Развитие речи дошкольников в процессе общения со взрослыми

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:51, контрольная работа

Описание работы

Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе.

Содержание

1. Развитие речи дошкольников 3
2. Роль в становлении речи детей деятельности общения 6
3. Развитие речи дошкольников в процессе общения со взрослыми 14
Практико-ориентированные задания 20
Список использованной литературы 28

Работа содержит 1 файл

контрольная развитие речи Давидюк Таня.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

Беседы имеют и воспитательное значение. Идейно-нравственный заряд несет правильно выбранное содержание разговора (Чем знаменит наш город? Почему в автобусе, трамвае нельзя громко разговаривать? Чем мы можем порадовать наших малышей?). Воспитывает и организационная форма беседы — повышается интерес детей друг к другу, развиваются любознательность, общительность, а также такие качества, как выдержка, тактичность и др. Многие темы бесед дают возможность для влияния на поведение детей, их поступки.

Беседа как метод  обучения практикуется в основном в  старшей и подготовительной группах (можно рекомендовать также опыт В. В. Гербовой, которая обосновала полезность и доступность для детей средней группы нескольких обобщающих занятий — бесед о временах года)

Темы бесед намечаются в соответствии с программой ознакомления с окружающим.

В методической литературе широко освещены беседы бытового или  общественного характера, а также  природоведческие («О нашем детском саде», «О труде взрослых», «О зимующих птицах» и т. п.). Важно, чтобы дети имели достаточно впечатлений, живого опыта по предлагаемой теме, чтобы накопленный материал будил положительно-эмоциональные воспоминания. Естественно, в первые месяцы учебного года планируются темы, требующие меньшей специальной предварительной подготовки детей («О семье», «Что мы делаем, чтобы быть здоровыми», «Наши дежурства»).

Воспитателю-методисту  полезно напоминать педагогам, что  беседу как словесный метод следует  отличать от тех методов, при которых основная деятельность детей — зрительное восприятие, сопровождаемое словом (рассматривание картин или натуральных объектов). Кроме того, воспитатель может (с учетом речевых умений детей) предпочесть и более сложный, чем беседа метод закрепления знаний — рассказывание детей по памяти (например, он уместен при такой тематике: «О мамах», «О празднике»).

В каждой беседе довольно четко выделяются такие структурные компоненты, как начало, основная часть, окончание.

Начало беседы. Цель его — вызвать, оживить в памяти детей полученные ранее впечатления, по возможности образные и эмоциональные. Это может быть осуществлено различным оврагом: с помощью вопроса-напоминания, загадывания загадки, чтения отрывка из стихотворения, показа картины, фотографии, предмета. В начале беседы желательно также сформулировать и тему (цель) предстоящего разговора, обосновать важность ее, объяснить детям мотивы ее выбора.

Например, беседу «О своей  группе» можно начать так: «У нас  есть дети, которые уже давно ходят в детский сад, вот Сережа, Наташа уже три года в детском саду. А некоторые дети недавно пришли к нам, они еще не знают наших порядков. Сейчас мы поговорим, какой у нас порядок в групповой комнате, чтобы и эти дети знали». Задача воспитателя — вызвать у детей интерес к предстоящей беседе, желание принять в ней участие.

Основная часть беседы может быть разделена на микротемы или этапы. Каждый этап соответствует существенному, законченному разделу темы, т. е. осуществляется анализ темы по узловым моментам. Вначале выявляется наиболее значимый трудный материал. Готовя беседу, воспитателю надо наметить ее этапы, т. е. выделить существенные компоненты того понятия, которое будет анализироваться с детьми.

Приведем пример структуры  основной части беседы «О здоровье» в старшей группе:

1. Свежий воздух (в помещении, на прогулках).

2. Утренняя зарядка,  необходимость разнообразных упражнений.

3. Чистота рук, осмысление  навыка мытья рук.

4. Закаливание (в детском саду, дома) [1, с. 50].

В процессе каждого этапа педагог использует комплекс разнообразных приемов, стремится заключительной фразой обобщить высказывания детей и сделать переход к следующей микротеме.

Желательно предусмотреть, чтобы эмоциональный характер беседы не только сохранялся на всем ее протяжении, но и нарастал к концу. Это помогает детям сосредоточивать внимание на теме беседы, не отвлекаться от нее.

Конец беседы краток по времени, подводит к синтезу темы. Эта часть беседы может быть наиболее эмоциональна, практически действенна: рассматривание раздаточного материала, выполнение игровых упражнений, чтение художественного текста, пение. Хороший вариант окончания — пожелания детям к их дальнейшим наблюдениям.

Как правило, в беседе используется целый комплекс приемов обучения. Это объясняется многообразием воспитательно-образовательных задач, решаемых с помощью данного метода. Одна группа специфичных приемов обеспечивает работу детской мысли, помогает строить развернутые суждения; другая облегчает поиск точного слова, запоминание его и т. д. Но, поскольку беседа — это метод систематизации детского опыта, ведущим приемом по праву считается вопрос. Именно вопрос ставит мыслительно-речевую задачу, он адресован к имеющимся знаниям.

Ведущую роль в беседе играют вопросы поискового и проблемного характера, требующие умозаключений о связях между объектами: почему? Зачем? Из-за чего? Чем похожи? Как узнать? Каким образом? Для чего? Важны также вопросы, стимулирующие обобщение: какие же удобства созданы для жителей города на нашей улице? Про каких ребят можно сказать — это друзья? Как вы теперь сможете объяснить, что в детском саду работает целый коллектив взрослых, сотрудников? Меньшее место занимают более простые по содержанию репродуктивные (констатирующие) вопросы: что? Где? Сколько? Как называется? Какой? И т. п. Как правило, в каждой законченной части (микротеме) беседы вопросы располагаются в такой примерной последовательности: сначала репродуктивные, для того чтобы оживить опыт детей, затем немногочисленные, но достаточно сложные поисковые вопросы для осмысления нового материала и в заключение 1—2 обобщающих.

Воспитателю нужно помнить  о правильной методике постановки вопросов. Четкий, конкретный вопрос произносится неторопливо; с помощью логического ударения ставятся смысловые акценты: как узнают люди, где останавливается трамвай? Почему поезд метро может ехать очень быстро? Следует приучать детей воспринимать вопрос с первого раза. Для того чтобы ребенок мог «оформить мысль», подготовиться к ответу, педагог выдерживает паузу. Иногда он предлагает кому-либо из детей воспроизвести вопрос («Повторите, на какой вопрос вы сейчас будете отвечать»). Возможны указания: «Ответьте кратко; ответьте подробно (но не полным ответом)» или дополнения: «Кто может ответить короче (точнее, красивее), чем ваш товарищ?»

Чтобы вызвать развернутый  ответ, педагог предлагает детям  задание, состоящее из двух-трех вопросов, или план ответа. Например, по ходу беседы о здоровье воспитатель говорит ребенку: «Объясни Алеше (кукле), как надо правильно мыть руки. Что надо сначала делать, что потом и зачем так делают?»

Для решения других задач  — расширения и уточнения знаний дошкольников, активизации памяти и  эмоций — используются следующие приемы: объяснение и рассказ воспитателя, чтение художественных произведений (или отрывков), в том числе пословиц, загадок, показ наглядного материала, игровые приемы (кратковременные словесные игры или упражнения, привлечение игрового персонажа или создание игровой ситуации, например получение «письма» или «бандероли» из другого детского сада и т. п.).

Следует напомнить о  правильном использовании наглядного материала. Как уже говорилось, его  можно демонстрировать в любой структурной части беседы и с разными целями: для лучшего усвоения нового, для уточнения уже имеющихся представлений, оживления внимания и т. д. Но демонстрация объекта по ходу беседы относительно кратковременна, поэтому еще до занятия воспитатель должен продумывать, где хранить этот наглядный материал, каким образом можно быстро достать его, продемонстрировать и снова убрать.

Трудный методический вопрос — активизация каждого ребенка в процессе беседы. Возможны различные варианты: предварительная подготовка некоторых детей (индивидуальный разговор с ребенком, его родителями, задание что-то понаблюдать, проверить, сделать), дифференциация вопросов и заданий в беседе, правильный, неторопливый темп беседы, правильная методика постановки вопросов группе детей.

В методике формирования разговорной речи детей преобладают рекомендации к обучению ребенка восприятию вопросов взрослого и к ответам на них. Появляются исследования и другой стороны этой проблемы — обучения детей вопросным формам речи. Вопросы — показатель интеллектуального развития ребенка. Вести диалог — это умение вовремя задать содержательный вопрос в правильном, понятном речевом оформлении. Для активного обучения такому умению проводятся специальные занятия нового типа — игры или «учебные ситуации». Проблемно-поисковый характер этих занятий ставит ребенка перед необходимостью задавать вопросы педагогу и товарищам. Воспитатель дает детям образцы вопросительной конструкции предложений.

На трудные вопросы  педагог отвечает сам, помогает найти  ответ, зачитывая отрывок из рассказа, поощряет как обстоятельные ответы, так и удачные вопросы. Обучение вопросо-ответным формам речи следует организовывать и на других занятиях, а также в беседах, побуждая детей обращаться с вопросами к товарищам и воспитателю.

Овладение детьми вопросной  формой речи (умение найти содержание для вопроса и сформулировать его, стремление и умение выступать с вопросами) может осуществляться и в дидактических играх.

 

Практико-ориентированные  задания

 

Тематика разговоров с детьми

1. О самом ребенке, его семье

2. О предметах и игрушках

3. Виды транспорта

3. О жизни детей в детском саду

4. О нашей пище 

5. О книгах

6. Об играх, о совместной деятельности

«Тема «Виды транспорта»

Группа «Фантазеры»

Цель беседы: 1) научить  детей беседовать — выслушивать  собеседника, сдерживать себя, ждать, когда  можно будет высказаться; 2) развитие диалогической речи.

Подготовка к занятию: дети должны иметь опыт поездок в автобусе, в легковом автомобиле и беседовать об этом с воспитателем в свободном речевом общении.

Примерный план развития беседы:

В.: Ребята, мне пришлось сегодня ехать автобусом, а не троллейбусом. И я подумала, а знают ли мои дети, какими видами транспорта можно передвигаться и для чего существует транспорт?..

1. Людям нужно передвигаться  по земле (на работу, в гости  к бабушке, по общественным  делам и т. д.).

2. Они могут ходить  пешком, но это слишком медленно.

3. Убыстряют передвижение  людей транспортные средства: а)  животные: лошади, олени, собаки, верблюды, слоны; б) машины: по суше — трамваи, троллейбусы, автобусы, автомобили, поезда; по воде — лодки, катера, пароходы, суда на подводных крыльях; по воздуху — самолеты, вертолеты.

4. Когда все-таки лучше  всего передвигаться пешком? (Туристы, геологи, географы и другие ученые ходят пешком, чтобы получше рассмотреть землю, полюбоваться ею, получить радость от встречи с природой, побольше узнать о ней, исследовать природу, чтобы поставить ее на службу людям.)

5. Помните, на чем вы ехали в город, возвращаясь с дачи? (На автобусе.)

6. Какого размера был автобус? (Огромный, в нем поместилась вся группа и много взрослых.) Какого цвета он снаружи?  (Красный, голубой.) А внутри?  Какого цвета сиденья? (Коричневые)

7. Помните, Витя встал у колеса автобуса, и оно оказалось выше его роста?

8. Где сидел шофер? (Впереди, за рулем.)

9. А могла бы вся наша группа поместиться в легковом автомобиле? (В «Волге», в «Москвиче»?) Почему не поместилась бы? (Там мало места) Сколько человек могут ехать в легковом автомобиле? (Пять)

10. Витя, ты ездил в легковом автомобиле? (Да, у моего папы есть машина).

11. Какая машина у  папы? (Опель, она большая и  красивая)

11. Почему мы не пришли пешком с дачи в город? (Потому, что на машине быстрее).

Анализ разговора воспитателя  с ребенком показал, что обучаясь разговору, дети одновременно обогащают свой словарь, совершенствуют грамматические и фонетические навыки.

Условием результативности занятия-беседы является предварительное ознакомление детей с теми предметами и явлениями, о которых пойдет разговор. Подготовка в том и состоит, чтобы обратить внимание на эти предметы и явления, назвать их словами, дать рассмотреть их, осознать их приметы. Во время беседы, когда закрепляются навыки употребления новых слов, их грамматических форм в речи, осмысляются логические отношения действительности, т. е. развивается мышление детей.

Построение беседы: 1) вступление (зачин), 2) развитие темы разговора, 3) концовка.

Вступление имеет целью  привлечь внимание детей к теме разговора. Например, вступлением к беседе послужило: «Мне пришлось сегодня ехать автобусом, а не трамваем. И я подумала, а знают ли мои дети, какими видами транспорта можно передвигаться?..»..

Развитие темы разговора было целенаправленным, и воспитатель добивался того, чтобы ребенок не отвлекался от данной темы. Правда, иногда отступал от нее ради выяснения каких-то побочных фактов, но обязательно возвращался к основному предмету разговора. Для этого воспитатель, Анализируя полученные результаты можно выделить следующие особенности : дети активно общаются с воспитателем , охотно отвечают, ответы односложные , конкретно ситуации когда был поставлен вопрос. В общении со сверстниками преобладает ситуативный характер, относительно игры или  помощи от взрослого.

   Речь детей эмоциональна, много жестов и мимики. Обращения к взрослому строится с образцом данным воспитателем.

  С детьми следует проводить  работу по следующим направлениям 

-обогащать знания  детей об окружающих предметах  и явлениях, и соответствующий  словарь; 

-развивать смысловую  сторону речи, понимание и употребление  слов в соответствии с контекстом;

-активизировать в  речи детей глаголы и прилагательные, необходимые для высказывания;

Речевые занятия должны быть тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, разными видами деятельности (сюжетно-ролевыми играми, играми-драматизациями, инсценированием и рисованием). Параллельно обогащать детский словарь.

Информация о работе Развитие речи дошкольников в процессе общения со взрослыми