами.
Трудно
переоценить значение народного
декоративно-прикладного
Актуальность
исследования определяется тем, что
возникает необходимость
На основе актуальности исследования была сформулирована тема исследования «Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста средствами Городецкой росписи на занятиях рисованием».
Цель данного исследования: выявить и изучить методику использования средств Городецкой росписи для развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста на занятиях декоративным рисованием.
Объект исследования – процесс развития творчества детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – методика использования средств Городецкой росписи для развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста на занятиях декоративным рисованием.
В соответствии с целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1.
Раскрыть особенности
2.
Проанализировать психолого-
3.
Познакомиться с программой
«Радость творчества» о
4.
Выявить и изучить методику
использования средств
В работе использовались методы теоретического исследования:
- конспектирование;
- реферирование;
- цитирование;
- тезирование;
- аннотирование.
Теоретической основой данного исследования являются труды Е.А. Флёриной, Н.П. Сакулиной, Р.Г. Козаковой, Т.С. Комаровой, Р.М. Чумичевой и др.
Теоретической
основой данного исследования по
проблеме развития творчество в декоративной
деятельности дошкольников являются труды
Г.Г.Григорьевой, О.А.Соломенниковой, Г.Н.Пантелеева,
Т.С.Комаровой, А.А.Грибовскаой и др.
1.1.Особенности творческих проявлений и способностей детей и актуальность их развития в дошкольном детстве
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность детей в дошкольном учреждении.
В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Т.С.Комарова [13.c. 15] обращает внимание на то, что еще Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка. В работе Т.С.Комаровой [13.c. 15] говорится, что об этом писали и выдающиеся педагоги прошлого, Я.А.Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель и многие отечественные исследователи. Их работы свидетельствуют: занятия рисованием и другими видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, творческой деятельностью. Здесь каждый ребёнок может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.
Руководство изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знания его специфики, умения тонко, тактично, поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками и умениями и развитию творческого потенциала.
В своей работе Т.Г.Казакова [12. c .95] ссылается на то, что свое понимание творчества известный исследователь А. Лилов выразил так: "...творчество имеет свои общие, качественно новые определяющие его признаки и характеристики, часть которых уже достаточно убедительно раскрыта теорией.
Эти общие закономерные моменты таковы: творчество есть общественное явление, его глубокая социальная сущность заключается в том, что оно создает общественно необходимые и общественно полезные ценности, удовлетворяет общественные потребности, и особенно в том, что оно является высшей концентрацией преобразующей роли сознательного общественного субъекта (класса, народа, общества) при его взаимодействии с объективной действительностью".
Т.С.Комарова [14. c. 59] ссылается на то, что исследователь, В. Г. Злотников указывает: художественное творчество характеризует непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов, оно является специфической духовно-практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт - произведение искусства.
Что же
представляет собой изобразительное
творчество ребенка дошкольного
возраста? Отечественные педагоги и
психологи рассматривают
Изобразительная деятельность детей как прообраз взрослой деятельности заключает в себе общественно-исторический опыт поколений. Известно, что этот опыт осуществлен и материализован в орудиях и продуктах деятельности, а также в способах деятельности, выработанных общественно-исторической практикой. Усвоить этот опыт без помощи взрослого ребенок не может. Именно взрослый - носитель этого опыта и его передатчик. Усваивая этот опыт, ребенок развивается. Вместе с тем и сама изобразительная деятельность как типично детская, включающая рисование, лепку, аппликацию, способствует разностороннему развитию ребенка.