Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2011 в 10:58, курсовая работа
Обучение произношению глухого ребенка – специфическая и сложная задача. Она требует не только знаний, но и высокого педагогического мастерства. Вместе с тем в сложном процессе формирования словесной речи обучение произношению далеко не самое главное. Это скорее техническая сторона процесса обучения, который связан с использованием слова как средства общения с окружающими людьми.
Речь служит средством общения,
Однако из различных форм словесной речи для непосредственного общения наиболее доступна и удобна человеку устная форма речи. Ее и усваивает ребенок с первого года жизни и свободно пользуется ею в 4–5 лет.
Для неслышащего ребенка
Что значит обучать устной
речи? Вы уже знаете, что ребенок
ваш не говорит только потому,
что он не слышит. Способность
же говорить у него сохранена,
поэтому, привлекая
Обучение устной речи состоит из обучения чтению с губ и произношению. Глухие, получившие специальное обучение, могут говорить достаточно внятно и хорошо понимать устную речь, читать ее с губ.
Обучение произношению глухого ребенка – специфическая и сложная задача. Она требует не только знаний, но и высокого педагогического мастерства. Вместе с тем в сложном процессе формирования словесной речи обучение произношению далеко не самое главное. Это скорее техническая сторона процесса обучения, который связан с использованием слова как средства общения с окружающими людьми.
Участие родителей в
Обучать устной речи ребенка необходимо в специальном детском саду, а в домашних условиях только при участии сурдопедагога. Помощь родителей заключается в том, чтобы закрепить навыки произношения звуков, вызванных специалистом. Как только ребенок научится произносить некоторые звуки, вам необходимо проявлять неизменную требовательность, внимательно заставлять его правильно произносить поставленный звук. Для этого нужно научиться различать дефекты произношения у вашего ребенка.
Произношение осуществляется с
помощью речевых органов,
У него нормальный дыхательный аппарат (легкие, бронхи, трахея); голосовой аппарат (гортань с голосовыми связками, ротовая, носовая, глоточная полости) и, наконец, нормальные речевые органы (язык, губы, мягкое нёбо, нижняя челюсть). Он не говорит только потому, что не слышит.
Используя зрение, осязание, вибрацию,
двигательную чувствительность, уже
развившееся у ребенка умение
сознательно подражать,
Для того чтобы лучше
В настоящее время
Обучение глухого ребенка произношению, быть может, наиболее кропотливый и длительный процесс во всем комплексе формирования его речи, хотя, как вы уже знаете, одно усвоение произношения звуков и даже слов не определяет уровня овладения речью.
Чтобы добиться внятного
Предстоит развивать дыхание
и голос ребенка;
Правильное дыхание имеет
Упражнения на развитие дыхания начните с таких подражательных действий, как дутье на полоски бумаги, ватку. Учите ребенка дуть без голоса, не сильно, дуть плавно, не раздувая щеки. Вначале проделайте сами, положите на руку ребенка кусочек ватки и дуйте на него, чтобы он почувствовал ваше дыхание на руке. Затем пусть он сам проделает то же, сначала с вашей рукой, затем со своей. Когда ребенок, соблюдая перечисленные условия, будет выполнять это простейшее упражнение, дайте ему более занимательное: мелко нарежьте цветные бумажки, пусть он раздувает их. Сядьте с ним друг против друга за столом и передвигайте дутьем от одного к другому целлулоидный шарик или пустую катушку из-под ниток. Так же учите ребенка передвигать по гладкой поверхности сделанные из бумаги фигурки людей, животных. Для детей старшего возраста можно налить в таз воды и опустить плавающие игрушки. Пусть ребенок дует на них и тем самым передвигает.
Когда ребенок научится дуть
и у него несколько разовьется
умение правильно дышать, вы присоедините
к дыхательным упражнениям
Как
можно вызвать у глухого
Вот некоторые из общепринятых приемов. Держа ребенка на коленях, приложите его руки к своим щекам и произнесите протяжно мама. Теперь пусть он приложит руки к своим щекам. Иногда ребенок, подражая вам, сразу дает голос. Проследите, чтобы он при этом не гнусавил. Покажите, что в носу вибрации нет, только в щеках. Но если такой дефект появится, чтобы не закрепить его, избегайте на первых порах произносить звук м и слоги с ним. Более безопасен в этом отношении слог па, хотя с ним дети реже дают голос да и произносят его беззвучно.
Попробуйте, сделав у уха ребенка
рупор из его рук, протяжно
произнести слоги: па, ва, та. Так
ребенок может откликнуться
Для вызывания голоса существуют и такие приемы: укачивайте куклу, громко напевая а-а-а, и пусть ребенок, подражая, делает то же; прицеливаясь из игрушечного ружья, громко и выразительно говорите паф; двигая по столу паровоз (поезд), протяжно произносите у-у-у, двигая лошадку, произносите о-о-о (это но, в котором звук н просто не виден).
Во всех этих случаях руки ребенка прикладывайте к своей гортани, чтобы зрительное восприятие произношения подкрепить ощущением вибрации. С появлением голоса и развитием самого элементарного навыка правильного дыхания упражнения на развитие голоса выполняйте одновременно с развитием дыхания. Учите ребенка на одном дыхании с голосом произносить гласные, например а, о, у. Еще лучше произносить их в слогах: мааааа, пу, му и т. д., в зависимости от того, какие звуки уже появились у ребенка.
Чередуйте произнесение слогов
с долгими и короткими
Это забавляет малыша. Чтобы ребенок лучше понял задание, проделайте упражнение сами или выполните его с кем-нибудь. Эти упражнения нужно проделывать перед зеркалом, чтобы ребенок видел свое и ваше отражение.
Если в процессе занятий у ребенка появится какой-либо звук, слог (что часто бывает), похвалите его за удачу. Тут же постарайтесь, чтобы он повторил его. Закрепите звук, связав его с соответствующим дактильным знаком. Например, получился слог па или сочетание папа. Покажите фотографию отца и подпись к ней. Пусть снова повторит для того, чтобы установить связь образа со словом.
Чем точнее ребенок научится
подражать движениям речевых
органов, тем успешнее он
Итак, выполнив с ребенком
Приступая к этому, прочитайте
рекомендуемую вам литературу. Полезным
окажется и предварительное
Информация о работе Развитие речи у слабослышащих детей на внеклассном обучение