Различные классификации знаков

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 01:38, реферат

Описание работы

Вопросы, связанные с природой знака, знаковых систем и с возникновением языков общения, с древнейших времен интересовали лингвистов и философов. Еще в IV в. До н.э. древнегреческий философ Платон полагал, что слова отражают природу обозначаемых ими предметов и что имена, названия вещей органически связаны с обозначаемыми этими именами вещами.
Противоположного взгляда придерживался древнегреческий философ Аристотель. Он утверждал, что имена и названия никак не связаны с природой вещей, что они возникают в результате соглашения. И спор продолжался еще многие годы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие знака……………………………………………………………4
1.1 Признаки и свойства знаков………………………………………7
2. Классификация знака…………………………………………………..10
2.1 Классическая классификация…………………………………….10
2.2 Классификация на основе “базисного” знака……………………11
2.3 Классификация на основе комбинации знаков……………………16
Заключение………………………………………………………………………19

Работа содержит 1 файл

Семиот реферат - для печати.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Волгоградский  государственный  университет»

Институт филологии и межкультурной коммуникации 
 
 
 
 

Кафедра английской филологии 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

Различные классификации знаков 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка группы ТПм-111

                                                                    Переяслова Е.А.  

Проверила: д.ф.н. Фомиченко Л.Г. 

                                  
 
 
 
 
 
 
 

Волгоград

2011

Оглавление 
 

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Понятие знака……………………………………………………………4
  2.       1.1 Признаки и свойства знаков………………………………………7
  3. Классификация знака…………………………………………………..10
  4.       2.1 Классическая классификация…………………………………….10
  5.       2.2 Классификация на основе “базисного” знака……………………11

    2.3 Классификация  на основе комбинации знаков……………………16

Заключение………………………………………………………………………19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Вопросы, связанные с природой знака, знаковых систем и с возникновением языков общения, с древнейших времен интересовали лингвистов и философов. Еще в IV в. До н.э. древнегреческий философ Платон полагал, что слова отражают природу обозначаемых ими предметов и что имена, названия вещей органически связаны с обозначаемыми этими именами вещами.

     Противоположного  взгляда придерживался древнегреческий  философ Аристотель. Он утверждал, что  имена и названия никак не связаны  с природой вещей, что они возникают  в результате соглашения. И спор продолжался еще многие годы.

     Пока  Локк не ввел термин «знак» для обозначения  слова как базисной единицы языка. Далее Фердинанд де Соссюр выделил три основных аспекта  изучения знака и знаковой системы: синтактику - внутренние, структурные свойства знаковых систем, правильность построения знаков, семантику - отношение знаков к обозначаемому (содержание знаков) и прагматику - полезность, ценность знака с точки зрения пользователя - интерпретатора знака.

     Окончательно  наука, изучающая любые системы знаков, применяемых в человеческих обществах, сформировалась благодаря работам американского математика Чарльза Пирса.

     Термин  «знак» по-разному трактуется в разных науках, и будет неверным, если его  рассматривать только с лингвистической  стороны, понятие знака является одним из основных в информатике.

     В связи с тем, что знак может рассматриваться с различных уровней абстракции, на сегодняшний день нет единой классификации знаков и его определения (понятия).

     Любой предмет во вселенной, любое его  качество или признак может стать  знаком. Поэтому классификаций знаков может быть неисчислимое множество, и они не сводимы в единую и завершенную схему. Отцы семиотики посвятили вопросам классификации знаков многие страницы своих сочинений, но так и не справились с этой задачей. 

1. Понятие «знака»

     О

бмен  информацией в человеческом обществе строиться на прямо противоположном принципе: адресату сообщения предъявляются не реальные предметы, о которых идет речь, а некие заместители этих предметов, представители их, вызывающие в сознание образ, представление или понятие об этих предметах, даже когда их поблизости нет.

       Адресату сообщения предъявляется  не А, о котором идет речь, а некое В, являющееся «представителем» этого А для сознания адресата. Это В, заменяющее и представляющее А и называется знаком.

     Но  ведь мы говорим о знаках, используемых в процессе человеческого обмена информацией, осуществляемого его участниками  сознательно, преднамеренно и целенаправленно. Тучи на небе можно в каком-то смысле тоже назвать вестником приближающегося дождя, и они могут быть своего рода «знаком». Восприняв этот «знак», человек сделает какие-то выводы, например, отправляясь из дому, захватит с собой зонт.

     В этом примере нет ситуации общения: нет «отправителя сообщения», нет  и «адресата», для которого оно  предназначалось. Поэтому здесь  правильнее говорить  о симптоме, а не о «знаке». Симптом, хотя и позволяет наблюдателю сделать определенные выводы, но вовсе не предназначен специально для получения таких выводов. Итак, знак, по мнению Маслова, существует только тогда, когда что-то (некое В) преднамеренно ставиться кем-то вместо чего-то другого (вместо А) с целью информировать кого-то об этом А.

     Таким образом, имея дело с преднамеренным обменом информации, мы имеем дело с такого рода знаками. Все системы  средств, используемых человеком для  обмена информацией, являются знаковыми, или семиотическими, т. е. системами знаков и правилами их употребления.

     Знак - основное понятие семиотики. В  широком смысле знак понимается как материальный объект, которому при определенных условиях (как говорят ученые: образующих знаковую ситуацию) соответствует некое «значение», могущее быть чем угодно - реальной или вымышленной вещью, явлением, процессом, фантастическим или сказочным существом, абстрактным понятием.

     Определение знака основывается на следующей  формуле:

     X понимает и использует Y в качестве представителя Z.

В этой формуле X – это тот, кто использует знак (пользователь знака) и участвует  в процессе коммуникации. В качестве Y и Z может выступать что угодно, однако Y должен быть воспринимаем, т.е. фактически должен являться материальным объектом.

     В логико-философской традиции, восходящей к Ч. Моррису и Р. Карнапу, под знаком понимается сам объект Y, т.е. материальный носитель, или представитель Z.

     В лингвистической традиции, восходящей к Ф. де Соссюру и поздним работам Л. Ельмслева, знаком называется пара <Y, Z>, т.е. некоторая двусторонняя сущность. В этом случае вслед за Соссюром Y называется «означающим» знака, а Z – его «означаемым». Синонимом «означающего» является термин «форма» или «план выражения», а в качестве синонимов «означаемого» используются также термины «план содержания» («содержание»), «значение» и иногда «смысл».

     Структуру знака удобно представлять в виде так называемого треугольника Фреге, отражающий двойственную природу знака. Выглядит треугольник Фреге так:

                                                                           
 

S - знак

C – концепт, смысл, «план выражения»

D – денотат, «план содержания»

 
 

     Совокупность  обозначаемых знаком объектов именуется  его денотатом.

     Совокупность  сведений (знаний) об обозначаемом объекте и его связях с другими объектами называется концептом знака. Концепт - это, с одной стороны, информация, которую несет знак, а с другой это сумма знаний об обозначаемом этим знаком объекте.

     Отношение между знаком и предметом  (обозначено как RSD , рядом со стрелкой, направленной от S к D) - это отношение знак - предмет. Множество определений, устанавливающих соответствие между набором знаков и обозначаемыми ими сущностями, то есть отношения типа образуют словарь данной знаковой системы или языка.

     В искусственных языках, как правило, каждому знаку всегда соответствует  один смысл, а смыслу, в свою очередь, - один денотат. Это особенно важно  для алгоритмических языков: при  машинной обработке текста программы  каждый знак должен быть интерпретирован вполне определенным образом.

     В естественных языках знаки, обозначающие совершенно разные объекты, могут совпадать. Это явление называется омонимией.  Омонимия - совпадение знаков, обозначающих различные сущности. Например, в русском языке есть два разных слова, имеющих одинаковое написание: «лук». Это слова-омонимы, одно из них обозначает огородное растение, другое - оружие. 
 

                       Омонимия                     Синонимия

 
 
 
 

     Еще одно явление, часто встречающееся как естественных, так и в искусственных языках, носит название синонимия - когда два различных знака соотнесены с одним и тем же денотатом (фактом, объектом и т.д.).

     Важно подчеркнуть, что указанные выше отношения между знаком, его смыслом  и обозначаемым им предметом (явлением, процессом) характерны не только для естественного языка, где в качестве знаков выступают слова, но и вообще для любой знаковой системы.

     К знакам относятся, например, слова, дорожные знаки, деньги, награды, знаки различия, сигналы, жесты и многое другое.  

1.2 Признаки и свойства знака

Реформатский  А. А. выделяет несколько признаков, присущих знаку:

     - Знак должен быть материальным, т. е. должен быть доступен чувственному восприятию, как и любая вещь.

     - Знак не имеет значения, но направлен на значение, для этого он и существует, поэтому знак - член второй сигнальной системы.

     - Содержание знака не совпадает с его материальной характеристикой, тогда как содержание вещи исчерпывается ее материальной характеристикой.

     - Содержание знака определяется его различительными признаками, аналитически выделяемыми и отделяемыми от неразличительных.

     - Знак и его содержание определяются местом и ролью данного знака в данной системе аналогичного порядка знаков.

Это можно  пояснить такими примерами.

  Если сравнить кляксу и букву, материальная природа которых одинакова  и обе они доступны органам восприятия, то выясняется, что для характеристики кляксы все ее материальные свойства: и размер, и форма, и цвет, и степень жирности - одинаковы важны. А для буквы важно лишь то, что отличает эту букву от других: а может быть больше или меньше, жирнее или слабее, может быть разного цвета, но это «тоже а», тогда как при различии этих признаков кляксы будут разные. Клякса ничего не значит, а буква значит, хотя и не имеет своего значения; а же существует для того, чтобы различать стал от стол, стул, и т. п. У буквы же может быть существенно изменен ее материальный вид, например: а, А и т. д., но это то же самое, тогда как для кляксы изменения ее контуров приводят к тому, что это разные кляксы. Дело здесь именно в том, что знак  - это член определенной знаковой системы, для буквы – алфавитной и графической, тогда как любая клякса может «существовать» сама по себе и ни в какой системе не участвовать1.

     Термином  «знак» охотно и широко пользовался Ф. Ф. Фортунатов, который писал: «Язык представляет… совокупность знаков главным образом для мысли и для выражения мысли в речи, а, кроме того, в языке существуют также и знаки для выражения чувствований». Фортунатов рассматривает также и знаки для выражения отношений: «… звуки слов являются знаками для мысли, именно знаками как того, что дается для мышления (т.е. знаками предметов мысли), так и того, что вносится мышлением (т.е. знаками тех отношений, которые открываются в мышлении между частями ли мысли или между целыми мыслями.)»2 
 
 
 
 

Информация о работе Различные классификации знаков