Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 12:24, курсовая работа
Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Введение 2
Глава 1. Особенности развития творчества и творческих способностей детей дошкольного возраста в современной педагогике и психологии 4
1.1. Понятие «творчество» и «творческие способности» 4
1.2. Характеристика особенностей в развитии творческих способностей в старшем дошкольном возрасте 5
1.3. Условия успешного развития творческих способностей дошкольников 5-7 лет средствами театрального искусства 7
1.4. Психолого-педагогическое обоснование детского музыкального творчества 9
Глава 2. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста. 12
2.1. Творческие игры как вид театрализованной деятельности 12
2.2. Анализ программы М.А. Васильевой «Развитие индивидуально-творческих способностей дошкольника средствами театрального искусства». 16
2.3. Роль воспитателя в организации музыкально-театрализованной деятельности дошкольников 19
2.4.Методика развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности 24
Заключение 27
Список литературы 29
Анализ
существующих образовательных программ
«Детство», программа М.А. Васильевой
«Радуга» и методических пособий, М.А.
Васильева «Музыкальное воспитание
в детском саду», М.Д.Маханева «Театрализованные
занятия в детском саду», И.Ф.Сорокина
«Играем в кукольный театр» приводит
к выводу, что «театрализованная
деятельность» - это наименее разработанный
раздел в системе художественного
воспитания дошкольника, который
характеризуется отсутствием
· с какого возраста обучать детей театральной деятельности? чему учить и как учитывать возрастные особенности? и т.д.
Ответы
на эти и другие вопросы следует,
по нашему мнению, искать
в огромном положительном опыте
театральной педагогики, накопленном
К.С.Станиславским, М.О.Кнебель, П.М.Ершовым,
А.П.Ершовой, Н.И.Сац, Р.М.Быковым и
др., одинаково эффективном для
всех возрастных периодов человеческой
жизни, способном с самого раннего
детства развивать в ребенке
творческие задатки, стимулировать
развитие психических процессов, совершенствовать
его телесную пластичность и формировать
творческую жизненную активность. Секрет
эффективности их театральной
методики, прежде всего в сближении
игры актера и игры ребенка
дошкольного возраста, основанной на
вере в правду вымысла, искренности
в переживании и
Следовательно, очевидной становится идея необходимости развития творческой индивидуальности ребенка-дошкольника с позиций передовой педагогики русской драматической школы "театра переживания", требующая пересмотра целей, содержания и технологии образования дошкольника в театральной деятельности. Кроме того, иной смысл приобретает даже самоопределение деятельности: не театрализованная, как это было принято ранее, ограничивающая творческую активность и самостоятельность ребенка, а театральная, предоставляющая большие возможности для самостоятельного действия и творческой самореализации детей.
Потребность синтезировать теоретические, методические и практические разработки театральной педагогики, работающие на эффективное гармоничное развитие личности ребенка, нашла свое отражение в курсе "Развитие индивидуально-творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства", разработанном с учетом возрастных особенностей детей.
Название курса основано на принятии:
Основной целью программы по театральной деятельности является обеспечение интеллектуального, нравственного и эстетического развития дошкольника; воспитание творческой индивидуальности ребенка; пробуждение интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Задачи программы:
1 Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.
2 Воспитание и развитие внутренней (воля, внимание, память, мышление, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувство ритма и темпа, чувство пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке
3 Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической и диалогической формы речи; обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности.
4 Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через театральные игры, упражнения актерского тренинга и игры, развивающие творческие способности дошкольников.
5 Знакомство с историей и развитием театрального искусства; развитие познавательных интересов дошкольников через расширение представлений о театральных профессиях, о театральном здании и о видах театрального искусства.
6 Освоение основ исполнительской, зрительской и общей культуры.
7 Улучшение психологической атмосферы в группах, выход на новый уровень взаимодействий и взаимоотношений между детьми, взрослыми и детьми.
Данная программа рассчитана на детей среднего и старшего дошкольного возраста, поскольку это возраст более совершенных психических процессов, развивающегося творческого освоения детьми различных видов деятельности.
В основу программы положен опыт воспитания ребенка как АРТИСТА - ТВОРЦА-ИСПОЛНИТЕЛЯ с позиции театральной "школы переживания", созданной К.С.Станиславским, где учитываются личностный опыт ребенка и уровень его психофизического развития.
Содержание образования, согласно педагогической системе Станиславского, строится по трем разделам:
1.
Актерское мастерство (с элементами
сценического движения и
2. Сценическая речь (техника речи, выразительность речи).
3. Искусство театра (история и специфика театрального искусства).
Механизм
обеспечения эффективности
Организация
детской художественно-
В
спонтанно возникающей игре в
музыкантов, артистов, художников естественно
проявляются детские творческие
порывы. Однако практическим работникам
дошкольных учреждений предлагается множество
методов косвенного руководства
самостоятельной музыкально-
Становление
творческой личности ребенка особенно
эффективно происходит в условиях реализации
театрализованной деятельности. Театрализованная
деятельность формирует способность
детей к эмоциональной эмпатии,
развивает творческую активность, их
исполнительные возможности. Театрализованная
деятельность направлена на разрешение
задач нравственно-
Используя
данные, приведенные в материалах
по социально-эмоциональному развитию
детей Нижегородского научно-исследовательского
социально-педагогического
Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:
— просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
— игры-драматизации;
— подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
— упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
— отдельные упражнения по этике;
—
упражнения в целях социально-
Занятия по театрализованной деятельности выполняют ряд функций: познавательную, воспитательную и развивающую. Их задачей является не только подготовка к спектаклям. Содержание, формы и методы проведения данных занятий должны преследовать одновременное выполнение трех основных целей:
—
развитие речи и навыков театрально-
— создание атмосферы творчества;
—
социально-эмоциональное
Содержанием занятий по театрализованной деятельности является не только знакомство с текстом литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом, мизансценой и т. д., то есть со "знаками", играющими роль выразительного языка.
Огромную
роль в организации театрализованной
деятельности играет воспитатель, умело
направляющий данный процесс. Необходимо,
чтобы воспитатель не только выразительно
читал или рассказывал что-
Ни
в коем случае нельзя применять никакого
давления, сравнения, оценки, осуждения.
Наоборот, необходимо предоставить детям
возможность высказаться, проявить
внутреннюю активность. Педагог должен
строго следить за тем, чтобы своей
актерской активностью и
Следует подчеркнуть, чем полнее и эмоциональнее восприятие произведений, тем выше уровень театрализованной деятельности. В соответствии с этим перед воспитателем встают две основные задачи:
— понять, разобраться в том, что чувствует ребенок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны;
— помочь ребенку полнее высказать, проявить свои чувства, создать особые условия, в которых может развернуться содействие персонажам произведений.
Занятия по театрализованной деятельности могут включать как разыгрывание сказок, сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни.
Занятия по театрализованной деятельности проходят в двух направления:
1. освоение детьми основ актерского мастерства в процессе выполнения упражнений творческого характера;
2. освоение детьми технических приемов, характерных для различных видов театрального искусства.
Творческое развитие личности дошкольника происходит в процессе системного и личностно значимого приобщения к театральному искусству и предполагает последовательное усложнение учебного материала в соответствии с личным опытом воспитанника, что обеспечивает органичное вхождение ребенка в многогранный мир театра.
Информация о работе Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста