Развитие речи дошкольников в процессе общения со взрослыми

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:51, контрольная работа

Описание работы

Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе.

Содержание

1. Развитие речи дошкольников 3
2. Роль в становлении речи детей деятельности общения 6
3. Развитие речи дошкольников в процессе общения со взрослыми 14
Практико-ориентированные задания 20
Список использованной литературы 28

Работа содержит 1 файл

контрольная развитие речи Давидюк Таня.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

Притягательность бесед на личостные  темы для детей огромна. Если предложить на выбор детям пяти-семи лет игру и разговор по душам, то окажется: любой повод они используют для беседы. Старшие дошкольники превращают любое занятие в трамплин для задушевного обсуждения волнующих их вопросов о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Они любят слушать рассказы о себе, своём детстве, о взрослых и их детстве, обо всём, что касается людей.

Беседы на личностные темы для ребёнка  – основной источник сведений о  нормах нравственности и оценках  реальных поступков его собственных  и других людей. Ориентация на пример взрослого становится основой восприимчивости к воспитательным воздействиям взрослого и благоприятствует быстрому и прочному усвоению его наставлений.

Внеситуативно-личностное общение  представляет собой высокий уровень  коммуникативной деятельности. Поэтому оно обычно и появляется лишь к концу дошкольного возраста, а у многих детей так и не складывается нив шесть-семь, ни даже в зрелом возрасте.   

Те же из детей, кто поднимается  до наивысшей формы общения, характеризуются  прежде всего стремлением к взаимопониманию и сопереживанию со взрослыми. Новое содержание коммуникативной потребности выражается в том, что ребёнок не настаивает теперь обязательно на похвале: гораздо важнее для него знать, а как нужно. И хотя огорчается, если действовал неверно, он охотно соглашается внести поправки в свою работу, изменить своё мнение или отношение к обсуждаемым вопросам, чтобы достичь общности взглядов и оценок со взрослым. Совпадение же своей позиции с позицией старших служит для него доказательством её правильности. Ребёнок не спешит спорить со взрослым – он чутко настраивается на его волу и старается сначала получше понять, найти причину, почему старший думает так, а не иначе. И в таком случае ребёнок особенно долго и хорошо помнит то, что он услышал от взрослого, точно воспроизводит новую информацию и через неделю, и через месяц.

Потребность во взаимопонимании и  сопереживании предполагает внутреннюю готовность ребёнка разобраться  в том, что думает и чувствует  другой человек. Она также связана  с его стремлением двинуться навстречу человеку, иногда ценой отказа от своих прежних взглядов, но чаще – путём переработки и усвоения, приятия от авторитетного, значимого в его жизни взрослого того, что он сам ещё не успел ни узнать, ни понять.

Одно из проявлений стремления дошкольников к установлению общности взглядов и оценок со взрослым – их жалобы. В них, как правило, скрыто либо желание проверить правильность своего понимания поведения и норм взаимоотношений с другими людьми, либо необходимость узнать их. Отмахнуться от жалобы, оставить её без ответа, запретить – значит лишить ребёнка необходимого ему знания.

Дошкольники с внеситуативно-личностным общением по-прежнему дорожат признанием окружающих, радуются их похвале. Но они  гораздо более трезво оценивают  недостаточность своего умения разбираться в сложных проблемах жизни. Именно разумный взгляд на ограниченность своего опыта и знаний заставляет их настойчиво выяснить: а как считают старшие?  [14, с. 61].

Когда речь идёт о старших дошкольниках, стержневым становится вопрос о подготовке их к школе. Современные психологи полагают: для подготовки к школе и для успешного овладения программой обучения детей важно сформировать способность к «внутреннему плану действий» (сокращённо ВПД, умение действовать в уме. Овладев ВПД, они сумеют быстро и полно усвоить любой преподанный урок, потому что усвоение станет трамплином для их собственных творческих открытий. Измерение ВПД у школьников подтвердило, что эта способность действительно главный путь умственного развития детей, что она также связана с их умением произвольно строить своё поведение.

Выдвижение цели и удержание  её, способность не отвлекаться на яркие, но посторонние стимулы тоже требуют развитого ВПД; и формулировка цели, и её фиксация совершаются  в уме; оттуда цель направляет всё поведение.

Изучение общения позволило  выделить факты, свидетельствующие: контакты с другими людьми, направленные на овладение нормами и правилами, постоянно требуют от детей действий во внутреннем плане. В ходе внеситуативно-личностного  общения у них создаются благоприятные условия для становления новых, более высоких уровней ВПД. Важное значение этой формы общения в жизни детей обостряет их нужду в ВПД, а участие и поддержка взрослого помогают им овладеть новыми видами действий во внутреннем плане. Развитие ВПД у дошкольников, как и у детей помладше, обеспечивает прогрессирование их способностей действовать в уме. А развитие ВПД обеспечивает продвижение также и в сфере контроля за поведением.

Таким образом, в рамках дошкольного детства, от рождения ребёнка и до шести-семи лет, последовательно сменяются четыре формы общения со взрослым: ситуативно-личностное (от двух до шести месяцев); ситуативно-деловое (от шести месяцев до трёх лет); внеситуативно-познавательное (от трёх до пяти лет) и внеситуативно-личностное (от пяти до семи лет). Смена форм общения связана в основном с изменением содержания коммуникативной потребности у детей в их контактах со взрослым: от потребности во внимании и доброжелательности взрослого в первом полугодии жизни ребёнка к потребности в деловом сотрудничестве с ним у детей раннего возраста, к потребности в уважении взрослого у детей среднего дошкольного возраста и потребности во взаимопонимании и сопереживании у детей старшего дошкольного возраста. Появление новых содержаний коммуникативной потребности не отменяет предшествующих, оно к ним добавляется, образуя вместе с предшествующим содержанием более сложное соединение. Новое содержание коммуникативной потребности в течение какого-то времени как бы доминирует, определяя в это время ряд психологических особенностей ребёнка.

Взрослый в своём общении  с детьми разного возраста должен учитывать особенности их коммуникативной  потребности и организовывать свои контакты так, чтобы, во-первых, удовлетворять  эту потребность и тем способствовать психическому развитию ребёнка, во-вторых, обеспечивать движение ребёнка к последующим, более высоким формам общения, задавая ему образцы.

 

3. Развитие речи дошкольников  в процессе общения со взрослыми

 

Разговорная речь — наиболее простая форма устной речи. Она поддерживается собеседниками, ситуативна и эмоциональна, так как разговаривающие используют различные выразительные средства: жесты, взгляды, мимику, интонации и др. Собеседникам обычно известен предмет обсуждения. Эта форма речи более проста и по синтаксису: она состоит из незаконченных предложений, восклицаний, междометий, вопросов и ответов, реплик и кратких сообщений.

В психологии раскрывается разница между обычным (неподготовленным) диалогом и беседой. Беседа — своеобразный диалог, направляемый определенной темой. Цель беседы — обсудить, выяснить какой-то вопрос. Для ведения беседы нужна предварительная подготовка участвующих лиц, в ней больше развернутых сообщений.

Разговорная речь должна быть связной, понятной, логически выдержанной, иначе она не может служить средством общения. Дети дошкольного возраста овладевают разговорной речью под руководством взрослых. Развитие диалогической речи зависит от становления мышления, памяти, внимания, грамматического строя, обогащения словаря.

Ребенок второго и  третьего года жизни легко отвлекается  от содержания разговора. На четвертом  и пятом году он постепенно переходит  от отрывочных высказываний к более  последовательным, развернутым, начинает задавать много вопросов, в том числе такие характерные, как почему? зачем? и др. Дети пяти лет способны к целеустремленному разговору в течение довольно длительного времени. Такой разговор содержит вопросы, ответы, выслушивание сообщений собеседников и т. д. В программе «Пралеска» для средней группы поставлена специальная задача: учить детей участвовать в беседе [1, с. 48].

Задачи формирования умений в области разговорной  речи широки и многосторонни. Они охватывают не только языковую сферу (форма ответа, вопроса), но и речевые качества личности (общительность, вежливость, тактичность, выдержанность), а также ряд навыков поведения.

Пути влияния воспитателя  на разговорную речь детей очень  разнообразны. Решающим средством во всех возрастных группах является руководство  разговорной речью детей в  повседневной жизни. Формирование разговорной речи осуществляется также на различных занятиях.

В младших группах  речевую активность и умение разговаривать воспитывают в основном и в реальных жизненных ситуациях общения, в деятельности детей. Этот процесс начинается с первых минут пребывания ребенка в детском саду. Воспитатели младших групп должны знать приемы, которые помогут в решении стоящих перед ними задач. Важно с самого начала расположить к себе ребенка, приласкать и заинтересовать его. В распоряжении педагога должны иметься предметы, которые заинтересуют малыша и вызовут у него первые реплики (Дай мне. У меня тоже есть. А кто это? И т. д.). Это могут быть привлекательные игрушки (звучащая, движущаяся, би-ба-бо), яркие картинки, животные в уголке природы и т. д. Воспитатель должен заранее наметить наиболее близкие и доступные темы разговоров, которые ребенок этого возраста может сразу поддержать (Кто тебе купил эту книжку? Какие у тебя есть игрушки? И др.). В более старшем возрасте можно предложить вспомнить свою елку, игры дома, на улице, любимые книжки и т. д. В разговорах педагог касается не только названий предметов, но и их качеств, деталей, действий с ними.

Воспитатель сам вызывает детей на разговор (называет имя  и отчество няни, имена некоторых  детей). Если в первые дни пребывания в детском саду ребенок молчит, педагог должен быть особенно ласковым и упорным: приговаривать, общаясь с малышом, играть с ним, называть свои действия. В организации разговоров принимает участие и няня. Она побуждает детей обращенные к ней просьбы выражать словами, фразами.

В течение дня воспитателю  следует поговорить с каждым ребенком, используя для этого время прихода детей в детский сад, умывание, одевание, прогулки. Не нужно избегать разговоров и во время еды. Воспитатель обращается с общими вопросами к детям! вкусно ли, не остыло ли блюдо, узнали ли они свое любимое кушанье и т. д. Он приучает их к негромкому сдержанному разговору во время еды, подчеркивает, что никогда не говорят с пищей во рту.

Кроме таких кратких разговоров, вызываемых обстоятельствами, воспитатель предусматривает разговоры, которые он планирует как педагогический прием. Специально организуемые плановые разговоры могут быть индивидуальными (в случае речевого отставания, особенностей характера и поведения) и коллективными. Нужно отметить большое значение коллективных разговоров в младшей и средней группах. Они помогают сблизить детей, формируют их поведение. Воспитатель спрашивает, например, куда сегодня дети ходили, что нового на участке или в уголке природы. В такой разговор особенно необходимо вовлекать молчаливых детей путем обращения к ним (И Коля ходил?), подсказывающим вопросом, поощрением.

Для формирования навыков  разговорной речи используется прием  словесных поручений. При этом малышам  воспитатель дает образец словесной просьбы, иногда предлагает ребенку повторить, выясняя, запомнил ли он фразу. Эти поручения способствуют закреплению форм вежливой речи.

Для развития начальных  форм речи-собеседования педагог  организует совместное рассматривание картинок, детских рисунков, книг. Побудить к собеседованию на определенную тему могут небольшие рассказы воспитателя (что он наблюдал в трамвае, что интересного видел в другом детском саду), которые вызывают в памяти детей аналогичные воспоминания, активизируют их суждения и оценки.

Очень эффективный прием  — объединение детей разных возрастов, организация посещения другой группы. Гости расспрашивают об игрушках маленьких хозяев, о книгах и т. д.

Большие возможности  для речевого общения предоставляют игры детей, их труд. Ролевые игры «в семью», «в детский сад», «в магазин», позднее— «в школу», а также на военную тематику закрепляют навыки разговорной речи, знакомят с профессиональной лексикой. Воспитатель должен способствовать углублению содержания игр с такими атрибутами, как телефон, радио, справочное бюро, касса [1, с. 49].

В старших группах  применяются те же приемы, но усложняются тематика разговоров, содержание поручений и рассказов. Больше внимания уделяется воспитанию навыков общения со взрослыми, усвоению детьми правил речевого поведения в общественных местах. В коллективных разговорах детям предлагается дополнить, поправить товарища, переспросить или расспросить собеседника. Таковы основные пути формирования разговорной речи дошкольников в повседневной жизни.

Беседа как метод  обучения – это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с группой детей на определенную тему. В детском саду используются беседы воспроизводящие и обобщающие. И в том и в другом случае — это итоговые занятия, на которых систематизируются имеющиеся у детей знания, осуществляется анализ ранее накопленных фактов.

Известно, что беседа — активный метод умственного  воспитания. Вопросо-ответный характер общения побуждает ребенка воспроизводить не случайные, а наиболее значимые, существенные факты, сравнивать, рассуждать, обобщать. В единстве с мыслительной деятельностью в беседе формируется речь: связные логические высказывания, оценочные суждения, образные выражения. Закрепляются такие программные требования, как умение отвечать кратко и распространенно, точно следуя содержанию вопроса, внимательно слушать других, дополнять, поправлять ответы товарищей, самому задавать вопросы.

Беседа — эффективный  метод активизации словаря, поскольку  воспитатель побуждает детей подыскивать для ответа наиболее точные, удачные слова. Однако необходимым условием для этого является правильное соотношение речевой активности педагога и детей. Желательно, чтобы речевые реакции воспитателя составляли лишь ¼ - 1/3 всех высказываний, а остальное приходилось на долю детей.

Информация о работе Развитие речи дошкольников в процессе общения со взрослыми