Классификация товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 16:06, реферат

Описание работы

Классификация товаров необходима в целях автоматизированной обработки информации о продукции в различных сферах деятельности, для изучения потребительских свойств и качества товаров, учета и планирования товарооборота, составления каталогов и прейскурантов, совершенствования системы стандартизации, при сертификации продукции и проведении маркетинговых исследований.

Работа содержит 1 файл

1 Классификация товаров.doc

— 188.00 Кб (Скачать)
 

1 Классификация  товаров 

     Классификация товаров необходима в целях автоматизированной обработки информации о продукции  в различных сферах деятельности, для изучения потребительских свойств  и качества товаров, учета и планирования товарооборота, составления каталогов и прейскурантов, совершенствования системы стандартизации, при сертификации продукции и проведении маркетинговых исследований.

     Классификация товаров в совершенных условиях должна отвечать следующим требованиям:

- гарантировать полноту охвата всех видов производимой продукции;

- способствовать глубокому исследованию свойств товаров;

- содействовать принципам кодирования товаров;

- обеспечивать гибкость классификации, которая предполагает включение новых наименований в перечень продукции, не нарушая общей системы классификации.

     В настоящее время используется несколько  классификаций товаров: товароведение, классификации товаров, применяемые  в маркетинге и в международной  торговле.

1.2 Товароведная классификация товаров.

  Товары  как объекты коммерческой деятельности могут классифицироваться по многим признакам, но к основным из них относятся назначение, физико-химические свойства, состав, размеры, способ отделки.

  Так, по назначению все товары подразделяются на роды:

    - потребительские товары;

  Это товары, предназначены для индивидуальных потребителей для личного пользования;

    - товары промышленного назначения;

  Это товары предназначены для производства других товаров и создающие его  сырьевого и технологического обеспечения;

    - оргтехнические товары;

  Это товары, предназначены для улучшения организации административно-управленческой деятельности.

  Каждый  род товаров подразделяется на классы.

  Класс товаров – это множество товаров, которые удовлетворяют обобщенные группы потребностей. Так, род потребительских  товаров делится на три класса: продовольственные, непродовольственные и медицинские товары. Классы товаров подразделяются на подгруппы в зависимости от используемого сырья, назначения и других признаков; подклассы – на группы, подгруппы, виды и разновидности, наименования. Подкласс товаров, которые удовлетворяют аналогичные группы потребностей, имеющих определенные различия.

  Группа  товаров – это подмножества товаров, которые удовлетворяют специфические группы потребностей, что обусловлено особенностями применяемых материалов, их отделкой, формой, фасоном изделий.

  Подгруппа товаров – это множество товаров, которые имеют общее с группой основное назначение, но отличатся от товаров других подгрупп только им присущим признакам.

  Вид товаров – это совокупность товаров, которые отличаются индивидуальным назначением и идентификационными признаками.

  Разновидность товаров – это совокупность товаров одного вида, но отличаются рядом частных признаков.

  Наименование  товаров – это совокупность товаров определенного вида, отличающихся от товаров того же вида собственным названием и индивидуальными особенностями, которые обусловлены подбором сырья, материалов, а так же конструкцией (формой, фасоном), технологией.

  Таким образом, классы, подклассы и группы составляют общую товарную классификацию потребительских товаров.

  По  покупательскому спросу товары классифицируются:

    - товары повседневного спроса (хлеб, молоко, сахар);

    - товары предварительного выбора (одежда, мебель, телевизоры, радиоаппаратура);

    - товары особого спроса (модные товары, марочные вина);

    - товары пассивного спроса (страхование мебели, дома).

  При классификации товаров выделяют:

    - объективные параметры собственного изделия: качество, материал, цвет, вес, размер, внешний вид, силуэт, запах, вкус, конструкция;

    - рыночные параметры: цена, конкурентоспособность, широта выбора, удобство транспортирования, привлекательность товаров;

    - параметры, используемые в процессе потребления: прочность, простота ухода, срок замены.

    1. Классификация товаров, применяемая в маркетинге.

  Наиболее распространенная в практике маркетинга классификация товаров представлена на рис. 1.

  Рис.1 Классификация товаров. 

    
 

  Как видно, все товары подразделяют на товары личного пользования и производственного  назначения.

  Товары  личного пользования классифицируются на следующие группы:

  - товары длительного пользования  – например, автомашины, пылесосы, садово-огородный  инвентарь, электронные игры. Это  обычно наукоемкая продукция,  достаточно сложная в употреблении; товары краткосрочного пользования.  К их числу можно отнести одежду, обувь, косметику, моющие средства, продукты питания;

  - товары особого спроса – товары  с уникальными свойствами, например, коллекции, раритеты;

  - услуги – действия, результатом  которых является некоторый предполагаемый  эффект. К ним относятся: пошив обуви, ремонт обуви, ремонт мебели, уборка помещений, поставка товаров.

  Товары  производственного назначения подразделяются на следующие группы:

    - основное оборудование. Она предназначена для производства основных видов продукции;

    - вспомогательное оборудование. К нему можно отнести, например, воздуховоды, трубопроводы, лифты, подъемники.

  Границы между основным и вспомогательным  оборудованием зависят от типа производства.

    - Узлы и агрегаты. Они включают в себя сборки, комплектующие соединения, обладающие конструктивной и технологической завершенностью.

    - Основные материалы. Это материалы, которые образуют основную объемную и массовую составляющую долю в выпускаемой продукции.

    - Вспомогательные материалы, необходимые для производственного процесса (смазка, ветошь, упаковочные материалы).

    - Сырье. Природный материал, нуждающийся в переработке и необходимый для производства.

    - Производственные услуги – осуществление разнообразных технологических операций.

    - Интеллектуальные товары, к которым можно отнести методики испытаний, наблюдений, проведения технологических операций, а также программы для ЭВМ и рецептуры.

  Приведенная классификационная схема позволяет  достаточно четко систематизировать  многообразие товаров. Данная классификация  товаров оказывается исключительно полезной, так как она позволяет фирме очень четко формулировать свои цели, ставить задачи в маркетинговой деятельности и оценивать успехи и неудачи.

  1.3 Классификация товаров, применяемая в международной торговле.

  В системе международной торговли все большее распространение получает другой, классификационный подход, основу которого образуют следующие классы товаров:

    - единичный товар. Характеризует товары как личного спроса, так и производственного назначения.

    - товар-группа. Характерен как для товаров личного пользования, так и для товаров производственного назначения – парфюмерные наборы, системы машин, установок, агрегатов, действующие в комплексе.

    - товар-объект. Необходимость развития системного подхода к производству и реализации продукции требует концентрации огромных материально-вещественных и трудовых ресурсов под единым финансовым, технологическим и административным контролем.

    - товар-программа. Это преимущественно интеллектуальный товар, создаваемый в области аэрокосмического бизнеса, автоматизированных систем управления, роботехники, интеллектуальных и биоинженерных технологий.

  Характерной особенностью, даже законом развития мирового рынка является возрастание  потока интеллектуальных, наукоемких товаров. Под наукоемкими товарами понимают продукты интеллектуального труда, созданные на основе использования прогрессивных научно-технических идей и технологий, и обладающие значительными перспективами их применения.

      2 Виды посредников.

 

      Реализация  продукции в большинстве случаев  проводится через посредников, каждый из которых формирует соответствующий канал распределения. Использование посредников в сфере обращения выгодно прежде всего для производителей. В этом случае им приходится иметь дело с ограниченным кругом заинтересованных лиц по реализации продукции. Кроме того, обеспечивается широкая доступность товара при движении его непосредственно до рынка сбыта.

      С помощью посредников возможно сократить  количество прямых контактов производителей с потребителями продукции.

      Нетрудно  убедиться (рис. 2), что при трех производителях и трех потребителях продукции количество связей между ними будет равно девяти. Участие же посредника в реализации продукции сокращает количество связей до шести.

      

      Рис. 2. Количество связей

      В качестве посредников могут выступать снабженческо-сбытовые организации, крупные оптовые базы, биржевые структуры, торговые дома и магазины.

      Среди основных причин, обусловливающих использование  посредников, можно выделить следующие:

      - организация процесса товародвижения требует наличия определенных финансовых ресурсов;

      - создание оптимальной системы товародвижения предполагает наличие соответствующих знаний и опыта в области конъюнктуры рынка своего товара, методов торговли и распределения.

      Посредники  благодаря своим контактам, опыту и специализации позволяют обеспечить широкую доступность товара и доведение его до целевых рынков.

      В распределении участвуют следующие  лица:

  1. Отдел сбыта. Получение и ведение заказов издавна является задачей отдела сбыта, причем связи с клиентами осуществляются чаще всего через коммивояжеров и торговых представителей. Вышеназванные задачи охватывают продажу в узком смысле этого слова, в то время как руководство предприятия принимает фундаментальное решение о рынках, группах клиентов и продуктах. Это скорее историческая форма чистого отдела сбыта теряет в настоящее время свое значение в пользу отдела маркетинга.
  2. Руководство предприятия. Участие членов руководства предприятия в сбытовой деятельности особенно часто встречается в отраслях инвестиционного сектора, где имеется лишь несколько крупных покупателей. Часто руководство поддерживает другие органы сбыта, например, коммивояжеров, особенно в случаях, если клиент имеет большое значение или величина заказа необычно высока.
  3. Коммивояжер. Занимается поиском клиентов и работает с ними. Чаще всего их задача состоит в налаживании контактов и получении заказов. Обычно они получают определенный район, в котором должен работать со всеми или с отдельными клиентами.
  4. Торговый представитель. Это юридически самостоятельные лица, заключающие договора и ведущие дела для нескольких предприятий. Они не получают право собственности на товары и не несут связанного в этим риска (порча, изменение моды, цен). Функции торговых представителей соответствуют во многом функциям коммивояжера. Отличие торгового представителя от коммивояжера выражается в том, что он сам определяет порядок своей работы.
  5. Сбытовой филиал. Многие крупные предприятия имеют собственные отделения по сбыту. Это позволяет им работать в непосредственной близости от потребителя как в своей стране, так и за рубежом, проводить интенсивное консультирование своей клиентуры и обеспечивать быструю поставку продукции.

Информация о работе Классификация товаров