Развитие речи у слабослышащих детей на внеклассном обучение

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2011 в 10:58, курсовая работа

Описание работы

Обучение произношению глухого ребенка – специфическая и сложная задача. Она требует не только знаний, но и высокого педагогического мастерства. Вместе с тем в сложном процессе формирования словесной речи обучение произношению далеко не самое главное. Это скорее техническая сторона процесса обучения, который связан с использованием слова как средства общения с окружающими людьми.

Работа содержит 1 файл

об-ние произн-нию глухих и слаб-щих детей дом-го восп-ния.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

Введение

 

       Речь служит средством общения,  связи между людьми, понимания  и выражения мысли, желания,  чувства. Мысли, чувства, желания  могут быть выражены и другим  способом, например, рисунком, жестами  и музыкой. Но только речь, состоящая  из слов, которые в свою очередь складываются из букв (членораздельная речь), позволяет это сделать более точно. Вы уже знаете, что словесная речь может быть выражена в различной форме. Это может быть устное слово, написанное, показанное дактильными или, например, точечными знаками, которыми пишут слепые (брайлевский шрифт), может быть передано азбукой Морзе. Но в какой бы форме ни было передано слово, значение его от этого не меняется. В самом деле, если человек понимает значение слов мир, солнце, то все равно услышит, прочтет ли он эти слова, воспримет ли их с помощью знаков, смысл их будет ему одинаково понятен.

     Однако  из различных форм словесной речи для непосредственного общения  наиболее доступна и удобна человеку устная форма речи. Ее и усваивает  ребенок с первого года жизни и свободно пользуется ею в 4–5 лет.

       Для неслышащего ребенка первичное  усвоение речи в устной форме  оказывается процессом несравненно  более сложным и длительным, чем  усвоение ее в дактильной форме.  Однако, учитывая важность устной  речи для общения с окружающими, глухих обучают и устной речи.

       Что значит обучать устной  речи? Вы уже знаете, что ребенок  ваш не говорит только потому, что он не слышит. Способность  же говорить у него сохранена,  поэтому, привлекая специальные  приемы, средства обучения, его можно этому научить.

     Обучение  устной речи состоит из обучения чтению с губ и произношению. Глухие, получившие специальное обучение, могут  говорить достаточно внятно и хорошо понимать устную речь, читать ее с губ.

       Обучение произношению глухого  ребенка – специфическая и сложная задача. Она требует не только знаний, но и высокого педагогического мастерства. Вместе с тем в сложном процессе формирования словесной речи обучение произношению далеко не самое главное. Это скорее техническая сторона процесса обучения, который связан с использованием слова как средства общения с окружающими людьми.

       Участие родителей в формировании  речи ребенка в большей степени  должно быть использовано для  обучения его пониманию речи, для развития привычки словесного  общения. Дактильная речь будет способствовать более успешному обучению ребенка устной речи.

     Обучать устной речи ребенка необходимо в  специальном детском саду, а в  домашних условиях только при участии  сурдопедагога. Помощь родителей заключается  в том, чтобы закрепить навыки произношения звуков, вызванных специалистом. Как только ребенок научится произносить некоторые звуки, вам необходимо проявлять неизменную требовательность, внимательно заставлять его правильно произносить поставленный звук. Для этого нужно научиться различать дефекты произношения у вашего ребенка.

Обучение  произношению глухих и слабослышащих  детей домашнего  воспитания

 

       Произношение осуществляется с  помощью речевых органов, дыхательного  и голосового аппарата. У ребенка  имеются все возможности произносить звуки, слова, говорить.

     У него нормальный дыхательный аппарат (легкие, бронхи, трахея); голосовой  аппарат (гортань с голосовыми связками, ротовая, носовая, глоточная полости) и, наконец, нормальные речевые органы (язык, губы, мягкое нёбо, нижняя челюсть). Он не говорит только потому, что не слышит.

       Используя зрение, осязание, вибрацию, двигательную чувствительность, уже  развившееся у ребенка умение  сознательно подражать, сохранившиеся  остатки слуха, ребенка можно  научить произносить звуки, слоги,  слова и, наконец, предложения, т. е. обучить говорить. Специальными приемами сурдопедагог будет формировать у ребенка произношение.

       Для того чтобы лучше представить,  как проходит эта работа, пронаблюдайте  на себе. Перед зеркалом произнесите  разные слоги. Вы увидите, как отличается произношение слогов та-па-ла. Произнося слог па, поднесите ко рту ватку или полоску бумаги, вы увидите их колебание. При произнесении слогов та, фа запотевает поверхность зеркала. На коже руки вы можете ощутить толчок выдыхаемого воздуха при произнесении звуков т, п, к, х; почувствовать теплую струю от произнесения звука ш и холодную – при звуке с. Если приложить руку к гортани или к груди, то уловите силу голоса, а при произнесении и ощутите вибрацию темени; точно так же, прикладывая пальцы к носу (при произнесении звука к), к щекам (при звуке - и), к нижней губе (при звуке в), ощутите вибрацию.

       В настоящее время разрабатываются  всевозможные технические средства, которые еще расширят возможности  людей с недостатками слуха  улавливать звучащую речь. В настоящее время создан аппарат видимой речи – ВИР, телефон и другие технические приспособления.

     Обучение  глухого ребенка произношению, быть может, наиболее кропотливый и длительный процесс во всем комплексе формирования его речи, хотя, как вы уже знаете, одно усвоение произношения звуков и даже слов не определяет уровня овладения речью.

       Чтобы добиться внятного произношения, необходимо большое терпение, тщательность, точность, систематичность. Из всех  процессов обучения этот требует  наибольшего профессионального умения. Одного понимания сущности этого процесса еще недостаточно; здесь, более чем в работе над смыслом речи, больше чем в обучении технике чтения и дактилирования, обучающий должен сам овладеть мастерством постановки звука, на опыте одного ребенка это сделать трудно. Поэтому, если ребенок находится в детском саду, основная работа по обучению его произношению происходит там. Если хотите ограничиться домашним воспитанием, то для обучения произношению необходимо пользоваться систематическими консультациями специалиста. Но в обоих случаях нужно знать основы формирования произношения, чтобы принять в этом участие и помочь сурдопедагогу, обучающему ребенка. Эффект усвоения устной речи зависит не только от постановки звуков, которую осуществляет специалист, но и в большей мере от внимания к произношению ребенка в процессе общения с ним.

       Предстоит развивать дыхание  и голос ребенка; совершенствовать  его способность подражать, используя  эту способность, попытаться вызвать  у ребенка некоторые звуки; закрепить уже поставленные; постоянно следить за произношением, за правильным ударением в словах и при необходимости исправлять возникающие дефекты.

       Правильное дыхание имеет огромное  значение для произношения. Помня  об этом, учите ребенка правильно дышать на утренней гимнастике, на прогулке, во время подвижных игр. Но, кроме того, включайте в ежедневные упражнения на занятиях специальные игры для развития дыхания. Большинство из них вы используете одновременно и для развития подражания, но при этом необходимо особенно строго следить за точностью подражания для развития правильного, глубокого дыхания.

     Упражнения  на развитие дыхания начните с  таких подражательных действий, как  дутье на полоски бумаги, ватку. Учите  ребенка дуть без голоса, не сильно, дуть плавно, не раздувая щеки. Вначале проделайте сами, положите на руку ребенка кусочек ватки и дуйте на него, чтобы он почувствовал ваше дыхание на руке. Затем пусть он сам проделает то же, сначала с вашей рукой, затем со своей. Когда ребенок, соблюдая перечисленные условия, будет выполнять это простейшее упражнение, дайте ему более занимательное: мелко нарежьте цветные бумажки, пусть он раздувает их. Сядьте с ним друг против друга за столом и передвигайте дутьем от одного к другому целлулоидный шарик или пустую катушку из-под ниток. Так же учите ребенка передвигать по гладкой поверхности сделанные из бумаги фигурки людей, животных. Для детей старшего возраста можно налить в таз воды и опустить плавающие игрушки. Пусть ребенок дует на них и тем самым передвигает.

       Когда ребенок научится дуть  и у него несколько разовьется  умение правильно дышать, вы присоедините  к дыхательным упражнениям голос,  сочетая дыхательные упражнения  с произнесением слогов. При этом  следует увеличивать количество  слогов на один выдох.

     Как можно вызвать у глухого ребенка  голос? Бывает, что неслышащий ребенок  использует голос, чтобы таким способом привлечь к себе внимание. Иногда голос  у него прорывается случайно, в  связи с каким-нибудь поразившим его событием, в игре. Во всех этих случаях надо не упустить момента, чтобы закрепить умение ребенка сознательно дать голос.

     Вот некоторые из общепринятых приемов. Держа ребенка на коленях, приложите  его руки к своим щекам и  произнесите протяжно мама. Теперь пусть он приложит руки к своим  щекам. Иногда ребенок, подражая вам, сразу дает голос. Проследите, чтобы он при этом не гнусавил. Покажите, что в носу вибрации нет, только в щеках. Но если такой дефект появится, чтобы не закрепить его, избегайте на первых порах произносить звук м и слоги с ним. Более безопасен в этом отношении слог па, хотя с ним дети реже дают голос да и произносят его беззвучно.

       Попробуйте, сделав у уха ребенка  рупор из его рук, протяжно  произнести слоги: па, ва, та. Так  ребенок может откликнуться голосом.  Сделайте трубку из картона. Подуйте сами в нее и дайте ему подуть. При громком произнесении слогов приложите его руки к своей гортани, груди. Пусть ребенок при этом ощущает не только вибрацию гортани, но, положив руку на нее, почувствует, что и она дрожит.

       Для вызывания голоса существуют и такие приемы: укачивайте куклу, громко напевая а-а-а, и пусть ребенок, подражая, делает то же; прицеливаясь из игрушечного ружья, громко и выразительно говорите паф; двигая по столу паровоз (поезд), протяжно произносите у-у-у, двигая лошадку, произносите о-о-о (это но, в котором звук н просто не виден).

     Во  всех этих случаях руки ребенка прикладывайте  к своей гортани, чтобы зрительное восприятие произношения подкрепить ощущением  вибрации. С появлением голоса и  развитием самого элементарного навыка правильного дыхания упражнения на развитие голоса выполняйте одновременно с развитием дыхания. Учите ребенка на одном дыхании с голосом произносить гласные, например а, о, у. Еще лучше произносить их в слогах: мааааа, пу, му и т. д., в зависимости от того, какие звуки уже появились у ребенка.

       Чередуйте произнесение слогов  с долгими и короткими гласными. Используйте такой элементарный  прием. Пока ребенок “тянет”  гласную – аааа в слоге па, разматывайте клубочек ниток,  чтобы ребенок мог видеть все увеличивающуюся длину нитки. Кончил тянуть – остановитесь. Теперь быстро меняйте задание: сматывайте нитку в клубок, побуждая ребенка в такт произносить слоги часто и кратко па, па, па, па.

     Это забавляет малыша. Чтобы ребенок  лучше понял задание, проделайте упражнение сами или выполните его с кем-нибудь. Эти упражнения нужно проделывать перед зеркалом, чтобы ребенок видел свое и ваше отражение.

     Если  в процессе занятий у ребенка  появится какой-либо звук, слог (что  часто бывает), похвалите его за удачу. Тут же постарайтесь, чтобы он повторил его. Закрепите звук, связав его с соответствующим дактильным знаком. Например, получился слог па или сочетание папа. Покажите фотографию отца и подпись к ней. Пусть снова повторит для того, чтобы установить связь образа со словом.

       Чем точнее ребенок научится  подражать движениям речевых  органов, тем успешнее он будет  усваивать и устную речь. Упражнения  нужно выполнять ежедневно, и,  переходя к новым движениям  на подражание, не забывайте периодически  возвращаться к прежним, повторять, их. Используйте для подражательных дыхательных и голосовых упражнений произношение таких легкоразличимых на зрение согласных звуков, как п, т, в, ф, л, в сочетании с гласными а, о, у, и, э. Но знайте, что это еще не постановка звуков, это лишь подготовительные упражнения.

       Итак, выполнив с ребенком упражнения  на подражание артикуляции, развитие  дыхания, голоса, вы обнаружили, что  некоторые звуки возникают у  него непроизвольно и как бы  независимо от цели упражнения. На первых порах этих “случайных”, “неожиданных” звуков вполне достаточно, чтобы дать ребенку представление о звуке и даже о его эмоциональной выразительности. Но не ограничивайтесь этим. Постепенно вам следует перейти к решению выдвинутой перед вами специальной задачи: попробовать преднамеренно, последовательно на основе подражания вызывать у ребенка некоторые звуки.

       Приступая к этому, прочитайте  рекомендуемую вам литературу. Полезным  окажется и предварительное чтение  данного пособия. Перед занятием  проверьте в зеркале собственную артикуляцию и проследите, чтобы она была правильная, четкая и выразительная и точно соответствовала внешним признакам произнесения данных звуков.

Информация о работе Развитие речи у слабослышащих детей на внеклассном обучение