Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 10:44, курсовая работа
Цель данной работы заключается в том, чтобы теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние изобразительного искусства на развитие познавательного интереса.
Введение.
Глава 1. Проблема познавательного интереса в теории и практике дошкольной педагогики.
1.1 Понятие познавательного интереса в дошкольной педагогике.
1.2 Эстетическое воспитание в детском саду.
1.3 Влияние изобразительного искусства на личность дошкольника.
Глава 2. Опытно-поисковые исследования развития познавательного интереса средствами изобразительного искусства.
2.2 Констатирующий эксперимент.
2.3 Формирующий эксперимент.
Приложения
Заключение
Список литературы
Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью. Развитие познавательной активности проявляется у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.
Годикова Д.Б. рассматривает любознательность как ступень познавательной активности и в качестве ее существенного показателя определяет «инициативу в познании, стремление строить полный и точный образ нового, в конечном счете, образ мира».
С.В.Герасимов в статье «Познавательная активность и понимание» отмечает, что интерес, возникающий на этапе поисковой активности, связан с желанием узнать, а интерес следующего этапа – желание попробовать. Испытательная мотивация возникает вместе с пониманием и исчерпывается только с результатами собственных действий.
Сравнивая познавательный интерес и любознательность, Купарадзе Н.Д. выявляет основные параметры последней. Автор считает, что любознательность отражает направленность личности, выраженную в познавательном отношении к окружающему. Удовлетворение любознательности всегда связано с переживанием положительных эмоций. Любознательность отличается широтой охвата предметных знаний о мире и в ходе развития личности превращается в ее свойство. Наиболее емкое определение любознательности дается Кудиновым С.И. : «Любознательность – целостная структура мотивационно-смысловых и инструментально-стилевых характеристик, обеспечивающих постоянство стремлений и готовность индивида к освоению новой информации. При этом мотивационно-смысловой аспект любознательности выражается через совокупность побуждений и смысловых значений. Инструментально-стилевые показатели отражают силу стремлений, разнообразие приемов и способов реализации любознательного поведения, тип регуляции и эмоциональных переживаний субъекта, продуктивность, действенность их осуществления в различных сферах жизнедеятельности». Обобщая вышесказанное, можно отметить, что любознательность является стадией развития познавательного интереса и представляет собой активное стремление познавать окружающий мир, переживание и удовлетворение которого сопровождается положительными эмоциями. Развиваясь, любознательность включается в структуру личности, обеспечивает эффективность познавательной деятельности.
Теоретический интерес связан как со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием их как инструмента познания. Эта ступень активного воздействия человека на мир, на его переустройство, что непосредственно связано с мировоззрением человека, с его убеждениями в силе и возможностях науки. Эта ступень характеризует не только познавательное начало в структуре личности, но и человека как деятеля, субъекта личность.
В реальном процессе все указанные ступени познавательного интереса представляют собой сложнейшие сочетания и взаимосвязи. В познавательном интересе обнаруживается и рецидивы в связи со сменой предметной области, и сосуществование в едином акте познания, когда любопытство переходит в любознательность.
Интерес к познанию реального мира – один из наиболее фундаментальных и значимых в детском развитии.
Дошкольный возраст – период расцвета детской познавательной активности. К 3-4 годам ребенок как бы освобождается от давления воспринимаемой ситуации и начинает думать о том, что не находится у него перед глазами. Дошкольник пытается как-то упорядочить и объяснить для себя окружающий мир, установить в нем какие-то закономерности.
Уже в три-четыре года ребенок может буквально засыпать окружающих вопросами: «Что это?»; «А как?»; «Зачем?» и т.п. Однако на самом деле детские вопросы далеко не всегда не всегда выражают их познавательный интерес, стремление получить какие-либо новые сведения об окружающем мире. Большая часть вопросов, которые задают младшие и средние дошкольники, преследует цель привлечь внимание взрослого, вызвать его на общение, поделиться с ним возникшим переживанием. Дети часто не ждут и не дослушивают ответов на свои вопросы, перебивают взрослого и перескакивают к новым вопросам. Хорошо известно, как любят дети «потрошить» игрушки, стараясь узнать, «что у них внутри». Эти факты часто считают показателем присущей детям дошкольного возраста любознательности. Только постепенно, под влиянием взрослого, который обучает ребенка, сообщает ему разные знания (в том числе доступно и обоснованно отвечают на его вопросы), ребенок начинает все больше и больше интересоваться окружающим, стремиться к тому, чтобы узнать что-то новое.
В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становится вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент».
Характерная особенность этого возраста – познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет. Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать.
Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой форме познания она осуществлялась, являются знания. Дети в этом возрасте уже способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое (снега и льда – в воду; воды – в лед и т.п.), такие явления природы, как снегопад, метель, гроза, град, иней, туман, и т.п. вызывают у детей этого возраста особый интерес. Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развития и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека.
Вопросы ребенка обнаруживают пытливый ум, наблюдательность, уверенность во взрослом как источнике интересных новых сведений (знаний), объяснений. Старший дошкольник «выверяет» свои знания об окружающем, свое отношение по взрослому, который является для него подлинной мерой всех вещей.
Психологи экспериментально исследовали, что уровень развития познавательной сферы определяет характер взаимодействия с природными объектами и отношения к ним. То есть, чем выше уровень знаний детей о природе, тем больше они проявляют познавательный интерес к ней, ориентируясь на состояние и благополучие самого объекта, а не оценивание его взрослыми. Познавательная деятельность понимается нами не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Поэтому взрослому важно в процессе обучения, поддерживая познавательную активность, создавать детям условия для самостоятельного поиска информации. Ведь знания формируются как результат взаимодействия субъекта (ребенка) с той или иной информацией. Именно присвоение информации через ее изменение, дополнение, самостоятельное применение в различных ситуациях и порождает знание (Л.А.Парамонова).
Наиболее общими и важными задачами познавательного развития ребенка являются не просто обогащение его представлений об окружающем, а развитие познавательной инициативы (любознательности) и освоение культурных форм упорядочения опыта (на материале представлений о мире), как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию. Таким образом, в процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.
1.2. Эстетическое воспитание в детском саду.
Психологические вопросы занимают особое место в теории эстетического воспитания. Значительный вклад в их решении внесли исследования Л.С.Выготского, Б.М.Теплова, А.Н.Леонтьева, А.В.Запарожца, П.М.Якобсона и др.
Исходные положения теории эстетического воспитания в России разрабатывались А.В.Луначарским, Н.К.Крупской, С.Т.Шацким.
Огромное влияние на становление системы эстетического воспитания для детей оказали творчество и деятельность А.М.Горького и таких писателей, как С.Я.Маршак, К.И.Чуковский, А.Л.Барто, С.В.Михалков.
Искусство как главное средство эстетического воспитания связано с образным познанием жизни. Художественные образы оказывают особое воздействие на эмоции ребенка, вызывая нравственно-эстетические переживания и активизируя познавательные интересы.
Понятие эстетическое воспитание органически связано с термином «эстетика», обозначающим науку о прекрасном. Поэтому в общем плане эстетическое воспитание означает процесс формирования чувств в области прекрасного.
В этом смысле сущность эстетического воспитания состоит в формировании у подрастающего поколения способностей полноценного восприятия и понимания прекрасного в искусстве, жизни, выработке эстетических понятий, вкусов, идеалов в развитии творческих задатков и дарований в области художественно-творческой деятельности.
Эстетическое воспитание – это процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры ребенка.
Работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы ее организации очень разнообразны, и результаты проявляются в различных видах деятельности. Эта работа предусматривает:
— воспитание эстетического отношения к окружающей действительности через ознакомление с общественными и природными явлениями в быту, в процессе труда, игры;
— эстетическое воспитание средствами искусства (художественное воспитание, развитие творческих способностей).
В «Программе воспитания в детском саду» сформулированы основные задачи развития эстетического отношения к окружающей действительности, интересов, способностей детей. Указан объем знаний, представлений, навыков и умений, которые должен усвоить ребенок с учетом его возрастных возможностей. Воспитание эстетического отношения к окружающему способствует формированию многих качеств личности ребенка. Это сложный и длительный процесс, в котором трудно четко фиксировать возрастные этапы.
Программа же художественного воспитания, которое ведется на занятиях, может быть сформулирована довольно четко. На основе научных исследований удалось определить объем знаний и навыков по каждому виду художественной деятельности, а также уровень развития способностей и воспитанности детей различных возрастных групп.
Для того чтобы правильно организовать работу по эстетическому воспитанию, целесообразно наметить его примерное содержание, определить конкретные требования, соответствующие общим задачам воспитания, для детей каждой возрастной группы. Это позволит избежать случайностей, стихийности, односторонности в отборе средств и методов эстетического воспитания, поможет педагогам-практикам планировать работу, располагать материал в определенной последовательности, видеть ее конечные цели.
Программа эстетического воспитания направлена на формирование восприятия, воображения, памяти и на развитие интересов, чувств, склонностей и способностей, которые содействуют возникновению активного отношения к жизни. Проявление этих качеств и их развитие труднее проследить, чем конкретные результаты обучения знаниям и навыкам, Важно определить последовательность этого развития. Эстетическое воспитание — процесс сложный. Поэтому мы иногда придерживаемся таких формулировок, как «приучать детей эмоционально воспринимать», «испытывать удовольствие», «любить и стремиться», «проявлять способности» и т. д., конкретизируя, однако, в чем именно это проявляется. Например, возникает требование «проявлять музыкальный и поэтический слух», и тут же поясняется, как можно это проверить и что требуется от детей: «чисто интонировать, определять на слух, правильно ли спета песня, различать высокие и низкие звуки, их силу и высоту, смену темпа в пении, чтении стихов».
Эстетическое воспитание не является изолированным от общего педагогического процесса. Пронизывая многие стороны жизни ребенка, оно тесно связано с нравственным, умственным, физическим развитием детей и реализуется в основных формах : организации их деятельности: в игре, занятиях, быту, труде, на праздниках и в развлечениях. В числе программных требований названы также навыки культурного поведения — аккуратно одеваться и раздеваться, следить за чистотой и внешним видом и т. д. Эти требования относятся и к физическому развитию, приобретению культурно-гигиенических навыков.
Органическое сочетание эстетического и этического наиболее наглядно проявляется в отношении к труду, к общественной жизни.
В дошкольном детстве эстетическое отношение к окружающему проявляется в своеобразных формах, постепенно, порой малозаметно. Например, если трехлетние малыши вступают в сюжетную игру по инициативе воспитателя и играют с его помощью, то детям четырех лет воспитатель предлагает играть самостоятельно, и они могут даже придумать сюжет, пятилетним предлагается самостоятельно найти сюжет и развернуть действия, а старшие делают это и по собственной инициативе.
Начиная с доступных и простых, постепенно требования усложняются. Так, в младшей группе дети, играя со строительным материалом, расставляют кубики ровно, один к другому. Более старшие расставляют кубики симметрично по форме и цвету, укладывая их аккуратно и красиво. Некоторые отклоняются от симметрии, проявляя инициативу и выдумку в сочетании линий и красок. Таким образом, в результате выполнения самых простых требований у детей раннего возраста формируется чувство ритма, формы, цвета.
Для того чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и жизни, необходимо пройти длинный, путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов. Предлагаемая программа раскрывает специфику этого процесса: тесное единство эстетического с другими сторонами воспитания, динамику формирования нравственных качеств личности ребенка.
Методы эстетического воспитания.
В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде.
Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Ребенок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеют личный опыт малыша, его побуждения, стремления, переживания.
Методы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Методы эстетического воспитания направлены не только на формирование эстетического отношения к общественному, природному, предметному миру, но и к процессу художественного обучения. Обучение искусству носит эстетически воспитывающий и развивающий характер.
Эстетическую информацию ребенок получает по многим каналам (социальная среда, предметный мир, природные явления, художественные произведения). Поэтому так важен метод целостного восприятия сюжета картины, сказки, музыкально-образного построения фортепьянной пьесы. В дальнейшем, чтобы помочь ребенку вслушиваться в звуки, вглядываться в краски и формы предмета, педагог направляет его внимание на более детальное восприятие, целенаправленное наблюдение. Например, при просмотре телепередачи взрослый предлагает ребенку обратить особое внимание на отдельные персонажи, их поведение, повадки.
По тому, как дети получают эстетическую информацию (знакомятся непосредственно с произведением искусства, слушая музыкальную пьесу, песню, сказку, рассматривая картины, или через воспитателя, который рассказывает, объясняет, задает вопросы), методы и приемы эстетического воспитания можно разделить на наглядные и словесные. К ним предъявляются определенные требования. Исполнение литературных и музыкальных произведений должно быть художественно-выразительным, эмоциональным, иначе встреча с искусством не окажет своего влияния. В словесном методе также необходимо добиваться яркой образности, чтобы дети поняли не только содержание картины, стихотворения, песни или смысл задания, но и пережили настроение, соответствующее настроению персонажей.