Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2011 в 10:58, курсовая работа
Обучение произношению глухого ребенка – специфическая и сложная задача. Она требует не только знаний, но и высокого педагогического мастерства. Вместе с тем в сложном процессе формирования словесной речи обучение произношению далеко не самое главное. Это скорее техническая сторона процесса обучения, который связан с использованием слова как средства общения с окружающими людьми.
На одном занятии нужно
Звук, слог Дата Что получилось
а— па просто открыл рот
о—по произнес верно
В соответствующей графе
На следующий день повторите упражнения, закрепите звуки, которые получились, в слогах. Попробуйте так же на основе подражания вызвать и другие звуки в той последовательности, которая указана выше. Не забывайте, что это еще не специальное обучение произношению того или иного звука, это попытки вызвать звук без особых усилий и применения специальных приемов их постановки и отработки каждого звука. Вы используете лишь легкоуловимые внешние признаки, скажем, привлекаете внимание ребенка к тому, что при произнесении звука а язык лежит плашмя, что при у губы вытянуты в трубочку, при т кончик языка упирается в нёбо и при произнесении ощущается толчок воздуха, и т. д.
После того как вы проведете с ребенком так называемую пробу, т. е. попытаетесь вызвать у него по подражанию все перечисленные выше звуки, сделайте перерыв, закрепите те из них, которые появились у него, а спустя некоторое время снова повторите пробы. То, что не получилось на первых занятиях, может получиться на следующих. Здесь необходимо предупредить вас: если ребенок не сумел быстро и без затруднений воспроизвести звук, не заставляйте его, не старайтесь, чтобы он произнес его на этом этапе. Работа над каждым звуком – дело будущего, а в данный момент вы можете вызвать у ребенка отрицательное отношение к подобным занятиям. Специальная постановка звука требует профессионального умения, поэтому не задерживайтесь на звуках, которые не даются ребенку.
Несомненно, что в результате всех используемых подражательных, дыхательных упражнений, упражнений в связи с развитием голоса, осуществлением проб у ребенка появятся некоторые звуки. Они должны стать основой для формирования произношения.
Для развития произношения вы должны учить ребенка одну-две секунды дуть на легкий предмет. Упражнения в игровой форме нужно выполнять ежедневно. Для детей 4–5 лет длительность дутья и упражнения можно увеличить до 3–4 сек с перерывами до 5 минут. Дуть в общей сложности не более 3–5 минут.
Длительно, на одном выдохе произносить звуки а, о, у, затем и слоги с этими звуками, например: па, по, пу; та, то, ту. Знать слова: дуй, вдох, выдох. По подражанию выполнять различные видимые движения речевых органов: высовывать язык, облизывать им губы (круговыми движениями); выгибать язык, держать его кончик за нижними зубами, растягивать губы; открывать рот широко и нешироко.
По подражанию, глядя в зеркало, научите произносить и пользоваться в общении словами: о (холодно), у (уши), па (папа), on (лоб), эп (хлеб), по (спасибо), am (кровать), от (лодка), ут (утка), пу (булка), упа (упал), упи (кубики), эт (нет), та (да), то (дождь), ту (туалет), ма (мяч, мама), мо (молоко), том (дом), тота (тетя), поти (ботинки), пальто, пант (бант), фе (конфета), ва (кровать), ова (корова) и др. Обращаясь к ребенку, вы должны произносить эти слова полностью, а ребенок может произнести их лепетно, в виде отдельных звуков и слогов. При этом обязательно следите, чтобы звук, слог, который ребенок временно употребляет вместо слова, непременно входил в состав этого слова. Не используйте лепетных слов слышащего ребенка, как оп-оп (мяч), му (корова), используйте только те звуки, которые произносит ваш ребенок, например а или ма вместо слова мяч и т. д. По мере усвоения звуков, из этих “осколков” получится слово. Дактильная речь помогает в обучении произношению. Все слова, которые ребенок понимает и может самостоятельно сказать дактильно, можно попросить его произнести, как только он усвоит основные звуки, входящие в состав этого слова.
Что такое основные звуки? Предлагаемая ниже схема поможет вам узнать, какие звуки ребенок должен усвоить в первую очередь. Это и есть так называемые основные звуки. Их ребенок должен временно использовать в качестве заменителей. Смысл этой системы обучения произношению заключается в том, что более сложные звуки речи ребенок должен временно заменять более доступными ему, но сходными по артикуляции. Например, основной звук с заменяет звуки ч, ш и ц; звук к — звуки г, х и т. д. (см. рис. 16). Если ребенок будет правильно, внятно произносить основные звуки, то, несмотря на большое количество звуков-заменителей, речь его будет понятна окружающим.
Постепенно с усвоением остальных звуков произношение ребенка будет все уточняться. Но для того чтобы оно было внятным, вы должны внимательно следить за заменой одних звуков другими, строго в соответствии с данной вам схемой. Иначе возникнет серьезная помеха в совершенствовании произношения. В первом круге схемы даны основные звуки, во втором и третьем – звуки, которые они заменяют. В соответствии с такими заменами ребенок может вначале говорить – “лупаска” (рубашка), но не “тупатка”, может сказать – “супы” (зубы), но недопустимо – “тупы” и т. д. Исправить укрепившееся неправильное произношение звука порой гораздо труднее, чем его поставить. В то же время то, что предлагается в качестве замены, не таит в себе никакой опасности .
Следите за тем, чтобы ребенок отраженно повторял обращенную к нему речь. Для обучения ребенка произношению необходимо руководствоваться следующими правилами.
Не добивайтесь сразу
Появившийся у ребенка звук сразу соединяйте с дактилыным знаком и буквой; закрепите его в слове. Дайте малышу знакомое слово с этим звуком, пусть он его прочитает.
Работая над звуком, не забывайте
использовать остатки слуха
Систематически сочетайте
Не требуйте от ребенка
Как только ребенок сможет произносить правильно слово (вначале это может быть одно-два слова), постарайтесь, чтобы он употреблял его в быту как можно чаще. Сосредоточьте на этом свое внимание. Если для этого не представляется возможность в естественных условиях общения, организуйте для этого специальную игру.
Следите за слитным
Следите за правильным ударением в словах. Ударный слог нужно выделять не громким произнесением его, а длительным произношением гласного звука в этом слоге (даай, положиии).
Старайтесь, чтобы ребенок мог
почаще и побольше ощупывать
положение ваших речевых
Не стесняйтесь его
Следите за успехами вашего
ребенка, ведите учет
Закреплять
звуки, усвоенные ребенком на занятиях,
вы должны постоянно: общаясь с ребенком
в быту, а также используя различные игры
и упражнения. Для закрепления у ребенка
звуков можно провести игры-упражнения.
Рекомендуем вам наиболее доступные для
детей игры.
“Кубик”
Возьмите кубики и на каждую сторону наклейте
слоги, состоящие из усвоенных ребенком
звуков (рис. 17). Подбрасывайте кубик, и
ребенок должен громко прочитать слог,
который окажется на верху кубика. Постепенно
усложняя игру, можно наклеить на стороны
кубика целые слова, а затем и изображения
известных ребенку предметов, которые
он должен будет назвать.
“Вертолина”
Эту игру можно самим
Так же изготовьте два-три круга со слогами, где, наоборот, разные согласные сочетаются с одним гласным: па, та, ка, СА,, круг, где чередуются звонкие и глухие слоги: па-ба, та-да, са-за, ка-га и т. д. Приготовьте круг, где один звук встречается в разных словах: лопата, кукла, лук, лампа, молоток.
Одним словом, в соответствии
с программой обучения произношению
вы используете “Вертолину”, помещая
в нее слоги и слова, включающие изучаемый
звук.
“Чудесный
мешочек”
Вложив в нарядный, приготовленный
вами мешочек предметы, названия
которых ребенок знает, вы
Предлагаемые игры удобны тем, что, усвоив их, вы сможете варьировать каждую из них в зависимости от поставленной цели и содержания материала, который вы хотите закрепить. Усвоив принцип проведения, вы сможете для этой цели приспособить многие из игр, описанных в пособиях для детских садов как для глухих, так и слышащих детей.
Для улучшения произношения
Вы не в силах вернуть ребенку
слух, но можно и должно научить
его с помощью специальных
упражнений пользоваться
Информация о работе Развитие речи у слабослышащих детей на внеклассном обучение