Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 19:54, контрольная работа
В монологической речи используется всё многообразие простых и сложных синтаксических конструкций литературного языка, которые и делают речь связной: предложения с однородными членами. С обособленными оборотами, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Чтобы дети могли понимать монологическую речь и тем более овладеть ею для передачи своих сообщений, надо, чтобы они овладели соответствующими синтаксическими конструкциями. Пока ребёнок не научиться строить простые распространенные и сложные предложения, его речь не может быть связной. Значит, обучение разным типам монологической речи – это прежде всего обучение грамматике, синтаксису.
Постепенно требования к детскому пересказу возрастают. Воспитатель требует большей полноты («О чем ты забыл рассказать?») и точности («А как об этом сказано в рассказе?»). При пересказывании сказок необходимо обращать внимание детей на интонационную выразительность передачи диалога персонажей.
Можно использовать и пересказ по вопросам. Иногда дети могут передавать содержание текста своими словами, близкими их жизненному опыту. В таких случаях надо следить, чтобы слова, подбираемые ребенком, точно и правильно выражали мысль автора. Важным методическим приемом является оценка детского пересказа. В средней группе ее проводит воспитатель. Оценивая пересказ, необходимо кратко проанализировать его, отметив хорошие стороны и недостатки, обязательно поощрить старание ребенка, вселить в него уверенность в своих силах.
Педагог способствует развитию речевой активности, самостоятельности всех детей. На первых занятиях можно вызывать тех детей, которые изъявляют желание пересказать литературный текст, но в дальнейшем надо следить, чтобы каждый ребенок учился пересказывать.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста выдвигаются новые задачи обучения пересказу литературных произведений: уметь связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно передать содержание рассказа или сказки без помощи вопросов воспитателя, близко к тексту, используя авторские слова и выражения.
В подготовительной к школе группе можно подвести детей к пересказу описательных текстов. Занятие по пересказу литературных произведений ставит задачу развивать связную речь детей — учить их точно, последовательно, связно и грамматически правильно передавать содержание текста, добиваться яркости и выразительности речи.
Методика проведения занятий по обучению пересказу зависит от уровня развития связной речи у детей данной группы, от поставленных воспитателем задач, а также от особенностей предлагаемого литературного текста.
Занятие по пересказу может состоять из следующих частей:
1)вводной
беседы, настраивающей на восприятие
произведения, вопроса, в отдельных
случаях выявляющего и
2)чтения литературного произведения.
3)беседы
по содержанию и форме
4)повторного чтения литературного текста.
5)пересказа произведения детьми.
Кого сначала вызывать для пересказа — детей с хорошо развитой речью или наоборот, это решает воспитатель. Выбор зависит от трудности литературного текста, от конкретных задач, поставленных на данном занятии, и от индивидуальных особенностей детей. Так, если текст небольшой по объему и простой по содержанию и форме, можно сначала вызвать более слабых.
Важно следить за тем, чтобы каждый ребенок обязательно был вызван. С детьми, речь которых требует повышенного внимания, необходимо проводить индивидуальные занятия. Можно также позаниматься с ними на прогулке или в вечернее время.
Старшие
дошкольники привлекаются к оценке
рассказов товарищей. Проведение таких
обсуждений методически сложно я
требует большого такта от воспитателя,
знания индивидуальности детей. Сложность
заключается еще и в том, что дети должны
держать в памяти все рассказы, поэтому
хорошо, если педагог запишет их, а перед
обсуждением некоторые прочтет. Проведение
обсуждений должно научить детей видеть
хорошее и плохое в пересказе и одновременно
воспитывать доброжелательное отношение
к товарищу.
3.
Приёмы обучения
рассказыванию.
1. прием совместного рассказывания – взрослый начинает рассказ, а ребёнок его продолжает. Совместное рассказывание сочетается с драматизацией разных сюжетов.
2. приём инсценировки с игрушками.
3. Структурно-синтаксическая схема используется для описательного и сюжетного рассказа (Н. В. Гавриш). Сущность структурно-синтаксической схемы состоит в том, что воспитатель незаметно для ребёнка с помощью коротеньких начальных слов подаёт план-схему описания, которую ребёнок дополняет по собственной инициативе в соответствии со своими интересами и возможностями.
4. Приём комментированного рисования.
5. Образец рассказа – краткое, живое описание предмета, доступное детям для рассказа и заимствования.
6. Приём рассказа по плану.
7. Коллективное составление рассказа – применяется на первых этапах обучения.
7. Приём составления рассказ подгруппами (командами).
8. Составление рассказ по частям. Используется при описании многоэпизодных картинок, истории их коллективного опыта.
9.
Моделирование.
4.
Обучение пересказу
литературных произведений.
Помощь
детям в пересказе
Пересказыванию безусловно должно предшествовать чтение детям данного текста.
На занятиях с детьми второго года жизни воспитатель пользуется вопросами, направляющими совместное пересказывание (вопрос к последнему слову фразы, произнесённой самим воспитателем).
Воспитателю часто приходиться самому отвечать на этот вопрос. От речевого развития ребёнка зависит, сколько раз надо прочесть ему художественное произведение чтобы он сам договаривать фразы до конца.
Помогая пересказывать детям третьего года жизни, воспитатель пользуется подсказывающими вопросами. Если пересказывается большое по размеру художественное произведение, дети могут пересказать на одном занятии только его часть, а другую часть перенести на другое занятие.
Детям четвёртого года жизни при пересказе воспитатель помогает прямыми вопросами, облегчая пересказ.
Если пересказывается стихотворный текст, нужно, чтобы дети, знали из него наизусть отдельные, наиболее часто употребляемые, легко запоминающиеся строчки. При пересказе прозы также желательно чтобы ответы детей были как можно ближе к художественному тексту. Поэтому прямы вопросы должны помогать детям полнее использовать не только словарь, но и синтаксис.
Детям пятого года жизни воспитатель помогает пересказывать тоже прямыми вопросами, но предлагает одновреммено цепь вопросов, развивающих тему, т. е. оставляющих просто план рассказа. Детей пятого года жизни постепенно начинают приучать к вопросам поисковым, т. е. вопросам помогающим рассуждать.
Детям шестого года жизни воспитатель может помочь пересказывать художественные произведения. Формулировать вопросы как указания, что за чем надо говорить: в каком порядке описывать предметы или излагать события.
При
обучении пересказу воспитатель
должен помнить ещё о том, чтобы
дети, передавая диалогическую речь,
учились изменять интонации в соответствии
с переживаниями действующих лиц.
Практические
задания.
1. Опорная схема:
«Обучение монологической
речи детей дошкольного
возраста».
Монолог – речь
одного человека обращённая к зрителям.
Всякое монологическое высказывание характеризуется рядом признаков:
1. единство темы – соответствие всех микротем главной мысли;
2. структурное оформление;
3. связность
– логические связи между
4. объём высказывания;
5. плавность
– отсутствие длительных пауз в процессе
рассказывания.
Типы монолога:
Виды монолога:
Приёмы обучения рассказыванию.
1. Совместное рассказывание.
2. Инсценировка с игрушками.
3. Структурно-синтаксическая схема.
4. Комментированное рисование.
5. Образец рассказа.
6. Рассказа по плану.
7. Коллективное составление рассказа.
7. Составления рассказ подгруппами.
8. Составление рассказ по частям.
9. Моделирование.
Виды обучения рассказыванию:
1. рассказывание по картине;
2. рассказывание по игрушке;
3. рассказы детей из опыта;
4. творческие
рассказы
№ | Возрастная группа | Виды рассказывания | Тематика рассказов |
1. | четвёртый год жизни | описание, повествование | о работе повара; рассказ по картинке; рассказ о прошедшей экскурсии. |
2. | пятый год жизни | описание, повествование рассуждение | рассказы о животных; описание подвижных дидактических картин. |
3. | шестой год жизни | повествование, рассуждение | рассказ о том, как дети помогали дворнику убирать снег; рассказ по просмотренному фильму и т. д. |
4.
Перечень литературных
произведений, используемых
для обучения детей
пересказу в разных
возрастных группах.
№ | Название произведения, автор | |
Средняя группа | Старшая группа | |
«Колобок», «Репка»,
«Теремок» - народные сказки;
«Три Медведя» Л. Н. Толстой; «Кубик на кубик» Я. Тайц; «Пришла весна, потекла вода» Л. Н. Толстой. |
«Умей обождать»
К. Д. Ушинский;
«Заяц-хваста» в обработке А. Толстого; «Пожарные собаки» Л. Н. Толстой; «Дядя Стёпа» С. Михалков «Цветущие травы» М. Пришвин. |
Список использованной литературы:
1. Развитие
речи детей дошкольного возраста: Пособие
для воспитателя дет.
сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр.
— М.: Просвещение, 1979. — 223 с, ил., 4 л. ил.
Информация о работе Развитие монологической речи детей дошкольного возраста