Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 14:08, автореферат
Внимание ребенка вначале отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и воспринимаемым действиям с ними. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Внимание ребенка вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и остается сосредоточенным до тех пор, пока у ребенка сохраняется непосредственный интерес. В этом возрасте, как правило, оно редко возникает под влиянием поставленной задачи или размышления, т.е. фактически не является произвольным. Начало формирования произвольного внимания связано с развитием восприятия и активным овладением речью. Дошкольники разного возраста в состоянии управлять своим вниманием лишь тогда, когда они будут называть то, что должны удержать в поле своего внимания.
Внимание
Внимание ребенка вначале отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и воспринимаемым действиям с ними. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Внимание ребенка вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и остается сосредоточенным до тех пор, пока у ребенка сохраняется непосредственный интерес. В этом возрасте, как правило, оно редко возникает под влиянием поставленной задачи или размышления, т.е. фактически не является произвольным. Начало формирования произвольного внимания связано с развитием восприятия и активным овладением речью. Дошкольники разного возраста в состоянии управлять своим вниманием лишь тогда, когда они будут называть то, что должны удержать в поле своего внимания.
Детям 2-х лет трудно сосредоточиться на однообразной, не привлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры они могут достаточно долго оставаться внимательными. Младшие дошкольники обычно рассматривают привлекательные для них картинки не более 6-8 секунд, играют в одну и ту же игру — 20 минут. Наблюдаются значительные индивидуальные различия в степени устойчивости внимания у разных детей в зависимости от типа их нервной деятельности, физического состояния и условий жизни. Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые.
Игры на развитие внимания
Кто что услышит?
Цель: развитие слухового внимания; пополнение активного словаря; развитие фразовой речи.
Материал: ширма, различные звучащие предметы: звонок, молоточек, трещотка с камешками или горохом, труба, звонок, бубен и т.д.
Ход игры: Взрослый за ширмой стучит молоточком, звенит в звонок, стучит в бубен и т.д. и предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать.
Угадай, что надо делать?
Цель: развитие у детей умения переключать слуховое внимание; развитие координации движений, умения соотносить свои действия со звучанием бубна.
Материал: бубен, два флажка.
Xод игры: У ребенка в руках два флажка. Если взрослый громко звенит в бубен, ребенок поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо — опускает флажки вниз. Взрослый следит за правильной осанкой детей и точным выполнением движений. Чередовать громкое и тихое звучание бубна нужно не более 4-х раз, чтобы ребенок мог легко выполнять упражнение.
Солнце и дождик.
Цель: развитие у детей умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна.
Материал: бубен, картинки с изображением прогулки детей при ярком солнце и дожде (дети бегут под навес).
Ход игры: Взрослый говорит ребенку: «Сейчас мы с тобой пойдем на прогулку. Дождя нет, погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы. Ты гуляй, а я буду бубном звенеть, и тебе веселее будет гулять под его звуки. Если начнется дождь, я буду в бубен стучать, а ты, услышав стук, беги в дом. Слушай внимательно, когда бубен звенит, и когда я стучу в него». Взрослый повторяет игру, меняя звучание бубна 3-4 раза.
Угадай, на чем играю.
Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию.
Материал: музыкальные игрушки: барабан, гармоника, бубен, органчик, дудочка и другие.
Ход игры: Взрослый поочередно показывает ребенку музыкальные инструменты и спрашивает, как они называются. Если ребенок не знает, взрослый называет инструменты и знакомит с их звучанием. Ребенок слушает и рассматривает инструменты. Когда взрослый убедится, что ребенок усвоил названия инструментов и запомнил их звучание, игрушки убирают за ширму. Взрослый повторяет уже за ширмой игру на разных инструментах, а ребенок по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна». Если ребенок легко справляется с заданием, его можно усложнить.
Птицы и автомобиль.
Ход игры: Дети-«птички» «летают» по комнате, размахивая руками, как крыльями, а взрослый напевает:
Прилетели птички, (Дети-«птички» «летают».)
Птички-невелички.
Летали, летали,
Крыльями махали. («Птички» прыгают на скамеечку и
Так они летали, приседают на полусогнутых ногах,
Крыльями махали затем прыгают на пол, садятся
На дорожку прилетали, корточки, стучат пальчиком об пол —
Зернышки клевали. «клюют».)
Появляется взрослый с игрушечным автомобилем в руках, раздается гудок, и автомобиль, управляемый взрослым, едет. Взрослый приговаривает или поет:
Автомобиль по улице бежит, (Дети-«птички» быстро убегают
Пыхтит, спешит, в гудок гудит. от автомобиля и встают на
Тра-та-та, берегись, посторонись! скамейку.)
Память.
Процесс развития памяти включает в себя три основных этапа: получение, хранение и воспроизведение через некоторое время информации.
В более раннем возрасте процессы восприятия и запоминания слиты, и лишь к 3-м годам формируются устойчивые мозговые структуры, отвечающие за процесс запоминания.
Память ребенка, как и внимание, в основном, непроизвольна. Ребенок чаще всего не ставит перед собой сознательных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Ребенок запоминает то, на что он обратил внимание, что произвело на него впечатление, было ему интересно.
Дети лучше запоминают в процессе игры, однако у самых маленьких, 2-3-летних детей и в игре уровень запоминания сравнительно низкий. Разнообразные детские игры предоставляют ребенку богатые возможности для развития его памяти. Произвольно запоминать и затем использовать это в игре могут уже дети 3-4-х лет.
Первая реализация впечатлений, полученных в раннем детстве, обычно относится к возрасту около трех лет. Это значит, что к началу раннего дошкольного детства у ребенка складывается долговременная память.
У детей раннего дошкольного возраста преобладает зрительно-эмоциональная память. Как правило, малыши сравнительно рано запоминают и без особых усилий воспроизводят увиденное и услышанное, если это вызвало их интерес. Благодаря такой памяти у дошкольников быстро совершенствуются речь, умение пользоваться предметами домашнего обихода, они неплохо ориентируются в обстановке.
Развитие памяти у детей тесно связано с развитием интеллекта. Дети лучше запоминают материал при активной умственной работе.
Игры на развитие памяти
Как мы птичек кормили.
Цель: развитие памяти, правильного звукопроизношения — упражнения в отчетливом произнесении звуков X и С; развитие наблюдательности, умения следить за рассказом взрослого, не опираясь на наглядные материалы, принимать участие в рассказывании.
Xод игры:
Взрослый начинает рассказывать и останавливается, не закончив фразы, а ребенок добавляет соответствующие слова:
На дворе зима. На деревьях,
на земле, на крыше лежит белый... (...снег.)
Когда выпадает много снега, мы (...копаем, расчищаем дорожки
берем лопатки и ... и делаем горку.)
Из снега можно лепить. Мы лепим... (...снеговика, зайца, мишку.)
Однажды на наш участок прилетели... (...птички: снегири, воробьи.)
Они хотели есть, и мы насыпали им.. .(...зернышек и крошек.)
Зернышки и крошки мы насыпали. (в кормушку.)
Они теперь каждый день прилетают (к кормушке.)
А мы каждый день выносим им. (корм.)
Птички благодарят нас за вкусное
угощение и поют... (...«чив-чив-чив!»)
Взрослый продолжает рассказывать о птицах: «Из леса прилетела сова большая голова. "Уу-ух, уу-ух", — так кричит сова. Она научит и нас кричать по-совиному. Как кричит сова?»
Ребенок повторяет.
«Кудах-тах-тах! Кудах-тах-тах! Кто это кудахчет?» «Курочка», — отвечает ребенок. «Курочка хочет послушать, умеешь ли ты кудахтать?»
Ребенок показывает, как курочка кудахчет.
«А вот и петушок! Ой, к нему лиса крадется, съест петушка!»
Ребенок говорит: «Скорее, скорее улетай, петушок!»
«Взлетел петушок на забор, и лисе его не достать. Петушок рад и кричит лисе: "Ха-ха-ха, ха-ха-ха — не догнала петуха!"».
Ребенок повторяет.
В конце занятия взрослый просит малыша вспомнить, у кого «шубка из перьев», а у кого — «меховая».
Маленькие ножки бежали по дорожке.
Цель: формирование правильной осанки; развитие зрительной и слуховой памяти, сообразительности, концентрации и устойчивости внимания, мышления (умения создать образы легкого и быстрого, медленного и тяжелого движения); развитие у ребенка умения согласовывать свои движения с действиями других. Автоматизация звука Ш в связном тексте.
Ход игры:
Ребенок и взрослый садятся лицом друг к другу. Взрослый просит ребенка показать свои ножки. Ребенок поднимает ноги. Взрослый говорит: «Ножки у тебя маленькие, но бегают быстро. Покажи, как ножки бегают».
Ребенок бежит и приговаривает:
Маленькие ножки бежали по дорожке.
Маленькие ножки бежали по дорожке.
Затем взрослый говорит, что у медведя ноги большие, идет он медленно: «Большие ноги шли по дороге. Большие ноги шли по дороге». Припевка повторяется несколько раз.
Ребенок в соответствии со словами и ритмом припевки то бегает, то ходит, создавая образы то быстрой и легкой, то медленной и тяжелой поступи.
Бегите ко мне!
Цель: развитие зрительной и слуховой памяти; умения ориентироваться в пространстве; укрепление мышц туловища и ног, развитие двигательной активности.
Ход игры:
Дети сидят на стульчиках. Взрослый садится напротив детей, у противоположной стены. Он обращается к детям и говорит: «Бегите ко мне!», — при этом манит их рукой.
Когда прибегают дети, взрослый обнимает их и говорит: «Прибежали, прибежали! Ну, теперь бегите назад!»
Дети поворачиваются и бегут назад. Взрослый говорит им вслед: «Убегайте, убегайте!»
Дети садятся на стульчики. «Отдохнули? — спрашивает взрослый. — Ну, бегите опять ко мне, бегите, бегите! Кто быстрее?»
Найди снегурочку!
Цель: развитие внимания, памяти.
Ход игры:
Взрослый наряжает куклу Снегурочкой и прячет ее на участке так, чтобы никто из детей не знал об этом. Во время прогулки взрослый говорит о том, что сегодня к ним в гости обещала прийти Снегурочка — она хочет поиграть и поплясать с детьми. Наверное, она уже пришла и спряталась, чтобы ее поискали. Когда ребенок найдет Снегурочку, он играет и танцует с ней.
Играем в прятки.
Цель: развитие внимания, памяти; знакомство с некоторыми музыкальными инструментами.
Ход игры
Один угол комнаты отгораживается яркой занавеской, чтобы там мог спрятаться ребенок. Взрослый, предлагая ребенку поиграть в прятки, прячется за шкаф, за занавеску и т.д., кричит «Ау!» Ребенок находит взрослого то в одном, то в другом месте комнаты, затем взрослый предлагает прятаться ребенку, а он будет его искать. Взрослый отворачивается и ждет, пока ребенок спрячется, после чего ходит по комнате, «безуспешно» разыскивая ребенка, и поет при этом:
Я по комнате хожу,
Кати я не нахожу.
Ну куда же мне идти,
Где мне Катеньку найти?
Надо дудочку достать
И на дудочке сыграть.
Все услышат, прибегут
И со мной плясать пойдут!
Взрослый берет дудочку (или любой другой инструмент) и играет. Ребенок выбегает, и они вместе танцуют. Если ребенок не устал, взрослый снова предлагает ему спрятаться и снова ищет его. Берет в руки погремушку, встряхивает ею и поет:
Погремушечка, звени,
Нашу Катю позови!
Ребенок выбегает, взрослый дает ему погремушку, ребенок танцует с ней.
На дворе мороз и ветер.
Xод игры:
Ребенок выполняет движения, указанные в тексте песни:
На дворе мороз и ветер,
На дворе гуляют дети.
Ручки, ручки потирают,
Ручки, ручки согревают.
Не замерзнут ручки-крошки —
Мы похлопаем в ладошки.
Вот как хлопать мы умеем,
Вот как ручки мы согреем!
Чтоб не зябли наши ножки,