Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 04:00, курсовая работа
Цель: Выявлении условий, способствующих становлению и развитию учебной мотивации младших школьников на уроках русского языка.
Объект: Мотивационная сфера младших школьников.
Предмет: Становление и развитие учебной мотивации у младших школьников в процессе обучения.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Психолого-педагогические аспекты проблемы развития мотивации обучения………..………………………………………………………………….6
1.1.Сущность и содержание понятия мотивации обучения……………………6
1.2.Особенности развития мотивации обучения в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………………...14
Глава II. Решение проблемы развития мотивации обучения на уроках русского языка в начальной школе (Школа России, Гармония)………….….17
2.1.Основная характеристика школьных программ «Школа России», «Гармония»………………………………………………..……………………..17
2.2.Анализ содержания уроков русского языка с позиции проблемы развития мотивации у младших школьников…………………………………………….22
2.3.Методы и средства развития мотивации обучения у младших школьников на уроках русского языка (Школа России, гармония)……………………..….25
Заключение……………………………………………………….………………31
Список литературы………………………………………………………..……..33
Тщательная проработка концептуальных идей во всех учебниках комплектах «Гармония» и оснащение их методическими рекомендациями, разъясняющими учителю эти идеи, позволяет рассматривать комплект «Гармония» как средство повышения уровня профессиональной компетентности учителя и формирования у него нового педагогического сознания, адекватного современным тенденциям развития начального образования. В этом заключается четвертая особенность учебно-методического комплекта «Гармония».
Авторы проекта «Школа России» видят свою цель в том, чтобы средствами учебно-методического комплекта обеспечить современное образование младшего школьника. Главная идея комплекта это стать школой духовно-нравственного и обстоятельного образовательного развития. Учебно-методический комплект «Школа России» сориентирован на личностно-развивающее образование младших школьников. При организации работы комплекта «Школа России» предпочтение отдается проблемно-поисковому подходу. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При этом подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенок понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат. Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. Программы и учебники комплекта обеспечивают граждански-ориентированное образование младших школьников. Средствами разных учебных предметов в детях воспитывается любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации. УМК «Школа России» знакомит детей с образцами благородного служения Отечеству, стремится показать причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России. Комплект обеспечивает глобально-ориентированное образование младших школьников. Его направленность на развитие гражданственности и патриотизма ни в коем случае не означает стремления к изоляции от мирового сообщества. В учебниках Россия предстает перед учеником как часть многообразного и целостного мира, а ее граждане – одновременно и как жители Земли, как часть человечества, как участники мирового развития. Программы и учебники построены таким образом, что ребенок с первых лет обучения в школе постепенно, шаг за шагом открывает свою планету, получая представления о ее природе, странах и народах, многообразии их культур, о связях, объединяющих всех людей, о достижениях и проблемах человечества. Комплект «Школа России» обеспечивает экоадекватное образование младших школьников.
Одним из наиболее серьезных вызовов современного мира человеку и человечеству порожденный самими людьми экологический кризис. Мир вступил в третье тысячелетие с тяжким грузом экологических проблем, которые на наших глазах перерастают в глобальную проблему выживания человечества. УМК «Школа России»[17,24] стремится развивать у ребенка природосберегающее «чувство дома», воспитывать любовь и уважение к Природе во всех ее проявлениях – от цветка на подоконнике до целого Мироздания. Одной из важнейших составляющих модели «Школа России» является экологическая этика и связанная с ее освоением эколого-этическая деятельность ученика. Эта деятельность, включающая анализ отношения к миру природы, оценку поступков, выработку «экоадекватных» норм жизни, направлена на духовно-нравственное саморазвитие личности ребенка в согласии и взаимодействии с Природой.
В систему учебников «Школа
России» [17,24] входят завершенные предметные
линии учебников по всем основным предметам
начального общего образования:
- Русский язык.
Азбука. Авторы: Горецкий В.Г., Кирюшкин
В.А., Виноградская Л.А. и др.
Русский язык. Авторы: Канакина В.П., Горецкий
В.Г.
- Литературное чтение. Авторы: Климанова
Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
- Математика. Авторы: Моро М.И., Степанова
С.В., Волкова С.И.
2.2.Анализ содержания
уроков русского языка с
Сформированность у ребенка мотивационной сферы играет важнейшую роль для его успешности в учебной деятельности. Наличие у ребенка мотива хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показывать себя с самой лучшей стороны заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.
В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться.
Предмет “Русский язык” является достаточно сложным для усвоения младшими школьниками. Почти во всех УМК за последнее время произошло увеличение количества знаний. Авторы комплектов по-разному решают данную проблему: используется дифференцированные задания (по выбору), даются памятки для более прочного усвоения навыка использования того или иного правила, присутствуют герои, которые помогают объяснить ребенку определенные темы через диалог.
Возникает проблема – как построить урок, чтобы ученику эти знания были интересны, чтобы они были для него значимы. Одно из направлений – это использование современных образовательных технологий. Все большую реализацию на уроках русского языка получает технология развития критического мышления (ТРКМ).
Данная технология позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний происходит на уроке в процессе постоянного поиска.
На уроках в ТРКМ коренным образом меняется роль учителя. Он уже не является основным источником знаний, он координирует деятельность учащихся, строит урок так, чтобы у учащихся возникли собственные цели и мотивы для изучения нового. Для этого учитель сталкивает различные суждения обучающихся, создает условия, которые побуждают принимать самостоятельные решения, дает возможность самостоятельно делать выводы. Ученик выступает как активно, ответственно, осознанно действующий участник процесса обучения, он имеет право высказать свое мнение без боязни ошибиться и быть исправленным учителем.
В основе ТРКМ лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: вызов, осмысление, рефлексия. Первая стадия позволяет актуализировать и обобщить знания обучающихся; вызвать устойчивый интерес к теме; побудить к активной работе не только на уроке, но и дома. Вызовом может служить познавательная задача, проблемная ситуация, составление кластера, корзина идей, цитата героя. На данной стадии происходит формирование мотива. На уроке во втором классе по теме “Правописание и значение суффиксов” использованы следующие приемы: кластер, фишбоун, синквейн.
Данную технологию сложно использовать на всех уроках, эти уроки требуют тщательной подготовки.
На уроках в первом классе целесообразно использовать занимательный материал, ходе игры активизируется мышление, внимание, память и формируется устойчивый интерес к предмету. Уроки письма в первом классе должны иметь четкую структуру, каждый этап урока должен иметь цель, которая проговаривается учителем и детьми. Когда ребенку понятно зачем и что он делает, не возникает противоречий. Он выполняет все задания осознанно. Очень важно на уроках использовать следующие приемы:
1) создание ситуации успеха, через
выполнение заданий посильных
для всех учащихся, изучение нового
материала с опорой на старые
знания;
2)положительный эмоциональный настрой,
через создание на уроке доброжелательной
атмосферы доверия и сотрудничества, яркую
и эмоциональную речь учителя.
3)рефлексия,
4) создание проблемной ситуации, через
анализ, сравнение учебных объектов, организацию
обучения от учащихся, установление противоречий;
занимательность, через использование
музыкальных фрагментов, юмористические
минутки.
Все эти приемы представлены на уроке в третьем классе по теме “Обобщение. Безударные гласные в корне слова” УМК “Школа России”[18,12].
2.3.Методы и
средства развития мотивации
обучения у младших школьников
на уроках русского языка (
Главное, чему нужно научить ребёнка на уроках - это размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения и проверять их правильность, наблюдать, обобщать и делать выводы. И чтобы достичь этой цели учитель начальных классов должен в процессе обучения создавать условия обеспечивающие учёт мнения учащихся, опираясь на их субъективный опыт, использовать различные типы заданий, чередуя групповую и индивидуальную работу.
Для того чтобы повысить
мотивацию учащихся необходимо использовать
весь арсенал методов организации
и осуществления учебной
-словесные
-наглядные и практические методы
-репродуктивные и поисковые методы
-методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя.
1) Рассказ, лекция, беседа позволяют
разъяснять учащимся
2) Общеизвестно стимулирующее
3) Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы в том случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей школьников, т.е. доступны для самостоятельного разрешения. В этом случае мотивом учебной деятельности учащихся является стремление решить поставленную задачу.
4) Неизменно воодушевляет
школьников введение в учебный
процесс элементов
Далее рассмотрим более подробно пути и средства повышения мотивации учащихся, которые наиболее продуктивны на современном этапе развития образования.
По мнению Л.М. Шестаковой «усвоение языка будет происходить успешнее, если сообщить этому процессу дополнительную мотивацию – использование языковых средств в целях общения. Включение языка в деятельность речевого общения, по-видимому, может изменить цели и мотивы изучения языка в школе: усвоение языковых сведений становится средством решения речевых задач». [17,12]. Я считаю, что о речевой деятельности можно говорить только тогда, когда у человека есть потребность в устной или письменной форме передать кому-то свою мысль. Только создание собственного текста можно считать речевой деятельностью. Только создавая текст, ученик применяет и усваивает правила. Если дать учащимся возможность читать вслух на уроке свои работы (или их фрагменты), то произойдут очень серьёзные изменения. Иным станет отношение к своей работе: одно дело положить её на стол учителю и знать, что, кроме учителя, эту работу никто не увидит и не услышит, и совсем другое - представлять свои мысли на суд одноклассников, чьё мнение для них очень важно. Постепенно это приведёт к тому, что исчезнут списанные тексты, тексты самым тщательным образом будут редактироваться их авторами, появиться необходимость проверять написание многих слов и предложений.
Для повышения мотивации учения целесообразно использование так называемых «контрактов» (индивидуальных и групповых договоров), заключаемых между учителем и учащимися. [6, 185] В таком добровольном контракте соглашении (после совместного обсуждения) фиксируется чёткое соотношение объёмов учебной работы, её качества и оценок. Контракты, с одной стороны, стимулируют и организуют самостоятельное и осмысленное учение школьников, а с другой стороны, они создают в процессе обучения психологическую атмосферу уверенности и безопасности, свободы и ответственности. Например, «Линия времени».
Учитель чертит на доске линию, на которой обозначает этапы изучения темы, формы контроля; проговаривает о самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной отдачи, вместе с ними находит уроки, на которых можно «передохнуть». «Линия времени» позволяет учащимся увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы.
Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижения вперед.
Информация о работе Развитие мотивации на уроках русского языка