Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 19:24, контрольная работа
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, ежеминутно. Вся жизнь человека тесно связана со временем, с умением измерять, распределять и ценить время. Время является регулятором всей деятельности человека. Ни одна деятельность не проходит без восприятия времени.
Восприятие времени - это отражения деятельности и последовательности явлений и событий.
Введение………………………………………………………………………………3
1.Развитие представлений детей о времени
1.1 Время и его особенности…………………………………………………………5
1.2 Восприятие времени детьми разного возраста……………………………..7
2.Методика формирования временных представлений в разных возрастных группах
2.1. Ознакомление с частями суток………………………………………………………..10
2.2. Ознакомление дошкольников с календарем……………………………………….13
2.3.Развитие чувства времени у старшего дошкольного возраста…………16
Заключение…………………………………………………………………………………………..19
Используемая литература………………………………………………..21
Контрольная работа по курсу: Теория и методика математического развития детей дошкольного возраста.
Тема: Развитие представлений детей дошкольного возраста о времени.
План
Введение…………………………………………………………
1.Развитие представлений детей о времени
1.1
Время и его особенности…………………
2.Методика формирования временных представлений в разных возрастных группах
2.1. Ознакомление с частями суток………………………………………………………..10
2.2. Ознакомление дошкольников с календарем……………………………………….13
2.3.Развитие чувства
времени у старшего
Заключение…………………………………………………
Используемая литература…………………
ВВЕДЕНИЕ
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, ежеминутно. Вся жизнь человека тесно связана со временем, с умением измерять, распределять и ценить время. Время является регулятором всей деятельности человека. Ни одна деятельность не проходит без восприятия времени.
Восприятие времени - это отражения деятельности и последовательности явлений и событий. Наше восприятие времени несовершенно: нам кажется, что время течет то быстрее, то медленнее в зависимости от того, чем заполнен тот или ной промежуток времени. Точность оценки временных интервалов определяется динамикой процессов возбуждения и торможения. Дифференцировка временных интервалов является результатом условных рефлексов на время.
Особенности
времени как объективной
Детям уже в дошкольном
Вместе с
тем специфические особенности
времени как объективной
Поэтому в педагогической
В дошкольном возрасте дети
еще не соотносят временные
ощущения с объективным
В процессе разнообразных
Поэтому время, чередование его определенных отрезков необходимо сделать предметом специального внимания детей, для чего надо организовать соответствующую деятельность, направленную на измерение времени при помощи приборов, демонстрирующих те или иные промежутки времени и их взаимосвязь. Такая деятельность создает наиболее благоприятные условия для формирования четких представлений о времени.
1.Развитие временных представлений детей о времени.
1.1 Время и его особенности.
Окружающий нас мир существует во времени. Время как и пространство, является всеобщей формой существования материи. Из этого следует, что временные характеристики явлений – их продолжительность, частота ритм и т.п. – универсальны по своей применимости для описания любых по природе процессов. Итак, время объективно выступает как особая характеристика протекания реальных процессов по ритму, темпу, по последовательности и длительности. То, что мы называет восприятием времени есть не то иное как отражение в сознании человека объективного времени.
Явления
объективной действительности
Как и
во всяком восприятии, основу
составляет чувственное
У человека ориентировка во времени имеет две различные, взаимно дополняющие друг друга формы отражения. Одна из них - это непосредственное ощущение длительности, на базе чего образуются условные рефлексы. Другая - собственно восприятие времени, наиболее сложная и совершенная форма отражения, которая развиваясь на общей органической основе, тесно связана с обобщающей функцией второй сигнальной системы.
Непосредственное восприятие временной деятельности выражается в нашей способности чувствовать ее, оценивать и ориентироваться во времени без всяких вспомогательных средств. Эту способность называют «чувством времени». В разных видах деятельности «чувство времени» выступает то как темпа, то как чувство ритма. То как чувство скорости или длительности. В формировании этого чувства определенную роль играет накопленный опыт дифференцировки времени на основе деятельности многих анализаторов.
«Чувство времени» может находиться на разных ступенях развития. В раннем возрасте оно формируется на основе чувственного опыта без опоры на знание эталонов времени. Овладение же мерами времени, и применение их дает возможность пользоваться «чувством времени» более широко, в разнообразных условиях.
«Чувство времени» развивается и совершенствуется в процессе специально организованных упражнений и усвоения способов оценки времени. В таких случаях оно начинает играть роль регулятора деятельности.
Итак, с одной стороны, развивающееся восприятие времени опирается на чувственную основу, а с другой — на освоение общепринятых эталонов оценки времени.
Основой восприятия времени является система перцептивных действий, формирующих образ. В восприятии времени участвуют три перцептивных действия: оценка, отмеривание и воспроизведение временного интервала.
Наименьшей
точностью характеризуется
Таким образом, «чувство времени» опирается на взаимодействие первой и второй сигнальных систем.
1.2.Восприятие времени детьми разного возраста
Психологи обычно отмечают трудности в восприятии времени и относительно позднее развитие временных представлений у детей дошкольного возраста.
К причинам, обусловливающим эти трудности, относят специфические особенности времени как объективной реальности: его текучесть (любая единица времени не может быть воспринята одновременно в ее начале и конце), его необратимость, невозможность вернуть прошедшее и поменять местами настоящее и будущее. Все это в значительной степени усложняет восприятие времени детьми.
Время не имеет наглядных форм, не подлежит чувственному созерцанию, поэтому воспринимается оно опосредованно, через движение или какую-то деятельность, связанную с определенным временем, или через чередование каких-то постоянных явлений.
Сложно для детей и понимание смысла слов, обозначающих временные отношения в силу их относительного характера. Что означают, например, слова теперь — Сейчас или сегодня — вчера — завтра.
Поэтому дошкольники часто спрашивают взрослых: «Сейчас уже завтра или еще сегодня?», «Сегодня — это завтра?»
Однако С. Л. Рубинштейн утверждал, что не следует преувеличивать недоступность временных представлений для детей и что относительно позднее их развитие бывает тогда, когда «не уделяется достаточного внимания их выработке».
Большую роль в восприятии времени детьми играют ритмичные процессы жизнедеятельности, с их правильным чередованием работы и покоя.
Примерно с полутора лет начинается речевое отражение категорий времени. Первоначально появляются наречия, определяющие временную последовательность: сейчас, сначала, теперь. Дети еще плохо владеют грамматическими формами прошедшего и будущего времени, поэтому они смешивают такие временные наречия, как теперь, сейчас, потом.
. Для детей дошкольного возраста время уже не исчерпывается настоящим. Короткое время включается в другое, более длинное и общее, к пониманию его длительности ребенок подходит уже не ощущением, а размышлением о чем-то таком, что существует вместе с событиям, но и как бы отдельно от них. У дошкольников образуется ясное для конкретных событий представление о прошедшем, настоящем и будущем.
Многие, педагоги отмечают этот чисто конкретный характер временных представлений дошкольников:,
По мере накопления опыта ориентировки во времени дети устанавливают более существенные признаки, как показатели времени начинают использоваться некоторые объективные явления: «Сейчас уже утро, светло, солнышко встает, а ночь — это когда темно и все спят».
'Младшие дошкольники уже более четко локализуют во времени события, обладающие отличительными качественными признаками, эмоциональной привлекательностью, хорошо им знакомые: «Елка — когда зима, поедем на дачу, когда лето» и др.
Дети 6—7 лет уже активно пользуются временными наречиями. Но не все временные категории осознаются ими и правильно отражаются в речи: лучше усваиваются наречия, обозначающие скорость и локализацию событий во времени, хуже — наречия, выражающие длительность и последовательность. Однако несколько обучающих занятий, раскрывающих значение наиболее трудных для детей временных наречий, уточняют их понимание. Отсюда следует вывод: процесс речевого выражения временных понятий у детей 5—7 лет находится в стадии непрерывного развития, которое протекает особенно интенсивно, если этим процессом управлять. Однако тонкая дифференцировка временных отношений в дошкольном возрасте формируется еще медленно и в значительной степени зависит от общего умственного и речевого развития детей.
Характер
представлений детей
Таким образом, у некоторых детей имеются неправильные представления об обособленности каждых суток и их прерывности. Часто дошкольники не знают названий дней недели, не могут определить их последовательность.
Опыт показывает, что дошкольники способны оценивать длительность одной минуты, но эта оценка зависит от характера деятельности в данный промежуток времени. Положительные эмоции у детей, возникающие в процессе интересной деятельности, вызывают желание продлить приятный момент. Поэтому при оценке времени, заполненного событиями интересного и богатого содержания, ребенок допускает переоценку малого времени, которое протекает незаметно и его длительность кажется меньше. Время, заполненное однообразной, мало интересной деятельностью, кажется ребенку более длительным.
Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности.
Информация о работе Развитие представлений детей дошкольного возраста о времени