Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 01:38, реферат
Вопросы, связанные с природой знака, знаковых систем и с возникновением языков общения, с древнейших времен интересовали лингвистов и философов. Еще в IV в. До н.э. древнегреческий философ Платон полагал, что слова отражают природу обозначаемых ими предметов и что имена, названия вещей органически связаны с обозначаемыми этими именами вещами.
Противоположного взгляда придерживался древнегреческий философ Аристотель. Он утверждал, что имена и названия никак не связаны с природой вещей, что они возникают в результате соглашения. И спор продолжался еще многие годы.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие знака……………………………………………………………4
1.1 Признаки и свойства знаков………………………………………7
2. Классификация знака…………………………………………………..10
2.1 Классическая классификация…………………………………….10
2.2 Классификация на основе “базисного” знака……………………11
2.3 Классификация на основе комбинации знаков……………………16
Заключение………………………………………………………………………19
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный университет»
Институт
филологии и межкультурной
коммуникации
Кафедра
английской филологии
РЕФЕРАТ
Различные
классификации знаков
Выполнила: студентка группы ТПм-111
Проверила:
д.ф.н. Фомиченко Л.Г.
Волгоград
2011
Оглавление
Введение…………………………………………………………
2.3 Классификация
на основе комбинации знаков………
Заключение……………………………………………………
Введение
Вопросы, связанные с природой знака, знаковых систем и с возникновением языков общения, с древнейших времен интересовали лингвистов и философов. Еще в IV в. До н.э. древнегреческий философ Платон полагал, что слова отражают природу обозначаемых ими предметов и что имена, названия вещей органически связаны с обозначаемыми этими именами вещами.
Противоположного
взгляда придерживался
Пока Локк не ввел термин «знак» для обозначения слова как базисной единицы языка. Далее Фердинанд де Соссюр выделил три основных аспекта изучения знака и знаковой системы: синтактику - внутренние, структурные свойства знаковых систем, правильность построения знаков, семантику - отношение знаков к обозначаемому (содержание знаков) и прагматику - полезность, ценность знака с точки зрения пользователя - интерпретатора знака.
Окончательно наука, изучающая любые системы знаков, применяемых в человеческих обществах, сформировалась благодаря работам американского математика Чарльза Пирса.
Термин «знак» по-разному трактуется в разных науках, и будет неверным, если его рассматривать только с лингвистической стороны, понятие знака является одним из основных в информатике.
В связи с тем, что знак может рассматриваться с различных уровней абстракции, на сегодняшний день нет единой классификации знаков и его определения (понятия).
Любой
предмет во вселенной, любое его
качество или признак может стать
знаком. Поэтому классификаций знаков
может быть неисчислимое множество,
и они не сводимы в единую и завершенную
схему. Отцы семиотики посвятили вопросам
классификации знаков многие страницы
своих сочинений, но так и не справились
с этой задачей.
1. Понятие «знака»
О
бмен информацией в человеческом обществе строиться на прямо противоположном принципе: адресату сообщения предъявляются не реальные предметы, о которых идет речь, а некие заместители этих предметов, представители их, вызывающие в сознание образ, представление или понятие об этих предметах, даже когда их поблизости нет.
Адресату сообщения
Но ведь мы говорим о знаках, используемых в процессе человеческого обмена информацией, осуществляемого его участниками сознательно, преднамеренно и целенаправленно. Тучи на небе можно в каком-то смысле тоже назвать вестником приближающегося дождя, и они могут быть своего рода «знаком». Восприняв этот «знак», человек сделает какие-то выводы, например, отправляясь из дому, захватит с собой зонт.
В этом примере нет ситуации общения: нет «отправителя сообщения», нет и «адресата», для которого оно предназначалось. Поэтому здесь правильнее говорить о симптоме, а не о «знаке». Симптом, хотя и позволяет наблюдателю сделать определенные выводы, но вовсе не предназначен специально для получения таких выводов. Итак, знак, по мнению Маслова, существует только тогда, когда что-то (некое В) преднамеренно ставиться кем-то вместо чего-то другого (вместо А) с целью информировать кого-то об этом А.
Таким образом, имея дело с преднамеренным обменом информации, мы имеем дело с такого рода знаками. Все системы средств, используемых человеком для обмена информацией, являются знаковыми, или семиотическими, т. е. системами знаков и правилами их употребления.
Знак - основное понятие семиотики. В широком смысле знак понимается как материальный объект, которому при определенных условиях (как говорят ученые: образующих знаковую ситуацию) соответствует некое «значение», могущее быть чем угодно - реальной или вымышленной вещью, явлением, процессом, фантастическим или сказочным существом, абстрактным понятием.
Определение знака основывается на следующей формуле:
X понимает и использует Y в качестве представителя Z.
В этой формуле X – это тот, кто использует знак (пользователь знака) и участвует в процессе коммуникации. В качестве Y и Z может выступать что угодно, однако Y должен быть воспринимаем, т.е. фактически должен являться материальным объектом.
В логико-философской традиции, восходящей к Ч. Моррису и Р. Карнапу, под знаком понимается сам объект Y, т.е. материальный носитель, или представитель Z.
В лингвистической традиции, восходящей к Ф. де Соссюру и поздним работам Л. Ельмслева, знаком называется пара <Y, Z>, т.е. некоторая двусторонняя сущность. В этом случае вслед за Соссюром Y называется «означающим» знака, а Z – его «означаемым». Синонимом «означающего» является термин «форма» или «план выражения», а в качестве синонимов «означаемого» используются также термины «план содержания» («содержание»), «значение» и иногда «смысл».
Структуру знака удобно представлять в виде так называемого треугольника Фреге, отражающий двойственную природу знака. Выглядит треугольник Фреге так:
S - знак
C – концепт, смысл, «план выражения»
D – денотат, «план содержания»
Совокупность обозначаемых знаком объектов именуется его денотатом.
Совокупность сведений (знаний) об обозначаемом объекте и его связях с другими объектами называется концептом знака. Концепт - это, с одной стороны, информация, которую несет знак, а с другой это сумма знаний об обозначаемом этим знаком объекте.
Отношение между знаком и предметом (обозначено как RSD , рядом со стрелкой, направленной от S к D) - это отношение знак - предмет. Множество определений, устанавливающих соответствие между набором знаков и обозначаемыми ими сущностями, то есть отношения типа образуют словарь данной знаковой системы или языка.
В искусственных языках, как правило, каждому знаку всегда соответствует один смысл, а смыслу, в свою очередь, - один денотат. Это особенно важно для алгоритмических языков: при машинной обработке текста программы каждый знак должен быть интерпретирован вполне определенным образом.
В
естественных языках знаки, обозначающие
совершенно разные объекты, могут совпадать.
Это явление называется омонимией.
Омонимия - совпадение знаков, обозначающих
различные сущности. Например, в русском
языке есть два разных слова, имеющих одинаковое
написание: «лук». Это слова-омонимы, одно
из них обозначает огородное растение,
другое - оружие.
Омонимия Синонимия
Еще одно явление, часто встречающееся как естественных, так и в искусственных языках, носит название синонимия - когда два различных знака соотнесены с одним и тем же денотатом (фактом, объектом и т.д.).
Важно подчеркнуть, что указанные выше отношения между знаком, его смыслом и обозначаемым им предметом (явлением, процессом) характерны не только для естественного языка, где в качестве знаков выступают слова, но и вообще для любой знаковой системы.
К
знакам относятся, например, слова, дорожные
знаки, деньги, награды, знаки различия,
сигналы, жесты и многое другое.
1.2 Признаки и свойства знака
Реформатский А. А. выделяет несколько признаков, присущих знаку:
- Знак должен быть материальным, т. е. должен быть доступен чувственному восприятию, как и любая вещь.
- Знак не имеет значения, но направлен на значение, для этого он и существует, поэтому знак - член второй сигнальной системы.
- Содержание знака не совпадает с его материальной характеристикой, тогда как содержание вещи исчерпывается ее материальной характеристикой.
- Содержание знака определяется его различительными признаками, аналитически выделяемыми и отделяемыми от неразличительных.
- Знак и его содержание определяются местом и ролью данного знака в данной системе аналогичного порядка знаков.
Это можно пояснить такими примерами.
Если сравнить кляксу и букву, материальная природа которых одинакова и обе они доступны органам восприятия, то выясняется, что для характеристики кляксы все ее материальные свойства: и размер, и форма, и цвет, и степень жирности - одинаковы важны. А для буквы важно лишь то, что отличает эту букву от других: а может быть больше или меньше, жирнее или слабее, может быть разного цвета, но это «тоже а», тогда как при различии этих признаков кляксы будут разные. Клякса ничего не значит, а буква значит, хотя и не имеет своего значения; а же существует для того, чтобы различать стал от стол, стул, и т. п. У буквы же может быть существенно изменен ее материальный вид, например: а, А и т. д., но это то же самое, тогда как для кляксы изменения ее контуров приводят к тому, что это разные кляксы. Дело здесь именно в том, что знак - это член определенной знаковой системы, для буквы – алфавитной и графической, тогда как любая клякса может «существовать» сама по себе и ни в какой системе не участвовать1.
Термином
«знак» охотно и широко пользовался Ф.
Ф. Фортунатов, который писал: «Язык представляет…
совокупность знаков главным образом
для мысли и для выражения мысли в речи,
а, кроме того, в языке существуют также
и знаки для выражения чувствований».
Фортунатов рассматривает также и знаки
для выражения отношений: «… звуки слов
являются знаками для мысли, именно знаками
как того, что дается для мышления (т.е.
знаками предметов мысли), так и того, что
вносится мышлением (т.е. знаками тех отношений,
которые открываются в мышлении между
частями ли мысли или между целыми мыслями.)»2