Развитие математических представлений детей 3-4 летнего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:18, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – развитие математических представлений детей 3-4 летнего дошкольного возраста.
В качестве задач необходимо рассмотреть:
Психолого-педагогические аспекты и задачи математического развития детей младшего дошкольного возраста.
Развитие математических представлений у детей 3-4 лет.
Значение развития математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….. 3
1. Психолого-педагогические аспекты и задачи математического развития детей младшего дошкольного возраста …………………………… 5
2. Развитие математических представлений у детей 3-4 лет: ………… 8
2.1. Формирование у младших дошкольников представлений о количестве………………………………………………………………………. 8
2.2. Ознакомление детей с величиной предметов …………………… 9
2.3. Ознакомление с формой предметов …………………………….. 11
2.4. Ориентирование детей младшего дошкольного возраста в пространстве …………………………………………………………………… 14
2.5. Ориентирование детей 3-4 лет во времени……………………… 16
3. Значение развития математических представлений у детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………. 19
Заключение ……………………………………………………………… 21
Список используемой литературы ……………………………………. 22

Работа содержит 1 файл

ФЭМП (Света44).doc

— 106.50 Кб (Скачать)

На индивидуальных и коллективных занятиях по математике, развитию речи, а также при ознакомлении с окружающим в свободное от занятий время воспитатель предлагает картинки с изображением действий детей, природных явлений той или иной части суток, организует упражнения с применением иллюстративного материала и без него, беседы с детьми, чтение рассказов, сказок.

Углубление, уточнение  и закрепление правильного понимания  и использования временных терминов происходит чаще всего на занятиях с использованием раздаточного дидактического материала. Ознакомление детей с частями суток следует начинать с контрастных отрезков: день – ночь; утро – вечер. Работе предшествует рассматривание картинок, на которых изображены определенные, характерные для отдельных частей суток, явления. При этом воспитатель опирается на детский опыт, активизирует их воспоминания о той или иной деятельности. Детей спрашивают: «Что нарисовано на картине? Когда солнышко светит ярко? Что вы делаете днем в детском саду? А что в это время делают ваши родители?».

На этом самом  занятии можно предложить рассмотреть картинку с изображением ночи. Воспитатель подводит детей к тому, что ночью темно, на небе бывают звезды и месяц, как правило, ночью все спят. Аналогично воспитатель знакомит с другими частями суток: утро – вечер. Можно также использовать картинки с ярко выраженными признаками той или другой части суток в природе и деятельности людей. Малыши анализируют картинки и соотносят определенные природные явления и определенную деятельность людей с частями суток. Закрепить эти знания можно в дидактической игре «Когда это бывает?».

Чтобы сформировать у дошкольников начальные представления  об одной из особенностей времени  – о его сменяемости, надо, начиная  с младшей группы, упражнять их в правильном понимании и назывании  времени действий других событий. Например, во время завтрака или на занятии по математике, на прогулке воспитатель может спросить: Что делаем сейчас? Что будем делать потом? (Сейчас мы завтракаем, а потом будем играть). Когда солнышко встает – это утро, а что наступает за утром? Когда солнце садится, на улице темнеет, - это вечер. А что будет потом? Что мы делаем утром? Что мы делаем днем? А что будем делать вечером?

Во время  выполнения таких упражнений педагог  следит, насколько дети понимают те или другие задания, применяют слова, понятия, ассоциируют их с нужными действиями и конкретными событиями.

Ориентировка  детей во времени тесно связана  с их активной оперативной деятельностью. Упражнения на ориентировку во времени  требует многократного повторения, пока каждый из них не научится свободно пользоваться специальной временной терминологией и указаниями воспитателя [14; 140-142] .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Значение  развития математических представлений  у детей младшего дошкольного  возраста

Занятия математикой  приобретает особое значение в связи с развитием у детей познавательных интересов, умений проявлять волевые усилия в процессе решения математических задач.

Опыт обучения свидетельствует  о том, что развитию логического  мышления дошкольников в наибольшей мере способствует изучение начальной математики. Для математического стиля мышления характерны чёткость, краткость, расчленённость, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой. В связи с этим систематически перестраивается содержание обучение математики в школе и в детском саду.

Формирование начальных  математических знаний и представлений  у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат (навыки счёта, выполнение элементарных математических операций), но и широкий развивающий эффект.

Естественно, что основой  познания является сенсорное развитие, приобретаемое посредством опыта  и наблюдений. В процессе чувственного познания формируются представления  – образы предметов, их свойств, отношений. Так, оперируя разнообразными множествами (предметами, игрушками, картинками, геометрическими фигурами), дети учатся устанавливать связи между множеством. Сравнение конкретных множеств подготавливает детей к усвоению в последующем понятия числа. Именно операции с множествами являются той основой, к которой обращаются дети не только в детском саду, но и на протяжении последующих лет обучения в школе. Представление о множестве формируют у детей основы понимания абстрактного числа, величины, части и целого абстрактны, они все-таки отображают связи и отношения предметов окружающей действительности.

Доказано, что ознакомление детей с разными видами математической деятельности в процессе целенаправленного  обучения ориентирует их понимание  связей и отношений.

В развитии математических отношений важную роль играет обучение измерению как начальному способу познания количественной характеристики окружающего. Это дает возможность дошкольникам пользоваться не обобщепринятыми, а прежде всего условными мерами при измерении сыпучих, жидких веществ и протяженностей. Одновременно у детей развивается глазомер, что весьма важно для их сенсорного развития.

Под влиянием систематического обучения математике дети овладевают специальной терминологией: названиями чисел, геометрических фигур, элементов фигур и т. п. Таким образом, формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста имеет большое значение для последующего предматематического развития дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Математическое развитие детей дошкольного возраста предполагает широкую программу приобщения их к деятельности, в данном случае математической, которой руководит  взрослый.

Главная задача обучения элементам математики – развитие у детей потребности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных задач. Это неразрывно связано с формированием у них «стойких» познавательных интересов. Математическое развитие детей дошкольного возраста осуществляется как в результате приобретения ребёнком знаний в повседневной жизни, так и путём целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических знаний.

Экспериментальные исследования и педагогическая практика обучения дошкольников элементам математики убеждают в преимуществе такой организации учебного процесса, при которой ограниченно сочетаются различные формы обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая  литература:

1. Выготский Л. С.  Собрание сочинений: В 6 томах.  – Т. 2. – М., 1982.

2. Гальперин П. Я.  Введение в психологию. – М., 2000.

3. Гальперин П. Я.  Развитие исследований по формированию  умственных действий // Психологическая  наука в СССР. – М., 1959.

4. Гальперин П. Я.  Формирование умственных действий // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М., 1981.

5. Диагностика умственного  развития дошкольника / Под ред.  Л. А. Венгера, В. В. Холмовской. – М.: Педагогика, 1978.

6. Козлова С. А., Куликова  Т. А. Дошкольная педагогика: Учебное  пособие для студентов педагогических  училищ. – М.: Издательский центр  «Академия», 2000.

7. Коменский Я. А.  Материнская школа / Собрание  сочинений. – М.: Издательство  «Наука», 1977.

8. Костюк Г. С. О  генезисе понятия числа у детей  // Теория и методика формирования  элементарных математических представлений.  Хрестоматия в 6 частях. Часть III. – СПб., 1993.

9. Леушина А. М. Формирование  элементарных математических представлений  у детей дошкольного возраста. – М., 1974.

10. Непомнящая Н. И.  Проблемы начального этапа обучения  математике // Теория и методика  формирования математических представлений. Хрестоматия в 6 частях. Часть I. – СПб., 1993.

11. Ушинский К. Д.  История воображения // Избранные  педагогические сочинения. –  М., 1954.

12. Фидлер М. Математика  уже в детском саду. – М.: Просвещение, 1981.

13. Формирование элементарных  математических представлений у дошкольников / Под ред. А. А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988.

14. Щербакова Е. И.  Методика обучения математике  в детском саду : Учебное пособие  для студентов педагогических  училищ. – М.: Издательский центр  «Академия», 2000.

15. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Развитие математических представлений детей 3-4 летнего дошкольного возраста