Развитие речи у слабослышащих детей на внеклассном обучение

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2011 в 10:58, курсовая работа

Описание работы

Обучение произношению глухого ребенка – специфическая и сложная задача. Она требует не только знаний, но и высокого педагогического мастерства. Вместе с тем в сложном процессе формирования словесной речи обучение произношению далеко не самое главное. Это скорее техническая сторона процесса обучения, который связан с использованием слова как средства общения с окружающими людьми.

Работа содержит 1 файл

об-ние произн-нию глухих и слаб-щих детей дом-го восп-ния.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

       На одном занятии нужно проработать  не более 3–4 звуков. Теперь  приготовьте тетрадь, разграфите  ее по следующей схеме:

     Звук, слог Дата Что получилось

     а—  па   просто открыл рот

     о—по   произнес верно

       В соответствующей графе записывайте,  как идет усвоение того или  иного звука. Данную схему примите  за образец. Старайтесь проводить  занятия непринужденно. Это очень  важно. Проделав два-три привычных упражнения на подражание, произносите слоги па, па, па. Если ребенок, подражая, сделает такие же движения губами, а звук не получится, поднесите руку ребенка к своей гортани, к груди, ребенок ощутит вибрацию гортани и груди. Вновь повторите слог. Вот зазвучал голос ребенка, нечто похожее на а, но нет звука п. Поднесите ватку или полоску бумаги к своим губам. От дуновения при произношении слога па она будет шевелиться (отскакивать). Приложите руку ребенка тыльной стороной к своим губам в момент произнесения слога. Теперь проделайте такие же упражнения со слогами по, пу. По нескольку раз повторяйте, призывая ребенка подражать вам. Если получится звучание какого-либо из этих звуков, закрепите его, пусть ребенок несколько раз повторит, одновременно свяжите звук с соответствующим дактильным знаком.

       На следующий день повторите  упражнения, закрепите звуки, которые  получились, в слогах. Попробуйте  так же на основе подражания  вызвать и другие звуки в  той последовательности, которая  указана выше. Не забывайте, что это еще не специальное обучение произношению того или иного звука, это попытки вызвать звук без особых усилий и применения специальных приемов их постановки и отработки каждого звука. Вы используете лишь легкоуловимые внешние признаки, скажем, привлекаете внимание ребенка к тому, что при произнесении звука а язык лежит плашмя, что при у губы вытянуты в трубочку, при т кончик языка упирается в нёбо и при произнесении ощущается толчок воздуха, и т. д.

       После того как вы проведете с ребенком так называемую пробу, т. е. попытаетесь вызвать у него по подражанию все перечисленные выше звуки, сделайте перерыв, закрепите те из них, которые появились у него, а спустя некоторое время снова повторите пробы. То, что не получилось на первых занятиях, может получиться на следующих. Здесь необходимо предупредить вас: если ребенок не сумел быстро и без затруднений воспроизвести звук, не заставляйте его, не старайтесь, чтобы он произнес его на этом этапе. Работа над каждым звуком – дело будущего, а в данный момент вы можете вызвать у ребенка отрицательное отношение к подобным занятиям. Специальная постановка звука требует профессионального умения, поэтому не задерживайтесь на звуках, которые не даются ребенку.

       Несомненно, что в результате  всех используемых подражательных, дыхательных упражнений, упражнений в связи с развитием голоса, осуществлением проб у ребенка появятся некоторые звуки. Они должны стать основой для формирования произношения.

       Для развития произношения вы  должны учить ребенка одну-две секунды дуть на легкий предмет. Упражнения в игровой форме нужно выполнять ежедневно. Для детей 4–5 лет длительность дутья и упражнения можно увеличить до 3–4 сек с перерывами до 5 минут. Дуть в общей сложности не более 3–5 минут.

       Длительно, на одном выдохе произносить звуки а, о, у, затем и слоги с этими звуками, например: па, по, пу; та, то, ту. Знать слова: дуй, вдох, выдох. По подражанию выполнять различные видимые движения речевых органов: высовывать язык, облизывать им губы (круговыми движениями); выгибать язык, держать его кончик за нижними зубами, растягивать губы; открывать рот широко и нешироко.

     По  подражанию, глядя в зеркало, научите  произносить и пользоваться в  общении словами: о (холодно), у (уши), па (папа), on (лоб), эп (хлеб), по (спасибо), am (кровать), от (лодка), ут (утка), пу (булка), упа (упал), упи (кубики), эт (нет), та (да), то (дождь), ту (туалет), ма (мяч, мама), мо (молоко), том (дом), тота (тетя), поти (ботинки), пальто, пант (бант), фе (конфета), ва (кровать), ова (корова) и др. Обращаясь к ребенку, вы должны произносить эти слова полностью, а ребенок может произнести их лепетно, в виде отдельных звуков и слогов. При этом обязательно следите, чтобы звук, слог, который ребенок временно употребляет вместо слова, непременно входил в состав этого слова. Не используйте лепетных слов слышащего ребенка, как оп-оп (мяч), му (корова), используйте только те звуки, которые произносит ваш ребенок, например а или ма вместо слова мяч и т. д. По мере усвоения звуков, из этих “осколков” получится слово. Дактильная речь помогает в обучении произношению. Все слова, которые ребенок понимает и может самостоятельно сказать дактильно, можно попросить его произнести, как только он усвоит основные звуки, входящие в состав этого слова.

       Что такое основные звуки? Предлагаемая ниже схема поможет вам узнать, какие звуки ребенок должен усвоить в первую очередь. Это и есть так называемые основные звуки. Их ребенок должен временно использовать в качестве заменителей. Смысл этой системы обучения произношению заключается в том, что более сложные звуки речи ребенок должен временно заменять более доступными ему, но сходными по артикуляции. Например, основной звук с заменяет звуки ч, ш и ц; звук к — звуки г, х и т. д. (см. рис. 16). Если ребенок будет правильно, внятно произносить основные звуки, то, несмотря на большое количество звуков-заменителей, речь его будет понятна окружающим.

     Постепенно  с усвоением остальных звуков произношение ребенка будет все  уточняться. Но для того чтобы оно  было внятным, вы должны внимательно следить за заменой одних звуков другими, строго в соответствии с данной вам схемой. Иначе возникнет серьезная помеха в совершенствовании произношения. В первом круге схемы даны основные звуки, во втором и третьем – звуки, которые они заменяют. В соответствии с такими заменами ребенок может вначале говорить – “лупаска” (рубашка), но не “тупатка”, может сказать – “супы” (зубы), но недопустимо – “тупы” и т. д. Исправить укрепившееся неправильное произношение звука порой гораздо труднее, чем его поставить. В то же время то, что предлагается в качестве замены, не таит в себе никакой опасности .

     Следите за тем, чтобы ребенок отраженно  повторял обращенную к нему речь.  Для обучения ребенка произношению необходимо руководствоваться следующими правилами.

       Не добивайтесь сразу постановки (вызывания) неподдающегося звука.  Не задерживайтесь на одном  этом звуке, а постепенно, систематическими  упражнениями совершенствуйте качество  его произнесения от занятия  к занятию.

       Появившийся у ребенка звук  сразу соединяйте с дактилыным знаком и буквой; закрепите его в слове. Дайте малышу знакомое слово с этим звуком, пусть он его прочитает.

       Работая над звуком, не забывайте  использовать остатки слуха ребенка  (даже если они невелики). После  прочтения слога или слова громко произнесите у самого уха ребенка слоги и слова с новым звуком.

       Систематически сочетайте произношение  звуков с движениями в ритмических  упражнениях. Внимательно прислушивайтесь  к произношению ребенка. Даже  не зная, как исправить тот  или иной дефект, в случае плохого произношения попросите его повторить сказанное. Это напоминание заставит ребенка постараться восстановить знакомые ему ощущения правильного произнесения и самому исправить ошибку. Кроме того, если вы будете следовать данному правилу постоянно, это приучит ребенка к тому, что надо всегда стараться говорить хорошо.

       Не требуйте от ребенка самостоятельного  употребления в быту устного  слова до тех пор, пока он  не будет его правильно произносить  в пределах допустимых замен  звуков.

     Как только ребенок сможет произносить правильно слово (вначале это может быть одно-два слова), постарайтесь, чтобы он употреблял его в быту как можно чаще. Сосредоточьте на этом свое внимание. Если для этого не представляется возможность в естественных условиях общения, организуйте для этого специальную игру.

       Следите за слитным произношением  слов. Если темп дактильной речи  ребенка отстает от темпа его  произношения (даже в пределах  одного слова), не разрешайте ему  говорить и дактилировать одновременно. В этом случае ограничивайте ребенка произнесением только хорошо усвоенных слов, которые он в состоянии сказать без сопутствующего дактилирования. Если он забыл какое-то слово, пусть скажет (вспомнит) сначала в дактилыной форме, а потом повторит устно.

       Следите за правильным ударением в словах. Ударный слог нужно выделять не громким произнесением его, а длительным произношением гласного звука в этом слоге (даай, положиии).

       Старайтесь, чтобы ребенок мог  почаще и побольше ощупывать  положение ваших речевых органов  при произнесении звуков. В результате ребенок хорошо может воспринять разницу в произношении звуков а и у или ощутить пальцем вибрацию кончика языка при произнесении р и т. п. Все это поможет ему в усвоении звуков.

       Не стесняйтесь его произношения  перед посторонними людьми. Речь ребенка – это ваша гордость (особенно, если вы принимали активное участие в ее формировании), это победа воли, настойчивости, трудолюбия.

       Следите за успехами вашего  ребенка, ведите учет усвоенных  им звуков и слов, которые он  может произносить в общении  с вами.   Приготовьте альбом  с картинками, он вам поможет  в работе по закреплению этих  слов и обиходных выражений.

     Закреплять  звуки, усвоенные ребенком на занятиях, вы должны постоянно: общаясь с ребенком в быту, а также используя различные игры и упражнения. Для закрепления у ребенка звуков можно провести игры-упражнения. Рекомендуем вам наиболее доступные для детей игры. 

     “Кубик” 

       Возьмите кубики и на каждую сторону наклейте слоги, состоящие из усвоенных ребенком звуков (рис. 17). Подбрасывайте кубик, и ребенок должен громко прочитать слог, который окажется на верху кубика. Постепенно усложняя игру, можно наклеить на стороны кубика целые слова, а затем и изображения известных ребенку предметов, которые он должен будет назвать. 

     “Вертолина” 

       Эту игру можно самим изготовить  или использовать имеющуюся в  продаже игру “Вертолина”. На  секторы вращающегося круга поместите  слоги, слова, картинки. Подбирайте в каждом случае такие, которые содержат звуки, уже поставленные и подлежащие закреплению. Когда вращающийся круг остановится, ребенок читает или называет слово, на которое указывает стрелка. Заготовьте сами разнообразные круги для “Вертолины”, включающие сочетания одного согласного звука с различными гласными. Каждый слог располагается на одном из пяти секторов круга, например па, по, пу, пи, пэ или са, со, су, си, сэ.

     Так же изготовьте два-три круга со слогами, где, наоборот, разные согласные сочетаются с одним гласным: па, та, ка, СА,, круг, где чередуются звонкие и глухие слоги: па-ба, та-да, са-за, ка-га и т. д. Приготовьте круг, где один звук встречается в разных словах: лопата, кукла, лук, лампа, молоток.

       Одним словом, в соответствии  с программой обучения произношению вы используете “Вертолину”, помещая в нее слоги и слова, включающие изучаемый звук. 

     “Чудесный мешочек” 

       Вложив в нарядный, приготовленный  вами мешочек предметы, названия  которых ребенок знает, вы используете  эту игру для закрепления произношения слов, а также для закрепления слов в дактильной форме. Достав наощупь из мешочка игрушку, ребенок называет ее. Ставя перед собой цель закрепить произношение того или иного звука, вы подбираете предметы, названия которых включают звук, над которым вы работаете с ребенком. Для этой же цели используйте описанные выше игры “Что изменилось” и “Угадай”.

     Предлагаемые  игры удобны тем, что, усвоив их, вы сможете  варьировать каждую из них в зависимости  от поставленной цели и содержания материала, который вы хотите закрепить. Усвоив принцип проведения, вы сможете для этой цели приспособить многие из игр, описанных в пособиях для детских садов как для глухих, так и слышащих детей.

       Для улучшения произношения очень  важно использовать остатки слуха. Среди глухих детей почти нет таких, у которых не сохранились хотя бы минимальные остатки слуха.

       Вы не в силах вернуть ребенку  слух, но можно и должно научить  его с помощью специальных  упражнений пользоваться имеющимися  у него остатками слуха. Сначала  это будет то, что называется развитием слухового и вибрационного восприятия неречевых звуков — так называемых бытовых шумов: гудков поезда, машины, звонков трамвая, будильника, дверного звонка, шума льющейся воды, стука упавшего предмета. Все это имеет большое практическое значение. Развитие слухового восприятия благоприятно отражается на тембре голоса ребенка, положительно влияет на произношение отдельных звуков. Также полезно развивать и способность ребенка различать вибрацию. При стуке закрывающейся двери, стуке палки об пол и т. д. ребенок обычно больше реагирует на вибрацию, чем различает раздающийся при этом шум. Но в связи с поражением слуха и этот навык очень важен для его ориентации в быту. Установив, какие звуки, шумы ребенок воспринимает, постарайтесь два-три раза в день по две-три минуты упражнять его в их восприятии. Научив различать шумы, переходите к обучению различать на слух пары слов, отличающихся по звучанию.

Информация о работе Развитие речи у слабослышащих детей на внеклассном обучение