Автор: k********@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 10:31, курсовая работа
Цель работы:
Выявить эффективные условия использования опорных схем для развития монологической речи на уроках английского языка в 5-6 классах.
Объект исследования:
Процесс развития монологической речи у учащихся 5-6 классов на уроках английского языка
Предмет исследования:
Условия использования опорных схем на уроках английского языка
Ведение
Глава I. Теоретические основы обучения монологической форме речи на иностранном языке
§1.1 Сущность понятия «монологическая речь» и ее психологические особенности
§1.2 Обучение монологической речи на уроках иностранного языка в 5-6 классах
Глава II. Методика развития монологической речи на основе опорных схем
§2.1 Речевое умение, речевые упражнения в обучении монологическому высказыванию
§2.2 Опоры, используемые при обучении монологическому высказыванию
Заключение
Список литературы
монологическая речь иностранный язык
Целью обучения
монологической речи является
формирование речевых
1) пересказать
текст, сделать описание, сообщение на
заданную тему, составить рассказ;
2) логически
последовательно раскрыть
3) обосновать
правильность своих суждений, включая
в свою речь элементы
Все названные
умения вырабатываются в процессе выполнения
подготовительных и речевых упражнений.
[15].
При определении
видов монологических
1.вид монолога
(сообщение, повествование,
2.связность и логичность
изложения мыслей и структурно-композиционная
завершенность высказывания
3.объем (полнота)
высказывания - степень раскрытия
темы и количество предложений
4.степень комбинированности
языковых (лексических и грамматических)
средств (т.е. характер речевого творчества)
5.лексико-грамматическая
(в том числе и синтаксическая)
правильность [1].
В приложении
нами были сформулированы
Исходя из
основных коммуникативных
монолог- описание-
способ изложения мыслей, предполагающий
характеристику предмета, явления в
статическом состоянии, который
осуществляется путем перечисления
их качеств, признаков, особенностей;
монолог- сообщение
(повествование, рассказ)- информация о
развивающихся действиях и
монолог- рассуждение-
тип речи, который характеризуется
особыми лексическими отношениями
между входящими в его состав
суждениями, образующими умозаключение.
[5].
Монолог может
протекать в форме беседы, выступления,
доклада или лекции.
В условиях
изучения ИЯ в школе можно
говорить о разных условиях
сформированности
Репродуктивный
уровень речи не предполагает
самостоятельности и
Репродуктивно-
продуктивный уровень предполагает некоторые
элементы творчества и самостоятельности,
что проявляется в варьировании усвоенного
языкового материала, использовании его
в новой ситуации, в изменении последовательности
и композиции изложения.
Продуктивный
уровень речи характеризуется полной
самостоятельностью отбора и построения
высказывания, а также творческим подходом
в его оформлении наличием оценки происходящего
со стороны говорящего. [7].
§2.2 Опоры, используемые
при обучении монологическому высказыванию
Опора - это, модель
программы высказывания, в которой
должна быть заложена возможность вариативного
использования средств ее выражения
на основе осознания способов выполнения
речевых действий по порождению высказывания.
[16]
Назначение
опор одно - непосредственно или опосредованно
помочь порождению речевого высказывания
за счет вызова ассоциаций с жизненным
и речевым опытом учащихся.
Поскольку
необходимые ассоциации можно
вызвать, во-первых, посредством
слов, а во-вторых, посредством изображения
реальной действительности, правомерно,
прежде всего, различать словесные и изобразительные
опоры. Такое деление открывает возможность
параллельного использования и тех и других
опор в одном упражнении, так как они взаимодополняют
друг друга.
Любая опора
- это, по сути дела, способ управления
высказыванием, но в зависимости от той
или иной опоры характер управления будет
разным. Чем же управляют опоры? Либо содержанием
высказывания, либо его смыслом. Отсюда
и другое деление опор - на содержательные
и смысловые, которые учитывают два уровня
высказывания: уровень значений (кто? что?
где? когда? и т. п.) и уровень смысла (зачем?
почему?). Если оба критерия свести воедино,
то получим следующую классификацию опор
[22]:
Содержательные
словесные (вербальные)
изобразительные
· Текст (зрительно)
· Текст (аудитивно)
· Микротекст (зрительно)
· Микротекст (аудитивно)
· План
· Логикосинтаксическая схема
· Кинофильм
· Диафильм
· Картина
· Серия рисунков
· Фотография
Смысловые
· Слова как
смысловые вехи
· Лозунг
· Афоризм, поговорка
· Подпись
· Диаграмма, схема,
таблица
· Цифры, даты
· Символика
· Плакат
· Карикатура
Опоры всегда
информативны. В одних случаях
информация развернута (содержательные
опоры), в других - сжата (смысловые
опоры), но в любом случае она лишь толчок
к размышлению. В связи с этим у учащихся
возникают определенные ассоциации, которые
могут быть направлены в нужное русло
установками речевых упражнений. Каждая
из указанных опор специфична по характеру
и обладает собственной потенцией, используемой
для управления процессом обучения MB.
Методически
важными являются:
1. характер опор,
с помощью которых выполняются
упражнения при обучении
2. цель высказывания
Опорами могут
быть:
наглядность
текст
ситуация
тема (фрагмент
темы), проблема
Эта последовательность
соблюдается в основном лишь
на начальном этапе, затем
При формировании
контекстной речи главной опорой является
письменный или устный текст. Для развития
композиционно-структурных компонентов
монологических умений может быть использован
образцовый, «эталонный» текст с ясной
структурой, состоящей из трех частей
- вступление (зачина), основной части и
заключения. При этом возможно использование
специальной схемы - образца построения
монолога.
К особым
трудностям овладения связной
монологической речью
Этапы обучения:
· овладение
основами монологического
· этап
совершенствования
На начальной
стадии на первом месте стоит развитие
монологических высказываний по картинкам,
серии картинок после усвоения языкового
материала в диалогической речи. Эти высказывания,
как правило, не имеют подлинно коммуникативной
ценности, они преследуют учебную цель:
употребить изучаемый или ранее усвоенный
материал (лексику, грамматические формы
и синтаксические конструкции) в самостоятельной
связной речи с опорой на наглядно представленные
предметы или лица, элементарные речевые
ситуации. Так, после овладения речевыми
образцами ответов на вопросы в диалогах-переспросах
и диалогах-расспросах учащиеся описывают
свой класс. Аналогичным образом строится
элементарное монологическое высказывание-описание
с опорой на картинку. Этот вид опоры (наглядность)
сочетается часто с другим видом опоры
- письменным или устным текстом.
Аудирование
связных элементарных текстов,
содержащих полностью знакомый
материал, может стать также опорой
для монологического
Обучая этим
элементарным высказываниям,
В 5-6 классах,
а затем в 8-11 могут использоваться
те же опоры - наглядность, ситуация,
текст, но уровень владения
монологической речью будет
На этом
этапе особое значение
Заключение
В результате
нашей работы нами были
теоретические
основы и методические приемы по формированию
монологической речи достаточно разработаны
в научной и методической литературе.
Несмотря на
оживление работы по формированию монологической
речи, ее уровень в школах остается
достаточно низким.
Для систематизации
работы по формированию монологического
высказывания необходим методически правильно
подобранный комплекс упражнений, использование
и сочетание нетрадиционных и традиционных
форм организации учебной деятельности,
непрерывность и последовательность в
изложении материала. Важно, чтобы учащиеся
осознали реальную возможность пользоваться
языком как средством общения.
Использование
вербальных опор существенно интенсифицирует
как процесс обучения иностранному
языку, так и процесс овладения
иностранным языком.
Постепенное снятие
опор способствует повышению самостоятельности
обучаемых в иноязычной речевой деятельности.
Вербальные опоры
помогают не только организовать «поле
восприятия», но и предоставляют
обучаемым свободу для
Применение опор
привносит необходимую
Подготовка
курсовой работы убедила нас
в большой важности дальнейшей
работы, направленной на формирование
умений монологической речи. Именно
в умении коммуникативно - мотивированно,
логически последовательно и связно, достаточно
полно и правильно в языковом отношении
излагать свои мысли в устной форме и заключается
во многом смысл овладения иностранным
языком.
Для того
чтобы заинтересовать учащихся,
пробудить их мотивацию к монологическому
высказыванию, упражнения по формированию
монологического высказывания должны
быть разнообразными, интересными, увлекательными.
В педагогической работе мною используются
различные упражнения по формированию
монологической речи. Необходимо, чтобы
ребята были не только слушателями, но
и сами принимали активное участие в работе
по развитию монологической речи.
Список литературы
1. Алхазишвили
А.А. Основы овладения устной
иностранной речью. М.: Просвещение,
2001-с.334.