Развитие монологической речи у учащихся через использование опорных схем на уроках английского языка в 5- 6 классах

Автор: k********@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 10:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:
Выявить эффективные условия использования опорных схем для развития монологической речи на уроках английского языка в 5-6 классах.
Объект исследования:
Процесс развития монологической речи у учащихся 5-6 классов на уроках английского языка
Предмет исследования:
Условия использования опорных схем на уроках английского языка

Содержание

Ведение
Глава I. Теоретические основы обучения монологической форме речи на иностранном языке
§1.1 Сущность понятия «монологическая речь» и ее психологические особенности
§1.2 Обучение монологической речи на уроках иностранного языка в 5-6 классах
Глава II. Методика развития монологической речи на основе опорных схем
§2.1 Речевое умение, речевые упражнения в обучении монологическому высказыванию
§2.2 Опоры, используемые при обучении монологическому высказыванию
Заключение
Список литературы
монологическая речь иностранный язык

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

 На втором  этапе учат отбору языковых  средств, соответствующих цели коммуникации. В центре внимания находится выражение содержания с помощью адекватного лексико-структурного материала. Здесь вырабатывается умение свертывать чужое высказывание и использовать преимущественно речевой материал в готовом виде.  

 Третий этап  направлен на развитие умений инициативной речи. 

 В обучении  монологической речи в методике  обучения иностранным языкам  принято выделять два пути (Гальскова  Н. Д., Рогова Н. В., Бим И. Л., Соловова Е.Н. и др.):  

«путь сверху»- исходной единицей обучения является законченный текст;  

«путь снизу», где  в основе обучения - предложение, отражающее элементарное высказывание. 

«Путь сверху». Максимальное «присвоение» содержательного  плана текста, его языкового материала  и композиции, т.е. всего того, что  может быть использовано затем в текстах, которые будут строить сами учащиеся, создавая свои монологи: 

знакомство учащихся с текстом (упражнения: прочитать  текст, ответить на вопросы; план, порядок  предложений; краткий пересказ);  

передача содержания текста (от лица одно из персонажей);  

изменение ситуации.  

«Путь снизу» предполагает развертывание высказывания от элементарной единицы-предложения к законченному монологу:  

высказывания  школьников на определенную тему (высказывания выстраиваются в логическом порядке, учащиеся при помощи учителя разворачивают свои высказывания);  

этап установления текстовых и логических связей между  высказываниями;  

учащиеся продуцируют  свой монолог по заданной теме, включая  в него мнение и оценку.  

 Давайте определим  те разновидности монолога, которые встречаются в реальном общении. К ним можно отнести: 

- приветственную  речь; 

- похвалу; 

- порицание; 

- лекцию; 

- рассказ; 

- характеристику; 

- описание; 

- обвинительную  или оправдательную речь и  т.д. [8]. 

 Прежде чем начать произносить монолог в реальной жизни, человек хорошо понимает, зачем он это делает, и произносит его только в том случае, если действительно хочет выговориться или считает это необходимым. Цель монолога определяется речевой ситуацией, которая, в свою очередь, определена местом, временем, аудиторией и конкретной речевой задачей. 

 На уроке  все несколько иначе. Ситуацию  надо создать, а иначе исчезает  самая важная и самая первая  характеристика монолога — целенаправленность, которая в значительной степени определяет и все остальное. В целом монолог обладает следующими характеристиками: 

- целенаправленность (соответствие речевой задаче); 

- непрерывный  характер; 

- логичность; 

- смысловая  законченность; 

- самостоятельность; 

- выразительность. [20]. 
 

Глава 2. Методика развития монологической речи на основе опорных схем 
 

§2.1 Речевое умение, речевые упражнения в обучении монологическому  высказыванию  
 

 Эти три  понятия неразрывно связаны друг  с другом. Логическая цепочка  связи такова: MB совершается на основе речевого умении, и средством развития речевого умения служат речевые упражнения. Поскольку MB и речевое умение уже рассматривалось выше, обратимся к этапу развития речевого умения и попытаемся определить, как же следует организовать работу на этом этапе, чтобы он был действительно основой обучения MB. Для этого нужно прежде всего установить стадии развития умения, ибо только они позволяют организовать работу над монологическим высказыванием адекватно его качествам. 

 Дело, однако, в том, что умение - феномен многомерный, имеющий много параметров, и выделение стадий его развития по какому-то одному, даже очень важному, параметру окажется слишком односторонним. Необходимо учесть несколько параметров: 

1) уровень автоматизированности, что проявляется в так называемой автоматической пробежке (отрезке речи, произносимом без вынужденных пауз); 

2) уровень самостоятельности  говорящего, который определяется, во-первых, наличием или отсутствием  опор, а также их характером (смысловые  опоры „сложнее" содержательных), во-вторых, заданностью или незаданностью речевой задачи; 

3) уровень сложности  в решении речемыслительной задачи, который зависит от личного  опыта и знаний говорящего, связанных  с обсуждаемой проблемой; 

4) уровень комбинационности  материала, определяемый широтой охвата проблем и предметов обсуждения. 

 Учитывая  все параметры, можно условно  выделить в развитии речевого  умения три стадии - начальную,  основную и завершающую. 

 Следующая  таблица наглядно представляет  эти стадии и соответствующие им параметры. Вполне понятно, что данное деление условно: возможно такое положение (а так чаще всего и бывает), когда разные параметры находятся одновременно на разных уровнях. [18]. 

Стадия 

развития умения 

Уровни 
 

      Автоматической  пробежки Самостоятельности говорящего Сложности речемыслительной задачи 

Комбинационности  материала

1 - начальная Синтагм - фраза Есть содержательные опоры (словесная и изобразительная), задача задана Проблема знакома и есть личный опыт участия в соответствующей сфере деятельности Используется речевой материал данной проблемы

2 - основная Одна - две фразы Есть смысловые опоры (словесные, изобразительные), задача задана Проблема знакома, но личного опыта нет Используется материал двух - трех родственных проблем

3 - завершающая Две фразы Опор нет, говорящий свободен в выборе задачи Проблема не знакома, но знания по смежным проблемам позволяет говорить о ней Неограниченное свободное комбинирование материала 
 
 

 Немаловажную  роль в организации условий  обучения MB играет создание комплексов упражнений, поскольку отдельно взятые упражнения не смогут обеспечить развития всех параметров речевого умения (всех качеств MB). В основу построения комплекса следует положить принцип доминантности, который означает, что в каждом из комплексов во главу угла ставится одно качество MB. Но поскольку все качества взаимосвязаны, а развитие их взаимообусловлено, то направленность на становление одного качества обязательно повлечет за собой развитие всех остальных.  

 Чтобы построить  комплекс, нужно: 

 а) определить цель, ради которой он строится (какое качество будет доминантным); 

 б) определить  необходимые речевые задачи, которые  будут способствовать развитию  данного качества, и их количественное  соотношение;  

 в) распределить  опоры согласно стадиям и условиям обучения;  

 г) определить  последовательность и соотношение  упражнений соответственно стадиям  развития умения. [4]. 

 Рассмотрим  подсистему упражнений для обучения  монологической речи с учетом  особенностей стадий обучения  иностранному языку в школе, типов монологического высказывания и опор, с помощью которых они выполняются. При обучении монологической, как и диалогической, речи можно выделить два этапа: 

1) овладение  основами монологического высказывания,  

2) этап совершенствования  монологических умений.[19] 

 На первом  этапе монологические умения  формируются в учебной монологической  речи. При обучении связным видам  речи учитель должен: ставить  конкретную и небольшую цель: - сочетать практические и воспитательные задачи в единстве; - развивать как устную, так и письменную. Для того чтобы работа протекала эффективно, требуется тщательная подготовка. Необходимо, во - первых, подобрать языковой и наглядный материал, во - вторых, установить, с какими трудностями в каждом отдельном случае ученики могут столкнуться и как их преодолеть, и, в третьих - наметить для себя четкую последовательность работы в классе. Она, как правило, будет включать следующие этапы:  

1. Определение  и разъяснение задачи. Сообщение  о характере завершающей письменной работы.  

2. Работа над  текстом, используемым как опора  для данного вида работы.  

3. Постановка  основных вопросов, способствующих  раскрытию содержания текста. 

4. Создание языковой  базы. Повторение пройденного языкового  материала и сообщение нового, необходимого для выполнения данного задания.  

5. Устное выполнение  задания, сначала коллективно  всеми учащимися класса, затем  индивидуально. 

6. Письменная  работа в течение 5 - 10 минут.  

7. Обсуждение  работ. Учитель отмечает лучшие работы, особенное внимание уделяет их содержанию (раскрытию темы, последовательности изложения и т. п.)  

8. Заключительный  рассказ. После исправления ошибок  он должен быть сделан в  быстром темпе и без ошибок.  

9. Дополнение  учителя, ставящее цель расширить кругозор школьников и развить навык понимания разговорной речи на слух. [14]. 

 В заключении  необходимо отметить, что школьное  обучение не может в достаточной  степени обеспечить подлинное  овладение устной речью. Поэтому,  учитывая условия обучения и характер монологический, в средней школе целесообразно установить 3 уровня овладения: средний, повышенный и высокий с учётом разных условий обучения (разных типов школ).  

 Общеобразовательная  школа в своём большинстве  может обеспечить средний уровень (его можно назвать базовым), главная цель которого состоит в формировании умений в чтении и понимании текстов и развитии устной речи на основе текста в форме описания и повествования. При этом должны обязательно присутствовать такие параметры монологической речи, как связность и логическая последовательность, как уже упоминалось выше. 

 Повышенный  уровень характеризуется усилением  внимания к устной речи, дифференциацией  обучения в старших классах  в зависимости от интересов  и склонностей учащихся. Монологическая речь развивается в связи с чтением и слушанием: учащиеся выступают с самостоятельным сообщением по прочитанному (прослушанному) с личной оценкой, а также формируются умения выступать в связи с ситуацией в рамках основных сфер общения - учебно-трудовой, общественной, социально-культурной. На повышенном уровне речь ученика должна обладать такими свойствами, как коммуникативная направленность непрерывность, логичность, относительная смысловая законченность, а также включать основные типы речи - описание, повествование, убеждение. Этот уровень, может быть, достигнут в школах и классах с углубленным изучением иностранного языка, а также в гуманитарных классах, где также ведётся углубленное изучение иностранного языка. 

 Третий - высокий  уровень овладения языком - это свободное или почти свободное владение языком не только практически - всеми видами речевой деятельности, что означает для монологической речи выступление с самостоятельными сообщениями, в которых свободно сочетаются разные речевые формы - описание, повествование, аргументируется собственная точка зрения. Речь характеризуется убедительностью и эмоциональным воздействием, синтаксической усложнённостью. Этот уровень отвечает задачам школы с углубленным изучением иностранного языка. В целом всё обучение монологической речи должно быть направленно на овладение умением логически раскрыть мысль, выделить главное, сделать выводы или заключение, что способствует повышению культуры общения и вносит вклад в гуманитарное образование. Успешному развитию навыков монологической речи способствуют задания, которые носят творческий, индивидуальный характер, требующие мотивированных высказываний учащихся. Все виды работ, применяемых при обучении монологической речи, должны представлять собой единое целое. Важно добиться стремления учащихся к работе и дать почувствовать свои возможности, своё продвижение вперед. Это повышает интерес к изучению иностранного языка. [3]. 

Информация о работе Развитие монологической речи у учащихся через использование опорных схем на уроках английского языка в 5- 6 классах