Развитие монологической речи у учащихся через использование опорных схем на уроках английского языка в 5- 6 классах

Автор: k********@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 10:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:
Выявить эффективные условия использования опорных схем для развития монологической речи на уроках английского языка в 5-6 классах.
Объект исследования:
Процесс развития монологической речи у учащихся 5-6 классов на уроках английского языка
Предмет исследования:
Условия использования опорных схем на уроках английского языка

Содержание

Ведение
Глава I. Теоретические основы обучения монологической форме речи на иностранном языке
§1.1 Сущность понятия «монологическая речь» и ее психологические особенности
§1.2 Обучение монологической речи на уроках иностранного языка в 5-6 классах
Глава II. Методика развития монологической речи на основе опорных схем
§2.1 Речевое умение, речевые упражнения в обучении монологическому высказыванию
§2.2 Опоры, используемые при обучении монологическому высказыванию
Заключение
Список литературы
монологическая речь иностранный язык

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

 Целью обучения  монологической речи является  формирование речевых монологических  умений:  

1) пересказать текст, сделать описание, сообщение на заданную тему, составить рассказ;  

2) логически  последовательно раскрыть заданную  тему;  

3) обосновать  правильность своих суждений, включая  в свою речь элементы рассуждения,  аргументации.  

 Все названные  умения вырабатываются в процессе выполнения подготовительных и речевых упражнений. [15]. 

 При определении  видов монологических упражнений  необходимо учитывать следующие  критерии: 

1.вид монолога (сообщение, повествование, описание, рассуждение) 

2.связность и логичность изложения мыслей и структурно-композиционная завершенность высказывания 

3.объем (полнота)  высказывания - степень раскрытия  темы и количество предложений 

4.степень комбинированности  языковых (лексических и грамматических) средств (т.е. характер речевого творчества) 

5.лексико-грамматическая (в том числе и синтаксическая) правильность [1]. 

 В приложении  нами были сформулированы конкретные  упражнения по формированию умения  монологической речи в процессе  работы с печатным текстом,  на ситуативной основе и с использованием аутентичного образца устного монологического сообщения, а также примерные задания по формированию монологического высказывания по “путям сверху и снизу”. 

 Исходя из  основных коммуникативных функций  монологической речи (информативной, воздейственной, эмоционально- оценочной), принято говорить о ее функциональных типах: 

монолог- описание- способ изложения мыслей, предполагающий характеристику предмета, явления в  статическом состоянии, который  осуществляется путем перечисления их качеств, признаков, особенностей; 

монолог- сообщение (повествование, рассказ)- информация о  развивающихся действиях и состояниях; 

монолог- рассуждение- тип речи, который характеризуется  особыми лексическими отношениями  между входящими в его состав суждениями, образующими умозаключение. [5]. 

 Монолог может  протекать в форме беседы, выступления,  доклада или лекции. 

 В условиях  изучения ИЯ в школе можно  говорить о разных условиях  сформированности монологической  речи в зависимости от самостоятельности и творчества, которые проявляют обучаемые. 

 Репродуктивный  уровень речи не предполагает  самостоятельности и творчества  со стороны учащихся, как в  выборе языковых средств, так  и в определении содержания  высказывания, оно создается извне. 

 Репродуктивно-  продуктивный уровень предполагает некоторые элементы творчества и самостоятельности, что проявляется в варьировании усвоенного языкового материала, использовании его в новой ситуации, в изменении последовательности и композиции изложения. 

 Продуктивный  уровень речи характеризуется полной самостоятельностью отбора и построения высказывания, а также творческим подходом в его оформлении наличием оценки происходящего со стороны говорящего. [7]. 
 

§2.2 Опоры, используемые при обучении монологическому высказыванию 

Опора - это, модель программы высказывания, в которой  должна быть заложена возможность вариативного использования средств ее выражения  на основе осознания способов выполнения речевых действий по порождению высказывания. [16] 

 Назначение  опор одно - непосредственно или опосредованно помочь порождению речевого высказывания за счет вызова ассоциаций с жизненным и речевым опытом учащихся. 

 Поскольку  необходимые ассоциации можно  вызвать, во-первых, посредством  слов, а во-вторых, посредством изображения  реальной действительности, правомерно, прежде всего, различать словесные и изобразительные опоры. Такое деление открывает возможность параллельного использования и тех и других опор в одном упражнении, так как они взаимодополняют друг друга. 

 Любая опора  - это, по сути дела, способ управления высказыванием, но в зависимости от той или иной опоры характер управления будет разным. Чем же управляют опоры? Либо содержанием высказывания, либо его смыслом. Отсюда и другое деление опор - на содержательные и смысловые, которые учитывают два уровня высказывания: уровень значений (кто? что? где? когда? и т. п.) и уровень смысла (зачем? почему?). Если оба критерия свести воедино, то получим следующую классификацию опор [22]: 

Содержательные 

словесные (вербальные) 

изобразительные 
 

· Текст (зрительно)  

· Текст (аудитивно)  

· Микротекст (зрительно) 

· Микротекст (аудитивно)  

· План  

· Логикосинтаксическая схема 

· Кинофильм 

· Диафильм  

· Картина 

· Серия рисунков 

· Фотография 

Смысловые 

· Слова как  смысловые вехи 

· Лозунг  

· Афоризм, поговорка 

· Подпись 

· Диаграмма, схема, таблица 

· Цифры, даты 

· Символика 

· Плакат 

· Карикатура 
 
 

 Опоры всегда  информативны. В одних случаях  информация развернута (содержательные  опоры), в других - сжата (смысловые  опоры), но в любом случае она лишь толчок к размышлению. В связи с этим у учащихся возникают определенные ассоциации, которые могут быть направлены в нужное русло установками речевых упражнений. Каждая из указанных опор специфична по характеру и обладает собственной потенцией, используемой для управления процессом обучения MB.  

 Методически  важными являются: 

1. характер опор, с помощью которых выполняются  упражнения при обучении монологической  речи 

2. цель высказывания 

 Опорами могут  быть: 

наглядность 

текст 

ситуация 

тема (фрагмент темы), проблема 

 Эта последовательность  соблюдается в основном лишь  на начальном этапе, затем порядок  использования опор меняется: на  среднем этапе: 1. ситуация, 2. наглядность, 3. текст, 4. тема; на старшем этапе: 1. текст, 2. речевые ситуации, 3. наглядность (серия картин, кинофильм), 4. тема, проблема. Этот порядок работы обусловлен положением, о целесообразности формировать сначала ситуативно-контекстную, лишь потом контекстную монологическую речь. [13]. 

 При формировании  контекстной речи главной опорой является письменный или устный текст. Для развития композиционно-структурных компонентов монологических умений может быть использован образцовый, «эталонный» текст с ясной структурой, состоящей из трех частей - вступление (зачина), основной части и заключения. При этом возможно использование специальной схемы - образца построения монолога. 

 К особым  трудностям овладения связной  монологической речью относятся  выбор порядка слов в предложении  в связном монологическом высказывании, постановка правильного логического ударения во фразах. 

 Этапы обучения: 

 · овладение  основами монологического высказывания (монологические умения формируются  в учебной монологической речи)  

 · этап  совершенствования монологических  умений. [9]. 

 На начальной стадии на первом месте стоит развитие монологических высказываний по картинкам, серии картинок после усвоения языкового материала в диалогической речи. Эти высказывания, как правило, не имеют подлинно коммуникативной ценности, они преследуют учебную цель: употребить изучаемый или ранее усвоенный материал (лексику, грамматические формы и синтаксические конструкции) в самостоятельной связной речи с опорой на наглядно представленные предметы или лица, элементарные речевые ситуации. Так, после овладения речевыми образцами ответов на вопросы в диалогах-переспросах и диалогах-расспросах учащиеся описывают свой класс. Аналогичным образом строится элементарное монологическое высказывание-описание с опорой на картинку. Этот вид опоры (наглядность) сочетается часто с другим видом опоры - письменным или устным текстом.  

 Аудирование  связных элементарных текстов,  содержащих полностью знакомый  материал, может стать также опорой  для монологического высказывания  учащихся. 

 Обучая этим  элементарным высказываниям, учитель обращает внимание на последовательность в изложении мысли, на выбор порядка слов. 

 В 5-6 классах,  а затем в 8-11 могут использоваться  те же опоры - наглядность, ситуация, текст, но уровень владения  монологической речью будет более  высоким. В старших классах тексты могут послужить материалом для обсуждения. При этом возможны различные трансформации исходного текста: частичная трансформация языковых средств (пересказ близко к тексту), частичная трансформация содержания (пересказ своими словами), комментарий, интерпретация текста при его обсуждении. 

 На этом  этапе особое значение приобретает  работа с (прочитанным) текстом.  Проводятся также творческие  упражнения, как связанное высказывание  об основных идеях отрывка  (текста), поступках героев, изложение  (возможно, критическое) содержания эпизодов, сцен и т.д. Эти упражнения способствуют развитию творческой монологической речи. [10]. 
 

Заключение 
 

 В результате  нашей работы нами были сделаны  следующие выводы: 

теоретические основы и методические приемы по формированию монологической речи достаточно разработаны в научной и методической литературе. 

Несмотря на оживление работы по формированию монологической речи, ее уровень в школах остается достаточно низким. 

Для систематизации работы по формированию монологического высказывания необходим методически правильно подобранный комплекс упражнений, использование и сочетание нетрадиционных и традиционных форм организации учебной деятельности, непрерывность и последовательность в изложении материала. Важно, чтобы учащиеся осознали реальную возможность пользоваться языком как средством общения. 

Использование вербальных опор существенно интенсифицирует  как процесс обучения иностранному языку, так и процесс овладения  иностранным языком. 

Постепенное снятие опор способствует повышению самостоятельности обучаемых в иноязычной речевой деятельности. 

Вербальные опоры  помогают не только организовать «поле  восприятия», но и предоставляют  обучаемым свободу для собственной  интерпретации ситуации в зависимости  от общего уровня знаний и степени владения языком. 

Применение опор привносит необходимую индивидуализацию в учебный процесс. 

 Подготовка  курсовой работы убедила нас  в большой важности дальнейшей  работы, направленной на формирование  умений монологической речи. Именно  в умении коммуникативно - мотивированно, логически последовательно и связно, достаточно полно и правильно в языковом отношении излагать свои мысли в устной форме и заключается во многом смысл овладения иностранным языком. 

 Для того  чтобы заинтересовать учащихся, пробудить их мотивацию к монологическому высказыванию, упражнения по формированию монологического высказывания должны быть разнообразными, интересными, увлекательными. В педагогической работе мною используются различные упражнения по формированию монологической речи. Необходимо, чтобы ребята были не только слушателями, но и сами принимали активное участие в работе по развитию монологической речи. 
 

Список литературы 
 

1. Алхазишвили  А.А. Основы овладения устной  иностранной речью. М.: Просвещение, 2001-с.334. 

Информация о работе Развитие монологической речи у учащихся через использование опорных схем на уроках английского языка в 5- 6 классах