Ранний возраст

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 14:08, автореферат

Описание работы

Внимание ребенка вначале отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и воспринимаемым действиям с ними. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Внимание ребенка вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и остается сосредоточенным до тех пор, пока у ребенка сохраняется непосредственный интерес. В этом возрасте, как правило, оно редко возникает под влиянием поставленной задачи или размышления, т.е. фактически не является произвольным. Начало формирования произвольного внимания связано с развитием вос­приятия и активным овладением речью. Дошкольники разного возраста в состоянии управлять своим вниманием лишь тогда, когда они будут называть то, что должны удержать в поле своего внимания.

Работа содержит 1 файл

Дош фак ранний возраст.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

— Ряв-ряв-ряв, — зарычал медведь.

— Ты, лягушка, спой!

— Квак-квак-квак, — проквакала лягушка.

— А ты, кукла, что споешь?

— Ма-ма, ма-ма!

Складная песенка!»

Затем ребенку задают вопросы: «Как поет кошечка? Как поет мишка?» и т.д.

 

Чей одуванчик летит дальше?

Цель: развитие у ребенка умения длительно и плавно выдыхать воздух через рот; активизация мышц губ.

Ход   игры

Занятия проводятся на воздухе: в саду, у пруда, где есть одуванчики. Взрослый предлагает ребенку сорвать отцветший одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки. Ребенок может сделать это, дунув на цветок 3-4 раза.

Снежинки.

Цель:   развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).

Материал: несколько рыхлых кусочков ваты.

Ход   игры

Взрослый показывает кусочек ваты и говорит детям: "На улице сегодня чудесная погода. Снежок падает! Оля оделась и пошла гулять. Большая и красивая снежинка опустилась на Олину варежку. Оля подула на нее (дует на кусочек ваты) — и снежинка полетела. А ты хочешь подуть на снежинку?»

Взрослый дает ребенку небольшие рыхлые кусочки ваты и показывает, как надо дуть. Упражнение выполняется 2-3 раза.

Мышка.

Цель: формирование правильного и отчетливого произношения звука П (Пь), отчетливого произношения слов; воспитание звуковой культуры

Материал: игрушечная мышка

. Ход   игры

Раздается писк «пи-пи-пи», взрослый говорит, что прибежала мышка, предлагает ее поискать. Ребенок заглядывает под стул. Появляется игрушечная мышка, спрашивает: «Дети, кот ушел? — и просит: — Вы его не зовите, я кота боюсь!»

Взрослый предлагает попищать, как мышка, ребенок повторяет писк. «Мышонок любит играть в прятки, — говорит взрослый. — Сейчас я спря­чу его в ладошке и спрошу, где мышонок? А он ответит мне: «Пи-пи-пи»,

Ребенок пищит за мышонка, которого прячут 4-5 раз. Затем мышонка угощают крошками сыра, а он благодарит: «Спасибо, очень вкусный был сыр. Я сыр очень люблю. А вы что любите есть? Вы, наверное, очень любите суп? Давайте скажем: "Уп-уп-уп — мы любим суп!".». Взрослый дважды повторяет чистоговорку, затем ребенок повторяет ее самостоятельно:

Мышка, мышка, на горошку,

Вылей воду на дорожку!

Барабан.

              Цель:   продолжение формирования правильного и отчетливого произношения звука Б (Бь); обучение регулированию силы голоса.

Материал: игрушечный барабан.

Ход   игры

Взрослый показывает барабан, барабанит, сопровождая свои действия словами: «Вам, бам, бам! Так поет барабан». Затем спрашивает у ребенка: «Как поет барабан?» Ребенок сначала вместе со взрослым, а затем один воспроизводит нужные звукосочетания. Сначала с произвольной громкостью, затем, по заданию взрослого, громко или тихо.

Взрослый добивается, чтобы ребенок правильно и четко произносил звук Б (Бь), а звукоподражания — громко и тихо.

Отгадай, кто к нам пришел?

          Цель:  формирование четкого произношения звуков М, П, Б, (Мь, Пь, Бь), обучение отчетливому и внятному произношению отдельных звукосочетаний; развитие способности воспринимать различные звуки, различать на слух близкие по звучанию звукоподражания, дифференцировать громкость их произношения; закрепление в речи ребенка названий отдельных предметов, животных, птиц.

         Материал: игрушки, использовавшиеся на предыдущих занятиях (корова, коза, кошка, мышка, курица, барабан, звонок) или картинки.

Ход   игры

Взрослый показывает игрушку-корову (или картинку) и предлагает вспомнить, как она мычит. Ребенок произносит звукосочетание. «А как блеет коза?» — спрашивает взрослый, показывая соответствующую игрушку. Ребенок произносит: «Меее-е».

Затем взрослый предлагает ему помяукать, как котята, попищать, как мышата, вспомнить, как гудит машина, как стучит барабан. Взрослый сле­дит, чтобы ребенок четко и правильно произносил звуки, отчетливо, правильно и достаточно громко выговаривал звукоподражания. Далее взрослый предлагает ребенку отгадывать по звукоподражаниям животных и предметы:

— Му-у-у, му-у-у... Кто это мычит?

— Мяу-мяу... Кто это к нам пришел?

— Кто подошел к Кате и сказал: «Ме-е-е, ме-е-е»?

— А кто это спрятался от Кати и пищит: «Пи-ли-пи»?

— Ко-ко-ко... Кто это остановился рядом с Катей?

— Ква-ква-ква... А это кто?

— Ку-ку, ку-ку!.. А это чей голос?

— Тик-так, тик-так... Что это?

Взрослый произносит и другие звукоподражания («га-га-га», «ав-ав» и т.д.), а ребенок отгадывает, чей голос он слышит. Меняя высоту голоса, взрослый просит определить, какая мышка пищит: большая или малень­кая. «Би-ип, би-и-и—п... Что это?» Затем, меняя громкость при произне­сении данного звукосочетания, взрослый предлагает угадать, какая ма­шина гудит {большая или маленькая).

Взрослый добивается, чтобы дети внимательно слушали, точно и пра­вильно называли животных, к которым относятся те или иные звукосочетания, чтобы по громкости голоса определяли, взрослое это животное или детеныш, каковы размеры предмета.

Вариант: взрослый предлагает ребенку подражать знакомым звукам, например: «Как звонит звонок?» — «Динь, динь!» «Как крякает утка?» — «Кря-кря-кря».

Стоит домик.

            Цель: развитие речевого аппарата, закрепление произношения звуков в звукоподражательных словах. Дальнейшее обучение ребенка умению различать по внешнему виду и «голосу» животных, птиц и правильно называть их.

          Материал: игрушечный домик, кукла, игрушечные гусь, утка, индюк, собака или картинки с их изображениями.

Ход  игры

Взрослый показывает ребенку игрушки и рассказывает:

— Вот домик. В нем живет маленькая Оленька. (Показывает куклу.) Мимо идут гуси и кричат: «Га-га-га! Идем плавать и нырять!»

— Как и что они кричат? Ребенок повторяет.

— Не ходите плавать и нырять, оставайтесь со мной! — просит гусей Оленька, но гуси уходят. Мимо утки идут, переваливаются, тихонько пе­реговариваются: "Кряк-кряк-кряк! Идем плавать и нырять!»

— Как и о чем переговариваются утки? Ребенок повторяет.

— Не ходите плавать и нырять, поиграйте со мной! — просит уточек Оленька, но утки ее не понимают.

Тут индюк появился. «Я буду с тобой играть!» — сказал он Оленьке, но девочка индюка испугалась, играть с ним отказалась. Индюк очень рас­сердился и закричал: «Бал-бал-бал! Какая глупая девочка! Бал-бал-бал!» — И ушел.

— Что кричал сердитый индюк? Ребенок повторяет.

Грустно Оленьке одной. Вдруг совсем рядом залаял щенок: «Тяф-тяф-тяф! Давай с тобой играть, маленькая девочка!» Оленька обрадовалась. Они в прятки поиграли и в салочки. Устали, сели рядышком, и щенок решил остаться у Оленьки насовсем.

 

Развитие волевых процессов

Уровень волевого развития ребенка подчас является определяющим в характере его отношений с другими детьми, умении преодолевать трудности, сдерживать свои желания и считаться с интересами других людей, подчинять свое поведение установленным нормам и правилам. У детей с более высоким уровнем развития воли контакты со сверстниками более длительны и бесконфликтны.

В младшем дошкольном возрасте поведение ребенка почти целиком складывается из импульсивных поступков — проявления воли наблюдаются лишь время от времени при особо благоприятных для этого обстоятельствах.

         У малышей сохраняется ситуативность поведения, влияние на их действия непосредственно воспринимаемого, т.е., обладая зачатками воли, ребенок почти целиком зависит от внешних стимулов, которые определяют его поведение.

 

Игры на развитие воли

Погладь мишку.

    Цель: воспитание дисциплины, развитие устойчивого внимания; формирование правильной осанки, укрепление стоп — упражнение в беге по наклонной плоскости; развитие ловкости, быстроты реакции и движений, чувства равновесия, координации зрения и слуха.

Материал: игрушечный мишка, доска, высокий кубик или табуреточка.

Ход   игры

Ребенок стоит перед взрослым, который делает горку из длинной доски, положенной одним концом на высокий кубик или любое другое возвышение. На верх горки взрослый сажает мишку и говорит ребенку: «Много нашей детворы ходит к Мишеньке с горы».

Ребенок по доске поднимается на горку, гладит мишку, затем сбегает вниз и садится отдохнуть. Упражнение повторяется еще несколько раз.

Можно поиграть с мишкой по-другому. Взрослый произносит: «Мы к медведю подбежим, зарычит — мы убежим». Ребенок бежит к медведю, а по сигналу «Р-р-р!» быстро убегает.

Повторяют игру 3-4 раза. Взрослый предлагает ребенку подойти тихо, чтобы медведь не услышал.

Ниточка накручивается.

Цель:   развитие умения действовать согласованно. Материал: катушка с нитками.

Ход   игры

Детям показывают катушку и объясняют, как на нее наматывают нитки. Малышам предлагают изобразить, как это происходит. Все берутся за руки: тот, кто стоит первым, будет выполнять роль «катушки». Он сто­ит в середине комнаты и крепко держит за руку второго малыша, а тот, в свою очередь, третьего и т.д. Получилась «ниточка».

Взрослый, взяв за руку последнего малыша, ведет всех по кругу до тех пор, пока вся «нитка» не намотается на «катушку». Малыши двигают­ся приставным шагом и приговаривают: «Ниточка, ниточка накручивается!" Потом «ниточка» разматывается, дети идут назад, не отпуская рук, повторяя считалку:

Ниточка, иголочка,

Ти-ти, улети.

Обратно ко мне прилети!

 

Дождик.

Цель:   обучение выполнению движений в соответствии со словами песенки.

Xод   игры

Дети сидят на стульчиках или на коврике, взрослый читает стихотворение:

Дождик, дождик, ты не лей,

Наших деток пожалей:

Сидят дома деточки,

Словно птицы в клеточке.

Дети сидят, положив ладошки под щечку.

Солнышко, солнышко,

Посвети немножечко!

Выйдут детки погулять,

Станут бегать и играть!

Дети встают на ножки, хлопают в ладошки, играют.

 

Снежок.

Цель:   развитие умения действовать согласованно.

Ход   игры

Дети стоят кружком, держась за ручки.

Выпал беленький снежок,

Собираемся в кружок.

Мы потопаем, мы потопаем!                        (Топают ножками.)

Будем весело плясать,

Будем ручки согревать.

Мы похлопаем, мы похлопаем!                     (Хлопают в ладошки.)

Будем прыгать веселей,                      (Прыгают на месте.)

Чтобы было потеплей.

Мы попрыгаем, мы попрыгаем!

          Наши детки на полу.

. Цель;   развитие чувства ритма, умения начинать и заканчивать движение по команде взрослого.

Ход   игры

Дети ходят по кругу под песню взрослого:

Наши детки на полу                            (Дети идут группой.)
Ножками затопали.
Посмотрите, хороши
Наши детки-малыши!

• Ходят детки ножками,                                  (Ходят высоко поднимая ноги,

Новыми сапожками.                                        при слове «стоп»- останавливаются.)

Топа-топа-топа-топ,

Топа-топа-топа-стоп!

Впереди далекий путь,

Деткам нужно отдохнуть.                                 (Отдыхают.)

Топа-топа-топа-топ,

Топа-топа-топа-стоп!

А потом пойдем опять                                         (Снова идут группой и опять

Мы по комнате гулять.                                          останавливаются при слове «стоп».)

Топа-топа-топа-топ,

Топа-топа-топа-стоп!

Как цапля.

Цель:   развитие игровых навыков, координации движений.

Материал: картинка с изображением цапли, ободки на головки с нарисованными цаплями.

Ход   игры

Взрослый показывает картинку и беседует с детьми:

— Сашенька, кто это?

— Цапля.

— Покажи, где у цапли ноги. Какие они?

— Длинные.

— Где у цапли шея? Какая она?

— Длинная-длинная.

— А клюв какой?

— Длинный, острый.

На головку ребенка надевают ободок и говорят, что теперь он — цапля, очень красивая птица. Ребенок встает и идет за взрослым по кругу медленно, высоко поднимая ноги, как цапля. Потом читают отрывок из стихотворения П. Воронько «Почему цапля стоит на одной ноге»:

Цапля ногу поднимает,

Ничего не понимает.

И весь день среди ракит

На одной ноге стоит.

Ребенок стоит то на одной, то на другой ноге, затем снова ходит по кругу, высоко поднимая ноги и опускаясь на носочки. Это удается не сразу и не всем. Но самое главное — побудить ребенка двигаться.

 

МДОУ ЦРР ДС № 378              33

 



Информация о работе Ранний возраст