Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 00:26, курсовая работа
За последние годы в отечественной литературе появилось немало научных трудов, посвященных решению различных проблем воспитания дошкольников. Это объясняется тем, что целый ряд неблагоприятных социально-экономических изменений, которые произошли в нашей стране в конце двадцатого века, прежде всего, затронули подрастающее поколение и особенно детей дошкольного возраста. По мнению ряда ученых, «в настоящее время возникли существенные противоречия между декларируемыми целями физического воспитания, физической подготовки подрастающего поколения и реальными возможностями государства их осуществления для каждого человека»
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Теоретические основы развития равновесия в исследованиях отечественных и зарубежных педагогов, физиологов………………………...6
2. Проблемы развития равновесия в исследованиях педагогов и физиологов……………………………………………………………………….13
3. Подвижные игры как одно из средств развития равновесия у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………...17
4. Исследование детей по развитию функций равновесия в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………..21
5. Критерии, показатели уровня развития равновесия………………..……..25
Заключение……………………………………………………………………...28
Список использованной литературы………………………………………….30
Таблица 1.
Оценка комплекса проявления координационных способностей школьников («Три кувырка вперед»).
Возраст, лет |
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ | ||||
низкий |
ниже среднего |
средний |
выше среднего |
высокий | |
МАЛЬЧИКИ | |||||
5 |
9,9 и > |
9,8 - 9,1 |
9,0 - 7,2 |
7,1 - 6,4 |
6,3 и < |
6 |
7,8 и > |
7,7 - 7,1 |
7,0 - 5,4 |
5,3 - 4,7 |
4,6 и < |
7 |
7,4 и > |
7,3 - 7,6 |
6,5 - 4,9 |
4,8 - 3,1 |
4,0 и < |
ДЕВОЧКИ | |||||
5 |
9,4 и > |
9,3 - 8,5 |
8,4 – 6,7 |
6,6 - 5,9 |
5,8 и < |
6 |
8,8 и > |
8,7 - 7,6 |
7,5 - 5,3 |
5,2 - 4,2 |
4,1 и < |
7 |
7,7 и > |
7,6 - 7,0 |
6,9 - 5,4 |
5,3 - 4,6 |
4,1 и < |
А также для оценки динамического равновесия балансирование на гимнастической скамейке в двух вариантах (П. Харц с соавторами, 1985 год).
Оборудование: гимнастическая скамейка (ширина 10 см), секундомер. Процедура тестирования. Вариант 1 – испытуемый должен выполнить на узкой поверхности гимнастической скамейки четыре поворота (влево и вправо), не падая. Поворот закончен, когда испытуемый вернется в исходное положение. Результат – время выполнения четырех поворотов (с точностью до 0,1 секунд).
Общие указания и замечания. После объяснения, демонстрации и опробования, ученик выполняет задание. Если он потерял равновесие (соскочил со скамейки), то дается одна штрафная секунда. Прикасание к земле более трех раз – упражнение необходимо повторить. Вариант – стоя на узкой поверхности гимнастической скамейки, испытуемый должен за 20 секунд выполнить как можно больше поворотов влево и вправо, не падая со скамейки. Результат – количество выполненных поворотов за 90 секунд с точностью до пол-оборота.
Общие указания и замечания. Поворот считается законченным тогда, когда испытуемый возвращается в исходное положение. Если учащийся потерял равновесие (упал, соскочил со скамейки), счет поворотов прерывается. После принятия испытуемому вновь исходного положения счет продолжается. При наличии нескольких гимнастических скамеек тест можно проводить сразу с несколькими учащимися.
Рекомендации для оценки см. в Таблице 2.
Таблица 2.
Нормы для оценки способности к динамическому равновесию.
возраст |
ОЦЕНКА | |||
«отлично» |
«хорошо» |
«удовлетвори-тельно» |
«достаточно» | |
ВАРИАНТ 1 | ||||
5 |
14,0 |
16,0 |
18,5 |
21,0 |
6 |
12,5 |
14,0 |
16,0 |
18,0 |
7 |
11,0 |
12,5 |
14,5 |
17,5 |
ВАРИАНТ 2 | ||||
5 |
7 |
6 |
4,5 |
4,5 |
6 |
8 |
6,5 |
5 |
4 |
7 |
8 |
6,5 |
5 |
4 |
Еще для опенки равновесия мы применяли (использовали) тест «Стойка на одной ноге»33.
Оборудование: секундомер.
Процедура тестирования. По команде «можно» испытуемый становится на левую ногу, правую сгибает в коленном суставе и ставит ее на опорную ногу чуть выше колена и немного развернув ее вправо. Руки ставятся на поясе, глаза закрыты. Результат – время выполненное в стойке на одной ноге.
Общие указания и замечания. Секундомер включается тогда, когда учащийся становится на одну ногу, выключается – при отрыве пол стопы учащимся и при касании второй ногой пола, то есть при потере равновесия; при выполнении теста учащимся необходима страховка.
5. Критерии,
показатели уровня развития
«Критерий – признак, на основе которого происходит оценка, определение или классификация чего-либо»34.
В качестве главных критериев оценки уровня развития равновесия выделяют четыре основных признака: правильность выполнения движения, быстроту результата, рациональность движений и действий и двигательную находчивость.
Эти критерии имеют качественные и количественные стороны. К качественным характеристикам оценки уровня развития равновесия относятся адекватность, своевременность, целесообразность и инициативность, а к количественным – точность, скорость, экономичность и стабильность движений.
В этой связи свои уровня развития равновесия ребенок может проявлять только через одно какое либо свойство; например, это точность попадания в цель. Однако человек проявляет уровень развития равновесия значительно чаще через «совокупность выше представленных свойств»35, координируя свою двигательную активность одновременно по двум или нескольким критериям: по скорости и экономичности (передвижение на лыжах по пересеченной местности); по точности, своевременности и скорости (при выполнении передач, ударов по мячу).
Это надо учитывать как при выборе и разработке соответствующих тестов, так и при анализе показателей полученных в результате тестирования.
Оценивая уровень
развития равновесия, необходимо иметь
в виду, вышеназванные критерии в
одних случаях могут
Основными методами оценки уровня развития равновесия служат метод наблюдения, метод экспертных оценок, аппаратурные методы и метод тестов.
Метод наблюдения – может многое сказать опытному и подготовленному педагогу о том, как развивается уровень развития равновесия у его воспитанников. Однако с помощью этого метода можно получить лишь приблизительные характеристики уровня развития равновесия.
Метод экспертных оценок – для этого преподаватель приглашает опытных специалистов, которые высказывают свое мнение о степени уровня развития равновесия ученика. Однако не всегда можно найти специалистов высокой квалификации в данном вопросе, а полученная информация всегда будет носить субъективную характеристику степени уровня развития равновесия.
Аппаратурные методы – позволяют получить достаточно точные количественные оценки уровня развития равновесия. Для этого используют координациомеры, тремометро-координациомеры для измерения точности, быстроты и экономичности движений. Для измерения точности воспроизведения, оценки и отмеривания пространственных, силовых и временных параметров применяют динамометры, кинематометры, рефлексометры и стабилографы для определения поддержания равновесия.
Двигательные тесты – основной метод диагностики уровня развития равновесия у детей.
Заключение
В заключении нашего исследования, можно сделать вывод, что цель работы достигнута.
Развитие уровня равновесия дошкольников как основа физической подготовленности решалась посредством следующих задач исследования:
1. рассмотрены
теоретические основы развития
равновесия в исследованиях
2. выявлены проблемы
развития равновесия в
3. рассмотрены подвижные игры как одно из средств развития равновесия у детей старшего дошкольного возраста
4. проведено
исследование детей по
5. выявлены критерии,
показатели уровня развития
В процессе смены поколений через физическое воспитание происходит передача накапливаемого человечеством рационального опыта использования двигательных возможностей, какими потенциально обладает человек, и обеспечивается в той или иной мере направленное физическое развитие людей.
Физическое воспитание дошкольников играет большую педагогическую роль. Оно воспитывает в дошкольнике здоровый дух, помогает ему в дальнейшем, добиться успехов, быть физически подготовленным к трудностям. Физически воспитанные дошкольники становятся здоровыми людьми и полноценными гражданами в обществе.
В процессе физического
воспитания нельзя утратить прогрессивную,
гуманистическую, личностную направленность
физического воспитания. Проблемы физического
воспитания должны занять подобающее
место в Государственной
В ходе изучения средств и методов развития равновесия путем анализа литературных источников, мы выделили для себя один из наиболее доступных и на наш взгляд предположительно наиболее эффективный метод развития уровня равновесия в процессе физической подготовленности. В данном методе можно использовать различные средства, такие как сюжетные упражнения, игры, беговые упражнения и т.д.
Таким образом, можно сказать, что сюжетные игры-упражнения являются важным видом деятельности в развитии равновесия у детей дошкольных групп.
Список использованной литературы