Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 12:24, курсовая работа

Описание работы

Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Особенности развития творчества и творческих способностей детей дошкольного возраста в современной педагогике и психологии 4
1.1. Понятие «творчество» и «творческие способности» 4
1.2. Характеристика особенностей в развитии творческих способностей в старшем дошкольном возрасте 5
1.3. Условия успешного развития творческих способностей дошкольников 5-7 лет средствами театрального искусства 7
1.4. Психолого-педагогическое обоснование детского музыкального творчества 9
Глава 2. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста. 12
2.1. Творческие игры как вид театрализованной деятельности 12
2.2. Анализ программы М.А. Васильевой «Развитие индивидуально-творческих способностей дошкольника средствами театрального искусства». 16
2.3. Роль воспитателя в организации музыкально-театрализованной деятельности дошкольников 19
2.4.Методика развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности 24
Заключение 27
Список литературы 29

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 53.62 Кб (Скачать)

    Современная педагогическая наука,  смотрящая  на  образование  как  на воспроизведение  духовного потенциала человека, располагает  разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства  рассматривается как пространство, способствующее формированию  социально-эстетической  активности личности.   По  мнению  современных  ученых,  исследующих  проблемы  дошкольного образования,  раскрытию  внутренних  качеств  личности и самореализации   ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.

    Этот  взгляд  на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и  воспитания  дошкольников средствами  театрального  искусства  и  позволил   обратиться  к  театральной  деятельности  в ДОУ не только как к самостоятельному разделу художественного воспитания детей, но  и  как  к  мощному  синтетическому средству развития их творческих способностей. Ведь искусство театра представляет собой  органический  синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредоточивает в единое целое средства  выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, и, тем  самым,  создает  условия  для  воспитания целостной  творческой личности, чем способствует осуществлению цели современного образования.

    Современная парадигма дошкольного  образования  вступает  в  противоречие  с  традиционной  концепцией  развития  ребенка - дошкольника средствами театральной  деятельности, утверждавшей, что приобщение ребенка к театральному искусству  в этом  возрасте  ограничивается  лишь  обучением детей элементарным выразительным умениям и формированием  конкретных навыков исполнительского мастерства.

    Ориентируясь  на вышесказанное, можно  отметить  высокую  степень  значимости театральной  деятельности для развития музыкальных  творческих  способностей ребенка  и утверждать необходимость и  целесообразность существования программы  деятельности не только с одаренными детьми, но  и со всеми воспитанниками ДОУ.

    1. Психолого-педагогическое обоснование детского музыкального творчества
 

    Н.А.Ветлугина  в своих исследованиях всесторонне  проанализировала возможности детей  в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития, обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости  обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в  своих работах, что эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются, взаимообогащают друг друга. Было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества – накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником. Другое условие детского музыкального творчества – накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер.

    Детское музыкальное творчество, как и  детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для  окружающих людей. Оно важно для  самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и  его воплощения, вариативности, оригинальности.

    Что бы ребенок мог сочинить и спеть  мелодию, у него необходимо развить  основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободное  ориентировка в непривычных ситуациях.

    Детское музыкальное творчество по своей  природе синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских  музыкальных инструментах. Песенное творчество важно формировать, начиная  с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания. Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих  навыков, умения выражать в пении  определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Что бы сориентировать дошкольников в песенном творчестве Н.А.Ветлугина предлагает упражнения для накопления слухового опыта, развития музыкально-слуховых представлений. Важно обращать внимание детей на выразительность их импровизации даже в простейших упражнениях. Кроме  пения, детское творчество может  проявляться в ритмике и игре на музыкальных инструментах. Творческая активность детей в ритмике во многом зависит от организации обучения музыкально-ритмическим движениям. Полноценное творчество ребенка в ритмике возможно только в том случае, если его жизненный опыт, в частности музыкально-эстетические представления постоянно обогащается, если есть возможность проявить самостоятельность.

    Повышенное  внимание следует уделять отбору музыкальных произведений, которые  служат как бы сценарием для самостоятельных  действий детей. Программная музыка занимает ведущее место в творческих заданиях, так как поэтический  текст, образное слово помогают ребенку  лучше понять ее содержание.

    Инструментальное  творчество детей, как правило, проявляется  в импровизациях, т.е. сочинении во время игры на инструменте, непосредственном, сиюминутном выражении впечатлений. Оно так же возникает на основе имеющегося у детей жизненного и  музыкального опыта.

    Одно  из условий обеспечивающих успешное инструментальное творчество – владение элементарными навыками игры на музыкальных  инструментах, различными способами  звукоизвлечения, которые позволяют  передать простейшие музыкальные образы (цокот копыт, волшебные падающие снежинки). Важно, чтобы дети понимали, что, создавая какой либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки. В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определенные выразительные  средства, это помогает детям глубже прочувствовать и осознать особенности  выразительного языка музыки, побуждает  к самостоятельным импровизациям. 
 

     

    Глава 2.  Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

 

    Творческие  способности у детей проявляются  и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает  личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать  в игре определенные переживания, побуждает  к созданию новых образов, побуждает  к мышлению. Существует проблема, волнующая  многих педагогов, психологов, родителей: у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость. У детей часто отсутствуют  навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному  воображению – это путь через  игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой  воздействия на эмоциональный мир  ребенка.

    2.1. Творческие игры  как вид театрализованной  деятельности

 

    Театрализованная  деятельность создаёт условия для  развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимание, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством  драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.

    Это объясняется двумя основными  моментами: в - первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно  связывает художественное творчество с личным переживанием.

    Как отмечает Петрова В.Г., театрализованная деятельность это форма изживания  впечатлений жизни лежит глубоко  в природе детей и находит  свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых.

    В драматической форме осуществляется целостный круг воображения, в котором  образ, созданный из элементов действительности, воплощает и реализует снова  в действительность, хотя бы и условную. Таким образом, стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое  заложено в самом процессе воображения, именно в театрализации находит  полное осуществление.

    Другой  причиной близости драматической формы  для ребенка является связь всякой драматизации с игрой. Драматизация ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского творчества, и поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых  различных видов творчества.

    В этом и заключается наибольшая ценность детской театрализованной деятельности и дает повод и материал для  самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют  роли, инсценируют какой-нибудь готовый  литературный материал. Это словесное  творчество детей, нужное и понятное самим детям. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для  изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все  эти занятия приобретают смысл  и цель как часть общего, волнующего детей замысла. И, наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих  лиц, завершает всю эту работу и дает ей полное и окончательное  выражение

    Театрализованная  деятельность позволяет решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических знаний физического совершенства.

    Разнообразие  тематики, средств изображения, эмоциональности  театрализованной деятельности дают возможность  использовать их в целях всестороннего  развития личности и развитие творческих способностей.

    А умело, поставленные вопросы при  подготовке к театрализованной деятельности побуждают их думать, анализировать  довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного  речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь  ребенка, «совершенствуется звуковая сторона речи» Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка  перед необходимостью ясно, четко, понятно  изъясняться. У него улучшается диалогическая  речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

    Художественная  выразительность образов, иногда комичность персонажей усиливают впечатление  от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют.

    Творчество  детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более  эмоциональное воплощение взятой на себя роли.    

    Это способствует развитие творческих способностей  проявляются в том, что дошкольники  объединяют в игре разные события, вводят новые, недавние, которые произвели  на них впечатления, иногда включают в изображение реальной жизни  эпизоды из сказок.

    В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти  действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики.

    Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших.

    В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку  выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать  с ними свои действия. Дети видят  окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются  персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами  любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

    Тематика  и содержание театрализованной деятельности, как правило, имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом, перевоплощается в него, живет его жизнью это самый частый и распространённый вид театрализованной деятельности как развитие детского творчества. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подрожать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создаёт у них удовлетворение, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением. Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности  на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

    Эстетическое  влияние на детей оказывает выполненное  со вкусом оформление спектакля. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций развивает вкус, воспитывает  чувство прекрасного. Эстетическое влияние театрализованных игр может  быть более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывают нравственно-эстетические переживания, которые, в свою очередь, создают  соответствующее настроение, эмоциональный  подъем, повышают жизненный тонус  ребят.

Информация о работе Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста