Развитие речи у слабослышащих детей на внеклассном обучение

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2011 в 10:58, курсовая работа

Описание работы

Обучение произношению глухого ребенка – специфическая и сложная задача. Она требует не только знаний, но и высокого педагогического мастерства. Вместе с тем в сложном процессе формирования словесной речи обучение произношению далеко не самое главное. Это скорее техническая сторона процесса обучения, который связан с использованием слова как средства общения с окружающими людьми.

Работа содержит 1 файл

об-ние произн-нию глухих и слаб-щих детей дом-го восп-ния.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

       Проведите с ребенком игры, которые  дадут ему представление о  слуховых и вибрационных ощущениях. Учите ребенка “слушать”. Уже в упражнения, которые вы используете для развития внимания, должны включаться такие, которые будут служить развитию его способности слышать.

       Учите ребенка воспринимать звуки,  прикладывая руки и ухо к  стенке пианино или детского игрушечного рояля, гитары, бубна, ручной и губной гармонике. В данном случае имеет место не только слуховое, но и вибрационное восприятие. Сначала нужно, чтобы ребенок научился связывать воспринимаемые звуки с определенными предметами и различать их. Работу со звучащей игрушкой можно выполнить приблизительно в следующей последовательности. Сначала показываете игрушку. Рассматриваете ее вместе с ребенком, даете ему поиграть с ней. Называете ее (предъявив табличку). Если ребенок может прочесть табличку, пусть прочитает и запомнит название. Теперь подайте звук так, чтобы ребенок видел, что звук исходит от этого предмета. Научите реагировать в ответ на услышанный звук. Пусть, услышав звук, бросит кубик в коробку, прокатит шарик, поднимет руку, предъявит табличку со словом слышу.

       Когда ребенок поймет задачу  и научится соответственно реагировать  на звук, используйте два инструмента,  отличающиеся звучанием, например, колокольчик и барабан. Поупражняв  ребенка в восприятии звучания  каждого инструмента (игрушки) в отдельности, проведите упражнение на их различение. Количество сигналов от обоих инструментов должно быть одинаковое (если даете три удара барабана, то столько же дайте сигналов колокольчиком). После нескольких упражнений выключите зрение ребенка.   Пусть он, не видя, попытается угадать, какой инструмент звучал. Когда ребенок научится различать два инструмента, возьмите другую пару инструментов. Постепенно, когда ребенок привыкнет и будет справляться с заданием, можно одновременно взять три инструмента или три озвученные игрушки, которые вы сначала также учите различать на слух. Для ответного сигнала можно использовать более легкие слова – да, нет. Приучите ребенка искать спрятанную игрушку, руководствуясь сигналами на слух, которые вы ему подаете, скажем, барабаном, колокольчиком или гармошкой. При приближении ребенка к предмету усиливайте звук, при удалении от него – уменьшайте. Такая игра (“Слушай и ищи”) воспитывает у ребенка навык прислушиваться, делает восприятие шума осмысленным.

       Когда ребенок научится четко определять сигналы на слух, используйте для этой цели и голос. Посадив ребенка на руки, сделав из своих рук рупор, громко и протяжно произнесите у ушной раковины (поочередно справа и слева) гласные звуки а, о, у, э, и. Связывайте воспринятый ребенком звук с соответствующим дактильным знаком или буквой. Организуйте игру: вы кричите ребенку в ухо различные звуки, он угадывает, т. е. показывает соответствующие буквы или дактильные знаки.

       Если вы заметите, что ребенок  все лучше различает сигналы, отдельные звуки, то, давая ему прочитать по табличке новое слово, громко скажите ему это слово и на ухо. Ведь к глухим относятся и такие дети, которые различают слово, сказанное у самого уха громким голосом. Знакомое слово, которое ребенок прочитал, он, возможно, хотя и не очень точно, все же сможет повторить. Изучение слов на основе восприятия их на слух как единственный путь обучения речи глухого ребенка с остатками слуха и даже слабослышащего малопродуктивно, но в сочетании со всеми теми способами обучения речи, с которыми вы познакомились, такой прием окажется очень полезен. Даже ребенку, различающему на слух хотя бы только гласные, вы таким способом поможете правильно ставить ударения в словах. Большую помощь может оказать и специальный аппарат, усиливающий звучание и одновременно позволяющий воспринимать вибрацию звука, слова.

       Слуховое восприятие можно использовать  для того, чтобы научить ребенка  различать количество звучаний (пусть  покажет на пальцах, сколько  раз вы подаете сигналы –  один, два три). Это пригодится ему для восприятия слов, содержащих разное количество слогов. Всему этому ребенка будут учить и в детском саду, но вам нужно быть знакомыми с развитием слухового восприятия для того, чтобы, играя с ребенком, развивать его. Включая на разную мощность приемник, ударяя с разной силой в барабан, играя на пианино, гармошке, учите его при этом словам громко — громче, тихо — тише. Ребенку не только трудно запомнить эти слова, но и еще трудно понять их значение. Поэтому вам нужно будет как можно чаще повторять эти слова в общении с ребенком, заставлять его пользоваться ими в соответствии с подачей звука, пока у ребенка не сформируется правильное понятие о том, что значит тихо и громко. Затем ребенка можно научить воспринимать быструю и медленную музыку (используя пианино, баян, радио). Постарайтесь восприятие музыки сочетать с движениями (под быструю музыку пусть бегает, прыгает или танцует, под медленную шагает), при этом учите его отхлопывать шаг (сначала делайте это вместе с ребенком). Так, как вы вводили в речь ребенка слова громче, тише, нужно вводить и слова быстро, медленно. После 3 лет рекомендуется учить ребенка определять и направление источника звука, что поможет ему в ориентировке. Сначала, чередуя подачу звуков из двух источников, идущих из противоположных направлений (спереди — сзади или справа — слева), вы показываете ребенку направление и действуете его рукой. Произносите ему слова: спереди, сзади, справа, слева. Постепенно требуйте от ребенка, чтобы он сам определял, откуда идет звук. Для запоминания можно использовать таблички с этими словами.

       Если ребенок не будет посещать  детский сад, вам следует через  некоторое время проверить состояние  его слуха. В связи с общим  развитием ребенка и в результате  специальных упражнений, под влиянием развивающейся самостоятельной речи, состояние его слуха может несколько измениться в лучшую сторону. Бывает, что ребенок, который ранее определялся как глухой с остатками слуха, теперь классифицируется как слабослышащий. Проконсультируйтесь со специалистами. Быть может, вашему ребенку можно подобрать слуховой аппарат.

       В настоящее время в нашей  стране и за рубежом созданы  и продаются приборы, позволяющие  неслышащим людям воспринимать  звуки, недоступные “голому”  уху, т. е. уху, не вооруженному специальным аппаратом, а также воспринимать и различать звуки пальцами, грудной клеткой, ключицами и т. п. Такие приборы успешно применяются и в обучении дошкольников. Специальные исследования ученых и опыт подтверждают, что использование этих технических средств благоприятно сказывается на формировании устной речи, и потому необходимо всемерно поощрять их применение, сделать все возможное, чтобы и ваш ребенок мог ими пользоваться. Однако не следует думать, что только с помощью слуховых и вибраторных приборов глухой ребенок, не владеющий речью, может полноценно усвоить язык. Такое заблуждение мешает многим родителям успешно использовать другие, более эффективные способы обучения, отвлекает от кропотливой и трудоемкой, но ничем не заменимой работы по формированию речи, в которой использованию приборов должна быть отведена определенная вспомогательная роль.

       Не переоценивайте возможности  глухого ребенка, имеющего остатки  слуха, но используйте самые  малые остатки слуха, уделяйте  внимание упражнениям на развитие слухового восприятия даже тогда, когда вам покажется, что у ребенка совсем нет слуха. Ваша помощь должна быть направлена на то, чтобы научить ребенка реагировать на слуховые раздражения. Она будет успешно осуществлена, если вы, систематически работая с ребенком, будете использовать рекомендуемые вам игры-упражнения.

       Вы провели занятие не только  на развитие внимания, на развитие  действий по подражанию, упражнение  на сопоставление предметов, вы, кроме того, преподали ребенку  урок поведения за столом.

       Это будет и обучением ребенка игре. Усвоив отдельные приемы, ребенок будет сам играть в эти игры. Играя с ним в одни и те же игрушки, старайтесь их использовать по-разному. Сегодня вы одевали куклу и водили ее гулять. Завтра кормите и укладывайте ее спать. Купайте куклу. Стирайте ее одежду. Это и будет подготовка ребенка к самостоятельной ролевой игре.

       Уяснив смысл игр такого рода  и характер их проведения с  неслышащим ребенком, сможете позаимствовать  темы для игр из пособий  для слышащих детей, исключая  те из них, которые рассчитаны на использование слуха. Об игре глухого ребенка прочитайте книгу.

     Игры  такого рода – незаменимое средство в развитии разговорной речи, в  закреплении обиходного словаря. Не упускайте такую возможность. Хочется  предупредить: не подчиняйте игру обучению словам. В данном случае речи должна быть отведена второстепенная роль. В первый раз новую игру вообще проводите без речи, только на основе показа. Когда ребенку понравится игра, когда он заинтересуется ею, тогда, воспользовавшись этим, включите соответствующие слова, о смысле которых ребенок уже сможет догадаться по ходу игры. Скажем, если ребенок посадил куклу за стол, то он легко поймет ваше обращение: «Покорми куклу». Помните, слова эти не помогают ему понять игру; напротив, игра в данном случае должна помочь уяснить смысл слов. Поэтому не поясняйте игру словами, а лишь используйте ее для уточнения значения и закрепления усвоенного словаря.

       Огромное значение для развития  ребенка имеет физическое воспитание  вообще и развитие его движений в частности. У глухих детей, вследствие немоты, иногда недостаточно развиты легкие. Если глухота наступила в результате мозгового заболевания, у ребенка могут быть отдельные движения недостаточно координированными (согласованными). Они плохо, медленно начинают ориентироваться в пространстве; у них вырабатывается шаткая походка, порой они хуже сохраняют равновесие. Иногда, не слыша себя, глухие шаркают ногами при ходьбе, шумно закрывают дверь, шумно едят, стучат ложкой о тарелку, чашку. Наблюдаются и другие неприятные проявления, связанные с отсутствием слухового контроля. Наряду с этим мы отметили случаи хорошего физического развития детей, когда этому уделялось специальное внимание. Как показал опыт, в детских садах глухих, где ведется работа по физическому воспитанию, дети ходят бесшумно, и осанка у них красивая, и дыхание становится правильным. Эти качества воспитываются. Все это результат специальный работы по развитию движений у детей.

       У нормально развивающегося ребенка  дошкольного возраста огромная потребность в движении, и необходимо разумно использовать эту потребность для его физического и речевого развития. Физическому развитию ребенка уделяют много внимания в детском саду. Но и вы, познакомившись с элементарными правилами физического воспитания, сможете заполнить досуг ребенка интересными и полезными занятиями по развитию его движений. В упражнения на подражание включайте и упражнения на развитие движений. Их можно использовать во время утренней зарядки, на прогулке, в перерывах между двумя занятиями. Речь идет о развитии самых простых, основных движений – ходьбы, бега, прыжков, метания, равновесия, движения рук, пальцев.

       Так как ребенок вынужден сравнительно  много заниматься и в связи  с этим больше сидеть, не забывайте  следить за его правильной осанкой, когда он сидит за столом. Ноги его должны устойчиво стоять на полу, поясница – опираться о спинку стула, локти – лежать на столе. Не допускайте, чтобы ребенок горбился. Плечи не должны быть приподняты, а слегка опущены. Избегайте длительного пребывания его в одной позе и длительных однообразных движений (например, дактилирования). Это утомляет ребенка. Чередуйте спокойные игры с подвижными: ходьбой, бегом, прыганьем, игрой в мяч.

       Разговаривая с ребенком устно,  не заставляйте его запрокидывать голову, чтобы видеть ваше лицо, наклоняйтесь к нему. При дактилировании руку держите на уровне его глаз.

       У неговорящего или малоговорящего  ребенка недостаточно развито  дыхание, специальные физические  упражнения увеличивают емкость  легких. Необходимо ежедневно использовать подвижные игры на прогулке. Это послужит вашей основной задаче – закалить ребенка, способствовать его физическому развитию. Зимой учите его скользить по ледяным дорожкам. Это поможет ему в дальнейшем бегать на коньках, ходить на лыжах, ездить на двухколесном велосипеде.

     Если  организуете игры с ребенком на воздухе, во дворе, в парке, вовлекайте в игру других детей; это поможет ему  в общении со слышащими, приучит  к правильному поведению в  коллективе детей и, наконец, избавит  его от ненужного “вышагивания”, в которое иногда превращается обязательная прогулка со взрослыми. В подвижной игре вы можете воспитать в ребенке и такие качества, как ловкость, сообразительность, дисциплинированность и умение подражать.

     Приучайте ребенка и в игре не действовать без словесного сигнала. На короткое время периодически задерживайте подачу сигнала (например, “беги”, “лови” и т. д.), чтобы развивать у ребенка выдержку. Показ отдельных движений (или исправление неправильностей) делайте до игры или после, но только не в ходе самой игры, чтобы не снижать интерес ребенка к игре.

       Можно использовать одни и  те же игры, варьируя их. Новый  вариант игры повышает интерес,  помогает закрепить навыки и  усваивается легче, чем совершенно  новая игра. Усвоив некоторые  игры, вы в дальнейшем будете обновлять и пополнять их, пользуясь пособиями для слышащих дошкольников. Вот некоторые движения, которым можете и должны сами обучить ребенка.

Информация о работе Развитие речи у слабослышащих детей на внеклассном обучение