Развитие математических представлений детей 3-4 летнего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:18, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – развитие математических представлений детей 3-4 летнего дошкольного возраста.
В качестве задач необходимо рассмотреть:
Психолого-педагогические аспекты и задачи математического развития детей младшего дошкольного возраста.
Развитие математических представлений у детей 3-4 лет.
Значение развития математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….. 3
1. Психолого-педагогические аспекты и задачи математического развития детей младшего дошкольного возраста …………………………… 5
2. Развитие математических представлений у детей 3-4 лет: ………… 8
2.1. Формирование у младших дошкольников представлений о количестве………………………………………………………………………. 8
2.2. Ознакомление детей с величиной предметов …………………… 9
2.3. Ознакомление с формой предметов …………………………….. 11
2.4. Ориентирование детей младшего дошкольного возраста в пространстве …………………………………………………………………… 14
2.5. Ориентирование детей 3-4 лет во времени……………………… 16
3. Значение развития математических представлений у детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………. 19
Заключение ……………………………………………………………… 21
Список используемой литературы ……………………………………. 22

Работа содержит 1 файл

ФЭМП (Света44).doc

— 106.50 Кб (Скачать)


Министерство  образования и науки Российской Федерации

Сочинский государственный  университет 

Социально-педагогический факультет

Кафедра общей и профессиональной педагогики

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ

РАБОТА

по дисциплине: «Теория и методика математического развития

                              детей дошкольного возраста»

на тему: «Развитие  математических представлений детей 3-4

                 летнего дошкольного возраста»

 

 

 

 

Выполнила: Миланко Светлана

Алексеевна

студентка  курса: 4 курса

группы: 09-ЗДП

специальность: 050707

 

 

 

Проверила:

Преподаватель, к. п. н., доцент

Вознюк Надежда Юрьевна

Сочи 2012

Содержание:

Введение …………………………………………………………………..  3

1. Психолого-педагогические аспекты и задачи математического развития детей младшего дошкольного возраста ……………………………    5

2. Развитие математических  представлений у детей 3-4 лет: …………  8

  2.1. Формирование у  младших дошкольников представлений  о количестве……………………………………………………………………….   8

  2.2. Ознакомление детей  с величиной предметов ……………………   9

  2.3. Ознакомление с  формой предметов ……………………………..  11

  2.4. Ориентирование  детей младшего дошкольного возраста  в пространстве …………………………………………………………………… 14

  2.5. Ориентирование  детей 3-4 лет во времени………………………  16

3. Значение развития  математических представлений у детей младшего дошкольного возраста………………………………………………………….  19 

Заключение ……………………………………………………………… 21

Список используемой литературы …………………………………….  22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема обучения математике в современной жизни приобретает всё большее значение. Это объясняется прежде всего бурным развитием математической науки и проникновением её в различные области знаний. Повышение уровня творческой активности, проблемы автоматизации производства, моделирования на ЭВМ и многое другое предполагает наличие у специалистов большинства современных профессий достаточно развитого умения чётко и последовательно анализировать изучаемые процессы. Поэтому обучение в детском саду направлено прежде всего на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего.

На протяжении последних  лет методика обучения детей дошкольного  возраста математике пополнялась теоретическими исследованиями в разных конкретных направлениях, что значительно повысило общеразвивающий эффект обучения. Однако в теории и практике дошкольного воспитания есть еще ряд нерешенных проблем.

Одной из актуальных проблем  методики формирования элементарных математических представлений является проблема преемственности  в работе детского сада и школы, и  в связи с этим – дальнейшая разработка эффективных методов и приемов обучения. Изучение математики на начальном этапе предусматривает достаточно глубокую ориентацию детей в количественных и пространственных отношениях окружающей действительности. Педагогическая практика не всегда в полной мере решает эти задачи. Нередко математические знания дети усваивают формально, без должного их понимания. Одна из причин такого уровня знаний – недостаточная разработка отдельных методических вопросов. Так, современное обучение математике в детском саду во многом ориентируется на вербальные (словесные) методы, которые дают возможность формировать у детей конкретные знания, умения и навыки, и недостаточно ориентируется на методы, способствующие развитию у детей дошкольного возраста познавательных интересов и способностей, логического мышления.

Государственные стандарты  требуют конкретной экспериментальной  проверки. Часто уровень математического  развития ребенка определяют, исходя только из объема (суммы) отдельных  знаний, тогда как развитие обеспечивается системой и качеством имеющихся знаний. В связи с этим очень остро стоит проблема разработки принципов отбора и систематизации математических знаний на основании государственных стандартов, индивидуализации и дифференциации обучения. Решение поставленных проблем позволит достичь наиболее высокого уровня математического развития.

Значительные трудности  наблюдаются в организации процесса обучения, в частности обучения математике в малокомплектном детском саду. Положительное решение названных проблем обеспечивает достаточное математическое развитие и подготовку ребенка к школе. В этом также имеет большое значение формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста как основы предматематической подготовки дошкольников.

           Цель контрольной работы – развитие математических представлений детей 3-4 летнего дошкольного возраста.

В качестве задач необходимо рассмотреть:

  1. Психолого-педагогические аспекты и задачи математического развития детей младшего дошкольного возраста.
  2. Развитие математических представлений у детей 3-4 лет.
  3. Значение развития математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

1. Психолого-педагогические  аспекты и задачи математического  развития детей младшего дошкольного возраста

Младший дошкольный возраст  – особенный период  жизни  ребенка. В это время у детей  развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов – индивидуальных единиц восприятия – переходят к сенсорным эталонам – культурно выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста  дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве. Развиваются память и внимание. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляется на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Младшие дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

Под математическим развитием дошкольников понимают, как правило, качественные изменения в формах познавательной активности ребёнка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и  связанных с ними логических операций. Анализ научных исследований педагогического опыта (А. М. Леушина, Н. И. Непомнящая, А. А. Столяр и др.) убеждает в том, что рационально организованное обучение дошкольников математике обеспечивает общее умственное развитие [9; 10; 13]. Рационально организованное – это своевременное, соответствующее возрасту и интересам детей обучение, при этом важное значение имеет педагогическое руководство со стороны взрослого. Дети приобретают элементарные знания о множестве, числе, величине и форме предметов, учатся ориентироваться во времени и пространстве. Они овладевают счетом и измерениями линейных и объемных объектов с помощью условных и общепринятых мер, устанавливают количественные отношения между величинами, целыми и частями.

Многочисленные психолого-педагогические исследования и передовой педагогический опыт работы в дошкольных учреждениях показывают, что только правильно организованная детская деятельность и систематическое обучение обеспечивают современное математическое развитие дошкольника.

Многочисленными исследованиями (А. М. Леушина [9], Н. А. Менчинская, Г. С. Костюк [8]) доказано, что возрастные особенности детей дошкольного возраста позволяют формировать у них научные, хотя и элементарные, начальные математические знания. При этом подчеркивается, что в соответствии с возрастом ребенка необходимо подбирать и формы, и способ обучения. В связи с этим на этапе младшего дошкольного возраста создаются наиболее благоприятные условия формирования определенных знаний и умений [14; 6-7].

В целях развития математических представлений у детей 3-4-летнего  дошкольного возраста предусмотрены  следующие задачи:

Количество:

- Учить детей составлять  группу из отдельных предметов  и выделять из нее один предмет;  различать понятия «один» и  «много»; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами «один», «много».

- Учить сравнивать  две равные (неравные) группы предметов,  пользуясь приемами наложения  и приложения предметов одной группы к предметам другой; определять равенство (неравенство) групп по количеству входящих в них предметов.

- Учить детей понимать  вопросы: «Поровну ли?», «Чего  больше (меньше)?».

- Учить составлять  группу из отдельных предметов  в соответствии с предложенными образцами и выделять из группы один предмет. Подвести к пониманию отношений «один», «много», «много-ни одного»; побуждать пользоваться словами «один», «по одному», «ни одного», «много».

Величина:

- Учить сравнивать  два предмета по размеру (длиннее-короче, выше-ниже, больше-меньше).

- Учить детей сравнивать  предметы контрастных и одинаковых  размеров по длине, ширине, высоте, величине в целом, пользуясь  приемами наложения и приложения. При определении размера предметов  соизмерять один предмет с другим по заданному признаку, обозначая результат сравнения словами: длинный - короткий, длиннее – короче, одинаковые (равные) – по длине, широкий – узкий, шире – уже, одинаковые (равные) по ширине, высокий – низкий, выше – ниже, одинаковые (равные) по высоте, большой – маленький, больше – меньше, одинаковые (равные) по величине.

Форма. Учить детей различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, обследовать их форму, используя осязание и зрение.

Ориентировка  в пространстве:

- Помогать детям определять пространственные направления от себя: справа (направо), слева (налево), впереди (вперед), вверху (вверх), внизу (вниз).

- Учить различать правую  и левую руку.

Ориентировка  во времени. Учить ориентироваться в частях суток, различать и называть утро, вечер, день и ночь [15; 78-79].

Таким образом, математическое развитие детей младшего школьного  возраста осуществляется как в результате приобретения ребенком знаний в повседневной жизни, так и путем целенаправленного  обучения на занятиях по формированию элементарных математических знаний. Именно элементарные математические знания и умения детей следует рассматривать как главное средство математического развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Развитие  математических представлений у  детей 3-4 лет

2.1. Формирование  у младших дошкольников представлений о количестве

Главная задача математического  развития детей во второй младшей  группе – ознакомление с множеством. Работа с детьми этого возраста направлена в основном на формирование представлений  о границах множества и его элементах, умений и навыков в поэлементном сравнении контрастных и смежных множеств, на овладение приемами накладывания и прикладывания.

Содержание знаний о  множестве включает:

- понимание того, что  несколько предметов, игрушек,  находящихся рядом, обозначаются словом много, одиночные предметы – словом один;

- понимание вопроса сколько?, выражений столько – сколько, поровну, по одному, больше – меньше;

- умение составлять  группу из отдельных предметов  (один, еще один, еще один –  это много), разложить группу на отдельные предметы;

- знание о равенстве или неравенстве групп по количеству элементов (кубиков и кирпичиков поровну, кубиков больше, чем кирпичиков, и наоборот), умение последовательно накладывать один предмет на другой или прикладывать один предмет к другому и именно как сравнивать одну группу с другой; ознакомление с тем, как образуется равенство из неравенства путем добавления или отнимания одного предмета (единицы).

Основными методическими  приемами формирования представлений  о множестве служат дидактические игры и упражнения с конкретными множествами (предметами, игрушками, геометрическими фигурами). Широко используются различные карточки.

С целью повышения  качества знаний детей предусматривается  неравенство элементов в сравниваемых множествах. Дети определяют, где больше, где меньше предметов. Воспитатель показывает детям разные способы установления равенства – увеличение или уменьшение элементов одного из множеств. В таких упражнениях воспитатель предусматривает сравнение элементов однородных множеств, которые отличаются по размеру: на карточку с нарисованными большими кружочками дети накладывают меньшие и устанавливают, что маленьких кружочков больше, а больших – меньше. Такие упражнения привлекают внимание детей по количеству, т. е. к тому, сколько элементов включает данное множество.

Именно в этой возрастной группе дети должны уметь свободно сравнивать множества прикладываем предметов, размещения их попарно: напротив большой матрешки – одну маленькую и т. д. Организуя занятие, воспитатель должен позаботиться о разнообразии наглядного материала, а также приемов обучения, использовать игровые ситуации. Приемы практического сравнения в единстве со словом создают условия для осознания получаемых детьми знаний.

Информация о работе Развитие математических представлений детей 3-4 летнего дошкольного возраста