Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 19:54, контрольная работа
В монологической речи используется всё многообразие простых и сложных синтаксических конструкций литературного языка, которые и делают речь связной: предложения с однородными членами. С обособленными оборотами, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Чтобы дети могли понимать монологическую речь и тем более овладеть ею для передачи своих сообщений, надо, чтобы они овладели соответствующими синтаксическими конструкциями. Пока ребёнок не научиться строить простые распространенные и сложные предложения, его речь не может быть связной. Значит, обучение разным типам монологической речи – это прежде всего обучение грамматике, синтаксису.
Контрольная
работа
Тема: «Развитие монологической речи детей дошкольного возраста».
По курсу: «Методика развития речи»
Вариант
2
I.
Понятие монологической
речи и своеобразие
детского монолога.
Монолог – связная речь одного лица. Цель монолога – сообщить о каких-то фактах.
Монолог, как правило, речь книжного стиля. Монологическая форма речи используется при повествовании или рассуждении о чём-либо.
В монологической речи используется всё многообразие простых и сложных синтаксических конструкций литературного языка, которые и делают речь связной: предложения с однородными членами. С обособленными оборотами, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Чтобы дети могли понимать монологическую речь и тем более овладеть ею для передачи своих сообщений, надо, чтобы они овладели соответствующими синтаксическими конструкциями. Пока ребёнок не научиться строить простые распространенные и сложные предложения, его речь не может быть связной. Значит, обучение разным типам монологической речи – это прежде всего обучение грамматике, синтаксису.
Монологической речи учить детей очень трудно, потому что они редко слышат её в повседневной жизни в речи взрослых: в разговоре с детьми взрослые чаще используют форму диалога.
Начинать
учить монологу в школе поздно: предварительные
навыки монологической речи надо развивать
до школы. Тем ответственнее задача воспитателя
детского сада, который обязан приложить
усилия, чтобы найти целесообразный дидактический
материал для обучения детей монологу.
II.
Методика развития монологической
речи.
1. Задачи и содержание работы по развитию монологической речи.
Монологической речи детей начинают учить систематически примерно с пятого года жизни. Но подготовка к этому ведётся уже на втором году в процессе чтения и разучивания с детьми потешек. С 4 лет детям доступны такие виды монолога, как описание и повествование, а на седьмом году жизни – и короткие (в одно-два предложение) рассуждения. Трудность монолога состоит в том, что он требует от ребёнка, сосредоточившего внимание на каком-то значительном для него событии или художественном произведении, умения одновременно заметить не только предметы, явления, но и связи между ними. Это вызывает работу памяти, а именно работа памяти является средством её развития. Взрослые помигают ребёнку в преодолении этих трудностей, заботливо приискивают темы для монологов и выслушивают его.
Методами обучения монологу являются пересказ и сочинение. Дети пересказывают монологические тексты, рассказывают о реальных и воображаемых событиях и предметах, сочиняют.
Овладеть методами обучения монологической речи для воспитателя:
Работа над монологом в средней, старшей и подготовительной группах отличается прежде всего сложностью содержания и размером текста.
Во
всех возрастных группах основным приёмом
обучения монологической речи является
опора на словесный
образец. Дополнительные приёмы –
опора на реальные предметы,
опора на картинки.
2. Виды обучения рассказыванию.
Воспитатель должен научить детей рассказывать о событиях из их собственной жизни; описывать вещи, растения, животные, или заменяющие их игрушки; рассказывать об изображении на картинках, статичных и подвижных (серии картинок на один сюжет, диафильмы, диапозитивы), кинофильмы.
К рассказу детей готовят так же, как и к беседе: дети должны представлять себе предмет рассказа во всей его жизненной полноте, доступной ощущениям (размер, форма, цвет, запах, вкус, звучание, характер движений и т. д.); для названия всех признаков предмета, действий и их отношений у детей должны быть уже в запасе слова, грамматические формы. Следовательно, упражнению в рассказывании должны предшествовать упражнения лексические, грамматические (в случае нужды – фонетические), а также упражнения в собеседовании.
Обучение
рассказыванию воспитатель
План рассказа может быть простым, т. е. линейной цепочкой вопросов, или сложным, т. е. разветвлённым дополнительными цепочками вопросов (подсказывающих или только наводящих). Естественно, что с детьми разных возрастных групп занятия проводятся по-разному, и требования к детям на этих занятиях тоже различные.
Составление
рассказов по картине относится
к рассказыванию с
М. М. Конина выделяет следующие виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине:
1)
составление описательного
2)
составление описательного
3)
придумывание
4)
составление рассказа по
5)
составление описательного
В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста не могут еще дать самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем. Дети ограничиваются перечислением предметов, отдельных их свойств и действий, что объяснятся малым опытом восприятия, небольшим запасом слов, недостаточным умением строить предложение.
Основные задачи воспитателя в работе по картине сводятся к следующему:
1) обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное;
2)
постепенный переход от
Занятия
по ознакомлению детей с картинами
могут проводиться
Дети учатся рассказывать по картине предложениями из двух-трех слов. Воспитатель следит, чтобы дети называли предметы и действия правильно в соответствии с изображенными на картине. Примером своей речи, вопросами и указаниями он помогает находить слова, наиболее точно определяющие свойства и качества предметов.
Рассматривание картин всегда сопровождается словом воспитателя (вопросами, объяснениями, рассказом). После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. Может быть прочитано небольшое стихотворение или потешка (например, «Петушок, петушок, золотой гребешок» или «Кисонька-мурысенька» и т. д.).
В младшей группе особенно важно использовать разнообразные игровые приемы. М. М. Конина предлагает, например, такие: «Расскажем кукле», «Что мы расскажем собачке».
Первые картины для детей младшей группы — это картины, изображающие отдельные предметы (игрушка или знакомые предметы домашнего обихода), домашних животных, несложные сюжеты из детской жизни (серия «Наша Таня»). После занятия картина остается в группе на несколько дней. Дети еще раз рассмотрят ее, заметят то, что не заметили раньше, начнут высказываться. Воспитатель руководит и этим рассматриванием, уточняет высказывания детей, поощряя и поддерживая их.
В средней группе уже становится возможным подведение детей к составлению небольшого связного повествования, так как в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает речевая и мыслительная активность.
Сначала дети рассказывают по вопросам воспитателя. Это может быть коллективный рассказ детей или совместный рассказ воспитателя и одного ребенка. В конце занятия, как бы подводя итог всем высказываниям, педагог дает свой рассказ.
В конце года, если дети научились рассказывать по образцу, можно постепенно усложнить задание, подводя их к самостоятельному рассказыванию.
В среднем дошкольном возрасте можно подводить детей к составлению рассказов, главным образом описательных, по предметным или сюжетным картинкам. Воспитатель стремится к тому, чтобы дети шире использовали свой словарь, употребляли причастия, определения, обстоятельства и разные виды предложений.
Когда дети научатся составлять небольшие рассказы описательного характера (рассказ об основных качествах, свойствах и действиях одного или нескольких предметов или объектов), можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин.
Одно из самых интересных и любимых детьми занятий по развитию языку — рассматривание и описание игрушек.
Занятие по описанию игрушек с детьми, младшего дошкольного возраста идет в эмоциональной форме, обычно в виде простых дидактических игр («Чудесный мешочек», «Кто это?», «Что ты нашел?»). Подбор игрушек, предлагаемых для описания младшем детям, имеет некоторые особенности: игрушки могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду (большой и маленький мишки, кукла е косичками и кукла е бантиком, красная и зеленая пирамидки в т. д.). Такой подбор игрушек обеспечивает активизацию словаря детей и развитие связной речи на основе использования приема сравнения.
Занятия по описанию игрушек начинаются с их рассматривания. Воспитатель обращает внимание детей на характерные особенности внешнего вида игрушки (цвет, форма, материал), следит за правильным использованием слов при их определении.
Описание идет но вопросам педагога.
Постепенно малыши подходят к составлению описательного рассказа по образцу, фактически повторяя его. Воспитатель широко использует рассказы: сам составляет рассказ по игрушке или читает художественные произведения.
В средней группе дети постепенно подходят к составлению небольших самостоятельных описательных рассказов по игрушках. Наиболее эффективным приемом обучения является образец, который дается на каждом занятии.
Когда дети научатся достаточно хорошо составлять описательный рассказ, можно предложить им составить сюжетный рассказ по набору игрушек. Игрушки должны быть подобраны так, чтобы было нетрудно наметить простую сюжетную линию (девочка, грибок, корзинка; елочка, ежик). Вопросы воспитателя помогают детям построить сюжет рассказа, развернуть его, вовлечь в сюжетную линию все предметы или объекты: что могло случиться с девочкой в лесу? Кого девочка могла встретить в лесу? Что могла найти? Что из леса принесла в корзинке?
Используется и рассказ-образец педагога. Дети обычно копируют его, поэтому образец целесообразно давать на каждом занятии. Образец должен не только учить детей составлять сюжетную линию, но и давать примеры речевых конструкций.
Интересные сюжетные рассказы дети придумывают по набору игрушек, часто с удовольствием выбирая игрушки сами. Они рассказывают с увлечением и нередко отвлекаются от сюжета, забывают, что какие-то предметы еще не использованы.
Можно составить рассказ в виде инсценировки. Воспитатель дает образец такого рассказа.
Особое внимание надо обратить на анализ рассказов, придуманных детьми. Сначала оценку дает воспитатель, отмечая и интересно задуманное содержание рассказа, и необычность поступков игрушечных персонажей, и язык рассказа — форму, в которой передано содержание.
После занятия можно оставить игрушки на видном месте, чтобы дети продолжали играть с ними и упражнялись в составлении различных инсценировок. Педагог должен обязательно подключаться к этим играм и следить за содержанием рассказов. Необходимо продумывать оборудование и набор игрушек для подобных занятий.
Информация о работе Развитие монологической речи детей дошкольного возраста