Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 12:24, курсовая работа
Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Введение 2
Глава 1. Особенности развития творчества и творческих способностей детей дошкольного возраста в современной педагогике и психологии 4
1.1. Понятие «творчество» и «творческие способности» 4
1.2. Характеристика особенностей в развитии творческих способностей в старшем дошкольном возрасте 5
1.3. Условия успешного развития творческих способностей дошкольников 5-7 лет средствами театрального искусства 7
1.4. Психолого-педагогическое обоснование детского музыкального творчества 9
Глава 2. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста. 12
2.1. Творческие игры как вид театрализованной деятельности 12
2.2. Анализ программы М.А. Васильевой «Развитие индивидуально-творческих способностей дошкольника средствами театрального искусства». 16
2.3. Роль воспитателя в организации музыкально-театрализованной деятельности дошкольников 19
2.4.Методика развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности 24
Заключение 27
Список литературы 29
В процессе реализации комплекса занятий по театрализованной деятельности решаются следующие задачи:
— развитие творческих способностей и творческой самостоятельности дошкольника;
— воспитание интереса к различным видам творческой деятельности;
—
овладение импровизационными
— развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности;
—
совершенствование
В статье М. Маханевой «Театрализованная деятельность дошкольников» рекомендуется схема занятий по театрализованной деятельности.
Занятия в основном строятся по единой схеме:
— введение в тему, создание эмоционального настроения;
—
театрализованная деятельность (в разных
формах), где воспитатель и каждый
ребенок имеют возможность
— эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Для того, чтобы все дети были вовлечены в работу, рекомендуется использовать разнообразные приемы: выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж); проигрывание ролей в парах.
Во время занятий необходимо: выслушивать ответы и предложения детей; если дети не отвечают, не требовать объяснений, а перейти к действию с персонажем; при встрече детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними; в заключении различными способами вызывать у детей радость.
Наибольший эффект дают такие методы развития творчества, как: творческое задание; постановка проблемы или создание проблемной ситуации; создание креативного поля; переход игры на другой, более сложный творческий уровень; упражнения; этюды.
Таким
образом, в театрализованной деятельности
поощряется инициативность, гибкость
и самостоятельность мышления, творчество
детей. Развитие творческих способностей
в контексте театрализованной деятельности
способствует общему психологическому
развитию, возможностям нравственно-эстетического
воздействия на детей со стороны
педагогов. Театрализованная деятельность
— это вариативная система, позволяющая
формировать способности к
Творческие
способности у детей
Весьма продуктивными будут занятия с детьми драматизацией, одним из видов театра. Основной целью является формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности.
Итак, чем можно заниматься в кружках по театральной постановке и драматизации с детьми
В
наше время - время стрессов, резких
взлетов и более резких падений
в судьбах людей - все обрастает
массой проблем. Пресса, телевидение, фильмы,
даже детские мультфильмы несут
в себе достаточно большой заряд
агрессии, атмосфера насыщена отрицательными,
тревожными и раздражающими явлениями.
Все это обрушивается на незащищенные
головы и психику ребенка. Как
уберечь их от этой страшной и разрушительной
силы? Именно поэтому необходимо через
театр прививать детям к
Задачами литературно-театрального кружка можно определить:
-
Развитие личности ребенка,
- Привитие устойчивого интереса к литературному слову, театру, и русскому фольклору.
-
Совершенствование навыков
-
Развитие патриотического,
-
Развитие способности у детей
воспринимать художественный
-
Развитие творческих
Занятия в кружке развивают у ребенка правильную речь, память и мышление. На занятиях не раз видела, как бывает трудно даже способным детям выразить свои мысли. Когда я стала заниматься с детьми то, поняла, что каждый из детей по-своему талантлив, что каждый может проиграть одну и ту же роль, но по разному и поэтому каждому ребенку просто необходимо дать слово (возможность выступить), чтобы он как можно раньше смог сбросить с себя этот груз “зажатости”. А затем у каждого ребенка наступает такой момент, когда он может то, чего не мог раньше, - и это победа. (Пример: одна девочка пришла ко мне в группу скованная, заикалась, всего боялась, но когда я взяла ее в свой кружок, проработала с ней какое - то время, а затем дала ей главную роль - она раскрылась), великолепно, сыграла Машеньку в сказке “Маша и медведь”. В общении с детьми стала раскрепощенной, а на занятиях эмоциональной, выразительной.
И
так, как и творческие способности,
театрализованные способности лучше
всего развивать в раннем возрасте.
Творческие
способности – далеко не новый
предмет исследования. Проблема
человеческих способностей вызывала огромный
интерес людей во все времена.
Однако в прошлом у общества не
возникало особой потребности
в овладении творчества людей. Таланты
появлялись как бы сами собой, стихийно
создавали шедевры литературы и
искусства: делали научные открытия,
изобретали, удовлетворяя тем самым
потребности развивающейся
В
заключение следует отметить, что
воспитание творческих способностей детей
будет эффективным лишь в том
случае, если оно будет представлять
собой целенаправленный процесс, в
ходе которого решается ряд частных
педагогических задач, направленных на
достижение конечной цели. И в данной
работе мы, на основе изучения литературы
по данной теме, попытались определить
основные направления и педагогические
задачи по развитию таких важнейших
компонентов творческих способностей
как творческое мышление и воображение
в дошкольном возрасте. Так же важна заинтересованность
в занятиях самого педагога. Известно,
что заинтересовать детей,чем-либо,взрослый
может только, когда он увлечен сам. Если
ребенок чувствует такое отношение взрослого,
восхищение красотой музыки, он постепенно
тоже признает музыкальные ценности. Если
же взрослый проявляет равнодушие, оно
передается и детям. На взгляд,необходимо
совершенствовать театрально-музыкальное
воспитание дошкольников, и совершенствовать
не посредством создания новых программ,
методик, а придерживаться уже существующего
материала, как уже говорилось, использовать
на занятиях все виды детской театрально-музыкальной
деятельности.
1. «Синтез» программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств (6-й год жизни) / под ред.К.В. Тарасовой – М.: 1998
2. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей – М :2001;
3. Березина В.Г., Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994.
4. Богат В., Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). - Дошкольное воспитание. -1994 №1. 6.
5. Венгер Н.Ю., Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. -2002 №11.
6. Ветлугина Н.А., Музыкальное воспитание в детском саду - М.: Просвещение, 1981
7. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное воспитание. - 1997 №12.
8. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ.
9. Крылов Е. Школа творческой личности. - Дошкольное воспитание. -1992 №№ 7,8.
10. Кудрявцев В., Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. -1995 № 9 стр. 52-59, № 10
11. Левин В.А., Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993.
12. Лук А.Н., Психология творчества. - Наука, 1998.
13. Методика музыкального воспитания в детском саду / под. Ред. Н.А.Ветлугиной. – М, 2002
14. Никитин Б., Развивающие игры. - М.:3нание, 2004.
15. Паскаль., Методическое пособие для преподавателей начальной школы и воспитателей детских садов по курсу "Развитие творчества".
16. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Дошкольное воспитание. - 1996 №5.
Информация о работе Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста