Развитие рчи на уроках русского языка и литературного чтения

Автор: d*****@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 23:47, курсовая работа

Описание работы

Ф.И. Буслаев и И.И. Срезневский не только разработали систему упражнений в развитии устной и письменной речи, но подробно изложили методику их проведения. И.И. Срезневский считал « устные рассказы» должны предупреждать письменные, при этом надо « увеличивать их размер постепенно» . При работе над художественным произведением он рекомендовал « давать детям пересказывать другими словами , только в этом случае дитя лучше понимает достоинства подлинника и будет внимательнее к каждому из своих выражений , а этого и надобно достигнуть» . Широко рекомендуя разнообразные упражнениях в пересказах прочитанного( устных и письменных), он считал их средством приучения детей « пользоваться богатством языка»

Содержание

Введение
Глава 1 . Теоритические основы развитя речевой деятельности учащихся младших школьников
1.1 Вопросы методики развития речи в трудах русских методистов
1.2 Понятие о речевой деятельности, речи и её развитии
1.3 Классификация методов развития речи
1.4 Требование к развитии речи учащихся
1.5 Пути формирования у учащихся элементов осознанности использования изобрази-тельной лексики
Глава 2. Особенности развития речевой деятельности учащихся младших классов.
2.1 Психолого-педагогические основы развития речи младших школьников
2.2 Методические предпосылки речевого развития учащихся начальных классов
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Моя (Автосохраненный) yj.docx

— 57.55 Кб (Скачать)

Глава 1 .  Совершенство речевой деятельности младших школьников

1.1 Вопросы  методики развития речи в трудах  русских методистов 

1.2 Понятие  о речевой деятельности, речи и её развитии

1.3 Классификация  методов развития речи

1.4 Требование  к развитии речи учащихся  

Глава 2 Развитие речевой деятельности в  системе литературного образования

2.1 Пути  формирования у учащихся элементов  осознанности использования изобразительной лексики

 

1.1 Вопросы  методики развития речи в трудах  русских методистов  

     Ф.И. Буслаев и И.И. Срезневский возглавили прогрессивное научное направление, заключавшееся в борьбе с механическими  приёмами работы в школе  и в  разработке новых приёмов , более глубоко психически обоснованных.

           Главную задачу школы  Ф.И. Буслаев видел в том, « чтобы  дети ясно понимали прочтённое  и умели правильно выражаться словесно и письменно». Он не придавал решающего значения грамматической теории, поскольку предметом изучения в школе являются языковые факты, на основании которых можно сделать вывод о значении слова, его структуре, и таким образом, связать теорию с практикой.

     Ф.И. Буслаев и И.И. Срезневский не только разработали систему упражнений в развитии устной и письменной речи, но  подробно изложили методику их проведения. И.И. Срезневский считал « устные рассказы» должны предупреждать письменные, при этом надо  « увеличивать их размер постепенно» .  При работе над художественным произведением он рекомендовал « давать детям пересказывать другими словами , только  в этом случае дитя лучше понимает достоинства подлинника и будет внимательнее к каждому из своих выражений , а этого и надобно достигнуть» . Широко рекомендуя разнообразные упражнениях  в пересказах прочитанного( устных и письменных), он считал их средством приучения детей « пользоваться богатством языка»

      И.И. Срезневский одним из первых методистов поставил вопрос о словаре для  детей и справочником грамматическом руководстве.

      Заслугой  Ф.И. Буслаева является то, что он разработал «правила и методы преподавания » , которые заключались в ознакомлении учащихся с явлениями языка при помощи «изустного выражении непосредственных представлений» , доведении  до сознания форм речи в единстве с содержанием путем анализа , соединения анализа в единстве с содержанием путем анализа, соединения анализа с синтезом, внешнего с внутренним, формы с содержанием.

      В одно время с Ф.И. Буслаевым над  методами и приёмами преподавая отечественного языка работал К.Д. Ушинский .  Более чем кто-либо  из его современников, он практически и теоретически,  талантливо, на уровне науки своего времени, разработал требования к системе речевых упражнений. В  « Родном слове» для 1-2 классов он даёт разнообразные упражнения устной и письменной речи.

      Для методики К.Д. Ушинского был характерен подход  к изучению языка  как  целостного явления . Это выражалась в требовании  развивать в детях « дар слова», овладеть сокровищами языка и одновременно усваивать грамматические законы.

      К.Д. Ушинский считал, что развивать в  детях «дар слова» можно « не иначе  как от упражнений» которые должны быть, во-первых самостоятельными, начинаться с первых уроков и служить цели выражения собственных мыслей; во –вторых, систематическими  и взаимосвязанными , опиралось на них и делало шаг вперёд; в третьих , « упражнения должны быть логические» , то есть одни должны способствовать развитию мышления , абстрагированию представлений, умению находить в понятиях сходные и различающие признаки, делать обобщения . «Эта общечеловеческая логика составляет основание языка и выражается в его грамматических законах...» В-четвертых, устные упражнения должны предшествовать письменным, сообразуясь с возрастом детей и развитием их навыков в механизме письма.

      К- Д. Ушинский создал такую стройную систему упражнений для развития устной и письменной речи, что методическая наука использует ее уже более ста лет. Достоинство этой системы — в построении занятий на грамматико-орфографической основе, в выработке у детей навыков логического мышления.

     Основываясь на принципах методики К- Д. Ушинского, В. И. Водовозов разработал систему упражнений, в которой сочетались интересы чтения, правописания, грамматики и развития речи. Он указывал, что важно не количество  знаний , полученными детьми , а «важна их внутренняя связь, и вся сила заключается в том способе, в методе, по которому мы их  усваиваем и проводим в порядок». В.И. Водозов отмечал значение внутренней связи при усвоении знаний, умение делать вывод при наблюдении, усваивания тем самым метод изучения языка. Он уделял большое внимание методике словарной работы: « Приучая детей говорить, надо заботится чтобы они правильно относили слова а к тем понятиям, которые этими словами означаются, поэтому надо исправлять детский опыт, обогащать детскую память новыми словами и выражениями, а занимаясь грамматикой, выяснять значения слов и выражений.

     В. И. Водовозов был сторонником  индуктивного метода обучения в начальной школе, метода восхождения от частного к общему, от наблюдений к выводу и разработал ряд условий его применения (последовательность и постепенность, систематичность упражнений, разнообразие занятий, осмысленность усвоения материала и, в частности, тех слов, которые дети используют в речи).

     Н.-Ф. Бунаков, выдающийся русский педагог и достойный последователь К- Д. Ушинского в разработке вопросов методики начального обучения, был сторонником аналитического и синтетического методов обучения. Разъясняя преимущества индуктивного метода, способствующего развитию самостоятельности учащихся, он не отрицает и дедукцию, «которая особенно важна в интересах систематизации, следовательно, для закрепления за учениками приобретенных ими знаний». Задача грамматических занятий,— говорил Н. Ф. Бунаков,— «изучение живого языка», грамматика должна помогать школьникам «осмысливать то уменье понимать родной язык и пользоваться им, которое им дала жизнь и которое школа должна расширять и развивать» путем словесных упражнений. Критикуя механические приемы заучивания, он подчеркивал важность систематизации знаний: «Мы лучше усваиваем знания, когда они приведены в систему по внутренней связи между ними, нежели в том случае, когда они остаются бессвязными, отрывочными»

     О том, в какой мере осознаются младшими школьниками эти внутренние связи, Н. Ф. Бунаков еще не мог ответить. Однако он считал важным, чтобы ученик понимал смысл слова, и то, как слова связаны, какие формы слова нужны для вразумительного выражения мысли. Н. Ф. Бунаков рекомендовал педагогам стремиться к тому, чтобы дети приучались, во-первых, писать красиво и четко, во-вторых, сознательно, понимая, что пишут, и, в-третьих, грамотно, с первых же шагов привыкая к мысли, что «удовлетворительно только грамотное письмо».

     Теоретические разработки выдающихся русских методистов стали основой дальнейших поисков методической теории и педагогической практики.

 

1.2 Понятие  о речевой деятельности, речи  и её развитии 

      Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является  речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих еще четкого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется. Ребенок овладевает фонетическим строем и лексикой, практически усваивает закономерности изменения слов (склонения, спряжения и пр.) и их сочетания, логику и композицию высказываний, овладевает диалогом и монологом, различными жанрами и стилями, развивается меткость и выразительность его речи. Всем этим богатством ребенок овладевает не пассивно, а активно — в процессе своей речевой практики.

     Речь  — это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений и пр.). Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.

Хорошо  развитая речь служит одним из важнейших  средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника — средством успешного обучения в школе. Речь — способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями; с другой — хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам. 

     Могут быть выделены следующие периоды речевого развития человека:

     младенческий  возраст — до 1 года — гуление, лепет; ранний возраст — от 1 года до 3 лет — овладение слоговым и звуковым составом слова, простейшими связями слов в предложении; речь диалогическая, ситуативная;

     дошкольный  возраст — от 3 до 6 лет — появление  монологической, контекстной речи; появление форм внутренней речи;

     младший школьный возраст — от 6 до 10 лет  — осознание форм речи (звукового  состава слов, лексики, грамматического  строя), овладение письменной речью, понятием о литературном языке и норме, интенсивное развитие монолога;

     средний школьный возраст — от 10 до 15 лет  — овладение литературной нормой, функциональными стилями речи, начало формирования индивидуального стиля речи;

     старший школьный возраст — от 15 до 17 лет  — совершенствование культуры речи, овладение профессиональными особенностями языка, становление индивидуального стиля.

     Есть  несколько условий, без соблюдения которых речевая деятельность невозможна, а следовательно, невозможно и успешное развитие речи учащихся.

     Первым  условием возникновения и развития речи человека является потребность высказываний. Без потребности выразить свои стремления, чувства, мысли не заговорили бы ни маленький ребенок, ни человечество в своем историческом развитии. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является создание ситуаций, вызывающих у школьников потребности высказываний, желание и необходимость что-то высказать устно или письменно.

     Второе  условие любого речевого высказывания — это наличие содержания, материала, т. е. того, о чем нужно сказать. Чем этот материал полнее, богаче, ценнее, тем содержательнее высказывание.

     Четкость, логичность речи зависит от того, насколько  богат и насколько подготовлен материал. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является тщательная подготовка материала для речевых упражнений (рассказов, сочинений и пр.), забота о том, чтобы речь детей была по-настоящему содержательной.

     Выражение мысли и общение между людьми возможно только с помощью общепонятных знаков, т. е. главным образом слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Поэтому третье условие успешного речевого развития — это вооружение средствами языка. Детям нужно дать образцы языка, создать для них хорошую речевую среду.

     В результате слушания речи и использования  ее в собственной практике у ребенка формируется подсознательное «чувство языка», на которое и опирается методика обучения.

     Н. И. Жинкин раскрыл механизм практического формирования этого явления; он писал: «При передаче сообщения вводится два вида информации — а) о предмете и явлениях действительности и б) правилах языка, на котором подается сообщение. Последний вид информации вводится в неявной форме, так как правила языка применяются, но о самих правилах ничего не говорится... Развитие речи есть не что иное, как введение в мозг ребенка языка в неявном виде, т. е. через речь»

     Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является создание широкой системы речевой деятельности: с одной стороны, восприятие хороших образцов речи, достаточно разнообразных и содержащих необходимый языковый материал, с другой — создание условий для собственных речевых высказываний, в которых школьник мог бы использовать все те средства языка, которыми он должен овладеть.

     Язык  усваивается ребенком в общении, в процессе речевой деятельности. Но этого недостаточно: стихийно усвоенная речь нередко бывает примитивна и неправильна. Есть ряд аспектов овладения речью, которые находятся в ведении школы.

     Это, во-первых, усвоение литературной языковой нормы., Школа учит детей отличать литературный язык от просторечия, диалектов и жаргонов» учит литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах. Иными словами, школьник должен усвоить тысячи новых слов, новых значений известных ему слов, словосочетаний, множество таких грамматических форм и конструкций, которых он в своей дошкольной речевой практике совсем не употреблял, и, кроме того, знать уместность употребления тех или иных средств языка в определенных ситуациях; должен усвоить нормы в употреблении слов, оборотов речи, грамматических средств, а также орфоэпические и орфографические нормы.

Информация о работе Развитие рчи на уроках русского языка и литературного чтения