Развитие творческой деятельности в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотрение психолого-педагогических условий развития творческого потенциала младшего школьника.

Объект исследования: творческий потенциал младшего школьника.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития творческого потенциала в младшем школьном возрасте.

Содержание

Введение.

Глава 1. Теоретические и методологические аспекты исследования творчества.

1.1. Анализ проблемы творчества в современной психолого-педагогической науке.

1.2 Структура и содержание креативности.

1.2.1 Биологический компонент креативности.

1.2.2 Когнитивный компонент креативности.


Глава 2. Младший школьник как субъект творческой деятельности.

2.1. Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста.

2.2. Характеристика творческих способностей младших школьников.
2.3. Факторы актуализации креативности.

Глава 3. Организация творческой деятельности младших школьников.


3.1. Творческие задания в начальной школе.

3.2. Система творческих заданий.

3.3. Рефлексия творческой деятельности.


Заключение.


Список литературы.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

     - комбинаторные задания;

     - с элементами исследования;

     - на сообразительность.

    Но  решить такие задания, не имея специальной подготовки, могут очень не многие учащиеся. Поэтому есть смысл предварительно показать ученикам специальные приемы их разбора и поиска решения.

    Проблема  творчества в настоящее время, по праву, считается проблемой столетия. Многие педагоги и психологи прошлого обращали внимание на ее решение. Проведенные мероприятия способствовали внедрению в теорию и практику обучения в начальной школе необходимых методов, приемов и средств обучения, которые развивали бы креативность учащихся начальной школы.

    Огромную  роль в формировании творческой личности учащихся принадлежит школьному обучению и воспитанию. Школа, должна как можно раньше выявить качества творческой личности у учащихся и развивать их у всех школьников, обращая внимание и на то, что дети рождаются с разными задатками творчества.

    Считаю, что решение этой проблемы заключается в том, чтобы каждый учитель должен быть ознакомлен с сущностью творческого процесса, современными представлениями о нем, методами изучения творчества, качествами творческой личности, их системой, чтобы иметь возможность формировать такие качества у школьников начальных классов.

    Любую деятельность, в том числе и  творческую, можно представить в  виде выполнения определенных заданий. И.Э.Унт, определяет творческие задания как "…задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое".

    Эффективность развития творческих способностей во многом зависит от того материала, на основе которого составлено задание. Анализ учебных пособий начальной школы показал, что содержащиеся в них творческие задания, в основном, относятся к "условно творческим", продуктом которых являются сочинения, изложения, рисунки, поделки и т.п. Часть заданий направлена на развитие интуиции учащихся; нахождение нескольких вариантов ответов, творческих заданий, требующих разрешения противоречий, не предлагает ни одна из используемых в школах программ.

    Предложенные  мною задания предполагают использование в творческой деятельности младших школьников преимущественно методов, основанных на интуитивных процедурах (таких как метод перебора вариантов, морфологический анализ, аналогия и др.). Активно используются моделирование, ресурсный подход, некоторые приемы фантазирования. Однако программы не предусматривают целенаправленное развитие творческих способностей учащихся с помощью данных методов.

    Между тем для эффективного развития креативных способностей школьников применение эвристических методов должно сочетаться с применением алгоритмических методов творчества.

    На  основе анализа литературы (Г.С.Альтшуллер, В.А.Бухвалов, А.А.Гин, М.А.Данилов, А.М.Матюшкин и др.) можно выделить следующие  требования к творческим заданиям:

  • открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия);
  • соответствие условия выбранным методам творчества;
  • возможность разных способов решения;
  • учет актуального уровня развития;
  • учет возрастных особенностей учащихся.

    Учитывая  эти требования, мы строим систему творческих заданий, под которой понимается упорядоченное множество взаимосвязанных творческих заданий, сконструированных на основе иерархически выстроенных методов творчества, ориентированную на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений и направленных на развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе.

    Система творческих заданий включает целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты.

    Системообразующий фактор - личность учащегося: его способности, потребности, мотивы, цели и другие индивидуально-психологические особенности, субъективно-творческий опыт.

    Особое  внимание уделяется творческой деятельности самого ученика. Под содержанием творческой деятельности понимаются две его формы - внешняя и внутренняя. Внешнее содержание образования характеризуется образовательной средой, внутреннее - является достоянием самой личности, создается на основе личного опыта ученика в результате его деятельности.

    При отборе содержания для системы творческих заданий учитывались 2 фактора:

  1. то, что творческая деятельность младших школьников осуществляется, в основном, на уже решенных обществом проблемах,
  2. творческие возможности содержания учебных предметов начальной школы.

3.2. Система творческих заданий.

Тематические  серии Содержание  творческих заданий Типы заданий Возможности учебных  предметов
“Театральная” Создание театральных  эффектов, разработка костюмов, декораций, постановочные находки Познание  
Создание  
Преобразование  
Использование в новом качестве
Художественный  труд  
Литературное чтение
“Бионика” Нахождение  соответствий природных и технических  объектов, изучение возможностей природных  аналогов для развития техники Создание  
Преобразование
Окружающий  мир
“Винни-Пух  решает вслух” Решение проблем  в сказочных ситуациях из произведений Дж.Родари, Л.Кэррола, А.А.Милна, Дж.Толкина, А.Линдгрен, Н.А.Некрасова, русских народных сказок, мифов древней Греции; сочинение  сказок, историй Создание  
Преобразование  
Использование в новом качестве
Обучение грамоте  
Литературное чтение
“Технический  мир” Изучение и  создание различных технических  объектов Познание  
Создание  
Преобразование  
Использование в новом качестве
Обучение грамоте  
Художественный труд ОБЖ
“Природный мир” Изучение животных, формирование гуманного отношения  человека к природе, выращивание  культурных растений Познание  
Преобразование
Обучение грамоте  
Окружающий мир  
ОБЖ  
Литературное чтение  
Русский язык
“Организм человека” Изучение органов  чувств, памяти, мышления, внимания, природных и социальных особенностей человека; изучение проблем людей с ограниченными возможностями Познание  
Создание  
Преобразование  
Использование в новом качестве
Окружающий  мир ОБЖ
“Головоломки” Решение и составление  задач на внимание, головоломок, шифровок, задач со спичками, шарад, кроссвордов Создание  
Преобразование
Математика  
Окружающий мир  
ОБЖ  
Обучение грамоте  
Литературное чтение  
Русский язык
“Признаки” Изучение признаков  объектов (цвета, формы, размера, материала, назначений, расположения в пространстве и др.), природных явлений; составление загадок, метафор, сравнений. Познание  
Создание  
Преобразование  
Использование в новом качестве
Математика  
Окружающий мир  
ОБЖ  
Обучение грамоте  
Литературное чтение  
Русский язык
“Космос” Изучение проблем, связанных с полетами человека в  космос: устранение неисправностей, обеспечение  водой, работа техники в условиях других планет; работоспособность в  состоянии невесомости Создание  
Преобразование  
Использование в новом качестве
Обучение грамоте  
Художественный труд  
Окружающий мир
“Страна несделанных дел” Рассмотрение  выделенных учащимися проблем из различных областей знаний Преобразование  
Использование в новом качестве
Окружающий  мир  
ОБЖ
“Бесприродный технический мир” Изучение проблем, связанных с заменой природных материалов искусственными Преобразование  
Использование в новом качестве
Художественный  труд
“Фантастические сюжеты” Решение проблем  героев фантастических произведений Г. Альтова, Р.Бредбери, А. Орлова, составление фантастических сюжетов Познание  
Создание  
Преобразование
Обучение грамоте  
Литературное чтение
“Безопасность” Рассмотрение  вопросов безопасности человека в различных  сферах жизнедеятельности, поведение  человека в экстремальных условиях (безопасные тренировки спортсменов, защита человека при аварии; защита от отравлений, сохранение зрения) Создание  
Преобразование  
Использование в новом качестве
Окружающий  мир  
ОБЖ  
Художественный труд
“Проблемы третьего тысячелетия” Изучение экологических  проблем (сбор нефти с поверхности воды, построение мусоросжигающего завода, переработка отходов, долгожительство) Создание  
Преобразование  
Использование в новом качестве
Окружающий  мир ОБЖ
“Реклама” Разгадывание  секретов построения рекламных трюков Познание  
Создание
Дополнительная  учебная программа
“Достойный  ответ” Анализ поведения  людей в стрессовых ситуациях, при  нарушении норм и правил общения Познание  
Использование в новом качестве
Обучение грамоте  
Литературное чтение  
Окружающий мир
“Что  такое хорошо?” Анализ норм нравственного поведения (ответственность  за свои поступки, доброта, справедливость, честность, трудолюбие, совестливость, эмпатия ) Познание Математика  
Окружающий мир  
ОБЖ  
Обучение грамоте  
Литературное чтение  
Русский язык  
Художественный труд

3.3. Рефлексия творческой деятельности.

        Чтобы накапливать творческий опыт, ученик обязательно должен осознавать (рефлексировать) процесс выполнения творческих заданий.

Под рефлексивными  действиями будем понимать:

  • готовность и способность учащихся творчески осмысливать и преодолевать проблемные ситуации;
  • умения обретать новый смысл и ценности;
  • умения ставить и решать нестандартные задачи в условиях коллективной и индивидуальной деятельности;
  • умения адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений.

    Организация осознания учащимися собственной  творческой деятельности предполагает текущую и итоговую рефлексию.

    Текущая рефлексия реализуется в процессе выполнения учащимися заданий в рабочей тетради и предполагает самостоятельное фиксирование уровня достижения учащихся (эмоциональный настрой, приобретение новой информации и практического опыта, степень личного продвижения с учетом предыдущего опыта).

    Итоговая  рефлексия предполагает периодическое выполнение тематических контрольных работ.

    Как на текущем, так и на итоговом этапе  рефлексии педагог фиксирует, какие  методы решения творческих заданий  применяют учащиеся, и делает вывод  о продвижении учащихся об уровне развития творческого мышления и  воображения.

    Для более точного определения уровня развития креативных способностей учащихся необходимо анализировать и оценивать каждое выполненное самостоятельно творческое задание. Педагогическая оценка результатов творческой деятельности учащихся может быть произведена с помощью шкалы "Фантазия", разработанной Г.С.Альтшуллером для оценки фантастических идей и позволяющей, таким образом, оценивать уровень воображения (шкала адаптирована к младшему школьному возрасту М.С.Гафитулиным, Т.А.Сидорчук).

    Шкала "Фантазия" включает пять показателей:

  • новизну (оценивается по 4-уровневой шкале: копирование объекта (ситуации, явления), незначительные изменения в исходном объекте (ситуации, явлении), качественное изменение прототипа, получение принципиально нового объекта (ситуации, явления));
  • убедительность (убедительной считается обоснованная идея, описанная ребенком с достаточной достоверностью);
  • гуманность (определяется по позитивному преобразованию, направленному на созидание);
  • художественную ценность (оценивается по степени использования выразительных средств при представлении идеи);
  • субъективную оценку (дается без обоснования и доказательств, на уровне нравится - не нравится).
 
 
 
 
 

   Заключение. 

   Воспитание  подрастающего поколения составляет важную задачу любой социальной системы. Но в развитом обществе формирование нового человека как личности, обладающей творческим отношением к действительности, общественной активностью, превращается в главную задачу, являясь необходимым условием его построения.

   Важнейшим элементом культуры и цивилизации  человечества является творчество.

   На  сегодняшний день существует множество  подходов к определению природы творчества. Поэтому невозможно привести единое обобщающее определение, которое удовлетворило бы всех исследователей.

   Мы рассматриваем творческую активность как комплексно-интегративное свойство личности, проявляющееся в преобразовании действительности и имеющее гуманистическую направленность.

   Существует  зависимость между параметрами творчества и индивидуально-психологическими особенностями личности, влияющими на ее развитие. Процесс развития творческой личности может быть оптимизирован в результате целенаправленного психологического воздействия и обучения.

   Наша  работа показала, что развитию творческой личности способствуют: нестандартные задачи; комбинаторные задания; задания на сообразительность, логику, с элементами исследования; эвристические задачи; проблемные ситуации; задания творческого характера.

   Вне зависимости от применяемой системы  значительная роль в творческом развитии младших школьников принадлежит учителю. Поэтому даже самые полные и эффективные методы лишь инструмент в его руках. Только умело, используя их можно добиться высокого результата. В условиях личностно ориентированной модели обучения каждый ребенок обретает право и реальную возможность для развития своих творческих способностей.  

Список  литературы:

1. Богоявленская Д.Б. Одаренность: Рабочая концепция. - М.: Знание, 1998.-102с.

2. Большакова  Л.А.Развитие творчества младшего  школьника. Ж-л “Завуч начальной  школы”.№2,2001.

3. Выготский Л.Н. Воображение и его развитие в детском возрасте. - СПб.: Союз, 1997.-92с.

4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей.-СПб.:Питр Ком, 1999.-252с.

5. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей// Дошкольное воспитание.-1967.- №12.-С.73-75.

6. Козвонина В.П. Развитие творческих способностей учащихся. Нач. шк.2000.№7

7. Крылов Е. Школа творческой личности//Дошкольное воспитание. -1992.-№ 7.-С.11-20, №8.-С.12-19.

8. Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 1993.- 56с.

9. Основные современные концепции творчества и одаренности//Под. ред. Д.Б. Богоявленской. М: Академия, 1997.-434с.

10. Пономарев Я.А. Психология творения.- М.: Наука, 1972.

11. Ратанова Т.А. Диагностика способностей детей: Учебное пособие,-2-е изд.,-М.:МПСИ: Флинта,2003.-168с.

12. Стернберг Р. Учись думать творчески/Р. // Основные современные концепции творчества и одаренности/ Под ред. Д.Б. Богоявленской.- М.,1997.- С. 186-213.

13. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность: Сб. науч. тр.- Свердловск.: СИПИ, 1990.

Информация о работе Развитие творческой деятельности в младшем школьном возрасте