Рассказы из опыта дошкольников

Автор: v***************@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 16:50, контрольная работа

Описание работы

С возрастом ребенка совершенствуется его мыслительная деятельность. Ребенок начинает глубже осознавать связи между различными явлениями и предметами окружающего мира, в результате чего возрастает степень связности его речи.

Содержание

1. Особенности и значение рассказывания, основанного на опыте…….3
2. Виды рассказов из опыта детей, тематика рассказов…………………6
3. Методика обучения детей рассказыванию из опыта. Особенности методики на разных возрастных этапах…………………………………………7
4. Практические задания………………………………………………….11
4.1. Разработка тематик детских рассказов из индивидуального и коллективного опыта…………………………………………………………….11
4.2. Конспекты занятий по обучению рассказыванию из индивидуального и коллективного опыта……………………………………...12
4.3. Детские рассказы из индивидуального и коллективного опыта, их анализ………………………………………………………………………….….14
Выводы…………………………………………………………………….15
Список использованной литературы…………………………………….16

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 45.06 Кб (Скачать)

План:         

1. Особенности  и значение рассказывания, основанного  на опыте…….3

     2. Виды рассказов из опыта детей,  тематика рассказов…………………6

     3. Методика обучения детей рассказыванию  из опыта. Особенности методики  на разных возрастных этапах…………………………………………7

     4. Практические задания………………………………………………….11

     4.1. Разработка тематик детских рассказов  из индивидуального и коллективного опыта…………………………………………………………….11

     4.2. Конспекты занятий по обучению  рассказыванию из индивидуального  и коллективного опыта……………………………………...12

     4.3. Детские рассказы из индивидуального  и коллективного опыта, их анализ………………………………………………………………………….….14

     Выводы…………………………………………………………………….15

     Список  использованной литературы…………………………………….16

 

     1. Особенности и  значение рассказывания,  основанного на опыте 

     С возрастом ребенка совершенствуется его мыслительная деятельность. Ребенок начинает глубже осознавать связи между различными явлениями и предметами окружающего мира, в результате чего возрастает степень связности его речи.

     В свою очередь постепенное овладение  связной речью существенно влияет на интеллектуальное развитие малыша: он все совершеннее пользуется речью  как средством общения и мыслительно-познавательной деятельности.

     Исследователями установлено, что в дошкольном возрасте дети легче осваивают правильное построение отдельных предложений  и значительно труднее овладевают различными формами связи и согласования фраз и частей рассказа. Зачастую ребенок  четырех-пяти лет, не закончив одной  части высказывания, переходит к  другой, с совершенно новым содержанием, т. е. смысловые связи между фразами  в его речи или выражены слабо, или совсем отсутствуют. [4, c. 59]

     Дети успешно передают пространственную и временную последовательность событий, которая определяет объединение отдельных фраз в целостное высказывание. Однако умение отражать в своих рассказах различные виды связей, выделять зависимость некоторых фактов, явлений и объяснять их у дошкольников надо формировать. При этом важно учить ребенка строить свою речь таким образом, чтобы она была понятна слушателю, т. е. воспитывать ориентировку на слушателя.

     Программой  детского сада предусмотрена система  занятий по обучению рассказыванию. Обучая ребенка рассказыванию, т. е. самостоятельному связному и последовательному  изложению своих мыслей, педагог  помогает ему находить точные слова  и словосочетания, правильно строить  предложения, логически связывать  их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и словопроизношения. Иными словами, воспитатель совершенствует все стороны речи ребенка — лексическую, грамматическую, фонетическую. При этом выполнение дошкольником заданий по рассказыванию интенсифицирует процесс овладения языковыми средствами. Ведь ребенок, чьи рассказы с интересом и вниманием выслушивают окружающие, испытывает потребность высказываться точнее, понятнее; прилагает усилия для того, чтобы его речь звучала четко, ясно и достаточно громко; он начинает с большим вниманием относиться к помощи взрослого, когда тот в случае необходимости напоминает нужные слова или помогает начать рассказ, перейти от одной его части к другой и т. п. 
Программа воспитания в детском саду ставит перед педагогом такие задачи: учить детей связно рассказывать об увиденном и услышанном, правильно отражать в речи воспринятое, рассказывать последовательно, с достаточной полнотой и законченностью, не отвлекаясь от темы, приучать дошкольников рассказывать не торопясь; помогать им находить нужные слова, выражения, поощрять использование точных названий предметов, действий, качеств; развивать образную речь, учить рассказывать живо, выразительно. [9]

     В обучении дошкольников связной речи значительное место отводится рассказыванию  на темы из личного опыта. Основой  для развития этого вида рассказывания  служит повседневная жизнь детей. Темы для своих рассказов они черпают  в играх, прогулках, экскурсиях и  т. д. Рассказы из опыта доступны и  интересны детям, обогащают их речевую  деятельность, доставляют радость общения.

     Обучая  детей рассказыванию на темы из опыта, педагог заботится о том, чтобы  они излагали свои мысли последовательно, толково, понятно для слушателей, говорили выразительно, не торопясь, достаточно громко; учит пользоваться точными  словами и словосочетаниями, элементами образной речи; следит за грамматической и орфоэпической стороной изложения. 
В рассказывании из личного опыта педагог упражняет детей не только на занятиях, но и в повседневной жизни, во время индивидуального общения с ними. [7, c. 25]

     Программой воспитания в детском саду обучение рассказыванию на темы из личного опыта предусмотрено начиная со второй младшей группы. Однако в этой и в средней группе педагог только подготавливает детей к самостоятельному речевому творчеству, — занятия по рассказыванию на темы из личного опыта проводят в старшей и подготовительной группах. В программе воспитания в детском саду конкретно указываются те речевые умения и навыки, которыми должны овладеть дети в процессе обучения. 
Дошкольники старшей группы учатся рассказывать о событиях, фактах, собственных впечатлениях связно, живо, не отклоняясь от заданной темы; правильно отражать в речи воспринятое; рассказывать с достаточной полнотой и законченностью; указывать место и время описываемых событий; пользоваться точными названиями предметов, качеств, действий. 
В подготовительной к школе группе у детей в процессе обучения совершенствуются формы монологической речи; продолжает развиваться умение связно, подробно и живо рассказывать об играх, прогулках, случаи из жизни; четко, ясно излагать свои мысли; указывать время и место описываемых событий, пользоваться точными наименованиями предметов, их частей и качеств, действий. Успех этого вида обучения в значительной степени зависит от того, насколько интересно и разнообразно протекает жизнь детей в детском саду. [9]

     Большую роль играет также словарная работа, которую проводит педагог. Содержание ее усложняется от одной возрастной группы к другой. От качества словарной  работы зависят стройность речи ребенка, ее живость, отсутствие излишних пауз и заминок. Накопленный словарный  запас позволяет старшим дошкольникам уверенно использовать в своей речи нужные слова и словосочетания, правильно  отражать воспринятое. 
В подготовительной к школе группе детей обучают творческому рассказыванию. Ребенок седьмого года жизни вполне подготовлен к этому виду речевой деятельности: усложняется его мыслительная деятельность, возрастает произвольность и целенаправленность воображения, его устойчивость и активность. Дошкольники шести-семи лет обнаруживают способность к простому, логически аргументированному комбинированию представлений, образов.

     Таким образом, творческое рассказывание  соответствует возрастным возможностям старших дошкольников, отвечает их интересам. Предложение придумать  рассказ, сказку дети обычно встречают  радостно. Они переживают эмоциональный  подъем, когда придумывают сами или слушают своих сверстников. [10, c. 129]

     Рассказывание по сюжету усиливает интерес детей  к рассказыванию в целом, подготавливает к литературно-словесному творчеству, с которым они встретятся в  школе.

 

     2. Виды рассказов  из опыта детей,  тематика рассказов 

     Рассказ — самостоятельно составленное развернутое  изложение какого-либо факта, события.

     По  форме рассказы могут быть описательными и сюжетными.

     Описание  — это изложение характерных  признаков отдельного предмета или  явления. Обычно описание носит деловой  характер, в нем много точных определений, обстоятельств, но желательно, чтобы  присутствовали элементы образности, которая так привлекает детей. Кроме  того, описание должно быть лаконичным. Описательному рассказу присущи своя структура, композиция. В начале его называется предмет (или сообщается краткое содержание картины), затем в соответствии с порядком обследования указываются характерные признаки, назначение и взаимосвязь частей и в заключение говорится о назначении предмета или о действиях с ним. Естественно, что описание какого-либо трудового процесса опирается на его последовательность (как я делаю лодочку, стирка и т. п.).

     Разновидности описательных рассказов — сравнительный  и объяснительный рассказы. В детском  саду дошкольников учат составлять описание двух предметов с контрастными признаками, основанное на поэтапном сопоставлении  их однозначных признаков (например, сначала по величине, далее по цвету, материалу, деталям, форме). Полезны  и объяснительные рассказы с элементами рассуждения, доказательства, сопровождаемые показом называемых действий. Объяснить  что-то другому лицу — значит подвести его в определенной последовательности к пониманию главных связей и  отношений, характерных для того явления, о котором рассказывается. Например, ребенок может объяснить  товарищу, как использовать тот или  иной предмет, игрушку, как играть в какую-либо игру.

     Сюжетный (повествовательный) рассказ — это  передача событий, происходящих в определенной временной последовательности с  каким-нибудь героем. Детям дается представление  о типичной структуре таких рассказов  — вначале (экспозиция) называется герой (или герои), иногда дается описание его внешнего вида, затем излагается первое событие (завязка), по возможности  объясняется, когда, где оно происходило. Далее действие развивается, устанавливается  временная или причинная связь  между двумя-тремя эпизодами, после  чего следует окончание (развязка). 
Умением строить сюжетный рассказ по данной схеме ребенок овладевает не сразу. Героем сюжетного рассказа может быть и автор-ребенок, если он рассказывает о действительном событии («Как прошел мой день рождения») или сочиняет, предполагает («Как я пойду в первый класс»). [2, c. 78]

 

     3. Методика обучения  детей рассказыванию  из опыта. Особенности  методики на разных  возрастных этапах. 

     В программе дошкольного образования нет специального раздела об обучении рассказыванию в младших группах, так как с детьми этого возраста на занятиях по развитию речи можно проводить только подготовительную работу.

     Особое  внимание на подготовительном этапе  уделяется формированию навыков  разговорной речи: дети учатся слушать  воспитателя, высказываться в присутствии  товарищей. Отвечая на вопросы педагога, ребенок может описать предмет, игрушку, картинку. Занятия проводятся в игровой форме. 
В средней, старшей и подготовительной к школе группах на занятиях также используются различные предметы, игрушки и картинки. Но в этом возрасте дети уже начинают овладевать основными видами монологической речи. С ними проводят специальные занятия по пересказу, а начиная со старшей группы - по рассказыванию на темы из личного опыта. В подготовительной к школе группе новым для детей видом обучения являются занятия по творческому рассказыванию на предложенный педагогом сюжет. Рассказы ребенка могут быть разнообразны по содержанию: об игрушках и играх, о предметах быта, о выполняемых трудовых поручениях, о взаимоотношениях с товарищами, о природе и т. д. [11, c. 357]

     Важно, чтобы дети говорили о хорошо знакомых им предметах, фактах, событиях. Тогда  их речь становится более связной и свободной. 
В процессе подготовки к занятиям по развитию речи воспитатель должен отбирать такой материал для рассказов, на основе которого углубляются нравственные представления и чувства ребенка, его эмоциональные и эстетические переживания. B процессе обучения дети овладевают умением составлять рассказы различных видов. Рассказы на реалистические темы требуют от ребенка жизненно достоверного, точного изложения фактов. К таким рассказам, которые в методике развития речи принято называть фактическими, относятся рассказы по восприятию, а также по памяти (на темы из личного опыта). Другую группу составляют творческие рассказы, которые создаются при активной работе воображения. [9]

     Овладение воспитателем методами и приемами обучения рассказыванию — одно из важнейших  условий успешной работы по развитию речи дошкольников.

     На  занятиях используются такие приемы, как объяснения, вопросы, речевой  образец, демонстрация наглядного материала, упражнения, опенка речевой деятельности и др.

     При проведении того или иного занятия  педагогу следует находить наиболее эффективные варианты сочетания  различных приемов с тем, чтобы  повышать активность и самостоятельность детей. [5, c. 205]

     Методика  применения различных приемов и  самый выбор их претерпевает изменения  на различных этапах обучения в зависимости  от стоящих задач, от степени подготовленности детей, от уровня их активности, самостоятельности и т. д.

     Обучение рассказыванию с использованием предметов и игрушек систематически проводятся во всех группах детского сада. Дети внимательно рассматривают предметы, игрушки, действуют с ними и учатся передавать в речи (в описательной форме) свои восприятия — зрительные, слуховые, осязательные и др. [9]

     Обучение  рассказыванию на занятиях такого типа проходит более успешно, если подбор игрушек и предметов строго продуман воспитателем. 
Для показа часто используются наборы — комплекты. Дети группируют игрушки и предметы по общим признакам, описывают их на основе сравнения.

     Задание рассказать об игрушке побуждает  ребенка внимательно рассмотреть  ее детали, отметить цвет, величину и  т. д. Воспитатель учит детей наблюдать  и фиксировать в словах, в речи то, что они видят, слышат, осязают. Дети упражняются в выборе точных слов-обозначений, учатся контролировать свою речь, степень ее соответствия описываемому объекту и его признакам. В рассказах-описаниях находит  выражение эмоционально-эстетическое отношение дошкольников к вещам, к игровому материалу, речь их становится более выразительной.

Информация о работе Рассказы из опыта дошкольников