Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 12:24, курсовая работа

Описание работы

Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Особенности развития творчества и творческих способностей детей дошкольного возраста в современной педагогике и психологии 4
1.1. Понятие «творчество» и «творческие способности» 4
1.2. Характеристика особенностей в развитии творческих способностей в старшем дошкольном возрасте 5
1.3. Условия успешного развития творческих способностей дошкольников 5-7 лет средствами театрального искусства 7
1.4. Психолого-педагогическое обоснование детского музыкального творчества 9
Глава 2. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста. 12
2.1. Творческие игры как вид театрализованной деятельности 12
2.2. Анализ программы М.А. Васильевой «Развитие индивидуально-творческих способностей дошкольника средствами театрального искусства». 16
2.3. Роль воспитателя в организации музыкально-театрализованной деятельности дошкольников 19
2.4.Методика развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности 24
Заключение 27
Список литературы 29

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 53.62 Кб (Скачать)

    В процессе реализации комплекса занятий  по театрализованной деятельности решаются следующие задачи:

    — развитие творческих способностей и  творческой самостоятельности дошкольника;

    — воспитание интереса к различным  видам творческой деятельности;

    — овладение импровизационными умениями;

    — развитие всех компонентов, функций  и форм речевой деятельности;

    — совершенствование познавательных процессов.

    В статье М. Маханевой «Театрализованная деятельность дошкольников» рекомендуется схема занятий по театрализованной деятельности.

    Занятия в основном строятся по единой схеме:

    — введение в тему, создание эмоционального настроения;

    — театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать  свой творческий потенциал;

    — эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

    Для того, чтобы все дети были вовлечены  в работу, рекомендуется использовать разнообразные приемы: выбор детьми роли по желанию; назначение на главные  роли наиболее робких, застенчивых  детей; распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя  любую карточку, на которой схематично изображен персонаж); проигрывание ролей в парах.

    Во  время занятий необходимо: выслушивать  ответы и предложения детей; если дети не отвечают, не требовать объяснений, а перейти к действию с персонажем; при встрече детей с героями  произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать  или поговорить с ними; в заключении различными способами вызывать у  детей радость.

    Наибольший  эффект дают такие методы развития творчества, как: творческое задание; постановка проблемы или создание проблемной ситуации; создание креативного поля; переход  игры на другой, более сложный творческий уровень; упражнения; этюды.

    Таким образом, в театрализованной деятельности поощряется инициативность, гибкость и самостоятельность мышления, творчество детей. Развитие творческих способностей в контексте театрализованной деятельности способствует общему психологическому развитию, возможностям нравственно-эстетического  воздействия на детей со стороны  педагогов. Театрализованная деятельность — это вариативная система, позволяющая  формировать способности к анализу  и синтезу, эмоциональным переживаниям, развитию творческой активности детей. Театрализованная деятельность позволяет  комплексно воздействовать на детей  в вербальном и невербальном плане, эффективно решает задачи нравственного  и эстетического воспитания, обогащает эмоциональную сферу, активизирует речевую деятельность и корригирует отклонения в разных сферах психической деятельности.

    2.4.Методика  развитие творческих  способностей детей  средствами театрализованной  деятельности

 

    Творческие  способности у детей проявляются  и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает  личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать  в игре определенные переживания, побуждает  к созданию новых образов, побуждает  к мышлению. Существует проблема, волнующая  многих педагогов, психологов, родителей: у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость. У детей часто отсутствуют  навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному  воображению – это путь через  игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой  воздействия на эмоциональный мир  ребенка.

    Весьма  продуктивными будут занятия  с детьми драматизацией, одним из видов театра. Основной целью является формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности.

    Итак, чем можно заниматься в кружках  по театральной постановке и драматизации с детьми

    В наше время - время стрессов, резких взлетов и более резких падений  в судьбах людей - все обрастает  массой проблем. Пресса, телевидение, фильмы, даже детские мультфильмы несут  в себе достаточно большой заряд  агрессии, атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Все это обрушивается на незащищенные головы и психику ребенка. Как  уберечь их от этой страшной и разрушительной силы? Именно поэтому необходимо через  театр прививать детям к музыке, к литературе и театру, к русскому слову и развить творческие способности  у детей. Так же, на взгляд, занятия  в литературно-драматическом кружке помогут ребенку легче воспринимать окружающий мир и действительность, находить правильные ответы на интересующие его вопросы, правильно поступать  в тех или иных ситуациях и  войти в окружающую нас действительность развитой и полноценной личностью.

    Задачами  литературно-театрального кружка можно определить:

    - Развитие личности ребенка, формирование  мировоззрения на лучших традициях  русской национальной культуры.

    - Привитие устойчивого интереса  к литературному слову, театру, и русскому фольклору.

    - Совершенствование навыков воплощения  в игре и определенных переживаний.

    - Развитие патриотического, нравственного  воспитания (воспитание любви и  уважения к своей Родине, ее  истории, культуре своего народа).

    - Развитие способности у детей  воспринимать художественный образ. 

    - Развитие творческих способностей  ребенка.

    Занятия в кружке развивают у ребенка  правильную речь, память и мышление. На занятиях не раз видела, как бывает трудно даже способным детям выразить свои мысли. Когда я стала заниматься с детьми то, поняла, что каждый из детей по-своему талантлив, что каждый может проиграть одну и ту же роль, но по разному и поэтому каждому ребенку просто необходимо дать слово (возможность выступить), чтобы он как можно раньше смог сбросить с себя этот груз “зажатости”. А затем у каждого ребенка наступает такой момент, когда он может то, чего не мог раньше, - и это победа. (Пример: одна девочка пришла ко мне в группу скованная, заикалась, всего боялась, но когда я взяла ее в свой кружок, проработала с ней какое - то время, а затем дала ей главную роль - она раскрылась), великолепно, сыграла Машеньку в сказке “Маша и медведь”. В общении с детьми стала раскрепощенной, а на занятиях эмоциональной, выразительной.

    И так, как и творческие способности, театрализованные способности лучше  всего развивать в раннем возрасте. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

    Творческие  способности – далеко не новый  предмет   исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой  потребности  в овладении  творчества людей. Таланты  появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и  искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым  потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь  в эпоху научно-технического прогресса  становится все разнообразнее и  сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а  подвижности, гибкости мышления, быстрой  ориентации и адаптации к новым  условиям, творческого подхода к  решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного  труда почти во всех профессиях постоянно  растет, а все большая часть  исполнительской деятельности перекладывается  на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших  задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством –  результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется  вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом  подрастающего поколения. 

    В заключение следует отметить, что  воспитание творческих способностей детей  будет эффективным лишь в том  случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в  ходе которого решается ряд частных  педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И в данной  работе мы, на основе изучения литературы  по данной теме, попытались определить основные направления и педагогические задачи по развитию таких важнейших  компонентов творческих способностей как творческое мышление и воображение в дошкольном возрасте. Так же важна заинтересованность  в занятиях самого педагога. Известно, что заинтересовать детей,чем-либо,взрослый может только, когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и детям. На взгляд,необходимо совершенствовать театрально-музыкальное воспитание дошкольников, и совершенствовать не посредством создания новых программ, методик, а придерживаться уже существующего материала, как уже говорилось, использовать на занятиях все виды детской театрально-музыкальной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

 

    1. «Синтез» программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств (6-й год жизни) / под ред.К.В. Тарасовой – М.: 1998

    2.   Баринова М.Н. О развитии творческих способностей – М :2001;

    3. Березина В.Г.,  Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994.

    4. Богат В.,  Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). - Дошкольное воспитание. -1994 №1. 6.     

    5.  Венгер Н.Ю., Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. -2002 №11.

    6. Ветлугина Н.А., Музыкальное воспитание в детском саду  - М.: Просвещение, 1981

    7. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное воспитание. - 1997 №12.

    8. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ.

    9.     Крылов Е. Школа творческой личности. - Дошкольное воспитание. -1992 №№ 7,8.

    10.  Кудрявцев В.,  Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. -1995 № 9 стр. 52-59, № 10

    11.     Левин В.А., Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993.

    12.     Лук А.Н., Психология творчества. - Наука, 1998.

    13. Методика музыкального воспитания в детском саду / под. Ред. Н.А.Ветлугиной. – М, 2002

    14.     Никитин Б., Развивающие игры. - М.:3нание, 2004.

    15. Паскаль., Методическое пособие для преподавателей начальной школы и воспитателей детских садов по курсу "Развитие творчества".

    16.     Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Дошкольное воспитание. - 1996 №5.

Информация о работе Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста