Автор: v***************@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 16:50, контрольная работа
С возрастом ребенка совершенствуется его мыслительная деятельность. Ребенок начинает глубже осознавать связи между различными явлениями и предметами окружающего мира, в результате чего возрастает степень связности его речи.
1. Особенности и значение рассказывания, основанного на опыте…….3
2. Виды рассказов из опыта детей, тематика рассказов…………………6
3. Методика обучения детей рассказыванию из опыта. Особенности методики на разных возрастных этапах…………………………………………7
4. Практические задания………………………………………………….11
4.1. Разработка тематик детских рассказов из индивидуального и коллективного опыта…………………………………………………………….11
4.2. Конспекты занятий по обучению рассказыванию из индивидуального и коллективного опыта……………………………………...12
4.3. Детские рассказы из индивидуального и коллективного опыта, их анализ………………………………………………………………………….….14
Выводы…………………………………………………………………….15
Список использованной литературы…………………………………….16
К рассказам, которые дошкольники строят на материале непосредственных восприятий, относятся также рассказы — описания растений и животных.
Качество рассказов и активность детей на занятиях во многом зависят от приобретаемого ими опыта восприятия объектов при наблюдениях, на прогулках, экскурсиях.
Показ игрушек может происходить в виде инсценировки какого-либо сюжета. Игровые действия побуждают детей описывать предметы детализированное, эмоциональнее.
Важным приемом обучения являются вопросы, с помощью которых педагог помогает дошкольникам лучше познакомиться с объектами описания. Опираясь на вопросы, дети анализируют, сравнивают, обобщают; отвечая на них — припоминают точные обозначения предметов, признаков, качеств. [10, c. 269]
Воспитатель задает вопросы, как правило, в начале занятия, когда знакомит детей с игрушками или предметами и подготавливает к предстоящему рассказыванию.
В младшей и средней группах ребята описывают предметы, опираясь на последовательно задаваемые педагогом вопросы.
Наряду с вопросами широко используется речевой образец (рассказ воспитателя). Образец служит примером точной соотнесенности речи с воспринимаемым объектом, с вычленяемыми в нем качествами, признаками, деталями. Это — один из ведущих приемов, поскольку дети овладевают речью путем активного творческого подражания речи, которую они воспринимают от окружающих.
Рассказ педагога, используемый в качестве образца, должен быть содержательным, интересным, лаконичным и эмоционально выразительным. Языковой материал, заключенный в рассказе-образце, служит для детей объектом внимания, познания и освоения.
В
обучении дошкольников связной речи
значительное место отводится рассказыванию
на темы из личного опыта. Основой
для развития этого вида рассказывания
служит повседневная жизнь детей. Темы
для своих рассказов они
Обучая
детей рассказыванию на темы из опыта,
педагог заботится о том, чтобы
они излагали свои мысли последовательно,
толково, понятно для слушателей,
говорили выразительно, не торопясь, достаточно
громко; учит пользоваться точными
словами и словосочетаниями, элементами
образной речи; следит за грамматической
и орфоэпической стороной изложения.
В рассказывании из личного опыта педагог
упражняет детей не только на занятиях,
но и в повседневной жизни, во время индивидуального
общения с ними.
Программой
воспитания в детском саду обучение
рассказыванию на темы из личного опыта
предусмотрено начиная со второй младшей
группы. Однако в этой и в средней группе
педагог только подготавливает детей
к самостоятельному речевому творчеству,
— занятия по рассказыванию на темы из
личного опыта проводят в старшей и подготовительной
группах. В программе воспитания в детском
саду конкретно указываются те речевые
умения и навыки, которыми должны овладеть
дети в процессе обучения.
Дошкольники старшей группы учатся рассказывать
о событиях, фактах, собственных впечатлениях
связно, живо, не отклоняясь от заданной
темы; правильно отражать в речи воспринятое;
рассказывать с достаточной полнотой
и законченностью; указывать место и время
описываемых событий; пользоваться точными
названиями предметов, качеств, действий.
В подготовительной к школе группе у детей
в процессе обучения совершенствуются
формы монологической речи; продолжает
развиваться умение связно, подробно и
живо рассказывать об играх, прогулках,
случаи из жизни; четко, ясно излагать
свои мысли; указывать время и место описываемых
событий, пользоваться точными наименованиями
предметов, их частей и качеств, действий.
Успех этого вида обучения в значительной
степени зависит от того, насколько интересно
и разнообразно протекает жизнь детей
в детском саду. [7, c. 85]
Большую
роль играет также словарная работа,
которую проводит педагог. Содержание
ее усложняется от одной возрастной
группы к другой. От качества словарной
работы зависят стройность речи ребенка,
ее живость, отсутствие излишних пауз
и заминок. Накопленный словарный
запас позволяет старшим дошкольникам
уверенно использовать в своей речи нужные
слова и словосочетания, правильно отражать
воспринятое.
В рассказах на темы из личного опыта ребенок
учится самостоятельно отбирать словесный
материал, он, по словам Е. И. Тихеевой,
«вынужден брать и комбинировать слова
и выражения самостоятельно, а не выбирать
их из готового рассказа». В подготовительной
к школе группе детей обучают творческому
рассказыванию. Ребенок седьмого года
жизни вполне подготовлен к этому виду
речевой деятельности: усложняется его
мыслительная деятельность, возрастает
произвольность и целенаправленность
воображения, его устойчивость и активность.
Дошкольники шести-семи лет обнаруживают
способность к простому, логически аргументированному
комбинированию представлений, образов.
Таким образом, творческое рассказывание
соответствует возрастным возможностям
старших дошкольников, отвечает их интересам.
Предложение придумать рассказ, сказку
дети обычно встречают радостно. Они переживают
эмоциональный подъем, когда придумывают
сами или слушают своих сверстников.
Рассказывание по сюжету усиливает интерес детей к рассказыванию в целом, подготавливает к литературно-словесному творчеству, с которым они встретятся в школе.
4. Практические задания
4.1.
Разработка тематик
детских рассказов
из индивидуального
и коллективного опыта
Тематика детских рассказов из личного опыта:
1. «Как Дед Мороз мне подарок принес» (ребенок рассказывает, к какому празднику получил подарок, каков он был, какой наказ дал ему Дед Мороз);
2. «У нас в квартире» (дети рассказывают о младших и старших братьях и сестрах, о книгах и игрушках, о кошке, птице и др.);
3. «Мой лучший друг» (кто это, как он выглядит, где живет, почему ребенок считает его «лучшим другом»);
4. «Как мы с мамой поздравляли бабушку с праздником» (днем рождения, наградой и т. п.);
5. «Дома я люблю заниматься...» (о любимых играх и занятиях);
6.
«Как мы отдыхали летом» (ребенок
рассказывает о проведенном
7. «Мои любимые цветы» (ребенок рассказывает о
8. «Хороший поступок моего товарища» (рассказывание о своих друзьях, их поступках);
9. «Я побывал в зоопарке» (рассказ ребенка о поездке в зоопарк);
10.
«Наша дача» (рассказ ребенка
о поездке за город на дачу).
Тематика детских рассказов из коллективного опыта:
1. Как мы следы осени искали» (рассказывание о коллективной прогулке в лес);
2. «Знакомьтесь — наш детский сад!» (составление письма в детский сад другого города. Дети рассказывают, как оформлен их детский сад, что интересного есть на участке, о животных и растениях уголка природы и т.п.);
3. «О нашем городе мы свой ведем рассказ» (составление письма. Дети рассказывают о своем городе);
4. «Как мы заботимся о малышах» (рассказывание о
5. «Как мы играем с мячом» (рассказывание о занятиях физкультурой в группе);
6. «Наши игрушки» (рассказывание детей о игрушках в группе);
7. «Интересная прогулка» (рассказывание о групповой прогулке);
8. «О нашем аквариуме» (рассказ детей об аквариуме, установленном в детском саду);
9. «О наших постройках из строительного материала» (рассказывание детей об игре со строительным материалом);
10.
«Как мы поздравляли мам с Международным
женским днем» (рассказ детей об утреннике
«8 Марта»).
4.2.
Конспекты занятий
по обучению рассказыванию
из индивидуального
и коллективного
опыта
Занятие по теме «Хороший поступок твоего товарища» (индивидуальный опыт)
Возраст детей: старшая возрастная группа.
Цель: обучение детей рассказу из индивидуального опыта.
Ход занятия.
1. Подготовительная работа.
Чтобы вызвать у детей интерес к данной теме, педагог проводит краткую беседу, в ходе которой дошкольники припоминают факты из своей жизни, т. е. подготавливают нужный материал для будущего рассказа. Например, воспитатель обращается к группе: «Всегда радостно слышать, когда кому-нибудь из детей говорят: ты поступил хорошо. Вспомните, ребята, хорошие поступки своих товарищей. О каком хорошем поступке ты, Люда, вспомнила? А ты, Саша, о чем хочешь рассказать?» Отвечая на вопросы, дети скажут о добрых делах своих сверстников. Педагог поможет оценить поступки, увидеть в них проявления дружбы, смелости, правдивости, скромности, доброты.
2. Ознакомление с заданием.
Воспитатель знакомит группу с заданием — подробно рассказать о хорошем поступке товарища — и поясняет: «Хороший поступок твоего товарища» — так будет называться рассказ. В работе с подготовительной к школе группой, так же как и в других группах, широко распространенным методическим приемом является речевой образец. Он должен помочь детям отобрать факты из жизненного опыта, использовать образные выражения, дать эмоциональный настрой.
3. Работа по заданию.
«О хорошем поступке, — говорит педагог, — хочется рассказать подробнее, интереснее. Послушайте мой рассказ о хорошем поступке Сережи. Недавно на прогулке Ира и Света играли с мячом. Они перебрасывали его друг другу и ловили. Но вот мяч полетел в сторону, упал на траву и закатился под елочку, под колючие зеленые ветки. Девочки подбежали к елке и остановились — боятся уколоться об иголки-хвоинки. Как достать мяч? Им на выручку поспешил Сережа. Он подошел к елке, нагнулся приподнял еловую ветку и достал мяч! И отдал его девочкам. Они Сереже спасибо сказали».
Воспитатель
ведет повествование
Чтобы
дети лучше вникли в речевой образец,
педагог задает вопросы: «За что
можно похвалить Сережу? Что в
рассказе хотелось бы послушать еще
раз и почему?» — и повторяет
выделенные ребятами моменты. Следующий
вопрос: «А как вы сами постараетесь
рассказать о хорошем поступке?»
— сосредоточивает внимание детей на
качестве их будущих рассказов. Дети говорят,
что будут стараться рассказывать подробно,
интересно, понятно, громко, не торопясь.
Затем педагог советует получше обдумать
рассказы и после небольшой паузы вызывает
кого-либо из детей, предлагая всей группе
внимательно выслушать выступление, а
потом обсудить его и оценить. За время
занятия успевают выступить пять-шесть
человек.
Занятие по теме «Наша поездка в зоопарк» (коллективный опыт).
Возраст детей: старшая возрастная группа.
Цель: обучение детей рассказу из коллективного опыта.
Ход занятия.
1. Подготовительная работа.
Во вступительной краткой беседе педагог с помощью вопросов оживляет впечатления от недавней автобусной экскурсии в зоопарк, сообщает о теме рассказа, выясняет, какие звери ребятам больше всего запомнились.
2. Работа по теме.
Затем воспитатель намечает план детских выступлений («Вы расскажете о слоне, о верблюдах о львице со львятами, о тиграх, много интересного вы расскажете о медведях, бурых и белых, о трех забавных медвежатах») и сам начинает рассказ об экскурсии (дети должны по намеченному плану продолжить и закончить его): «Это было совсем недавно. К детскому саду подъехал автобус. Мы сели в автобус и поехали в зоопарк. До зоопарка автобус довез нас быстро. В зоопарке мы увидели много зверей. Мы долго смотрели на обезьянок. Непоседливые веселые обезьянки то раскачивались на качелях, то повисали на перекладине. В зоопарке мы видели слона», — заканчивает изложение педагог и обращается к детям: «Про слона расскажет Юра (Вадик, Марина). Мы слушаем тебя».
Один за другим ребята выступают с короткими описаниями, из которых постепенно складывается большой, коллективно составленный рассказ на заданную тему.