Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 12:24, курсовая работа

Описание работы

Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Особенности развития творчества и творческих способностей детей дошкольного возраста в современной педагогике и психологии 4
1.1. Понятие «творчество» и «творческие способности» 4
1.2. Характеристика особенностей в развитии творческих способностей в старшем дошкольном возрасте 5
1.3. Условия успешного развития творческих способностей дошкольников 5-7 лет средствами театрального искусства 7
1.4. Психолого-педагогическое обоснование детского музыкального творчества 9
Глава 2. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста. 12
2.1. Творческие игры как вид театрализованной деятельности 12
2.2. Анализ программы М.А. Васильевой «Развитие индивидуально-творческих способностей дошкольника средствами театрального искусства». 16
2.3. Роль воспитателя в организации музыкально-театрализованной деятельности дошкольников 19
2.4.Методика развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности 24
Заключение 27
Список литературы 29

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 53.62 Кб (Скачать)

    2.2. Анализ программы М.А. Васильевой «Развитие индивидуально-творческих способностей дошкольника средствами театрального искусства».

 

    Анализ  существующих образовательных программ «Детство», программа М.А. Васильевой «Радуга» и методических пособий, М.А. Васильева «Музыкальное воспитание в детском саду», М.Д.Маханева «Театрализованные  занятия в детском саду», И.Ф.Сорокина «Играем в кукольный театр» приводит к выводу, что «театрализованная  деятельность» - это наименее разработанный  раздел в системе  художественного  воспитания  дошкольника,  который  характеризуется отсутствием единой целостной методики и образовательной  технологии, отвечающей современными требованиям. По этой причине сложно однозначно ответить на вопросы:

    · с какого возраста обучать детей театральной деятельности?  чему  учить и как учитывать возрастные особенности?  и т.д.

    Ответы  на эти и другие вопросы следует, по  нашему  мнению,  искать  в  огромном положительном   опыте  театральной  педагогики,  накопленном  К.С.Станиславским, М.О.Кнебель, П.М.Ершовым, А.П.Ершовой, Н.И.Сац, Р.М.Быковым  и  др.,  одинаково эффективном  для  всех возрастных периодов человеческой жизни, способном с самого раннего  детства развивать в ребенке  творческие задатки,  стимулировать  развитие психических  процессов, совершенствовать его телесную пластичность и формировать  творческую жизненную активность. Секрет эффективности  их  театральной  методики, прежде  всего  в  сближении  игры  актера  и  игры ребенка  дошкольного возраста, основанной на вере в правду вымысла, искренности  в переживании и перевоплощении, на активном творческом воображении.

    Следовательно,  очевидной  становится идея необходимости  развития творческой индивидуальности  ребенка-дошкольника  с позиций  передовой педагогики  русской  драматической школы "театра переживания", требующая пересмотра целей, содержания и технологии образования дошкольника в  театральной  деятельности.  Кроме  того, иной  смысл  приобретает даже самоопределение деятельности: не театрализованная, как  это  было  принято ранее, ограничивающая   творческую активность и самостоятельность  ребенка,  а театральная, предоставляющая большие возможности для самостоятельного действия и творческой самореализации детей.

    Потребность синтезировать теоретические, методические и практические разработки театральной  педагогики, работающие на эффективное  гармоничное развитие личности ребенка, нашла свое отражение в курсе "Развитие индивидуально-творческих способностей дошкольников средствами  театрального искусства", разработанном  с учетом возрастных особенностей детей.

    Название  курса основано на принятии:

    • принципа гуманизма;
    • принципа  индивидуального,  личностно  ориентированного   подхода   к воспитанию и образованию дошкольника;
    • принципа преподавания курса посредством профессионально-творческой учебно-воспитательной деятельности.

    Основной  целью программы по театральной  деятельности  является  обеспечение  интеллектуального, нравственного  и эстетического развития дошкольника; воспитание творческой индивидуальности ребенка; пробуждение   интереса   и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.

    Задачи  программы:

     1   Создание условий для воспитания и  творческой  самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.

     2 Воспитание и развитие внутренней (воля, внимание, память, мышление, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувство ритма и темпа,  чувство пространства  и  времени,  вера  в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке

     3 Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры,  монологической  и диалогической формы речи; обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи,  эффективному  общению и речевой выразительности.

     4 Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через театральные игры, упражнения актерского тренинга и игры, развивающие творческие способности дошкольников.

     5  Знакомство с историей и развитием театрального искусства; развитие познавательных  интересов дошкольников   через   расширение   представлений   о театральных профессиях, о театральном здании и о видах театрального искусства.

     6      Освоение основ исполнительской, зрительской и общей культуры.

     7    Улучшение психологической атмосферы в группах,  выход на новый уровень взаимодействий и взаимоотношений между детьми, взрослыми и детьми.

    Данная  программа  рассчитана  на  детей  среднего  и старшего  дошкольного  возраста, поскольку это возраст  более совершенных психических  процессов, развивающегося  творческого  освоения детьми различных видов  деятельности.

    В основу программы положен опыт воспитания ребенка как АРТИСТА - ТВОРЦА-ИСПОЛНИТЕЛЯ  с позиции театральной "школы   переживания", созданной К.С.Станиславским,  где  учитываются  личностный  опыт  ребенка  и  уровень  его  психофизического развития.

    Содержание  образования,  согласно  педагогической  системе  Станиславского, строится по трем разделам:

    1.  Актерское мастерство (с элементами  сценического движения и пантомимики).

    2.  Сценическая речь (техника речи, выразительность речи).

    3.  Искусство театра (история и специфика  театрального искусства).

    Механизм  обеспечения эффективности программы  базируется  на  рефлексии педагога и детей посредством актерского тренинга и ситуационных игр на  каждом учебном  занятии  - действе, организованном по специально созданной  режиссерской модели, включающей в  себя разработку замысла и воплощения  педагогической  идеи как   содержания образования. Такая предварительная  подготовка  обеспечивает открытую режиссуру каждого занятия по данному курсу, дает возможность  активного сотворчества,  соигры,  события  педагога  и  ребенка  и  позволяет  дошкольнику приобрести необходимый культурный опыт в  естественных  условий образовательной среды. Таким  образом,  программное содержание представляет собой действенно-игровое  по характеру познания и отражения  действительности,  где в системе  ТВОРЕЦ - ИСПОЛНИТЕЛЬ - ЗРИТЕЛЬ развиваются  критические суждения, познавательно-аналитические  способности и  внутренняя  эмоциональная  активность дошкольника.  Поэтому  программа  "Развитие индивидуально-творческих способностей дошкольника средствами театрального искусства" - это одна из версий решения проблемы  гуманизации  образования  ребенка  дошкольного  возраста в театральной деятельности ДОУ, предлагаемая к реализации в  виде отдельного учебно-развивающего предмета или в виде  интегративной  части образовательного блока.

    2.3. Роль воспитателя  в организации  музыкально-театрализованной деятельности дошкольников

 

    Организация детской художественно-творческой деятельности в условиях детского сада облегчается наличием организованных в группе детского сада различных  уголков (музыкальных, театральных  зон и т.д.). Это обусловлено  особенностями дошкольного возраста и, прежде всего, ведущей деятельностью  — игровой.

    В спонтанно возникающей игре в  музыкантов, артистов, художников естественно  проявляются детские творческие порывы. Однако практическим работникам дошкольных учреждений предлагается множество  методов косвенного руководства  самостоятельной музыкально-творческой деятельностью, а также форм работы с детьми в процессе музыкальных  занятий различных видов, среди  которых наибольший интерес представляет линейная, индуктивно-дедуктивная, контрастная  и взаимопроникающая.

    Становление творческой личности ребенка особенно эффективно происходит в условиях реализации театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность формирует способность  детей к эмоциональной эмпатии, развивает творческую активность, их исполнительные возможности. Театрализованная деятельность направлена на разрешение задач нравственно-эстетического  воспитания.

    Используя данные, приведенные в материалах по социально-эмоциональному развитию детей Нижегородского научно-исследовательского социально-педагогического института  валеологии и экологии человека, предлагаем содержание и методику проведения занятия  по театрализованной деятельности.

    Содержание  занятий по театрализованной деятельности включает в себя:

    — просмотр кукольных спектаклей и  беседы по ним;

    — игры-драматизации;

    — подготовку и разыгрывание разнообразных  сказок и инсценировок;

    — упражнения по формированию выразительности  исполнения (вербальной и невербальной);

    — отдельные упражнения по этике;

    — упражнения в целях социально-эмоционального развития детей.

    Занятия по театрализованной деятельности выполняют  ряд функций: познавательную, воспитательную и развивающую. Их задачей является не только подготовка к спектаклям. Содержание, формы и методы проведения данных занятий должны преследовать одновременное выполнение трех основных целей:

    — развитие речи и навыков театрально-исполнительской  деятельности;

    — создание атмосферы творчества;

    — социально-эмоциональное развитие детей.

    Содержанием занятий по театрализованной деятельности является не только знакомство с текстом  литературного произведения или  сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом, мизансценой и т. д., то есть со "знаками", играющими роль выразительного языка.

    Огромную  роль в организации театрализованной деятельности играет воспитатель, умело  направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать  и слышать, но и был готов к  любому "превращению", то есть владел основами актерского мастерства, а  также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению  его творческого потенциала и  помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей.

    Ни  в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям  возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей  актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти "на сцену", боялись ошибиться. Недопустимо  деление на "артистов" и "зрителей", то есть на постоянно выступающих  и постоянно остающихся смотреть, как "играют" другие.

    Следует подчеркнуть, чем полнее и эмоциональнее  восприятие произведений, тем выше уровень театрализованной деятельности. В соответствии с этим перед воспитателем встают две основные задачи:

    — понять, разобраться в том, что  чувствует ребенок, на что направлены его переживания, насколько они  глубоки и серьезны;

    — помочь ребенку полнее высказать, проявить свои чувства, создать особые условия, в которых может развернуться содействие персонажам произведений.

    Занятия по театрализованной деятельности могут  включать как разыгрывание сказок, сценок, так и ролевые диалоги  по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни.

    Занятия по театрализованной деятельности проходят в двух направления:

    1. освоение детьми основ актерского мастерства в процессе выполнения упражнений творческого характера;

    2. освоение детьми технических приемов, характерных для различных видов театрального искусства.

    Творческое  развитие личности дошкольника происходит в процессе системного и личностно  значимого приобщения к театральному искусству и предполагает последовательное усложнение учебного материала в  соответствии с личным опытом воспитанника, что обеспечивает органичное вхождение  ребенка в многогранный мир театра.

Информация о работе Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста