Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:18, контрольная работа
Цель контрольной работы – развитие математических представлений детей 3-4 летнего дошкольного возраста.
В качестве задач необходимо рассмотреть:
Психолого-педагогические аспекты и задачи математического развития детей младшего дошкольного возраста.
Развитие математических представлений у детей 3-4 лет.
Значение развития математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.
Введение ………………………………………………………………….. 3
1. Психолого-педагогические аспекты и задачи математического развития детей младшего дошкольного возраста …………………………… 5
2. Развитие математических представлений у детей 3-4 лет: ………… 8
2.1. Формирование у младших дошкольников представлений о количестве………………………………………………………………………. 8
2.2. Ознакомление детей с величиной предметов …………………… 9
2.3. Ознакомление с формой предметов …………………………….. 11
2.4. Ориентирование детей младшего дошкольного возраста в пространстве …………………………………………………………………… 14
2.5. Ориентирование детей 3-4 лет во времени……………………… 16
3. Значение развития математических представлений у детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………. 19
Заключение ……………………………………………………………… 21
Список используемой литературы ……………………………………. 22
Социально-педагогический факультет
Кафедра общей и профессиональной педагогики
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по дисциплине: «Теория и методика математического развития
детей дошкольного возраста»
на тему: «Развитие математических представлений детей 3-4
летнего дошкольного возраста»
Выполнила: Миланко Светлана
Алексеевна
студентка курса: 4 курса
группы: 09-ЗДП
специальность: 050707
Проверила:
Преподаватель, к. п. н., доцент
Вознюк Надежда Юрьевна
Содержание:
Введение ………………………………………………………………….. 3
1. Психолого-педагогические аспекты и задачи математического развития детей младшего дошкольного возраста …………………………… 5
2. Развитие математических представлений у детей 3-4 лет: ………… 8
2.1. Формирование у
младших дошкольников
2.2. Ознакомление детей с величиной предметов …………………… 9
2.3. Ознакомление с формой предметов …………………………….. 11
2.4. Ориентирование
детей младшего дошкольного
2.5. Ориентирование детей 3-4 лет во времени……………………… 16
3. Значение развития
математических представлений у детей младшего дошкольного
возраста…………………………………………………………
Заключение ……………………………………………………………… 21
Список используемой литературы ……………………………………. 22
Введение
Проблема обучения математике
в современной жизни приобретае
На протяжении последних лет методика обучения детей дошкольного возраста математике пополнялась теоретическими исследованиями в разных конкретных направлениях, что значительно повысило общеразвивающий эффект обучения. Однако в теории и практике дошкольного воспитания есть еще ряд нерешенных проблем.
Одной из актуальных проблем методики формирования элементарных математических представлений является проблема преемственности в работе детского сада и школы, и в связи с этим – дальнейшая разработка эффективных методов и приемов обучения. Изучение математики на начальном этапе предусматривает достаточно глубокую ориентацию детей в количественных и пространственных отношениях окружающей действительности. Педагогическая практика не всегда в полной мере решает эти задачи. Нередко математические знания дети усваивают формально, без должного их понимания. Одна из причин такого уровня знаний – недостаточная разработка отдельных методических вопросов. Так, современное обучение математике в детском саду во многом ориентируется на вербальные (словесные) методы, которые дают возможность формировать у детей конкретные знания, умения и навыки, и недостаточно ориентируется на методы, способствующие развитию у детей дошкольного возраста познавательных интересов и способностей, логического мышления.
Государственные стандарты требуют конкретной экспериментальной проверки. Часто уровень математического развития ребенка определяют, исходя только из объема (суммы) отдельных знаний, тогда как развитие обеспечивается системой и качеством имеющихся знаний. В связи с этим очень остро стоит проблема разработки принципов отбора и систематизации математических знаний на основании государственных стандартов, индивидуализации и дифференциации обучения. Решение поставленных проблем позволит достичь наиболее высокого уровня математического развития.
Значительные трудности
наблюдаются в организации
Цель контрольной работы – развитие математических представлений детей 3-4 летнего дошкольного возраста.
В качестве задач необходимо рассмотреть:
1. Психолого-педагогические
аспекты и задачи
Младший дошкольный возраст
– особенный период жизни
ребенка. В это время у детей
развивается перцептивная деятельность.
Дети от использования предэталонов
– индивидуальных единиц восприятия
– переходят к сенсорным
Под математическим развитием дошкольников понимают, как правило, качественные изменения в формах познавательной активности ребёнка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Анализ научных исследований педагогического опыта (А. М. Леушина, Н. И. Непомнящая, А. А. Столяр и др.) убеждает в том, что рационально организованное обучение дошкольников математике обеспечивает общее умственное развитие [9; 10; 13]. Рационально организованное – это своевременное, соответствующее возрасту и интересам детей обучение, при этом важное значение имеет педагогическое руководство со стороны взрослого. Дети приобретают элементарные знания о множестве, числе, величине и форме предметов, учатся ориентироваться во времени и пространстве. Они овладевают счетом и измерениями линейных и объемных объектов с помощью условных и общепринятых мер, устанавливают количественные отношения между величинами, целыми и частями.
Многочисленные психолого-педагогические исследования и передовой педагогический опыт работы в дошкольных учреждениях показывают, что только правильно организованная детская деятельность и систематическое обучение обеспечивают современное математическое развитие дошкольника.
Многочисленными исследованиями (А. М. Леушина [9], Н. А. Менчинская, Г. С. Костюк [8]) доказано, что возрастные особенности детей дошкольного возраста позволяют формировать у них научные, хотя и элементарные, начальные математические знания. При этом подчеркивается, что в соответствии с возрастом ребенка необходимо подбирать и формы, и способ обучения. В связи с этим на этапе младшего дошкольного возраста создаются наиболее благоприятные условия формирования определенных знаний и умений [14; 6-7].
В целях развития математических представлений у детей 3-4-летнего дошкольного возраста предусмотрены следующие задачи:
Количество:
- Учить детей составлять
группу из отдельных предметов
и выделять из нее один
- Учить сравнивать две равные (неравные) группы предметов, пользуясь приемами наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой; определять равенство (неравенство) групп по количеству входящих в них предметов.
- Учить детей понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?».
- Учить составлять группу из отдельных предметов в соответствии с предложенными образцами и выделять из группы один предмет. Подвести к пониманию отношений «один», «много», «много-ни одного»; побуждать пользоваться словами «один», «по одному», «ни одного», «много».
Величина:
- Учить сравнивать два предмета по размеру (длиннее-короче, выше-ниже, больше-меньше).
- Учить детей сравнивать
предметы контрастных и
Форма. Учить детей различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, обследовать их форму, используя осязание и зрение.
Ориентировка в пространстве:
- Помогать детям определять пространственные направления от себя: справа (направо), слева (налево), впереди (вперед), вверху (вверх), внизу (вниз).
- Учить различать правую и левую руку.
Ориентировка во времени. Учить ориентироваться в частях суток, различать и называть утро, вечер, день и ночь [15; 78-79].
Таким образом, математическое развитие детей младшего школьного возраста осуществляется как в результате приобретения ребенком знаний в повседневной жизни, так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических знаний. Именно элементарные математические знания и умения детей следует рассматривать как главное средство математического развития.
2. Развитие
математических представлений
2.1. Формирование у младших дошкольников представлений о количестве
Главная задача математического развития детей во второй младшей группе – ознакомление с множеством. Работа с детьми этого возраста направлена в основном на формирование представлений о границах множества и его элементах, умений и навыков в поэлементном сравнении контрастных и смежных множеств, на овладение приемами накладывания и прикладывания.
Содержание знаний о множестве включает:
- понимание того, что
несколько предметов, игрушек,
находящихся рядом, обозначаютс
- понимание вопроса сколько?, выражений столько – сколько, поровну, по одному, больше – меньше;
- умение составлять группу из отдельных предметов (один, еще один, еще один – это много), разложить группу на отдельные предметы;
- знание о равенстве или неравенстве групп по количеству элементов (кубиков и кирпичиков поровну, кубиков больше, чем кирпичиков, и наоборот), умение последовательно накладывать один предмет на другой или прикладывать один предмет к другому и именно как сравнивать одну группу с другой; ознакомление с тем, как образуется равенство из неравенства путем добавления или отнимания одного предмета (единицы).
Основными методическими приемами формирования представлений о множестве служат дидактические игры и упражнения с конкретными множествами (предметами, игрушками, геометрическими фигурами). Широко используются различные карточки.
С целью повышения
качества знаний детей предусматривается
неравенство элементов в
Именно в этой возрастной группе дети должны уметь свободно сравнивать множества прикладываем предметов, размещения их попарно: напротив большой матрешки – одну маленькую и т. д. Организуя занятие, воспитатель должен позаботиться о разнообразии наглядного материала, а также приемов обучения, использовать игровые ситуации. Приемы практического сравнения в единстве со словом создают условия для осознания получаемых детьми знаний.
Информация о работе Развитие математических представлений детей 3-4 летнего дошкольного возраста