Развитие равновесия

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 00:26, курсовая работа

Описание работы

За последние годы в отечественной литературе появилось немало научных трудов, посвященных решению различных проблем воспитания дошкольников. Это объясняется тем, что целый ряд неблагоприятных социально-экономических изменений, которые произошли в нашей стране в конце двадцатого века, прежде всего, затронули подрастающее поколение и особенно детей дошкольного возраста. По мнению ряда ученых, «в настоящее время возникли существенные противоречия между декларируемыми целями физического воспитания, физической подготовки подрастающего поколения и реальными возможностями государства их осуществления для каждого человека»

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Теоретические основы развития равновесия в исследованиях отечественных и зарубежных педагогов, физиологов………………………...6
2. Проблемы развития равновесия в исследованиях педагогов и физиологов……………………………………………………………………….13
3. Подвижные игры как одно из средств развития равновесия у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………...17
4. Исследование детей по развитию функций равновесия в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………..21
5. Критерии, показатели уровня развития равновесия………………..……..25
Заключение……………………………………………………………………...28
Список использованной литературы………………………………………….30

Работа содержит 1 файл

Q759 педагогика сдано.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Проблемы  развития равновесия в исследованиях  педагогов и физиологов

 

К настоящему времени  по проблеме развития способности к равновесию у человека в теории и практике физической культуры и спорта накоплен большой фактический материал. Одними из важных аспектов в изучении данной проблемы являются исследование особенностей развития способности к равновесию и её тренировка в разные периоды жизни человека и, в частности, у детей.

Известно, что  функция равновесия у детей «совершенствуется с возрастом»21. Принято считать, что сенситивным периодом в развитии способности к равновесию у детей является возраст от 7 до 12 лет, а к 13-14 годам «показатели устойчивости тела достигают величин, свойственных взрослому человеку»22. Кроме того, к 15-16 годам наблюдается значительный прирост в показателях способности сохранять равновесие тела при действии сбивающих факторов в виде вестибулярных нагрузок (Матвеев Л.П., 1990). Тем не менее, обнаруженные при анализе специальной литературы сведения о возрастных особенностях развития способности к равновесию у детей 6-7 лет носят, как правило, фрагментарный характер.

Ряд авторов  отмечают, что «специальной тренировкой можно улучшить функциональные возможности органов и систем равновесия тела человека»23. Однако наибольший эффект её выявлен в период морфологического созревания ведущих в механизме регуляции равновесия тела анализаторов (вестибулярного, зрительного и двигательного). Такая своевременность позволит «достигнуть высокого уровня их развития в последующие годы жизни»24. Вместе с тем В.Г. Стрелец указывает на «необходимость в раннем возрасте (в том числе и в 6-7-летнем), прежде всего, тренировки вестибулярного анализатора, так как он является доминирующим в актах сохранения статодинамической устойчивости человека»25.

Среди широкого арсенала средств специальной тренировки способности к равновесию у детей  важное место занимает спортивная акробатика. С помощью акробатических упражнений, благодаря их разнообразию и доступности, можно добиться «значительного и всестороннего развития органов и систем равновесия тела у человека»26 (Брыков К.И.; Ткаченко Н.В.; Коренберг В.Б.; Зациорский ВМ., Прилуцкий Б.И. и др.).

Изучение вопросов развития способности к равновесию в спортивной акробатике представляет для ученых особый интерес (Болобан В.Н.; Бирюк Е.В.; Тишлер А.В.; Нариманов Б.А. и др.). И это не случайно, так как одним из главных условий освоения современного уровня соревновательных программ является высокое развитие у акробатов статодинамической устойчивости и чувства баланса.

В этой связи  некоторые исследователи (Соколов Г.Я., Безматерных Г.П.) предлагают «выделить в системе спортивной тренировки акробатов (наряду с другими её сторонами) так называемую «функциональную» подготовку, суть которой заключается в целенаправленном улучшении работы сердечнососудистой, дыхательной и сенсорных систем организма и, в том числе ведущих анализаторов в механизме управления равновесием тела (вестибулярного, зрительного и двигательного)»27.

Между тем проблема развития функции равновесия у детей (и, в частности, 6-7 лет), занимающихся в группах начальной подготовки, как наиболее приоритетная в кругу  вопросов сенсорного развития акробатов, еще недостаточно экспериментально обоснована.

В качестве основных средств развития способности к  равновесию у детей групп начальной подготовки спортивной акробатики, кроме упражнений в рамках программы юношеских разрядов (иначе говоря, элементов «малой»28 акробатики), снарядов, тренажерных устройств (к примеру, батута, двойного мини-трампа, различных конструкций акробатических дорожек, подвесных систем и мн. др.) (Курысь В.Н.) должны использоваться специальные двигательные задания с избирательным и комплексным воздействием на функции вестибулярного, зрительного и двигательного анализаторов.

Как известно, период с 6 до 7 лет является кризисным в  развитии ребёнка, так как находится  на стыке двух возрастов - дошкольного  и школьного. Одной из главных  причин кризиса в развитии служит необходимость в смене ведущей деятельности, т.е. учеба постепенно вытесняет игру. Кроме того, наряду с бурными морфологическими и функциональными перестройками, происходящими в организме 6-7-летнего ребёнка, налицо дисгармония между его физическим и нервно-психическим развитием (Аверин В.А.).

Таким образом, возникает потребность в создании методики специальной тренировки детей 6-7 лет при условии всестороннего  и гармоничного их развития. Реализация такого подхода к целенаправленному развитию функции равновесия не только гарантирует успешность освоения детьми 6-7-летнего возраста азов спортивной акробатики, но и является существенным дополнением к комплексу мероприятий по подготовке их к систематическому обучению в общеобразовательной школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Подвижные  игры как одно из средств  развития равновесия у детей  старшего дошкольного возраста

 

Растущие возможности  детей обусловливают увеличение физиологической нагрузки на организм во время утренней гимнастики, занятий и других форм работы. Так, заметно возрастает продолжительность непрерывного бега в медленном темпе (до 1,5–2 мин.), количество прыжков постепенно увеличивается до 50–55 подряд, они повторяются с небольшим перерывом 2–3 раза.

Увеличиваются объем и интенсивность общеразвивающих упражнений. Наряду с упражнениями с гимнастическими палками, скакалками все шире применяются упражнения на гимнастических снарядах (стенках, скамейках, а также у бревна, дерева и т. д.), парные и групповые упражнения с обручами, шестами, веревками. При этом важно следить за точным соблюдением исходного положения, четким выполнением промежуточных и конечных поз, соответствием выполнения движений заданному темпу.

«Объяснения и указания должны быть краткими, нацеленными на качественное выполнение упражнений: точность положений и направлений движения отдельных частей тела с хорошей амплитудой, должным мышечным напряжением»29.

Успех в освоении основных движений во многом обусловлен уровнем развития двигательных навыков. Чем он выше, тем легче ребенку овладеть техникой сложных движений. Так, прыжки в высоту и длину с разбега требуют предварительных многократных упражнений, обеспечивающих развитие и укрепление нижних конечностей, мышц живота и спины, а также развитие функции равновесия и координации движений; основное содержание подготовительных упражнений для освоения лазанья должны составлять упражнения, способствующие укреплению мышц туловища, рук и ног и координации движений и т.д.

Следует помнить, что формирование двигательных навыков идет значительно быстрее, если упражнение повторяется многократно с незначительными перерывами. Например, прыжки в высоту и длину с разбега необходимо повторить 8–9 раз подряд на первом занятии с постепенным уменьшением количества повторений до 3–4 раз, всего для этого движения достаточно 3–4 занятий. Следует приучать детей осмысленно относиться к достижению точности и правильности выполнения движений, соответствия их образцу. Особенно это важно при усвоении детьми новых сложнокоординированных двигательных действий: прыжков в длину и высоту с разбега, метания и др.

Закрепление навыков  основных движений успешно осуществляется в подвижных играх и эстафетах. При этом необходимо помнить, что  включать движение в игры или эстафеты можно только в том случае, если оно хорошо освоено детьми. Последовательность движений и условия игр важно менять, что способствует развитию и воспитанию у детей ловкости и сообразительности. Закрепление накопленного опыта осуществляется при выполнении этих движений на прогулке. Для развертывания самостоятельной двигательной деятельности необходимо иметь достаточное количество пособий и игр и специальное место, где дети могли бы упражняться в выполнении разнообразных движений. Воспитателю важно поощрять и стимулировать у детей желание соревноваться в движениях; он должен заботиться о целесообразной смене движений, способствовать объединению детей в небольшие группы для игр или выполнения двигательных задач.

«Равновесие - способность человека сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой над уровнем земли (пола) площади опоры»30.

Это качество необходимо человеку, чтобы передвигаться в помещении  и на улице, не задевая предметы, друг друга, успешно справляться  с обязанностями, необходимыми при разных работах (верхолаз и др.).

Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата, всех систем организма, а также от расположения общего центра тяжести  тела (ОЦТ). У дошкольников ОЦТ расположен высоко, поэтому им труднее сохранять  равновесие. При выполнении упражнений, смене положения центр тяжести тела смещается и равновесие нарушается. Требуется приложить усилие, чтобы восстановить нужное положение тела.

Равновесие развивается  в большей степени в упражнениях, выполняемых на уменьшенной и приподнятой площади опоры (катание на коньках, велосипеде, ходьба, бег по скамейке), также в упражнениях, требующих значительных усилий, чтобы сохранить устойчивое положение тела (метание на дальность, прыжок в длину с места и с разбега и др.).

Для развития равновесия используются упражнения динамического  характера (ходьба, бег, прыжки и др.), а также статического характера (приседание на носках, стойка на одной  ноге и др.).

Упражнения  для развития равновесия усложняются  от одной возрастной группы к другой. Вначале даются упражнения на полу, а в дальнейшем ― на пособиях. Чем меньше площадь опоры, чем больше высота предмета (доски, скамейки, бревна) и угол его наклона, тем труднее выполнять упражнения и сохранять равновесие. Поэтому ширина пособий с возрастом уменьшается от 25 до 10 см, а высота их увеличивается от 10 до 40 см.

В старшей группе задания еще более усложняются: дети ходят спиной вперед; приставным шагом в сторону, изменяя положение  рук (вверх, вперед, в стороны), прокатывают  перед собой двумя руками мяч, делают «ласточку». Кроме того, детей учат ходить по узкой рейке гимнастической скамейки. В этой группе используется бег на носках для вбегания на наклонную доску и сбегания с нес.

В подготовительной к школе группе при ходьбе по гимнастической скамейке дети выполняют следующие задания: нести набивной мешочек на спине; приседая на одной ноге, другую проносить прямой вперед сбоку скамейки; поднимая ногу вперед, делать под ней хлопок; поворачиваться кругом, взмахивая руками вверх, и др. По узкой рейке гимнастической скамейки дети ходят приставным шагом в сторону; при остановках поднимаются на носки на одной ноге, закрыв глаза. В этой группе для развития равновесия используются бег и прыжки. Дети, стоя на скамейке, подпрыгивают и мягко приземляются на нее; прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед; перепрыгивают предмет, лежащий на скамейке.

В зимнее время  на участке на снежных валах дети делают различные упражнения.

Когда выполняются  сложные упражнения на пособиях, воспитатель  обеспечивает страховку и помощь ребенку.

Содержание  физических упражнений.

Упражнения  в равновесии. Ходить по узкой рейке  гимнастической скамейки, веревке на полу (диаметр 1,5–3 см), по наклонной  доске прямо и боком, на носках. Ходить по гимнастической скамейке, с  перешагиванием через набивные мячи, приседанием на середине, раскладыванием и собиранием предметов. Ходить по наклонной доске вверх и вниз на носках, боком, приставным шагом. Кружение парами, держась за руки.

 

4.  Исследование детей по развитию  функций равновесия в дошкольном возрасте.

 

Способность к  равновесию. Она может быть статической и динамической. В этом отношении полезны упражнения,  связанные с вращением в различных плоскостях головы,  конечностей,  туловища.  К ним относятся повороты,  кувырки, перевороты,  повороты или комбинации упражнений.

«Фактором, который влияет на устойчивость равновесия в условиях опоры,  относятся:  положение общего центра тяжести по отношению к плоскости опоры;  высота снаряда,  служащего опорой,  его устойчивость; скорость движения тела,  его равномерность и другие»31.

Для совершенствования способности  к статическому равновесию необходимо использовать следующие методические приемы:  удлинение времени сохранения позы,  временное исключение зрительного  самоконтроля,  уменьшение площади опоры,  включение предварительных и сопутствующих движений,  введение противодействий.

Основой совершенствования  способности к динамическому  равновесию является адаптация к  различным внешним условиям. К  важным средствам воспитания динамического  равновесия относится подвижные и спортивные игры, в которых резко меняется направление движения.

Тесты для определения  способности к равновесию. Для оценки комплексного проявления координационных способностей школьников можно использовать тест «Три кувырка вперед»32. Школьник встает у края матов,  уложенных в длину,  приняв основную столку.  По команде он принимает положение упора присев и последовательно,  без остановки выполняет три кувырка вперед,  стремясь сделать это за минимальный промежуток времени. После последнего кувырка ученик вновь принимает основную стойку. Фиксируется время выполнения задания и оценка результата (Таблица 1).

При выполнении теста следует обратить внимание на следующее: обязательное принятие положения  упора присев,  запрещение на выполнение длительных кувырков, фиксация после последнего кувырка положения основной стойки.

Информация о работе Развитие равновесия