Различные классификации знаков

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 01:38, реферат

Описание работы

Вопросы, связанные с природой знака, знаковых систем и с возникновением языков общения, с древнейших времен интересовали лингвистов и философов. Еще в IV в. До н.э. древнегреческий философ Платон полагал, что слова отражают природу обозначаемых ими предметов и что имена, названия вещей органически связаны с обозначаемыми этими именами вещами.
Противоположного взгляда придерживался древнегреческий философ Аристотель. Он утверждал, что имена и названия никак не связаны с природой вещей, что они возникают в результате соглашения. И спор продолжался еще многие годы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие знака……………………………………………………………4
1.1 Признаки и свойства знаков………………………………………7
2. Классификация знака…………………………………………………..10
2.1 Классическая классификация…………………………………….10
2.2 Классификация на основе “базисного” знака……………………11
2.3 Классификация на основе комбинации знаков……………………16
Заключение………………………………………………………………………19

Работа содержит 1 файл

Семиот реферат - для печати.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

Каждый  тип знаковых систем развивался и  развивается от самой простой  символики ко все более сложной  и абстрактной, и каждый тип знаковых систем в своем историческом развитии повторяет все те стадии, которые были обнаружены в данной классификации в ее полном виде.                

2.3 Классификация на основе комбинации знаков.

     Знаковой  системой называют множество знаков отличающихся между собой по крайней мере по одному какому - нибудь признаку вместе с набором правил использования этих знаков при передаче сообщений (информации). Знаковая система упорядоченная набором синтаксических, семантических и прагматических правил, образует язык - систему коммуникационных знаков.

     Информационные  возможности знаковой системы  значительно  шире, чем возможности составляющих ее элементов, взятых по отдельности. Дело в том, что смысл передаваемого  сообщения может зависеть не только от наличия в нем того или иного  знака, но и от того, какую комбинацию они образуют.

     Комбинация  знаков тоже является знаком, который  в этом случае называется составным, или сложным.

     Например, в естественном языке знаками  являются буквы алфавита, из которых  образуются сложные составные знаки - слова, предложения. Любой текст, написанный на каком-либо естественном (разговорном) языке является сложным знаком.

     Натуральные (естественные) - знаки, которые имеют естественное происхождение. С натуральными знаками человек имел дело на самых ранних ступенях своего развития: это явления природы (гром, молния), следы зверей, отдельные предметы, служащие ориентирами, звезды на небе и т.д. К естественным знакам также можно отнести различные коллекции предметов (например, минералов), произведения декоративного искусства.

     Для натуральных, или естественных, знаков характерна, во-первых, тесная связь  между предметом (явлением), выступающим  в роли обозначающего знака, и  свойствами тех предметов и явлений, на которые он указывает. Во-вторых, они обозначают вполне конкретную, реально существующую совокупность вещей или явление природы.

     Образные  знаки, в отличие от естественных, уже не являются частью того, что они обозначают, хотя внешняя схожесть знака с обозначаемым им предметом остается.

       Так, например, нарисованные на вывеске расческа и ножницы однозначно указывают на характер заведения любому человеку, независимо от того, на каком языке он говорит.

     Понятие образного знака тесно связано  с понятием символа. Это слово  имеет много значений. В математике, логике, других точных науках оно употребляется как синоним слова «знак». В других случаях - в искусстве, художественной литературе или, например, в религии - символ понимается как некий образ, представленный знаком и одновременно как знак, за которым скрываются неисчерпаемые свойства образа. На символических, образных знаках построены танцевальное и прикладное искусства, театр мимики и т.д. Художественные символы широко используются в литературе, поэзии, религиозных мифах.

     Конвенциональные  знаки представляют собой наиболее представительную группу. На их основе строятся естественные и формальные языки и системы записи. К последним относятся, например, шахматная нотация, цветовые коды, нотная запись.

     Множество знаков, дополненных набором синтаксических, семантических и прагматических правил, образуют систему, на которой строится тот или иной язык общения. Различают языки естественные, возникшие стихийно на определенном этапе развития человека, и искусственные, специально разработанные для конкретных целей (язык формальной логики, математический язык, языки программирования, ин формационно-поисковые, языки библиографических описаний и др.). Кроме того, существуют языки, основанные на системах образных знаков (язык музыки, язык танца, язык мимики и жестов и т.п.). Данная классификация рассматривается в книге Владимира Агеева.4

Заключение

     Знак - минимальный носитель языковой информации. Совокупность знака образует знаковую систему, или язык.

     Но, знаком может быть все что угодно например, мох на какой-то стороне  дерева может быть знаком направления на север, морщины на лбу могут быть знаком плохого настроения, слово “мама”, написанное на доске, - это знак мамы, моей или вашей, и т.д.

     Основу  любой знаковой системы составляет знак. Знаковые системы – это  например, языки, системы дорожных знаков на дороге, награды, вручаемые героям в какой-нибудь стране, математические формулы, и т.д.

  Знак представляет собой двустороннюю сущность. С одной стороны, он материален (имеет план выражения, или денотат), с другой - он является носителем нематериального смысла (план содержания).

       Понятие знака имеет свои признаки  и свойства, даже если рассматривать  его с разных уровней абстракции. В связи с тем, что невозможно дать исчерпывающего и универсального определения знака, существует значительное число классификаций знаков, основанных на различиях формы, содержания, связи формы с содержанием и других параметров.

     Поскольку классификация Ч. Пирса развивалась более полувека, она считается классической. Хотя множество исследователей считают ее недостаточной, т.к. его классификация претендует только на предварительный обзор, а не семиотический, и тем более не философский анализ его идей.

     Классификация Соломоника вполне претендует на утверждение, т.к. знак рассматривается как с семиотической, так и с философской стороны и классификация проходит по двум направлениям - анализ знаков и анализ знаковых систем.

     Классификация, основанная на комбинации знаков используется человеком в процессе общения.

     Список  использованной литературы:

  1. Агеев В.Н. Семиотика. М.: Издательство «Весь мир», 2002 – 256 с.
  1. Маслов  Ю. С. Введение в языкознание. -Москва:изд. «Высшая школа»,1997.-Стр 25 - 30
  1. Реформатский  А. А. Введение в языкознание. -Москва: изд. Аспект Пресс,1996.- Стр 28 -37.
  1. Соломоник А. Семиотика и лингвистика. М.,1995, с.28-38
  1. http://iling.nw.ru/pdf/nl/form.html
  2. http://www.oim.ru.
  3. http://www.symballon.ru/symbol/signs/sign.htm#
  4. http://www.humanities.edu.ru/db/msg/7100
  5. http://lib.vvsu.ru/books/semiotika1/page0006.asp

         
     
     
     
     

Информация о работе Различные классификации знаков