Развитие рчи на уроках русского языка и литературного чтения

Автор: d*****@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 23:47, курсовая работа

Описание работы

Ф.И. Буслаев и И.И. Срезневский не только разработали систему упражнений в развитии устной и письменной речи, но подробно изложили методику их проведения. И.И. Срезневский считал « устные рассказы» должны предупреждать письменные, при этом надо « увеличивать их размер постепенно» . При работе над художественным произведением он рекомендовал « давать детям пересказывать другими словами , только в этом случае дитя лучше понимает достоинства подлинника и будет внимательнее к каждому из своих выражений , а этого и надобно достигнуть» . Широко рекомендуя разнообразные упражнениях в пересказах прочитанного( устных и письменных), он считал их средством приучения детей « пользоваться богатством языка»

Содержание

Введение
Глава 1 . Теоритические основы развитя речевой деятельности учащихся младших школьников
1.1 Вопросы методики развития речи в трудах русских методистов
1.2 Понятие о речевой деятельности, речи и её развитии
1.3 Классификация методов развития речи
1.4 Требование к развитии речи учащихся
1.5 Пути формирования у учащихся элементов осознанности использования изобрази-тельной лексики
Глава 2. Особенности развития речевой деятельности учащихся младших классов.
2.1 Психолого-педагогические основы развития речи младших школьников
2.2 Методические предпосылки речевого развития учащихся начальных классов
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Моя (Автосохраненный) yj.docx

— 57.55 Кб (Скачать)

Лес совсем уж стал сквозистый,

Редки в нем листы.

 Скоро  будет снег (пушистый)

Падать  с высоты.

— А  пестрая сорока

Лукаво  смотрит сбоку,

И скачет и (стрекочет),

Что сорока хочет?

Е. Стуарт

     Для развития «чувства языка» и «чувства критичности» в отношении к слову младшие дети с удовольствием исправляют ошибки в выборе слов Незнайки, помогают Мурзилке объяснить, в чём его ошибка в выборе слова.   Критический анализ выбора слов в текстах, подобранных ими самими, сравнение вариантов, выбор и обоснование лучшего варианта тоже помогают развитию «чувства языка», критичности.

     Например, дается неудачный" пример Незнайки: «На дворах и домах снег лежит ситцем». («Удачно ли сравнил Незнайка? Почему надо именно полотном? Какое представление у нас возникает при слове ситец? (яркий, цветастый, пестрый, снег таким не бывает). «А что можно было бы сравнить с пестрым ситцем?» (поляну с пестрыми цветами). Такая работа учит детей «видеть», чувствовать, насколько слово подходит, критически выбирать. 
 
 

     Обучение  видам речевой  деятельности по школьной программе. 

     Основная  цель курса – дать основы знаний о языке литературе , позволяющие обеспечить достаточно высокий уровень речевого общения, необходимый для успешной индивидуальной и социальной деятельности; приобщение учащихся к литературе как искусству слова

     Реализация  этой цели по развитии речи требует решения задач, заключающихся в том, чтобы помочь учащимся:

  1. осознать богатство русского языка и его выразительные возможности;
  2. овладеть всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением, письмом), необходимыми в важных для человека сферах общения;
  3. формировать коммуникативно-речевые умения и навыки;
  4. формировать умения высказываться о прочитанном , соотносить чувства и мысли, давать оценку действия персоанажа , определять отношения к ним автора; владеть различными видами пересказа;
  5. правильно выражать свои мысли, развивать способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию, организовывать свою и чужую речевую деятельность;
  6. овладеть знаниями стратегий речевого поведения, способствующих успешному общению
  7. развить устную и письменную речь ;
  8. осознать художественного произведения через собственное творчество ( инсценирование , создание собственных произведений)

     Указанная цель и поставленные задачи продиктованы главенствующим методологическим принципом программы – коммуникативностью: русский язык и литература изучается, с одной стороны, как объект познания, а с другой – как средство общения и гуманитарного развития. Коммуникативная функция языка выдвигается на первый план, и это позволяет облегчить получение системных знаний о единицах языка, а также максимально эффективно совмещать сознательное и автоматическое словоупотребление.

     Методическим  принципом программы по данной теме является, обусловленность речевой деятельности заранее данной тематикой учебников текстов и ситуаций.

     Принцип Обусловленности речевой деятельности заранее данной тематикой учебных текстов и ситуаций способствует эффективной интеграции речевой, языковой, социокультурной и стратегической образовательных линий. Работа с текстом или в пределах учебной ситуации закладывает основы творческого подхода к обучению и сотрудничеству учителя и учеников.

     С целью формирования коммуникативной  компетенции – залога воспитания социально активной личности – на первом месте в программе стоит речевая линия, задача которой – обучить аудированию, говорению, чтению и письму. Формирование и совершенствование умений и навыков в указанных видах речевой деятельности определяет содержание языкового компонента. Делается это на материале текстов, достаточном для развития речевых умений и навыков. Речевое общение есть не что иное, как обмен текстами, следовательно, обучение речевому общению – это обучение созданию и восприятию текстов. Подбор текстов базируется на системности тематики, расширяющейся и углубляющейся из класса  в класс, с учётом возрастных возможностей и потребностей.

     На  основе указанной тематики текстов  создаются учебные ситуации с  использованием типичных форм речевого общения – устного диалога, устного и письменного монолога.

     - языковая линия;

     - социокультурная линия;

     - деятельностная (стратегическая) линия 
 
 

Информация о работе Развитие рчи на уроках русского языка и литературного чтения