Развитие равновесия

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 00:26, курсовая работа

Описание работы

За последние годы в отечественной литературе появилось немало научных трудов, посвященных решению различных проблем воспитания дошкольников. Это объясняется тем, что целый ряд неблагоприятных социально-экономических изменений, которые произошли в нашей стране в конце двадцатого века, прежде всего, затронули подрастающее поколение и особенно детей дошкольного возраста. По мнению ряда ученых, «в настоящее время возникли существенные противоречия между декларируемыми целями физического воспитания, физической подготовки подрастающего поколения и реальными возможностями государства их осуществления для каждого человека»

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Теоретические основы развития равновесия в исследованиях отечественных и зарубежных педагогов, физиологов………………………...6
2. Проблемы развития равновесия в исследованиях педагогов и физиологов……………………………………………………………………….13
3. Подвижные игры как одно из средств развития равновесия у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………...17
4. Исследование детей по развитию функций равновесия в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………..21
5. Критерии, показатели уровня развития равновесия………………..……..25
Заключение……………………………………………………………………...28
Список использованной литературы………………………………………….30

Работа содержит 1 файл

Q759 педагогика сдано.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

Таблица 1.

Оценка комплекса  проявления координационных  способностей школьников («Три кувырка вперед»).

 

Возраст,

лет

УРОВЕНЬ   РАЗВИТИЯ

низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

высокий

МАЛЬЧИКИ

5

9,9 и >

9,8 - 9,1

9,0 - 7,2

7,1 - 6,4

6,3 и <

6

7,8 и >

7,7 - 7,1

7,0 - 5,4

5,3 - 4,7

4,6 и <

7

7,4 и >

7,3 - 7,6

6,5 - 4,9

4,8 - 3,1

4,0 и <

 

ДЕВОЧКИ

5

9,4 и >

9,3 - 8,5

8,4 – 6,7

6,6 - 5,9

5,8 и <

6

8,8 и >

8,7 - 7,6

7,5 - 5,3

5,2 - 4,2

4,1 и <

7

7,7 и >

7,6 - 7,0

6,9 - 5,4

5,3 - 4,6

4,1 и <


 

А также для  оценки динамического равновесия балансирование на гимнастической скамейке в двух вариантах (П. Харц с соавторами, 1985 год).

Оборудование:  гимнастическая скамейка (ширина 10 см),  секундомер. Процедура тестирования.  Вариант 1 – испытуемый должен выполнить на узкой поверхности гимнастической скамейки четыре поворота (влево и вправо),  не падая.  Поворот закончен,  когда испытуемый вернется в исходное положение.  Результат – время выполнения четырех поворотов (с точностью до 0,1 секунд).

 Общие указания  и замечания. После объяснения, демонстрации и опробования,  ученик выполняет задание.  Если он потерял равновесие (соскочил со скамейки),  то дается одна штрафная секунда.  Прикасание к земле более трех раз – упражнение необходимо повторить. Вариант – стоя на узкой поверхности гимнастической скамейки,  испытуемый должен за 20 секунд выполнить как можно больше поворотов влево и вправо,  не падая со скамейки.  Результат – количество выполненных поворотов за 90 секунд с точностью до пол-оборота.

Общие указания и замечания.  Поворот считается законченным тогда,  когда испытуемый возвращается в исходное положение.  Если учащийся потерял равновесие (упал, соскочил со скамейки),  счет поворотов прерывается.  После принятия испытуемому вновь исходного положения счет продолжается.  При наличии нескольких гимнастических скамеек тест можно проводить сразу с несколькими учащимися.

Рекомендации  для оценки см.  в Таблице 2.

Таблица 2.

Нормы для оценки способности к динамическому  равновесию.

 

возраст

ОЦЕНКА

«отлично»

«хорошо»

«удовлетвори-тельно»

«достаточно»

 

ВАРИАНТ 1

5

14,0

16,0

18,5

21,0

6

12,5

14,0

16,0

18,0

7

11,0

12,5

14,5

17,5

 

ВАРИАНТ 2

5

7

6

4,5

4,5

6

8

6,5

5

4

7

8

6,5

5

4


 

Еще для опенки равновесия мы применяли (использовали) тест «Стойка на одной   ноге»33.

Оборудование:  секундомер.

Процедура  тестирования.  По команде «можно» испытуемый становится на левую ногу,  правую сгибает в коленном суставе и ставит ее на опорную ногу чуть выше колена и немного развернув ее вправо.  Руки ставятся на поясе, глаза закрыты.  Результат – время выполненное в стойке на одной ноге.

Общие   указания и замечания.  Секундомер включается тогда,  когда учащийся становится на одну ногу,  выключается – при отрыве пол стопы учащимся и при касании второй ногой пола,  то есть при потере равновесия;  при выполнении теста учащимся необходима страховка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Критерии, показатели уровня развития равновесия.

 

«Критерий – признак, на основе которого происходит оценка, определение или классификация чего-либо»34.

В качестве главных  критериев оценки уровня развития равновесия выделяют четыре основных признака: правильность выполнения движения, быстроту результата, рациональность движений и действий и двигательную находчивость.

Эти критерии имеют  качественные и количественные стороны. К качественным характеристикам  оценки уровня развития равновесия относятся адекватность, своевременность, целесообразность и инициативность, а к количественным – точность, скорость, экономичность и стабильность движений.

В этой связи  свои уровня развития равновесия ребенок  может проявлять только через  одно какое либо свойство; например, это точность попадания в цель. Однако человек проявляет уровень развития равновесия значительно чаще через «совокупность выше представленных свойств»35, координируя свою двигательную активность одновременно по двум или нескольким критериям: по скорости и экономичности (передвижение на лыжах по пересеченной местности); по точности, своевременности и скорости (при выполнении передач, ударов по мячу).

Это надо учитывать  как при выборе и разработке соответствующих  тестов, так и при анализе показателей  полученных в результате тестирования.

Оценивая уровень  развития равновесия, необходимо иметь  в виду, вышеназванные критерии в  одних случаях могут характеризовать  явные (абсолютные), а в других –  скрытые (относительные) показатели. Абсолютные показатели выражают уровень развития равновесия без учета скоростных, силовых, скоростно-силовых возможностей ребенка. Относительные показатели позволяют судить о проявлениях уровня развития равновесия с учетом этих возможностей.

Основными методами оценки уровня развития равновесия служат метод наблюдения, метод экспертных оценок, аппаратурные методы и метод тестов.

Метод наблюдения – может многое сказать опытному и подготовленному педагогу о том, как развивается уровень развития равновесия у его воспитанников. Однако с помощью этого метода можно получить лишь приблизительные характеристики уровня развития равновесия.

Метод экспертных оценок – для этого преподаватель приглашает опытных специалистов, которые высказывают свое мнение о степени уровня развития равновесия ученика. Однако не всегда можно найти специалистов высокой квалификации в данном вопросе, а полученная информация всегда будет носить субъективную характеристику степени уровня развития равновесия.

Аппаратурные  методы – позволяют получить достаточно точные количественные оценки уровня развития равновесия. Для этого используют координациомеры, тремометро-координациомеры для измерения точности, быстроты и экономичности движений. Для измерения точности воспроизведения, оценки и отмеривания пространственных, силовых и временных параметров применяют динамометры, кинематометры, рефлексометры и стабилографы для определения поддержания равновесия.

Двигательные  тесты – основной метод диагностики уровня развития равновесия у детей.

В состав тестов не должны входить сложные двигательные умения, желательно чтобы не требовалось сложное оборудование и они были достаточно просты по условиям организации и проведения. Желательно проверять уровень развития равновесия с помощью нескольких однородных тестов, что дает возможность получить надежную оценку уровня её развития.

 

Заключение

 

В заключении нашего исследования, можно сделать вывод, что цель работы достигнута.

Развитие уровня равновесия дошкольников как основа физической подготовленности решалась посредством следующих задач исследования:

1. рассмотрены  теоретические основы развития  равновесия в исследованиях отечественных  и зарубежных педагогов, физиологов

2. выявлены проблемы  развития равновесия в исследованиях  педагогов и физиологов

3. рассмотрены  подвижные игры как одно из средств развития равновесия у детей старшего дошкольного возраста

4.  проведено  исследование детей по развитию  функций равновесия в дошкольном  возрасте.

5. выявлены критерии, показатели уровня развития равновесия.

В процессе смены  поколений через физическое воспитание происходит передача накапливаемого человечеством рационального опыта использования двигательных возможностей, какими потенциально обладает человек, и обеспечивается в той или иной мере направленное физическое развитие людей.

Физическое  воспитание дошкольников играет большую педагогическую роль. Оно воспитывает в дошкольнике здоровый дух, помогает ему в дальнейшем, добиться успехов, быть физически подготовленным к трудностям. Физически воспитанные дошкольники становятся здоровыми людьми и полноценными гражданами в обществе.

В процессе физического  воспитания нельзя утратить прогрессивную, гуманистическую, личностную направленность физического воспитания. Проблемы физического  воспитания должны занять подобающее место в Государственной программе по воспитанию молодежи. Должна произойти корректировка проблем физического воспитания и путей его реализации. Этот процесс должен быть перманентным, приводящим к действенным практическим шагам, способствующим повышению качества жизни и оздоровления детей.

В ходе изучения средств и методов развития равновесия путем анализа литературных источников, мы выделили для себя один из наиболее доступных и на наш взгляд предположительно наиболее эффективный метод развития уровня равновесия в процессе физической подготовленности. В данном методе можно использовать различные средства, такие как сюжетные упражнения, игры, беговые упражнения и т.д.

Таким образом, можно сказать, что сюжетные игры-упражнения являются важным видом деятельности в развитии равновесия у детей дошкольных групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

  1. Болобан В.Н. Метод рефлексометрии. Спортивная акробатика /В.Н. Болобан. Киев: Выща школа,1988. - 251 с.
  2. Вавилова Р.И.Сборник инструктивно-методических материалов по физической культуре. - М.: Просвещение, 2003.- 245 с.
  3. Вильчковский Э. С. Физическое воспитание дошкольников в семье. - К.: Рад. шк., 2003. - 128 с.
  4. Дегтярев И.П. Физическое развитие. Киев, 2005. - 263 с.
  5. Дергунов Н.И. Учебное издание. Новосибирск, 2006. - 245 с
  6. Доман Г. Как сделать ребенка физически совершенным: Пер. с англ. - М.: АСТ, Аквариум, 2002. - 333 с.
  7. Инновационные направления развития системы физического воспитания детей дошкольного возраста //Теория и практика физической культуры: Научно-теоретический журнал. - 2004. - № 3.
  8. Клевенко В.М. Быстрота как развитие физических качеств. - Москва, 2008. - 290 с.
  9. Концепция физического воспитания детей и подростков //Физическая культура: Научно-методический журнал. - 2004. - № 1.
  10. Кузнецов В.В. Проблемы скоростно-силовой подготовки. - Москва, 2006. - 116 с.
  11. Лаптев А. Управление физическим развитием. - Москва, 2003. - 180с.
  12. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - Москва, 2007. - 270с.
  13. Минаев Б.Н., Шиян Б.М. Основы методики физического воспитания школьников. - М.: 2002. - 455 с.
  14. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста /Под ред. М. В. Антроповой, М. М. Кольцовой. - М.: Педагогика, 2003. - 236 с.
  15. Никифоров Ю.Б. Эффективность физических упражнений. - Москва, 2007. - 180с.
  16. Оленчук П.Т. Здоровье дарит спорт. - Николаев, 2003. - 265 с.
  17. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5 - 6 лет: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2003. - 143 с.
  18. Репников П.Н. О выносливости. Информационно методический бюллетень. - 2001. - № 3
  19. Рипа М.Д. Физическая культура и спорт в общеобразовательной школе. - М.: 2003. - 655 с.
  20. Романенко М.И. Физкультура. - Киев, 2008. - 260 с.
  21. Русаков В.Я. Методы совершенствования физической подготовки. - Москва, 2007. - 421 с.
  22. Стрельников В.А. Воспитание выносливости. - Улан-Удэ, 2001. - 410 с.
  23. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада /Сост. Ю. Ф. Луури. - М.: Просвещение, 2002. - 61 с.
  24. Филимонов В.И. Общие основы силовой и функциональной физической подготовки. – Грозный, 2001. - 139 с.
  25. Филин В.П. Скоростно-силовая подготовка юных спортсменов. Москва, 2006. - 160 с.
  26. Фомин Н.А., Фолин В.Е. Возрастные основы физического воспитания - М. : Физиология и спорт, 2008. - 421 с.
  27. Хусаинов З.М. Методика скоростно-силовой физической подготовки. - 2001. - №3
  28. Циргаладзе И.В. Олимпийские чемпионы сегодня. - Москва, 2004. - 120 с.
  29. Ширяев А.Г. Физкультура как она есть. - Москва, 2004 - 80 с.
  30. Шустин Б.М. Современная система физической подготовки. - Москва, 2005. - 193 с.
  31. Щебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. Практикум. - М.: Академия.- 1999. - 160 с.

Информация о работе Развитие равновесия