Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 10:44, курсовая работа
Цель данной работы заключается в том, чтобы теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние изобразительного искусства на развитие познавательного интереса.
Введение.
Глава 1. Проблема познавательного интереса в теории и практике дошкольной педагогики.
1.1 Понятие познавательного интереса в дошкольной педагогике.
1.2 Эстетическое воспитание в детском саду.
1.3 Влияние изобразительного искусства на личность дошкольника.
Глава 2. Опытно-поисковые исследования развития познавательного интереса средствами изобразительного искусства.
2.2 Констатирующий эксперимент.
2.3 Формирующий эксперимент.
Приложения
Заключение
Список литературы
А сейчас, ребята, я хочу предложить вам попробовать себя в роли художников-маринистов. Мы с вами уже умеем рисовать море и небо акварельными красками. Теперь вам предстоит завершить свой морской пейзаж. Перед тем, как приступить к работе, хорошенько продумайте сюжет вашей картины. О чем вы хотели бы рассказать в своей работе? Кто-то нарисует морской бой, Кто-то – кораблекрушение, Кто-то удачное плаванье корабля по тихому спокойному морю. Когда вы окончательно определитесь с сюжетом картины – приступаете к рисованию.
1. Программное содержание: дать детям знания о былинах, как жанре народного творчества; сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси (в те времена русский народ славился богатырской силой; слава о богатырях Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче дошла до наших дней; русские богатыри защищали родную землю от врагов). Закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, рубаха, шлем, сапоги), названия оружия русского воина (палица, копье, щит, меч, стрелы, булава, лук). Воспитывать интерес к истории России.
Предварительная работа: чтение былин «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и Тугарин Змей», «Садко», и другие. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря», «Богатырь на распутье». Заучивание пословиц, поговорок.
Материал: аудиозапись Э. Грига «Утро», картина Васнецова «Три богатыря», иллюстрации с изображением богатырей, картинки с изображением оружия, элементов одежды, фишки.
Ход занятия.
Дети сидят полукругом на стульях. Звучит музыка Э. Грига «Утро».
Воспитатель: Ой, вы добры молодцы и молодушки! Собрались мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир да лад да согласие и велась наша беседа речью плавную. А поговорим мы с вами о былинах, о богатырях русских.
Широка ты Русь по лицу земли!
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
Воспитатель: Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Ответы детей).
Воспитатель: Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке слагались стихи, песни, пословицы. Какие пословицы вы знаете? (Ответы детей).
Воспитатель:А что такое былина? (Ответы детей)
Воспитатель: Действительно, былина – это русские народные песни-сказания. Создателями былин является народ; былины не имеют авторов, как произведения художественной литературы. В былинах говорится о борьбе русского народа с завоевателями, о силе русских воинов.
Кто является героями былин? (Богатыри).
А кто такие богатыри? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, герои былин – богатыри, люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает обычный человек – невиданной силой, безграничной храбростью, каким-либо умением (лихо скакать на коне, метко стрелять из лука и т.д.). Их не страшат несметные силы врага, не страшит даже смерть.
А какие пословицы и поговорки вы знаете про богатырей? (Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы! Много знаете пословиц и поговорок. Но вернемся к богатырям русским. Самые известные богатыри – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.
(Выставить картину Васнецова «Три богатыря» - рассказ по картине)
«Богатыри» - самая крупная, самая значительная картина Виктора Васнецова – это мощная эпическая песнь России, ее великому прошлому – картина, призванная выразить дух русского народа.
Герои, согласно творческому принципу Васнецова, конкретны, они наделены запоминающейся внешностью, яркими чертами характера. Только эти черты не бытовые, не жанровые, а героические.
В центре – Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, он, не смотря на грозный вид - в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье, - исполнен «благости, великодушия и добродушия».
Богатырь справа, самый младший, «напуском смелый» - Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он «душа-парень», большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли.
Третий богатырь – Добрыня Никитич - в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают «вежество» Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.
Богатырей видишь всех вместе. Они поданы как бы снизу, с земли, и от этого выглядят торжественно, монументально, олицетворяют народную силу.
Художник не поскупился на подробности, каждая деталь в картине имеет свой смысл. Богатыри стоят на границе поля и леса. Прекрасные мастер «одухотворенного» пейзажа, Васнецов блистательно передает состояние природы, созвучное настроению богатырей. А движениям коней, развевающимся на ветру гривам вторит желтый ковыль. В небе клубятся белые тяжелые облака. Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по выжженной солнцем земле. Хищная птица, парящая над кромкой леса, и серые могильники вносят дополнительную интонацию опасности. Но весь облик богатырей говорит о надежности этих защитников Русской земли.
Воспитатель: Кто из богатырей вам понравился больше всего? Какие впечатления у вас вызвала картина «Три богатыря»? (Ответы детей).
Воспитатель: Потрудились мы на славу, отдохнуть теперь нам надо.
Физминутка.
Дружно встанем – раз, два, три –
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще, через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги,
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо –
Получается на славу!
Воспитатель: Молодцы!
Теоретическое изучение данной проблемы показало, что она рассматривается учеными в разных аспектах: философском, психологическом и педагогическом. При анализе проблемы внимание акцентировано на характеристике ее сущности и структуры, на выявленные условий ее формировании в развитии личностного своеобразия ребенка.
Проанализировав и обобщив результату психолого-педагогических исследований по проблеме «Развития познавательного интереса у детей пятого года жизни к изобразительному искусству» можно сделать вывод о роли познавательного интереса и эстетического воспитания. Будучи средствами обучения они обладают возможностями актуализировать наиболее важные знаний, содействовать успешному приобретений умений и навыков. Являясь мотивом учения и деятельности, способствуют тому встречному движению ребенка к воспитателю, которое необходимо для успешного процесса обучения.
На основе изученных нами работ можно сказать, что проблема эстетического воспитания – одна из основных. По сути дела ее решение связано с двумя главными вопросами: во-первых, содействовать наиболее полноценному отражению в сознании детей явлений, проникновению в их существенные взаимосвязи; во-вторых, на этой основе пробуждать, поддерживать и подкреплять такое отношение к знаниям.
Таким образом проведенная работа позволила сделать вывод, что дети проявляют познавательный интерес к изобразительному искусству, в частности к иллюстрациям и картинам. А формирующий эксперимент доказал необходимость создания системы работы с детьми составляющую систему занятий, экскурсий, дидактических игр, создание развивающей среды в ДОУ в виде галереи, художественного оформления помещения.
Список литературы.
29