Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 10:44, курсовая работа
Цель данной работы заключается в том, чтобы теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние изобразительного искусства на развитие познавательного интереса.
Введение.
Глава 1. Проблема познавательного интереса в теории и практике дошкольной педагогики.
1.1 Понятие познавательного интереса в дошкольной педагогике.
1.2 Эстетическое воспитание в детском саду.
1.3 Влияние изобразительного искусства на личность дошкольника.
Глава 2. Опытно-поисковые исследования развития познавательного интереса средствами изобразительного искусства.
2.2 Констатирующий эксперимент.
2.3 Формирующий эксперимент.
Приложения
Заключение
Список литературы
Результаты проведенного исследования показали, что во время выбора иллюстрации известных художников с изображением природы решили посмотреть 10 детей (50%), с изображением животных -6 детей (30%) и иллюстрации Ю.Коровина к русским народным сказкам и стихотворениям 4 ребенка (20%).
Выбирая ту или иную иллюстрацию, дети мотивировали свой выбор.
При выборе картинок дети отдавали предпочтение картинкам с изображением природы и животных. Такой выбор можно объяснить интересом и окружающему миру и живым существам (И.Л.Левитан «Март»,К.Ф.Юон «Мартовское солнце», Н.М.Ромадин «Берендеев лес», И.Э.Грабарь « Февральская лазурь», И.А.Попов «Первый снег»,В.Ф.Токарев «Зимушка-зима», ). Детям интересны явления природы , повадки и поведение животных. Такой выбор объясняется тем, что с первых лет знакомят с явлениями природы и животными через рассказы, сказки, мультфильмы.
Полученные материалы позволили выделить общие причины проявления познавательного интереса к изобразительному искусству.
Так, вызывает интерес у детей следующие иллюстрации:
- привлекательные внешне, яркие, красочные;
- изображающие животный и растительный мир;
- любые новые.
Таким образом полученные в результате наблюдения данные позволили выделить детей с разной степенью выраженности познавательных интересов. В оценку познавательных интересов дошкольников были положены следующие критерии избирательность, устойчивость, направленность. В соответствии с данными критериями были выделены подгруппы детей отличающиеся разным характером интереса к изобразительному искусству.
2.2 Формирующий эксперимент.
На этапе формирующего эксперимента c детьми среднего дошкольного возраста были проведены занятия по ознакомлению с творчеством таких художников как И.К.Айвазовский и В.И.Васнецов, для выявления у них интереса к изобразительной деятельности.
Для ознакомления детей с творчеством И.К.Айвазовского было проведено комплексное занятие (приложение №1).
В начале занятия детям было рассказано кто такой «маринист» и почему его так называют. Было объяснено значение слова «соотечественник».
Было рассказано детям о жизни и творчестве И.К.Айвазовского.
Рассматривались альбомы, репродукций с изображением морских пейзажей.
Использовалась динамическая пауза на содержании близком к теме занятия.
Была показана репродукция картины «Девятый вал». Рассказано и пояснено значение слова «репродукция». В ходе рассмотрения репродукции детям задавались наводящие вопросы, по которым дети углубленно рассматривали картину и рассказывали что они видят, какие чувства испытывали люди, изображенные на ней, какое море изображено (спокойное или же наоборот).
В конце занятия детям было предложено попробовать себя в роли художников-маринистов. Дети сами выбирали сюжет своей картины. Кто-то рисовал спокойное море, кто-то бушующее.
Было проведено занятие, на котором детей познакомили с картиной В.И.Васнецова «Богатыри» (приложение №2). Детям давались знания о былинах, как жанре народного творчества; сообщались элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси (в те времена русский народ славился богатырской силой. Слава о богатырях Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче дошла до наших дней. Русские богатыри защищали родную землю от врагов). Закреплялись названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, рубаха, шлем, сапоги), названия оружия русского воина (палица, копье, щит, меч, стрелы, булава, лук). Воспитывался интерес к истории России.
Перед занятием были прочтены былины «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и Тугарин Змей», «Садко». Рассматривалась картина Васнецова «Три богатыря». Заучивались пословицы и поговорки.
В ходе занятия с детьми были закреплены знания кто такие богатыри, что такое былина. После рассмотрение картины «Три богатыря» дети рассказали кто из богатырей им больше понравился и почему, какие впечатления вызвала картина.
В утренние часы внимание детей привлекалось к иллюстрациям художников как пейзажистов, так и иллюстраторов. Ю.Коровин «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна лягушка», «Терешечка», Е.Чарушин «Теремок», «Воробьишко», «Детки в клетке», «Медвежата», Ю.Васнецов «Три медведя», «Гуси», «Сорока – белобока»,В.В.Лебедев «Цирк», «Багаж», «Сказка о глупом мышонке», А.Пахомов «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Бабушка, внучка, да курочка», «Рассказ о неизвестном герое», А.Саврасов «Грачи прилетели», И.Л.Левитан «Март»,К.Ф.Юон «Мартовское солнце», Н.М.Ромадин «Берендеев лес», И.Э.Грабарь « Февральская лазурь», И.А.Попов «Первый снег»,В.Ф.Токарев «Зимушка-зима», », Е.Чарушин «Теремок», «Воробьишко», «Детки в клетке», «Медвежата», Ю.Васнецов «Три медведя», «Гуси», «Сорока –белобока». И.Л.Левитан «Март»,К.Ф.Юон «Мартовское солнце», Н.М.Ромадин «Берендеев лес», И.Э.Грабарь « Февральская лазурь», И.А.Попов «Первый снег»,В.Ф.Токарев «Зимушка-зима». Во время рассматривания обращалось внимание детей на то, как выразительно передан художником характер образа, движения, мимика персонажей.
В после обеденное время с детьми среднего дошкольного были проведены дидактические игры на выявление интереса к изобразительному искусству.
«Художественный салон». Дети рассматривают выставленные в «художественном салоне» репродукции картин, желающие «покупают» понравившуюся. Приобретший наибольшее количество произведений искусства имеет право оформить выставку (в изобразительном уголке).
Правила. Картина «продается» в том случае, если ребенок сумел рассказать, как называется произведение, для чего он хочет приобрести ( для себя, в подарок маме и т.д.) , а также ответить на вопросы: «О чем рассказывается в произведении? Какое в нем передано настроение? Как художник показал в своей картине главное? Почему картина тебе понравилась?»
«Купивший» большее количество репродукций оформляет выставку и получает роль продавца салона. Так в ходе игры меняются и продавцы, и покупатели.
«Выставка картин». Двум ребятам из репродукций, отличающихся по жанру и содержанию, оформить выставки. Они стараются красиво разместить картины на стене. А остальные дети придумывают рассказ экскурсовода по следующему плану: почему эти произведения размещены таким образом? (То ли у них общая тема, или они одного жанра – пейзаж, натюрморт, жанровая живопись, портрет.). Какое произведение понравилось и почему? Что особенно красивого показал художник в своем произведении и каким образом?
Правила. Значок «Лучший оформитель» получает тот, кто удачнее расположил картины и подобрал их по теме, жанру, цветовому содержанию. Значком «Лучший экскурсовод» награждается дошкольник, составивший наиболее интересный и последовательный рассказ по картине (согласно предложенному плану), а так же верно ответивший на вопросы детей. А задавший самый интересный вопрос получает значок «Лучший зритель».
Ребенок, награжденный значком «Лучший оформитель», получает право выбрать первого экскурсовода из группы детей. После прослушивания двух рассказов экскурсоводов дети определяют лучшего, вручают ему значок, и он выбирает следующую пару экскурсовода из числа ребят, задавших интересные вопросы.
«Узнай картину» Дети рассматривают уже изученные картины. И должны узнать, что это за картина, пересказать ее сюжет, назвать автора.
Дети с интересом начинали играть в новые для них игры эстетического содержания. Игры показали, что детям интересно изобразительное искусство. Они с интересом узнавали и описывали картины, составляли свои выставки, рассказывали, почему им нужна та или иная картина. Что им больше всего в ней понравилось, передавали сюжет картин, какие чувства автор хотел предать в своей картине.
Одним из этапов формирующего эксперимента была экскурсия в музей. В музее дети знакомились в творчеством русских художников. Закреплялись знания о жанре изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет). Дети с увлеченностью и интересом слушали рассказы о картинах, кем они написаны, в какое время, какую мысль несет в себе та или иная картина. С энтузиазмом высказывали свое мнение о картинах, описывали, что изображено на картине, какие чувства вызвала у них картина.
Исследование выявило индивидуальные проявления интереса к изобразительному искусству у детей пятого года жизни. Таким образом, искусство не только наполняет жизнь каждого ребенка новым содержанием, но и способствует самостоятельным творческим проявлениям в играх, на прогулке, праздниках и во время развлечений.
Познакомить детей с жизнью и творчеством И. К. Айвазовского. Учить детей понимать содержание картины, ее основную мысль и чувства, переданные художником. Продолжить знакомство детей с морским пейзажем. Показать, что изображение изменчивой стихии моря – труднейший мотив живописи.
Совершенствовать навыки рисования акварелью по тонированному листу бумаги.
Продолжать развивать связную речь, побуждать детей использовать в своей речи эпитеты и сравнения. Обогащать словарь детей словами: маринист, соотечественник, репродукция, девятый вал.
Развивать у детей интерес к изобразительному искусству.
Воспитывать эстетический вкус.
Репродукция картины «Девятый вал», портрет И. К. Айвазовского, открытки с изображением городских достопримечательностей, связанных с именем И. К. Айвазовского, альбом с репродукциями с картин Айвазовского, аудиозапись музыкальных произведение морской тематики.
Тонированные листы бумаги, акварельные краски, оборудование для рисования.
Тонирование листов бумаги (акварельными красками заливается небо и море).
Рассматривание альбомов, репродукций с изображением морских пейзажей.
Наверное, среди ваших родных или знакомых встречаются женщины или девочки, которых зовут Маринами? (Ответы детей). «Марина» - значит морская. А художника, который изображает море, называют «маринист». Повторите это слово и постарайтесь запомнить. Мы с вами рисовали осенний пейзаж. И это было не так-то легко. Вам пришлось хорошенько постараться, чтобы получилось красиво и похоже на настоящую осень. А писать пейзажи с изображением моря еще труднее. Ведь море очень изменчиво, оно бывает очень разным. Давайте вспомним, каким мы видели море. В разные времена года, в разную погоду. Тихое, спокойное, как стекло, бушующее, страшное. Очень трудно нарисовать такое изменчивое море. Но зато и очень интересно. Многие художники пытались передать в своих картинах красоту морской стихии. Но самым известным маринистом в мире стал наш соотечественник – Иван Константинович Айвазовский. Взгляните на его портрет. (Показ) Почему я назвала художника нашим «соотечественником»? Что значит это слово? Иван Константинович Айвазовский родился и жил в нашей стране. Вот почему он наш соотечественник: у нас с ним общее Отечество, общая Родина.
Когда художник был еще маленьким мальчиком, больше всего он любил рисовать. Бумаги и карандашей у него не было, поэтому он рисовал углем на белых стенах крымских домов. Эти рисунки заметил феодосийский градоначальник Казначеев. С его помощью мальчик был отправлен учиться в Петербургскую Академию художеств. После ее окончания молодой художник Айвазовский решил навсегда поселиться в Феодосии. Он построил на берегу моря дом, в котором жил и писал картины. За свою долгую жизнь Иван Константинович Айвазовский написал множество картин и сделал много добрых дел. В Феодосии не было железной дороги и морского порта. Они были построены благодаря усилиям Айвазовского. В городе не хватало питьевой воды, и Айвазовский подарил горожанам воду из источника своего загородного имения. Благодаря Ивану Константиновичу в Феодосии были открыты Музей древностей, библиотека и художественная школа. После смерти художника-мариниста его дом и все картины в нем были подарены городу.
Что мы видим на просторе? (Дети поочередно прикладывают ладони ко лбу, вытягиваясь и вглядываясь вдаль) Волны плещут в Черном море. (Волнообразные движения руками с покачиванием туловища) Вот и мачты кораблей. (Встать на носки, вытянуть руки вверх) Пусть плывут сюда скорей! (Приветственные махи руками) Мы по берегу гуляем, Мореходов поджидаем. (Ходьба на месте) Что-то жарко стало, братцы, Не пора ли искупаться. (Обмахивание руками) Чтобы плыть еще скорей, Надо нам грести быстрей. Гребем руками и ногами. Кто угонится за нами? (Имитация плавательных движений) Все. На берег вылезаем И на песочке отдыхаем. (Сесть на ковер) Ракушки ищем мы в песке. Их сжимаем в кулаке. (Наклоны из положения сидя, имитация поиска ракушек, сжимание кулака)
А теперь давайте рассмотрим репродукцию с одной из картин художника-мариниста Айвазовского. Это не настоящая картина, а всего лишь отпечатанный на бумаге фотографический снимок картины. Такой снимок называется «репродукция». После занятия вы сможете рассмотреть альбом репродукций с картин Айвазовского. (Показ альбома). (Рассматривание картины сопровождается аудиозаписью музыкальных произведений) Перед вами репродукция с картины Айвазовского «Девятый вал» Девятым валом моряки называли самую огромную и страшную волну. Девятый вал ломал мачты кораблей, рвал паруса, разбивал в щепки и переворачивал корабли. Девятый вал нес разрушения и гибель. «Девятый вал». Так назвал свою картину маринист Айвазовский. И нам станет понятно почему, когда мы внимательно ее рассмотрим. Что изобразил художник в верхней части картины? Каким изображено небо? Какую погоду хотел изобразить художник? Что изображено в нижней части картины? Что вы можете сказать об изображенном море? Какое оно? Почему вы решили, что на море бушует ураган? Когда на море большие волны, бушует ветер – это шторм – морская буря. Присмотритесь внимательно, что изобразил художник в самой нижней части картины? На чем плывут эти люди? Как вы думаете, шторм продолжается уже долго, или только начался? Почему вы так решили? Что случилось с кораблем? Взгляните на людей, потерпевших кораблекрушение. Как вы думаете, какие чувства они испытывают, о чем думают посреди бушующего моря? Шторм продолжается уже долго. Корабли разбили волны. Почти вся команда погибла. Лишь несколько моряков спаслись, успев привязать себя веревками к обломку мачты. Иначе волны их просто бы смыли. Обратите внимание на этого моряка. Что он делает? Зачем он машет платком? На что надеется? Он надеется, что его с товарищами заметят с какого-нибудь уцелевшего корабля и спасут. Но вот на потерпевших кораблекрушение надвигается самая большая, самая разрушительная волна. Вы запомнили, как она называется? Девятый вал. Что же случится с моряками? Удастся ли им спастись? Как вы предполагаете? Наверняка мы не знаем. Художник предоставил нам возможность самим придумать окончание этой истории.