Развитие монологической речи детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 19:54, контрольная работа

Описание работы

В монологической речи используется всё многообразие простых и сложных синтаксических конструкций литературного языка, которые и делают речь связной: предложения с однородными членами. С обособленными оборотами, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Чтобы дети могли понимать монологическую речь и тем более овладеть ею для передачи своих сообщений, надо, чтобы они овладели соответствующими синтаксическими конструкциями. Пока ребёнок не научиться строить простые распространенные и сложные предложения, его речь не может быть связной. Значит, обучение разным типам монологической речи – это прежде всего обучение грамматике, синтаксису.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа. Развитие монологической речи детей дошкольного возраста.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

       Развитию  живой, яркой связной речи помогают спектакли с игрушками, которые проводят старшие дети для малышей.

       Рассказы  детей из опыта

       Этот  вид рассказывания имеет большие  значение в развитии связной речи. Дети приучаются к широкому речевому общению, развивается умение использовать свой чувственный опыт, передавать его в связной повествовании. Формируется умение четко, понятно, ясно, образно излагать свои мысли.

       Основа  развитая этого вида рассказывания  — содержательная жизнь детей. Темы для детских рассказов подсказывают прогулка, экскурсия, труд, праздник.

       Рассказы  из опыта вводятся в средней группе. Предлагаются конкретные, близкие дошкольникам темы о недавно пережитых ярких  событиях: «Наш праздник», «Как мы готовили подарки маме», «Как мы ходила на речку». Могут быть предложены темы, связанные с ознакомлением детей с трудом людей ближайшего окружения («Кто работает на кухне», «Наш дворник дядя Вася», «Машины на нашей улице»), с трудом родителей («Где работает моя мама, мой папа»). Перед таким занятием воспитатель ведет детей на кухню, знакомит с трудом дворника, предлагает родителей кратко и просто рассказать о своем труде (кто, где и кем работает, чем важен этот труд), наблюдает с детьми, какой транспорт движется по их улице (как называются машины, куда едут машины «Хлеб», «Молоко», куда шофер везет кирпичи и т. д.).

       Прогулки, труд детей дают материал для составления  небольших рассказов о природе. Сначала им легче составить сюжетный рассказ о предметах или явлениях природы. Трудность вызывает составление  описательного рассказа, так как в ней отсутствует ярко выраженная сюжетная ситуация, и от ребенка требуется передача своего отношения к событий, что ему очень трудно.

       Подбирая  темы для рассказов, воспитатель  знакомится с ближайшим природным  окружением, определяет программное содержание и цель прогулки или экскурсии. Предварительная работа, подготавливающая детей к составлению рассказа, проводится уже во время экскурсии, наблюдения.

       Закрепляя впечатления, воспитатель проводит дидактическую игру, рассматривание картинок, читает поэтические произведения.

       Обучение  рассказыванию на предложенную тему лучше начинать с коллективного  рассказа. Педагог начинает и в  основном ведет рассказ. Дети дополняют  его запомнившимися деталями, небольшими описаниями.

       В этом виде рассказывания также большое значение имеет рассказ-образец педагога. Подражая, дети лучше усваивают содержание и находят форму для его выражения.

       В конце года в средней группе, учитывая умения детей, вводится образец в  виде начала рассказа: воспитатель  дает только завязку и намечает путь развития сюжета. Такой образец должен помочь развитию у ребенка умения довести начатое повествование до логического конца.

       В старшей и подготовительной группах повышается роль занятий, на которых составляются рассказы без наглядного материала. Имеют место все виды рассказов по памяти.

       Расширяется круг ознакомления детей с явлениями  общественной жизни, с трудом людей. Поэтому и темы их рассказов могут  быть усложнены («Кто построил этот дом», «Как шьют одежду», «Кто потрудился, чтобы мы письмо получили»).

       Усложняются темы рассказов о природе.

       Эффективность проведения занятий во многом зависит  от того, насколько целенаправленно  велась предварительная работа, определяющая богатство и разнообразие индивидуального  и коллективного опыта, развитие умений детей отобрать для рассказа самое интересное и существенное и найти целесообразную форму передачи этого содержания.

       Рассказывание из личного опыта оказывает на детей большое воспитательное воздействие. Как и в средней группе, здесь  очень важно установление контакта с родителями. С ними можно провести беседу о том, как обогатить детские впечатления в праздничные или воскресные дни, где побывать с ребенком, что и как посмотреть.

       Творческие  рассказы

       Составляя творческий рассказ, ребенок должен самостоятельно продумать его содержание, которое надо логически выстроить и облечь в правильную словесную форму, соответствующую этому содержанию.

       Для того чтобы составить хороший  рассказ, необходимо знать его композицию (завязку, кульминацию, развязку), владеть  большим запасом слов, уметь построить содержание интересно и занимательно, точно и выразительно передать свой замысел.

       Ребенок может научиться умению связно излагать свои мысли и сочинять рассказы только путем систематического обучения, путем  постоянных упражнений. Существуют различные варианты творческих рассказов.

       Придумывание  продолжения и  завершения рассказа. Воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, а основные события и приключения героев придумывают дети. Обязательным условием является напоминание детям о том, чтобы они не повторяли сюжет товарища и придумывали свой вариант.

       Придумывание  рассказа или сказки по плану воспитателя  требует уже большей самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания предстоит детям осуществлять самостоятельно.

       Придумывание  рассказа по теме, предложенной воспитателем (без  плана), дает еще больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли, ребенок выступает автором, самостоятельно выбирает содержание рассказа и его форму. Сама формулировка темы должна эмоционально настраивать детей на сочинение рассказа. Можно давать различные темы и для придумывания сказок о животных: «День рождения лисы», «Как заяц по лесу гулял», «Приключения волка» и т. д.

       Самый сложный вид рассказывания —  это придумывание рассказа или сказки па самостоятельно выбранную тему. Здесь успехи во многом зависят от того, как сумеет воспитатель заинтересовать детей, создать у них эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению. Этот вид творческого рассказывания можно иногда проводить под девизом «Кто интереснее придумает сказку».

       Очень важно научить детей оценивать рассказы и сказки, придуманные их товарищами. Для этого воспитатель дает образец оценки, например, говорит: «Мне понравилась сказка Оли. В ней интересно описаны приключения белки и ее друзей. Оля рассказала свою сказку выразительно.

       Надо  обращать внимание и на интересное, занимательное содержание рассказа, и на словесную форму, которой передано это содержание, внимательно следить за тем, как дети в самостоятельной творческой деятельности применяют усвоенные слова и выражения.

       Наиболее  сложны для детей описательные рассказы о природе. Обучение этому виду рассказывания ведет постепенно, под влиянием точных указаний педагога.

       На  начальном этапе обучения творческому  рассказыванию о природе полезно  обращать внимание дошкольников на последовательность передачи содержания в рассказе. По мере освоения детьми умений составлять четкий, а последовательный рассказ можно предоставить им возможность самим решать вопрос о плане в последовательности наложения.

       Конечно, дети не сразу переносят в свои сочинения усвоенные средства художественной выразительности, но и в их рассказах постепенно будут появляться сравнения, эпитеты, интересные словосочетания. 
 

       
  1. Обучение  пересказу литературных произведений.

       Пересказ  — это творческое воспроизведение  литературного образца. Специфика обучения пересказу по сравнению с другими видами занятий по развитию связной монологической речи, прежде всего в том, что качество пересказа оценивается с точки зрения близости первоисточнику.

       Пересказ  художественного произведения доступен и близок.

       Дети  приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть  живым родным языком. Высокая художественность произведений, предлагаемых для пересказа, цельность формы, композиции и языка  учат детей четко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упуская главного, т. е. развивают их речевые умения.

       Подбирая  произведения для пересказа, необходимо учитывать следующие требования к ним: высокую художественную ценность, идейную направленность; динамичность, лаконичность и вместе с тем образность изложения; четкость и последовательность развертывания действия, занимательность содержания. Помимо этого, очень важно учитывать доступность содержания литературного произведения и его объем.

       План  занятия по пересказу произведения во всех возрастных группах выглядит так: первичное чтение произведения, беседа по вопросам, повторное чтение, пересказ.

       Важным  методическим приемом являются вопросы  воспитателя.

       Указания  педагога тоже важный методический прием. Он используется, если ребенок забыл текст или отдельное слово. Указания помогают ребенку понять или уточнить смысл того или иного выражения, словосочетания, слова, а также развивают выразительность речи при пересказе.

       С детьми младшего дошкольного возраста проводится большая подготовительная работа, целью которой является выработка умений слушать, отвечать на вопросы, включать в рассказ воспитателя слова и отдельные предложения.

       Обучение  пересказыванию начинается с простого воспроизведения хорошо знакомых сказок, построенных на повторе («Колобок», «Репка», «Теремок»). Воспитатель помогает малышам запомнить последовательность появления сказочных героев.

       После пересказывания коротких народных сказок можно переходить к пересказыванию маленьких рассказов с несложной фабулой. Образцом таких рассказов являются лаконичные рассказы Л.Н.Толстого.

       На  занятии воспитатель показывает детям иллюстрации к произведению. Рассматривание иллюстраций лучше проводить до или после чтения.

       Большую роль в процессе подготовки детей к овладению пересказом играют различные зрелища. Организация кукольного и теневого театра, драматизация литературных произведений с помощью настольного театра, фланелеграфа и т. д. настраивают эмоционально, способствуют развитию интереса к художественным произведениям и их запоминанию, развивают желание передать свои впечатления.

       Хорошие результаты в обучении малышей пересказу  дает индивидуальная работа, которая  проводится в утренние или вечерние часы. Ребенок пересказывает произведение воспитателю — внимательному слушателю и помощнику.

       При обучении пересказу детей среднего возраста решаются более сложные  задачи: детей учат не только рассказывать короткие, хорошо известные сказки и рассказы, но и выразительно передавать разговор действующих лиц, слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие тексту.

       Произведения, рекомендуемые для пересказа  в средней группе, отличаются большим  разнообразием по тематике, содержанию и форме. Наряду с рассказами и  сказками с ярко выраженной моралью  даются и произведения, где мораль скрыта. Поэтому главное в обучении пересказу в средней группе — помочь детям осмыслить логические связи произведения, понять его смысл. Это достигается, прежде всего, предварительной беседой, которая проводится после первичного чтения. Основным методическим приемом здесь являются вопросы воспитателя.

       В средней группе, как и в младшей, большое значение имеет опора  на опыт ребенка, что способствует более  осмысленному восприятию и запоминанию  произведения.

       После чтения литературного текста проводится коротенькая беседа о прочитанном, выясняется, правильно ли понято содержание.

       В средней группе широко используется совместный пересказ воспитателя и  ребенка («мы будем вместе рассказывать, а дети будут слушать и учиться»). Помощь педагога заключается в напоминании фразы, подсказе забытого слова. Это обеспечивает плавность пересказа, предупреждает разрывы произведения на отдельные куски или фразы.

Информация о работе Развитие монологической речи детей дошкольного возраста