Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:18, контрольная работа
Цель контрольной работы – развитие математических представлений детей 3-4 летнего дошкольного возраста.
В качестве задач необходимо рассмотреть:
Психолого-педагогические аспекты и задачи математического развития детей младшего дошкольного возраста.
Развитие математических представлений у детей 3-4 лет.
Значение развития математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.
Введение ………………………………………………………………….. 3
1. Психолого-педагогические аспекты и задачи математического развития детей младшего дошкольного возраста …………………………… 5
2. Развитие математических представлений у детей 3-4 лет: ………… 8
2.1. Формирование у младших дошкольников представлений о количестве………………………………………………………………………. 8
2.2. Ознакомление детей с величиной предметов …………………… 9
2.3. Ознакомление с формой предметов …………………………….. 11
2.4. Ориентирование детей младшего дошкольного возраста в пространстве …………………………………………………………………… 14
2.5. Ориентирование детей 3-4 лет во времени……………………… 16
3. Значение развития математических представлений у детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………. 19
Заключение ……………………………………………………………… 21
Список используемой литературы ……………………………………. 22
На индивидуальных и коллективных занятиях по математике, развитию речи, а также при ознакомлении с окружающим в свободное от занятий время воспитатель предлагает картинки с изображением действий детей, природных явлений той или иной части суток, организует упражнения с применением иллюстративного материала и без него, беседы с детьми, чтение рассказов, сказок.
Углубление, уточнение
и закрепление правильного
На этом самом занятии можно предложить рассмотреть картинку с изображением ночи. Воспитатель подводит детей к тому, что ночью темно, на небе бывают звезды и месяц, как правило, ночью все спят. Аналогично воспитатель знакомит с другими частями суток: утро – вечер. Можно также использовать картинки с ярко выраженными признаками той или другой части суток в природе и деятельности людей. Малыши анализируют картинки и соотносят определенные природные явления и определенную деятельность людей с частями суток. Закрепить эти знания можно в дидактической игре «Когда это бывает?».
Чтобы сформировать у дошкольников начальные представления об одной из особенностей времени – о его сменяемости, надо, начиная с младшей группы, упражнять их в правильном понимании и назывании времени действий других событий. Например, во время завтрака или на занятии по математике, на прогулке воспитатель может спросить: Что делаем сейчас? Что будем делать потом? (Сейчас мы завтракаем, а потом будем играть). Когда солнышко встает – это утро, а что наступает за утром? Когда солнце садится, на улице темнеет, - это вечер. А что будет потом? Что мы делаем утром? Что мы делаем днем? А что будем делать вечером?
Во время выполнения таких упражнений педагог следит, насколько дети понимают те или другие задания, применяют слова, понятия, ассоциируют их с нужными действиями и конкретными событиями.
Ориентировка
детей во времени тесно связана
с их активной оперативной деятельностью.
Упражнения на ориентировку во времени
требует многократного
3. Значение
развития математических
Занятия математикой приобретает особое значение в связи с развитием у детей познавательных интересов, умений проявлять волевые усилия в процессе решения математических задач.
Опыт обучения свидетельствует о том, что развитию логического мышления дошкольников в наибольшей мере способствует изучение начальной математики. Для математического стиля мышления характерны чёткость, краткость, расчленённость, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой. В связи с этим систематически перестраивается содержание обучение математики в школе и в детском саду.
Формирование начальных математических знаний и представлений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат (навыки счёта, выполнение элементарных математических операций), но и широкий развивающий эффект.
Естественно, что основой
познания является сенсорное развитие,
приобретаемое посредством
Доказано, что ознакомление детей с разными видами математической деятельности в процессе целенаправленного обучения ориентирует их понимание связей и отношений.
В развитии математических отношений важную роль играет обучение измерению как начальному способу познания количественной характеристики окружающего. Это дает возможность дошкольникам пользоваться не обобщепринятыми, а прежде всего условными мерами при измерении сыпучих, жидких веществ и протяженностей. Одновременно у детей развивается глазомер, что весьма важно для их сенсорного развития.
Под влиянием систематического обучения математике дети овладевают специальной терминологией: названиями чисел, геометрических фигур, элементов фигур и т. п. Таким образом, формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста имеет большое значение для последующего предматематического развития дошкольников.
Заключение
Математическое развитие детей дошкольного возраста предполагает широкую программу приобщения их к деятельности, в данном случае математической, которой руководит взрослый.
Главная задача обучения элементам математики – развитие у детей потребности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных задач. Это неразрывно связано с формированием у них «стойких» познавательных интересов. Математическое развитие детей дошкольного возраста осуществляется как в результате приобретения ребёнком знаний в повседневной жизни, так и путём целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических знаний.
Экспериментальные исследования и педагогическая практика обучения дошкольников элементам математики убеждают в преимуществе такой организации учебного процесса, при которой ограниченно сочетаются различные формы обучения.
Используемая литература:
1. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 томах. – Т. 2. – М., 1982.
2. Гальперин П. Я. Введение в психологию. – М., 2000.
3. Гальперин П. Я.
Развитие исследований по
4. Гальперин П. Я.
Формирование умственных
5. Диагностика умственного
развития дошкольника / Под ред.
Л. А. Венгера, В. В.
6. Козлова С. А., Куликова
Т. А. Дошкольная педагогика: Учебное
пособие для студентов
7. Коменский Я. А. Материнская школа / Собрание сочинений. – М.: Издательство «Наука», 1977.
8. Костюк Г. С. О
генезисе понятия числа у
9. Леушина А. М. Формирование
элементарных математических
10. Непомнящая Н. И.
Проблемы начального этапа
11. Ушинский К. Д. История воображения // Избранные педагогические сочинения. – М., 1954.
12. Фидлер М. Математика уже в детском саду. – М.: Просвещение, 1981.
13. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А. А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988.
14. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду : Учебное пособие для студентов педагогических училищ. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
15. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Информация о работе Развитие математических представлений детей 3-4 летнего дошкольного возраста