Развитие мотивации на уроках русского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 04:00, курсовая работа

Описание работы

Цель: Выявлении условий, способствующих становлению и развитию учебной мотивации младших школьников на уроках русского языка.
Объект: Мотивационная сфера младших школьников.
Предмет: Становление и развитие учебной мотивации у младших школьников в процессе обучения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Психолого-педагогические аспекты проблемы развития мотивации обучения………..………………………………………………………………….6
1.1.Сущность и содержание понятия мотивации обучения……………………6
1.2.Особенности развития мотивации обучения в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………………...14
Глава II. Решение проблемы развития мотивации обучения на уроках русского языка в начальной школе (Школа России, Гармония)………….….17
2.1.Основная характеристика школьных программ «Школа России», «Гармония»………………………………………………..……………………..17
2.2.Анализ содержания уроков русского языка с позиции проблемы развития мотивации у младших школьников…………………………………………….22
2.3.Методы и средства развития мотивации обучения у младших школьников на уроках русского языка (Школа России, гармония)……………………..….25
Заключение……………………………………………………….………………31
Список литературы………………………………………………………..……..33

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 69.64 Кб (Скачать)
 



-Создание ситуации успеха также позволяет замотивировать учащихся на активную работу во время урока. Во время фронтального опроса целесообразно научить ребят начинать свой ответ словами: «Я знаю, что…». Этот приём способствует росту уверенности учеников в своей лингвистической компетенции.

Очень важно не только записать тему на доске, но и вызвать у школьников эмоциональный отклик, отношение к этой теме.

Русский язык очень часто  бывает не любимым предметом многих учеников, так как часто дети не понимают, для чего они должны учить  то или иное правило переписывать текст. Но если уроки строить на познавательных потребностях ребёнка, на соотнесении темы урока с окружаемым ребёнка миром (т.е. показать практическую значимость изучаемого правила), включать в урок различные занимательные и творческие задания и вообще использовать различные виды заданий, то у детей появляется интерес к урокам, они с удовольствием приходят на каждый урок и очень продуктивно работают. Ниже приведены некоторые методики.

Фрагмент 1. Тема урока: Буква Ь в конце слов.

Сообщение темы и цели урока.

Я считаю, что сообщение цели урока в готовом виде не допустимо, если учитель заинтересован в развитии учеников, а не «складировании» своих знаний в головах учащихся. Чтобы у ребёнка появился интерес к изучаемому, нужно не объявлять детям готовую тему и цели, а обеспечить условия для самостоятельного приема детьми цели и задач урока.

«Помогите мне превратить:

мел - в мелкое место;

угол - в топливо;

шест - в число.

Что получится? (записывают: мель, уголь, шесть).

А теперь попробуйте, сформулируйте  по этим подсказкам тему урока.

  1. Но, тут возник вопрос: «Зачем нам нужно учить правило, мы и так, на слух можем определить, в каких словах пишется Ь?» И после этого вопроса у нас началась дискуссия. Дети высказывали различные мнения и я прочитала им по этому поводу стихотворение А. Шибаева «Грустные вести».
  2. Подумайте, почему оно так называется?
  3. Найдите и исправьте все ошибки в письме. Объясните причину этих ошибок.

Пришло письмишко мне,

Гляжу

Из лагеря, от Мишки…

Здесь чудный лук, и я лижу.

Написано в письмишке.

Лук лижет?! Что за чудеса!

Наверно, шутит плут…

Читаю дальше:

Здесь лиса, красивый длинный  прут.

И что такое он плетет-

Не разберусь, хоть тресни:

Когда отряд идет в поход, я запиваю песни…

На днях в лису нашел  я грусть и очень был доволен

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

Мой друг серьезно болен.

Вернется - надо подлечить:

Заставить правила учить…»

И в итоге после обсуждения всех мнений, нужно ли учить правило, обсуждения стихотворения, пришли к  мнению, с которым все согласились. Что правило нужно учить, потому-то без правила люди будут писать всё по разному, будет путаница в  словах, и люди перестанут друг друга  понимать, а правило это и есть договорённость людей, чтобы лучше  понимать друг друга.

Работа над правилом из учебника. А затем, для лучшего  запоминания, правило в стихах:

Мягкий знак, мягкий знак

Без него нельзя никак!

Без него не написать

Тридцать, двадцать, десять, пять.

Вместо шесть получим  шест,

Вместо есть получим ест.

Банька в банку превратится.

Вот что может получиться.

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать!

«…Закрепление. Отгадывание  загадки.

С б мучительной бываю,

С м одежду пожираю,

С р актеру я нужна,

С с для повара важна.

(А. Арсирий.)

Отгадай загадку. Запиши слова  отгадки. Подчеркни букву ь. Что  она обозначает в этих слова?

И упражнение, с которыми каждый ученик работал самостоятельно, после выполнения мы вместе его проверили  и каждый ученик смог оценить свою работу.

На какие две группы можно разделить слова? Почему? Спиши  слова группами. Подчеркни букву  ь.

Роль, ткань, крыльцо, метель, сильный, якорь, льдина, сельдь, уголь, полька, король.

Какое слово ты выписал  два раза? Почему?»

Таким образом, только сочетание  разнообразных приемов, методик, опираясь на познавательные потребности ребёнка  помогут воспитать интерес к  урокам русского языка, понять его выразительную  силу, ритмичность, благозвучие, оттенки  мыслей и чувств на уроках русского языка (Школа России, Гармония)[17,14].

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Заключение.

 

           Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности. Главная задача мотивации - организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика. Поэтому, так важно создавать для школьника ситуации успеха, уделять основное внимание на организацию целенаправленной учебной деятельности. Основная методическая проблема все же остается на учителе - используя различные методы и методические приемы формировать целенаправленную учебную деятельность. 
Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов неизбежно приводит к снижению успеваемости.

-Можно сделать следующие  выводы:

1) мотивация является  особо важным и специфичным  компонентом учебной деятельности;

2) через мотивацию педагогические  цели быстрее превращаются в  психические цели обучаемых;

3) через мотивацию формируется  определённое отношение учащихся  к учебному предмету и осознаётся  его ценностная значимость для  личностного развития;

4) через формирование  положительной мотивации можно  значительно улучшить качественные  показатели познавательных процессов.

Для становления положительной устойчивой мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определенной системе, в комплексе, ибо ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли в становлении мотивации всех учащихся. То, что для одного ученика является решающим, для другого может им не быть. В совокупности, в комплексе все указанные пути - достаточно эффективное средство формирования нужной мотивационной сферы у школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1. В.Г. Асеев. Мотивация учебной деятельности и формирование личности [Текст]/ В.Г. Асеев. - М.: Просвещение,2008.-142-234с

2. Л.И.Божович. Развитие мотивов учения у школьников [Текст]:/ Л.И.Божович.-М.:ПрофЭко,2008.№5-46с 
3. И.И. Вартанова. К проблеме диагностики мотивации [Текст]:/ И.И. Вартанова. /Вестник МГУ, психология. Серия 14,2009-№2,23-38с

4. Н.Н Власова. Изучение особенностей доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста. Вопросы психологии. [Текст]:/ Н.Н Власова. – М.: Просвещение, 2007. – 32-50с

6. С.В Гани. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте. [Текст]:/ дис.. кан психол наук:08.00.11:защищена 12.04.2010.;утв 24.08.2010/ С.В Гани -  М., 2010.-169с

7. Н.И. Гуткина.  Развитие учебной мотивации учащихся в первых двух классах современной начальной школы. Культурно-историческая психология [Текст]:/ Н.И. Гуткина.  - М.:Питер,2008. № 2.-65с

8. Е.П. Ильин. Мотивация и мотивы [Текст]:/ Е.П. Ильин – Спб.: Питер 2009 -с235

9. И.Ю.Кулагина. Проблемы доминирующей мотивации в контексте теории деятельности А. Н. Леонтьева [Текст]:/ И.Ю.Кулагина. Под ред. В. В. Рубцова -М.:Эколайн 2009. Т. 4.-254с

10. И.Ю. Кулагина. Мотивация отстающих в учении школьников. Журнал практического психолога [Текст]:/ И.Ю. Кулагина. М.-: Эколайн 2011. №24 .

11. И.Ю.  Кулагина. Младшие школьники: особенности развития. [Текст]:/ И.Ю.  Кулагина М.:- Эколайн 20011-46с.

12. Д. Макклелланд . Мотивация человека. [Текст]:/ Д. Макклелланд -М.: Спб.: Питер 2008-245с

14. Н.Ф.Талызина. Формирование познавательной деятельности учащихся [Текст]:/ – М.: Знание, 2009. – 48с.

15. Х. Хеккаузен. Мотивация деятельности [Текст]:/– М.: Знание 2010. – 485с.

16. Программы обучения в начальной школе и выбор учебников [Электронный ресурс, www.umk-garmoniya.ru], -М.;Образование,2013-24-27c

17. Л.М. Шестакова. – Формирование познавательной мотивации у младших школьников на уроках русского языка. [Педагогическая газета]:/– №2.,М.:-2011-12-20c.

18. Вариативные учебные методические комплекты в начальной школе. Проблемы их использования [Электронный ресурс, http://pedsovet.su.], -М.;Образование,2013-12-40c.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 И.Ю.  Кулагина. Младшие школьники: особенности развития. [Текст]:/ И.Ю.  Кулагина М.:- Эколайн 20011-46с.

 


Информация о работе Развитие мотивации на уроках русского языка