Развитие равновесия

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 00:26, курсовая работа

Описание работы

За последние годы в отечественной литературе появилось немало научных трудов, посвященных решению различных проблем воспитания дошкольников. Это объясняется тем, что целый ряд неблагоприятных социально-экономических изменений, которые произошли в нашей стране в конце двадцатого века, прежде всего, затронули подрастающее поколение и особенно детей дошкольного возраста. По мнению ряда ученых, «в настоящее время возникли существенные противоречия между декларируемыми целями физического воспитания, физической подготовки подрастающего поколения и реальными возможностями государства их осуществления для каждого человека»

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Теоретические основы развития равновесия в исследованиях отечественных и зарубежных педагогов, физиологов………………………...6
2. Проблемы развития равновесия в исследованиях педагогов и физиологов……………………………………………………………………….13
3. Подвижные игры как одно из средств развития равновесия у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………...17
4. Исследование детей по развитию функций равновесия в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………..21
5. Критерии, показатели уровня развития равновесия………………..……..25
Заключение……………………………………………………………………...28
Список использованной литературы………………………………………….30

Работа содержит 1 файл

Q759 педагогика сдано.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Теоретические основы  развития равновесия в исследованиях  отечественных и зарубежных педагогов,  физиологов………………………...6

2. Проблемы развития  равновесия в исследованиях педагогов  и физиологов……………………………………………………………………….13

3. Подвижные  игры как одно из средств  развития равновесия у детей  старшего дошкольного возраста……………………………………………...17

4.  Исследование  детей по развитию функций  равновесия в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………..21

5. Критерии, показатели уровня развития равновесия………………..……..25

Заключение……………………………………………………………………...28

Список использованной литературы………………………………………….30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  исследования. За последние годы в  отечественной литературе появилось немало научных трудов, посвященных решению различных проблем воспитания дошкольников. Это объясняется тем, что целый ряд неблагоприятных социально-экономических изменений, которые произошли в нашей стране в конце двадцатого века, прежде всего, затронули подрастающее поколение и особенно детей дошкольного возраста. По мнению ряда ученых, «в настоящее время возникли существенные противоречия между декларируемыми целями физического воспитания, физической подготовки подрастающего поколения и реальными возможностями государства их осуществления для каждого человека»1.

Поиск новых  путей, решения проблемы развития физических качеств дошкольников как основы физической подготовленности связан с  необходимостью изучения закономерностей, методологических и методических условий совершенствования процесса развития физических качеств дошкольников как основы физической подготовленности.

Существенной  особенностью раннего детства является «взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей»2. Крепкий, физически полноценный ребенок не только «меньше подвергается заболеваниям, но и лучше развивается психически»3. Начиная с трехлетнего возраста, ребенок многое умеет, очень подвижен. Физические упражнения развивают и укрепляют опорно-двигательный аппарат, предупреждают нарушение осанки и деформацию скелета. Занятия физическими упражнениями имеют не только оздоровительное, но и воспитательное значение. У детей воспитывается «внимание и наблюдательность, развиваются волевые качества, вырабатывается характер»4.

Проблема исследования. Разработка вопроса развития физических качеств дошкольников как основы физической подготовленности если и  затрагивалась в ряде работ, то только фрагментарно. В связи с вышеизложенным очевидна актуальность темы дипломной работы, заключающаяся в разработке и поиске новых методических подходов к использованию подвижных игр в развитии физических качеств дошкольников как основы их физической подготовленности.

Цель исследования – разработать методику развития физических качеств старших дошкольников, основанную на подвижных играх.

Достижение  поставленной цели обусловило решение  следующих задач исследования:

1. Рассмотреть  теоретические основы развития  равновесия в исследованиях отечественных  и зарубежных педагогов, физиологов;

2. выявить проблемы  развития равновесия в исследованиях  педагогов и физиологов;

3. рассмотреть  подвижные игры как одно из  средств развития равновесия  у детей старшего дошкольного  возраста;

4.  провести  исследование детей по развитию  функций равновесия в дошкольном возрасте;

5. выявить критерии, показатели уровня развития равновесия.

Методы исследования.

Теоретические:

-    анализ  педагогической литературы по  теме исследования;

-    интерпретация  литературных источников;

-    обобщение;

Эмпирические:

-    наблюдение;

База исследования. ДОУ Д\с № 108 г. Томска Томского Политехнического Университета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретические  основы развития равновесия в  исследованиях отечественных и  зарубежных педагогов, физиологов

 

Двигательная деятельность человека, при всей её динамичности и многообразии, всегда связана с поддержанием относительно устойчивого положения тела. Устойчивость тела человека, как необходимый, постоянный, «фоновый»5 компонент любых движений и сохранения разнообразных поз, зависит от уровня развития способности к равновесию (Гурфинкель B.C. и др.,1965; Стрелец В.Г.,1969; Любомирский Л.Е.,1979; Бондаревский Е.Я., Нариманов Б.А., 1981; Сурков Е.Н., 1984; Лях В.И., 1989; Матвеев Л.П., 19916 и др.). На основе этой способности (как собственно, благодаря и другим жизненно важным константам организма) человек полноценно взаимодействует с внешней средой (Стрелец В.Г., 1969).

До сих пор  нет единого мнения на определение  понятия «равновесие тела» и  его места в структуре физических качеств человека. Так, одни авторы рассматривают равновесие тела, как «основной элемент координации движений»6; другие - относят его к «специфическим координационным способностям»7; третьи (Бондаревский Е.Я., Нариманов Б.АД981) - считают равновесие тела «самостоятельным физическим качеством»8; четвертая группа исследователей (Матвеев Л.П., 19916) определяют равновесие тела, как «частную способность, которая связана с двигательно-координационными способностями»9. Кроме того, в специальной литературе можно встретить такие понятия, как «функция равновесия»10 и «чувство равновесия»11. Л.П. Матвеев отмечает, что «во многих случаях ведущую роль играет не столько установка на жесткую фиксацию позы, сколько оптимальное балансирование в ней, благодаря которому равновесие тела человека постоянно восстанавливается на фоне нарушающих его факторов»12. В связи с этим автор предлагает определить равновесие тела, как «способность, обеспечивающую оптимальное балансирование в статических положениях человека и во время его перемещений в пространстве»13.

Вопрос о  характеристике «равновесия тела человека»  занимал многих ученых прошлых лет (Magnus R., 1924) и не потерял своей актуальности в настоящее время. В современной  литературе, как правило, выделяют три  формы «равновесия тела человека» : 1) статическое равновесие (удержание различных положений, поз, стоек); 2) динамическое равновесие (сохранение направленности перемещений при непрерывно меняющихся позах); 3) балансирование предметами и на предметах (как в статике, так и в динамике, а также в условиях ограниченной, повышенной и неустойчивой опоры) (Бондаревский Е.Я., Нариманов Б.А., 1981; Кичайкина Н.Б., 1986; Зайцев А.А.,1989; Матвеев Л.П., 19916 и др.).

Заслуживает внимания классификация «равновесия тела человека»14, данная В.Б. Коренбергом (1979). Автор выделяет такие виды равновесия как: стационарные (без изменения места опоры) и нестационарные (с переменой места опоры). «Стационарные равновесия»15 подразделяются на стабильные, характеризующиеся компенсаторным изменением пространственной ориентации ряда звеньев тела и углов в базовых суставах (например, переход из одного вида статического равновесия в другой), и на останавливающие - сохранение устойчивости тела при наличии определенного запаса количества движения и кинетического момента, которые необходимо свести к нулю (например, приземление после выполнения сложных элементов в акробатике; стойка на руках махом назад на параллельных брусьях в гимнастике; остановка метателя молота, толкателя ядра в секторе после выпуска снаряда в легкой атлетике). «Нестационарные равновесия» могут выполняться, как на подвижной, так и на неподвижной опорах. Кроме того, детализируя эту классификацию, автор все виды равновесия делит на позные, переменные и закрепленные, а также на «равновесия», выполняемые на ногах, руках и других частях тела.

Многие исследователи  отмечают, что деление «равновесия» на статические и динамические формы  чисто условно, так как тело человека никогда не находится в строгой  статике. Это обуславливается процессами дыхания, циркуляцией крови, перестальтикой кишечника, сердцебиением, перераспределением мышечного тонуса и другими процессами, ведущими к перемещению масс тела человека, что, в свою очередь, отражается в изменении амплитуды и частоты колебаний его общего центра масс (ОЦМ).

В научной литературе выделяют и такие понятия как  «статокинетическая устойчивость»16, «статокинетическая помехоустойчивость»17, «статодинамическая устойчивость»18. Все эти понятия отражают практически одно и то же - способность человека при его активных и пассивных перемещениях, сохранять ориентировку в пространстве и осуществлять функцию равновесия, не снижая качественных характеристик выполняемой работы (деятельности).

Иногда в  специальной лексике используют термин «вестибулярная устойчивость» (Смирнов А.А., 1988; Таймазов В.А., Федоров В.В., 1988; и др.), который означает:

1) качество вестибулярного  анализатора, т.е. степень выраженности  реакций организма человека на  действие вестибулярных раздражителей; 

2) составной  элемент статокинетической устойчивости (Гордеева Г.А., 1993; Усачев В.И., 1995). В отношении второго определения В.И. Усачев (1995) утверждает, что вестибулярный анализатор и даже вестибулярная система не может рассматриваться как самостоятельный элемент в механизме статокинетической устойчивости. Далее автор поясняет, что по структуре управления статокинетическая устойчивость включает в себя три подсистемы:

1) поддержание  равновесия тела благодаря функционированию  вестибулярной рецепции, проприоцепции,  мозжечка и мышечных эффекторов. Эта подсистема действует на подсознательном уровне;

2) ориентировка  в пространстве;

3) локомоции,  опосредованные через первые  два уровня (Усачев В.И., 1995).

Подводя итог всему  вышеизложенному, следует сказать, что если необходимо подчеркнуть  психофизиологические аспекты системы «равновесия тела» человека, то, как правило, используют такие понятия как «функция равновесия», «чувство равновесия»; если рассмотреть её как основной элемент двигательной деятельности - то «способность к равновесию», «равновесие» (в смысле, физическое качество), «навык (умение) равновесия»; если важно отразить предметную сторону процесса сохранения и восстановления равновесия - то «балансирование»; если нужно показать возможности удерживать равновесное положение тела в условиях действия сбивающих факторов - то «статодинамическая (статокинетическая) (помехоустойчивость», «устойчивость».

Условия равновесия физического тела (системы тел) рассматриваются  в таком разделе механики как  «Статика твердого тела». В этом разделе  излагаются два основных вопроса:

1) изучение условий  равновесия материальных тел  при действии на них различных  сил; 

2) учение об  общем центре тяжести (ОПТ)  тела (Кичайкина Н.Б., 1986).

Как известно, положение  физического тела характеризуется:

1) позой (иначе говоря, формой);

2) местом;

3) ориентацией; 

4) отношением  к опоре (Донской Д.Д., 1971, 1975,1979; Донской Д.Д., Шойхет К.Е., 1981; Зациорский  В.М. и др., 1981; Кичайкина Н.Б., 1986 и др.).

Кроме этого, на любое тело (живой или неживой  природы), находящееся на Земле, действуют различные по характеру и направлению силы (внешние и внутренние; статические и динамические; ускоряющие и замедляющие и др.). С точки зрения равновесия физического тела, все силы делятся на возмущающие (опрокидывающие, отклоняющие), направленные на изменения положения тела и уравновешивающие, которые действуют в противовес возмущающим (Донской Д.Д., Шойхет К.Е., 1981; Болобан В.Н., 1988 и др.).

Одним из главных  условий сохранения равновесия тела человека (в статическом положении  или в движении) является «равенство нулю главного вектора и главного момента внешних сил и, чтобы все внутренние силы (силы мышечной активности) обеспечивали сохранение позы (формы системы)»19 (Стрелец В.Г., 1969; Зациорский В.М., Прилуцкий Б.И., 1984; Кичайкина Н.Б., 1986 и др.). Однако управление равновесием тела человека, как биомеханической системой с множеством степеней свободы, связано с определенными трудностями. Так, В.Н. Болобан (1988, С. 70-71) отмечает, что «всякая сила, возникающая в одном из звеньев тела, тотчас же вызывает систему реактивных или отраженных сил, передающуюся на все остальные звенья. Инерционные силы, вступая в сложнейшее взаимодействие с реактивными, могут переливаться как волны по кинематическим звеньям, сталкиваться, отражаться, суммироваться, помогать или не помогать друг другу»20. Отсюда следует, что как активные, так и пассивные механические силы могут либо содействовать, либо препятствовать правильной организации управления равновесия тела человека (Донской Д.Д., Шойхет К.Е., 1981).

В механике, как правило, выделяют три вида равновесия физических тел:

1) устойчивое;

2) неустойчивое;

3) безразличное.

Если неустойчивого  равновесия в природе не существует (это абстрактная модель), а безразличное равновесие свойственно в большей  степени лишь твердым физическим телам (например, в форме шара), то в жизнедеятельности человека имеет значение только устойчивое (при верхней опоре, например, при выполнении гимнастом виса на кольцах) и так называемое ограниченно-устойчивое (при нижней опоре, например, при фиксации пирамиды вчетвером, выполняемой акробатами) равновесие (Донской Д.Д., 1971, 1975, 1979; Донской Д.Д., ШойхетКЕ., 1981; Зациорский В.М., Прилуцкий Б.И., 1984; Болобан В.Н., 1988 и др.). Вместе с тем двигательная деятельность человека чаще всего основана на ограниченно-устойчивом виде равновесия, т.е. когда тело может сохранять устойчивое положение в определенных границах (в пределах «потенциального барьера») (Донской Д.Д., Шойхет К.Е., 1981; Кичайкина Н.Б., 1986 и др.).

Для получения  более ясного представления о биомеханических аспектах ограниченно-устойчивого равновесия тела человека необходимо подробно остановиться на его характеристике.

Так, механическими  критериями ограниченно-устойчивого  равновесия являются:

1) площадь опоры  тела в направлении устойчивости;

2) высота ОЦТ  тела по отношению к опорному  контуру (Кичайкина Н.Б., 1986).

Кроме того, тело, находясь в таком равновесии, обладает статической и динамической устойчивостью. «Статическая устойчивость» - это способность  тела сопротивляться хотя бы малому нарушению его равновесия; а «динамическая устойчивость» - это способность тела возвращаться к первоначальному положению равновесия после прекращения действия на него возмущающих сил. Статическая устойчивость выражается через «коэффициент устойчивости», а динамическая - через «угол устойчивости» и «угол равновесия» (Кичайкина Н.Б., 1986; Болобан В.Н., 1988).

Информация о работе Развитие равновесия