Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:51, контрольная работа
Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе.
1. Развитие речи дошкольников 3
2. Роль в становлении речи детей деятельности общения 6
3. Развитие речи дошкольников в процессе общения со взрослыми 14
Практико-ориентированные задания 20
Список использованной литературы 28
На протяжении всего обучения большое внимание уделять развитию связности речи внутри диалога. В повседневном общении и на обучающих занятиях создавались коммуникативные мотивированные ситуации, которые требовали от детей развернутых сообщений.
Бывает- не бывает
Цель. Побуждать детей вступать в общение со взрослым, рассуждать, аргументировать свое мнение, налаживать эмоционально-практическое общение со сверстниками, побуждать к играм со словами, звуками, рифмами. Развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат.
Материал. Картинки: игрушки - слон, зебра, детские туфельки, тельняшка.
Содержание
Часть первая. Воспитатель (расставляя с помощью детей стулья полукругом). Пожалуйста, рассаживайтесь. Я вам прочту смешные стихи из английской народной поэзии.
Я видел озеро в огне,
Собаку в брюках на коне.
На доме шляпу вместо крыши,
Котов, которых ловят мыши.
Я видел утку и лису,
Что пироги пекли в лесу,
Как медвежонок туфли
Мерил
И как дурак всему поверил!
Скажите, почему поэт назвал дураками тех, кто всему поверил? Чего не мог мальчик видеть? Почему? (Ответы. Разумеется, педагог серьезно не «разбирает» каждую путаницу. Дети говорят только о том, что сами подметили.)
Вот второе стихотворение.
Даю вам честное слово:
Вчера в половине шестого
Я встретил двух свинок
Без шляп и ботинок.
Даю вам честное слово!
Бывает ли так на самом деле? А такой факт мог произойти? 0 нем нам рассказал поэт Гиви Чичинадзе.
Слон шагает по дороге.
Отчего он босоног?
На свои большие ноги
Он сапог
Найти не мог!
Почему вы думаете, что не мог? (Ответы.)
Сейчас мы с вами разыграем игру, изображая слонов и зебр. Слоны обычно трубят вот так: ы-ыы, а зебры ржут: и-ии.
Сейчас вы изобразите слонов. Шагаем тяжело и трубим: ы-ыы. А теперь мы как будто бы зебры. Зебры обычно ретиво скачут и ржут: и-ии. (Игра повторяется 3-4 раза.)
Часть вторая. Воспитатель. Послушайте смешную 'Загадку.
Иголки лежали, лежали,
Да под стол убежали.
Могли убежать иголки под стол? (Ответы.)
Кто это весь в иголках? Правильно, ежик.
А какие у ежа иголки? Конечно, острые.
А вот это стихотворение про слона написал
Самуил Яковлевич Маршак. Слушаем!
Дали туфельку слону.
Взял он туфельку одну
И сказал:
- Нужны пошире,
И не две, а все четыре!
Хотите разыграть такую сценку? Кто исполнит роль слона?
Игра-драматизация по стихотворению «Слон» разыгрывается 2-3 раза.
Отгадай загадку
Цель. Побуждать детей поддерживать общение с воспитателем; составлять небольшие описания по картинке; вступать в игровое взаимодействие со сверстниками. Закрепить знание глаголов, образованных от звукоподражательных слов: кукарекает, чирикает, пищит, гогочет, крякает; существительных, обозначающих наименования детенышей: утята, гусята, воробьята. Развивать речевое внимание, фонематический слух, речевое дыхание.
Материал. Картинки, изображающие петушка, гуся, утку, воробья; круглый карандаш.
Содержание
Часть первая. Воспитатель (внося в группу кузовок с картинками). Я вам что-то принесла в кузовке. Прочту загадку, а вы догадайтесь: кто это?
Встает на заре,
Поет во дворе,
На голове гребешок.
Кто же это?
Конечно, петушок. Как поет петушок? Правильно, ку-ка-ре-ку. (Вынимает из кузовка и выставляет на стенде картинку.) А как называют деток петушка? (Ответы.) Кто скажет, кукарекают ли цыплята? А что они делают? Правильно, пищат. Вот так: пи-пи-пи. (Если дети самостоятельно не называют слово «пищат», воспитатель подсказывает только начало слова.)
Часть вторая. Воспитатель. Послушайте и скажите, кого характеризует эта загадка.
Шипит, гогочет,
Ущипнуть хочет.
иду, не боюсь.
Кто же это?
Молодцы, конечно, это гусь. Как подает голос гусь? Правильно, га-га-га. (Выставляет на стенде картинку.) Как мы называем деток гуся? Правильно, гусята. Что делают гусята? Правильно, гогочут.
Часть третья. Воспитатель. Кого изображает эта загадка?
Чик-чирик! К зернышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это?
Правильно, воробей. Воробей прыгает с ветки на ветку. Зовет своих деток: чирик-чирик. Кто скажет, что он делает? Правильно, чирикает. А деток воробья как мы называем? Конечно, воробьята.
Сейчас мы с вами поиграем. Договоритесь между собой, кто кого будет изображать. Воробьят, петушков или гусят? Итак, воробьи и воробьята зачирикали, петухи закукарекали, гуси и гусята загоготали. Теперь присядем и отдохнем.
Часть четвертая.
Воспитатель. Послушайте еще одну загадку.
Пестрая крякушка
Ловит лягушек. Это... утка. (Показ картинки.) Как мы называем деток утки? Правильно, утята. Что они делают? Крякают. Утята крякают тихонечко: кря-кря-кря. А их мама утка подает голос громко: кра-кра-кра. Представим себя утками. Поплыли утки и громко крякают: кра-кра-кра» Приплыли утки к берегу. (Дети разыгрывают действие.) А теперь вы как будто утята. Поплыли утята, тихо крякают: кря-кря-кря. Приплыли к берегу. (Упражнение повторяется 3-4 раза.)
Часть пятая.
Воспитатель. Предлагаю вам вместе со мной прочитать стихотворение-путаницу Корнея Ивановича Чуковского. Будете помогать мне. (Стихотворение читается 2 раза.)
Замяукали котята: «Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята, Хрюкать!»
А за ними и утята: «Не желаем больше
крякать! Мы хотим, как лягушата, Квакать!»
Свинки замяукали: Мяу, мяу!
Кошечки захрюкали: Хрю, хрю, хрю!
Уточки заквакали: Ква, ква, ква!
Курочки закрякали: Кря, кря, кря!
Воробышек прискакал
И коровой замычал: Му-у-у!
Теперь поиграем. Я опишу картинку. Ваша задача - догадаться, кого я загадала. Слушайте! Он маленький, серенький, клюет мошек, чирикает: «Чик-чирик!» Итак, кто это? Правильно, воробей. (Аналогично педагог описывает другие картинки. Упражнение повторяется 5-6 раз.)
Телефон
Цель. Побуждать детей вступать в общение со взрослым; поддерживать игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. Закреплять в речи форму повелительного наклонения глагола «лечь» (ляг); развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат.
Материал. Игрушки: заяц, лягушка, рыба, лиса, самоле^ Желательно, чтобы количество игрушек соответствовало числу детей. Картинка, изображающая часы с маятником. Кузовок.
Содержание
Часть первая. Воспитатель (внося в группу кузовок с игрушками. По мере того, как дети отгадывают загадки, игрушки выставляются на стол. Дети и воспитатель повторяют их наименования). Пожалуйста, сядьте. Мы сейчас с вами будем отгадывать загадки. Итак...
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Длинноушка –
Белый бок.
Кто это? Правильно, заяц. По каким приметам вы догадались? (Ответы.) Приложите ручки к ушкам и попрыгайте, как зайки. А вот это кто?
Летом в болоте
Вы ее найдете.
Зеленая квакушка.
Кто это?
Конечно, лягушка. К описанию «в болоте», «зеленая квакушка» какие приметы вы еще можете добавить? (Ответы.) А это кто?
В воде она живет,
Нет клюва, а клюет.
Правильно, рыба. Пожалуйста, дополните, чем еще примечательны рыбы. Правильно, у них есть плавники, рыбки покрыты чешуей. Покажите, как плавают рыбки.
Еще две загадки я вам загадаю. Первая.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут ее... Правильно, лиса.
Вторая загадка.
Летит птица-небылица,
А внутри народ сидит,
Меж собою говорит.
В салоне какой «птицы-не6ылицы» могут сидеть люди? (Ответы.)
Конечно, это самолет. Так, присядем, будто мы отправляемся в полет; заведем мотор и поднимемся в небеса.
Часть вторая. Воспитатель. В кузовке есть еще что-то. Это... (Показ.)
Правильно, часы. Часы приводит в движение маятник. Маятник качается. (Показ.) Поэтому часы ходят. Если маятник остановится, остановятся и часы. Представим себе, что наши язычки - это будто маятники. Откройте пошире рот и поводите язычком между губами. (Показ: упражнение повторяется 3 раза.) -Устал маятник...
Спит будильник.
Спит звонок.
Просыпается щенок.
Просыпается и лает,
Снов приятных нам
желает. «Баю-бай! Баю-бай!» -Вот что значит этот лай. Может, и вы устали? Тогда ложитесь на коврик: кто на животик, кто на бочок, кто на спинку. Покажите, как спит будильник, как просыпается щенок.
Пора и нам просыпаться! Возьмите часы и поиграйте.
Вывод:
Диалог — разговор, беседа — является основной формой речевого общения ребенка со взрослыми и своими сверстниками. Обучение речи в детском саду протекает в двух формах: 1) в свободном речевом общении, 2) на специальных занятиях. Диалог возникает преимущественно в свободном речевом общении и является базой для естественного развития произносительных, грамматических навыков, обогащения словаря детей, базой для приобретения навыков связной речи. Диалогу учат и на специальных занятиях, но таких занятий бывает, как правило, одно-два в месяц; в свободном же общении ребенок вступает в диалог с воспитателем или с другими детьми в течение всего времени пребывания в детском саду. Возвращаясь домой, он разговаривает со своими домашними. Обучение диалогической, или разговорной, речи обычно происходит в форме беседы (разговора), т. е. обмена репликами между взрослым и ребенком или между самими детьми.
Итак, дошкольное детство чрезвычайно важный период развития человека. Его существование обусловлено общественно-историческим и эволюционно-биологическим развитием общества и конкретного индивидуума, что определяет задачи и возможности развития ребенка данного возраста. Дошкольное детство обладает самостоятельной ценностью вне зависимости от предстоящего ребенку школьного обучения.
Дошкольный период детства сенситивен для формирования у ребенка основ коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно.
Ж. Пиаже приписывает маленькому ребенку эгоцентризм, вследствие чего он еще не может строить совместную деятельность со сверстниками (поэтому Пиаже считает, что общество детей возникает только в подростковом возрасте). В отличие от него А.П. Усова, а вслед за ней и многие отечественные психологи и педагоги считают, что первое детское общество образуется в детском саду.
Общение и игра дошкольников очень тесно связаны. Поэтому, формируя внеситуативное общение, мы подготавливаем или совершенствуем игровую деятельность детей. А, организуя сюжетно-ролевую игру (предлагая детям новые сюжеты, роли, показывая, как можно играть), мы способствуем развитию их общения. [1, с. 45].
Список использованной литературы
1. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981.
2. Давидович Л. Правильно ли говорит ваш воспитанник // Дошкольное воспитание . – 1998. - №8
3. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для учащихся дошкол. Пед. уч-щ / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1984.
4. Пралеска: программа дошкольного образования / /Е.А. Панько [и др.]. – Минск: НИО; Аверсэв, 2007.
5. Работаем по программе «Пралеска»: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспеч.получение дошкольного образования, с русским языком обучения/Е.А. Панько [и др.]. – Минск: НИО; Аверсэв, 2007.
6. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада / В.И. Логинова, А.И. Максаков, М.И. Попова и др.; Под ред. Ф.А. Сохина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1984.
7. Ушакова О.С. Методика выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание . – 1998. - №9.
Информация о работе Развитие речи дошкольников в процессе общения со взрослыми