Ранний возраст

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 14:08, автореферат

Описание работы

Внимание ребенка вначале отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и воспринимаемым действиям с ними. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Внимание ребенка вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и остается сосредоточенным до тех пор, пока у ребенка сохраняется непосредственный интерес. В этом возрасте, как правило, оно редко возникает под влиянием поставленной задачи или размышления, т.е. фактически не является произвольным. Начало формирования произвольного внимания связано с развитием вос­приятия и активным овладением речью. Дошкольники разного возраста в состоянии управлять своим вниманием лишь тогда, когда они будут называть то, что должны удержать в поле своего внимания.

Работа содержит 1 файл

Дош фак ранний возраст.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

Мы потопаем немножко.

Вот как топать мы умеем,

Вот как ножки мы согреем!

 

Зима.

Цель:  знакомство с русской народной песней, развитие памяти.

Xод  игры:

Игра сопровождается показом куклы. Взрослый говорит:

Как на тоненький ледок Выпал беленький снежок.

Эх, зимушка-зима,

Зима снежная была!

Катя по снегу бежала,

Эх, зимушка-зима,

Зима снежная была!

Таня куколку взяла,

Вместе с куклой в пляс пошла.

Эх, зимушка-зима,

Зима снежная была!

Взрослый показывает, как кукла бежала и упала. Затем предлагает ребенку поднять куклу и поплясать с ней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воображение.

Воображение ребенка возникает в игре, и на первых порах оно неотделимо от восприятия предметов и выполняемых с ними игровых действий. В раннем возрасте воображение воспроизводит впечатление в виде образов: ребенок скачет верхом на палочке, и в это время он — всадник, а она — лошадь.

Формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и сочинении ребенком сказок и стихов. Здесь так же, как в игре, дети вначале опираются на непосредственно воспринимаемые предметы или возникающие под их рукой штрихи на бумаге. Это могут быть впечатления, полученные ребенком при рассматривании картинок, чтении рассказов и сказок, просмотре мультфильмов и кинофильмов. В целом же воображение ребенка не богаче, а во многих случаях беднее, чем воображение взрослого. Ребенок может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, т.к. у детей более ограниченный жизненный опыт, а следовательно, меньший материал для воображения. Вместе с тем воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляясь гораздо чаще.

Неустанная работа воображения — это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми окружающего мира, выходу за пределы узкого личного опыта. Но эта работа требует постоянного контроля со стороны взрослых, под руководством которых ребенок овладевает умением отличать воображаемое от действительного.

 

Игры на развитие воображения

Утенок, гусенок и цыпленок.

Цель: развитие воображения и произвольного внимания; научить ребен­ка различать домашних птиц; закреплять правильное звукопроизношение.

Материал: игрушечный утенок, гусенок и цыпленок.

Ход   игры

Взрослый говорит: «Сейчас я познакомлю вас с гостями. Это утенок Кряк. У него широкий клюв, как красная лопатка. Сам он толстенький, ходит вперевалочку, крякает: "Кряк-кряк-кряк". Какой утенок, расскажи!» Ребенок рассказывает про утенка и воспроизводит его голос.

«А это гусенок Вилли. У него длинная-длинная шея и красные лапы. Он умеет говорить: "Га-га-га!" Какой он, расскажи!»

Ребенок повторяет рассказ про гусенка.

«А это цыпленок Цып. Он маленький, желтенький и пушистый. Умеет пи­щать: "Пи-пи-пи!" Какой он, расскажи!»

Ребенок отвечает.

Взрослый  зовет птиц:  «Теги-теги-теги!»  (гусенка),  «Ути-ути!»  (утенка),

«Цыпа-цыпа!» (цыпленка). «Позови их сам!» — предлагает он ребенку.

Ребенок подзывает утенка, гусенка и цыпленка и «кормит» их хлебными

крошками.

В заключение взрослый читает рассказ К. Ушинского «Гуси»: Вышла хозяюшка и манит гусей домой: «Теги-теги-теги! Гуси белые, гуси серые, ступайте домой!»

А гуси шеи длинные вытянули, носы раскрывают: «Га-га-га! Не хотим мы домой идти!»

Видит хозяюшка, что добром от гусей ничего не добьешься: взяла длинную хворостину и погнала их домой.

 

Зайка.

Цель: развитие воображения; формирование правильной артикуляции; развитие умения понимать инструкции; обучение прыжкам на обеих ногах.

Ход   игры

Дети становятся в круг, взрослый — в центре. Он говорит и показывает движения:

Зайка серенький сидит                              (Взрослый подносит пальцы к голове,

И ушами шевелит.                                        шевелит ими, поворачиваясь вправо и

Вот так, вот так                                        влево. Дети подражают его движениям и

Он ушами шевелит!                                       повторяют за ним слова.)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.                             (Взрослый и дети хлопают в ладоши и

Вот так, вот так                                        повторяют две последние строчки.)

Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,                              (Все прыгают на одном месте, повторяя:

Надо зайке поскакать.                               «Надо зайке поскакать!»)

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать

Зайку волк испугал!                                     ( Взрослый рычит.

Зайка тут же убежал!                                  Дети разбегаются врассыпную.)

 

Воронята.

Цель: развитие воображения, способности к подражанию, внимания.

Ход   игры

Дети-«воронята» сидят на стульях, расставленных полукругом. Дети «спят» (закрывают глаза, склонив головку на руки со сложенными ладошками). Взрослый говорит:

Воронята крепко спят,

Все по гнездышкам сидят.

А проснутся на заре,

Будут каркать во дворе.

«Воронята» просыпаются, машут крыльями, кричат «кар-кар-кар», затем «летают» (бегают) по комнате, размахивая разведенными в стороны руками-«крыльями». Во время «полета воронят» взрослый поет:

Полетели, полетели,

Воронята полетели, «Кар!»                                       (2 раза)

Вышла тетя на дорожку,

Воронятам сыплет крошки.

Выходит на середину и «сыплет» из чашки воображаемые крошки. Дети садятся на стульчики, а взрослый продолжает:

Воронята прилетали,

Все до крошки поклевали.                                         (2 раза)

—Тук-тук-тук, тук-тук-тук, —

Клювами стучали.                                         (2 раза)

Дети подбегают к тому месту, где «насыпаны крошки», садятся на корточки и «клюют» (стучат пальчиками об пол). Взрослый говорит:

Тузик по двору гулял,

Вороняток испугал!

Он берет игрушечную собачку, «лает» и догоняет убегающих детей. В дальнейшем «сыплют крошки» и изображают собачку сами дети.

Игра с собачкой.

Цель:   развитие воображения;  расширение словарного запаса;  приобретение навыков простой сюжетной игры.

Ход игры

Взрослый держит в руках игрушечную собачку и говорит:

— Гав-гав!

— Кто там?

Это песик в гости к нам. Я собачку ставлю на пол. — Дай, собачка, Пете лапу!

Затем идет с собачкой к кому-нибудь из детей и отдает ее. Ребенок держит собачку за лапу, а взрослый просит покормить ее. Собачке при­носят мисочку с воображаемой едой. Собачка «ест суп» и «лает»: «Гав-гав!» Взрослый говорит ребенку: «Это собачка говорит тебе "спасибо!"».

Какая игрушка?

Цель:   развитие воображения, мышления.

Материал: приготовить несколько листков бумаги, с нарисованными на них фигурками. На каждом листе одна фигурка, похожая сразу на несколько игрушек.

Ход   игры

Попросите ребенка назвать как можно больше предметов. Если ответы односложные, то задайте наводящие вопросы и попросите описать игрушку поподробнее.

Камушки на берегу.

Цель:   развитие воображения, фантазии, речи.

Материал: надо нарисовать морской берег (это может быть просто полоска желтого цвета — песок и полоска синего — вода). На берегу — несколько нарисованных камешков (5-6) разной формы.

Ход   игры

По берегу только что прошел волшебник и превратил все в камешки. Надо их «расколдовать». Ребенок придумывает разные варианты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мышление.

Все понимают, чем разумное поведение отличается от неразумного. Мыслить — значит организовывать целенаправленную деятельность, используя свои знания и умения, учитывая происходящее вокруг, отслеживая получаемые результаты и исправляя допускаемые ошибки.

По современным представлениям интеллект — это не что-то одно, чего у одних людей больше, а у других меньше. С одной стороны, это множество относительно независимых способностей (языковых, двигательных, логико-математических, зрительных, музыкальных и некоторых других), на основе которых формируются соответствующие знания и навыки, с другой — рабочая память, обслуживающая все виды мышления. Важна также достаточная скорость умственных действий.

Чем больше человек знает, тем более интеллектуальным он считается. Однако для мыслительной деятельности важно, организована ли усвоен­ная масса информации в единую систему или она состоит из множества не связанных между собой «записей».

Некоторые способы мышления усваиваются людьми естественным путем, без особых усилий. Другим же, таким как чтение, письмо, счет, различные виды профессионального мышления и т.п., необходимо специально учиться.

В какой области интеллектуальность вашего ребенка окажется наиболее очевидной — предсказать трудно. «Сверхчеловеки», т.е. одаренные во всех отношениях люди, если когда-нибудь и рождаются, то очень редко. Остается внимательно наблюдать, чем интересуется ваш малыш и что у него получается лучше всего.

12-18 месяцев

Более зрелые рабочая память, зрительное и слуховое восприятие, произвольные движения дают возможность управлять целыми процессами, состоящими из 2-3-х повторяющихся действий. Дети учатся есть ложкой, строить башню из кубиков, вставлять фигурные блоки в соответствующие пазы, повторять бытовые действия с предметами и т.п. Характерно, что эта активность контролируется ребенком — после отвлечения он продолжает начатое, исправляет допущенные ошибки и неточности. В это же время появляется чувство юмора.

 

18-36 месяцев

У ребенка увеличиваются количество знаний, навыков, словарный запас и объем рабочей памяти. В результате, мыслительные процессы приобретают новое качество. Осознание себя и окружающих порождает ролевые игры. Например, ребенок представляет себя в роли «мамы» или «папы» и начинает что-то делать «понарошку»: готовить еду, водить машину, ходить в магазин и т.д. Успешно развивается непосредственная целенаправленная деятельность: он уже может сам одеться (кроме застегивания пуговиц и завязывания шнурков), правильно использует вилку и ложку, строит сооружения из кубиков. К концу третьего года с ним можно поговорить на некоторые темы: о нем, о его близких, об игрушках и т.д. Он понимает значения нескольких предлогов, правильно отно­сит предметы к некоторым классам («еда», «одежда», «животные») и имеет представление о людях разного пола, возраста и профессий. К этому времени относится и начало логического мышления. Об этом говорят его суждения и умозаключения. В грамматике он ориентируется настолько, что иногда сам придумывает новые слова.

 

Игры на развитие мышления

Сделай, что я скажу.

Цель:   формирование умения дослушивать задание до конца, осмысливать его и выполнять соответствующие действия; различать противоположные по значению действия (подняться вверх — спуститься).

Материал: кубики, две матрешки, две куклы в платьях разного цвета, тазик с водой, кроватка, машина.

Ход   игры

Взрослый строит лесенку из кубиков. У ее основания и на верхней ступени ставит по матрешке (можно взять любые другие небольшие фигурки). Затем взрослый просит ребенка: «Помоги матрешке спуститься с лесенки!» Если ребенок все делает правильно, его хвалят и просят рассказать, как матрешка спускалась с лесенки (прыг-прыг-прыг). Ребенку предлагаются следующие задания:

— Попроси водичку умыть куклу в красном платье. (Ребенок находит куклу и умывает ее водой из тазика, приговаривая: «Водичка, водичка, умой кукле личико!»)

— Помоги матрешке подняться по лесенке. (Взрослый учит ребенка сопровождать подъем матрешки словами: вверх, верх... и наверху.)

— Куклу в зеленом платье уложи в кроватку и укачай. (Ребенок и взрослый вместе напевают: «А-а, а-а, люли, дети все уснули».)

— Матрешку, которая стоит на лесенке, покатай на машине. (Ребенок катает и приговаривает: «Вперед — назад, вперед — назад».) Можно придумать и другие задания. Если ребенок отвлекается и не дослушивает до конца задание, его повторяют еще раз.

 

Кто рассказывает?

Цель:   закрепление умения ребенка различать овощи и фрукты по внешнему виду; развитие слухового внимания.

Информация о работе Ранний возраст