Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 19:05, курсовая работа
Цель исследования: рассмотрение психолого-педагогических условий развития творческого потенциала младшего школьника.
Объект исследования: творческий потенциал младшего школьника.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития творческого потенциала в младшем школьном возрасте.
Введение.
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты исследования творчества.
1.1. Анализ проблемы творчества в современной психолого-педагогической науке.
1.2 Структура и содержание креативности.
1.2.1 Биологический компонент креативности.
1.2.2 Когнитивный компонент креативности.
Глава 2. Младший школьник как субъект творческой деятельности.
2.1. Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста.
2.2. Характеристика творческих способностей младших школьников.
2.3. Факторы актуализации креативности.
Глава 3. Организация творческой деятельности младших школьников.
3.1. Творческие задания в начальной школе.
3.2. Система творческих заданий.
3.3. Рефлексия творческой деятельности.
Заключение.
Список литературы.
- комбинаторные задания;
- с элементами исследования;
- на сообразительность.
Но решить такие задания, не имея специальной подготовки, могут очень не многие учащиеся. Поэтому есть смысл предварительно показать ученикам специальные приемы их разбора и поиска решения.
Проблема творчества в настоящее время, по праву, считается проблемой столетия. Многие педагоги и психологи прошлого обращали внимание на ее решение. Проведенные мероприятия способствовали внедрению в теорию и практику обучения в начальной школе необходимых методов, приемов и средств обучения, которые развивали бы креативность учащихся начальной школы.
Огромную роль в формировании творческой личности учащихся принадлежит школьному обучению и воспитанию. Школа, должна как можно раньше выявить качества творческой личности у учащихся и развивать их у всех школьников, обращая внимание и на то, что дети рождаются с разными задатками творчества.
Считаю, что решение этой проблемы заключается в том, чтобы каждый учитель должен быть ознакомлен с сущностью творческого процесса, современными представлениями о нем, методами изучения творчества, качествами творческой личности, их системой, чтобы иметь возможность формировать такие качества у школьников начальных классов.
Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. И.Э.Унт, определяет творческие задания как "…задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое".
Эффективность развития творческих способностей во многом зависит от того материала, на основе которого составлено задание. Анализ учебных пособий начальной школы показал, что содержащиеся в них творческие задания, в основном, относятся к "условно творческим", продуктом которых являются сочинения, изложения, рисунки, поделки и т.п. Часть заданий направлена на развитие интуиции учащихся; нахождение нескольких вариантов ответов, творческих заданий, требующих разрешения противоречий, не предлагает ни одна из используемых в школах программ.
Предложенные мною задания предполагают использование в творческой деятельности младших школьников преимущественно методов, основанных на интуитивных процедурах (таких как метод перебора вариантов, морфологический анализ, аналогия и др.). Активно используются моделирование, ресурсный подход, некоторые приемы фантазирования. Однако программы не предусматривают целенаправленное развитие творческих способностей учащихся с помощью данных методов.
Между тем для эффективного развития креативных способностей школьников применение эвристических методов должно сочетаться с применением алгоритмических методов творчества.
На основе анализа литературы (Г.С.Альтшуллер, В.А.Бухвалов, А.А.Гин, М.А.Данилов, А.М.Матюшкин и др.) можно выделить следующие требования к творческим заданиям:
Учитывая эти требования, мы строим систему творческих заданий, под которой понимается упорядоченное множество взаимосвязанных творческих заданий, сконструированных на основе иерархически выстроенных методов творчества, ориентированную на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений и направленных на развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе.
Система творческих заданий включает целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты.
Системообразующий фактор - личность учащегося: его способности, потребности, мотивы, цели и другие индивидуально-психологические особенности, субъективно-творческий опыт.
Особое внимание уделяется творческой деятельности самого ученика. Под содержанием творческой деятельности понимаются две его формы - внешняя и внутренняя. Внешнее содержание образования характеризуется образовательной средой, внутреннее - является достоянием самой личности, создается на основе личного опыта ученика в результате его деятельности.
При отборе содержания для системы творческих заданий учитывались 2 фактора:
3.2. Система творческих заданий.
|
Чтобы накапливать творческий опыт, ученик обязательно должен осознавать (рефлексировать) процесс выполнения творческих заданий.
Под рефлексивными действиями будем понимать:
Организация
осознания учащимися
Текущая рефлексия реализуется в процессе выполнения учащимися заданий в рабочей тетради и предполагает самостоятельное фиксирование уровня достижения учащихся (эмоциональный настрой, приобретение новой информации и практического опыта, степень личного продвижения с учетом предыдущего опыта).
Итоговая рефлексия предполагает периодическое выполнение тематических контрольных работ.
Как на текущем, так и на итоговом этапе рефлексии педагог фиксирует, какие методы решения творческих заданий применяют учащиеся, и делает вывод о продвижении учащихся об уровне развития творческого мышления и воображения.
Для более точного определения уровня развития креативных способностей учащихся необходимо анализировать и оценивать каждое выполненное самостоятельно творческое задание. Педагогическая оценка результатов творческой деятельности учащихся может быть произведена с помощью шкалы "Фантазия", разработанной Г.С.Альтшуллером для оценки фантастических идей и позволяющей, таким образом, оценивать уровень воображения (шкала адаптирована к младшему школьному возрасту М.С.Гафитулиным, Т.А.Сидорчук).
Шкала "Фантазия" включает пять показателей:
Заключение.
Воспитание
подрастающего поколения
Важнейшим элементом культуры и цивилизации человечества является творчество.
На сегодняшний день существует множество подходов к определению природы творчества. Поэтому невозможно привести единое обобщающее определение, которое удовлетворило бы всех исследователей.
Мы рассматриваем творческую активность как комплексно-интегративное свойство личности, проявляющееся в преобразовании действительности и имеющее гуманистическую направленность.
Существует зависимость между параметрами творчества и индивидуально-психологическими особенностями личности, влияющими на ее развитие. Процесс развития творческой личности может быть оптимизирован в результате целенаправленного психологического воздействия и обучения.
Наша работа показала, что развитию творческой личности способствуют: нестандартные задачи; комбинаторные задания; задания на сообразительность, логику, с элементами исследования; эвристические задачи; проблемные ситуации; задания творческого характера.
Вне
зависимости от применяемой системы
значительная роль в творческом развитии
младших школьников принадлежит учителю.
Поэтому даже самые полные и эффективные
методы лишь инструмент в его руках. Только
умело, используя их можно добиться высокого
результата. В условиях личностно ориентированной
модели обучения каждый ребенок обретает
право и реальную возможность для развития
своих творческих способностей.
Список литературы:
1. Богоявленская Д.Б. Одаренность: Рабочая концепция. - М.: Знание, 1998.-102с.
2. Большакова
Л.А.Развитие творчества
3. Выготский Л.Н. Воображение и его развитие в детском возрасте. - СПб.: Союз, 1997.-92с.
4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей.-СПб.:Питр Ком, 1999.-252с.
5. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей// Дошкольное воспитание.-1967.- №12.-С.73-75.
6. Козвонина В.П. Развитие творческих способностей учащихся. Нач. шк.2000.№7
7. Крылов Е. Школа творческой личности//Дошкольное воспитание. -1992.-№ 7.-С.11-20, №8.-С.12-19.
8. Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 1993.- 56с.
9. Основные современные концепции творчества и одаренности//Под. ред. Д.Б. Богоявленской. М: Академия, 1997.-434с.
10. Пономарев Я.А. Психология творения.- М.: Наука, 1972.
11. Ратанова Т.А. Диагностика способностей детей: Учебное пособие,-2-е изд.,-М.:МПСИ: Флинта,2003.-168с.
12. Стернберг Р. Учись думать творчески/Р. // Основные современные концепции творчества и одаренности/ Под ред. Д.Б. Богоявленской.- М.,1997.- С. 186-213.
13. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность: Сб. науч. тр.- Свердловск.: СИПИ, 1990.
Информация о работе Развитие творческой деятельности в младшем школьном возрасте