Ранний возраст

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 14:08, автореферат

Описание работы

Внимание ребенка вначале отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и воспринимаемым действиям с ними. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Внимание ребенка вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и остается сосредоточенным до тех пор, пока у ребенка сохраняется непосредственный интерес. В этом возрасте, как правило, оно редко возникает под влиянием поставленной задачи или размышления, т.е. фактически не является произвольным. Начало формирования произвольного внимания связано с развитием вос­приятия и активным овладением речью. Дошкольники разного возраста в состоянии управлять своим вниманием лишь тогда, когда они будут называть то, что должны удержать в поле своего внимания.

Работа содержит 1 файл

Дош фак ранний возраст.doc

— 165.50 Кб (Скачать)


 

Внимание

Внимание ребенка вначале отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и воспринимаемым действиям с ними. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Внимание ребенка вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и остается сосредоточенным до тех пор, пока у ребенка сохраняется непосредственный интерес. В этом возрасте, как правило, оно редко возникает под влиянием поставленной задачи или размышления, т.е. фактически не является произвольным. Начало формирования произвольного внимания связано с развитием вос­приятия и активным овладением речью. Дошкольники разного возраста в состоянии управлять своим вниманием лишь тогда, когда они будут называть то, что должны удержать в поле своего внимания.

Детям 2-х лет трудно сосредоточиться на однообразной, не привлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры они могут достаточно долго оставаться внимательными. Младшие дошкольники обычно рассматривают привлекательные для них картинки не более 6-8 секунд, играют в одну и ту же игру — 20 минут. Наблюдаются значительные индивидуальные различия в степени устойчивости внимания у разных детей в зависимости от типа их нервной деятельности, физического состояния и условий жизни. Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые.

 

Игры на развитие внимания

Кто что услышит?

    Цель: развитие слухового внимания; пополнение активного словаря; развитие фразовой речи.

   Материал: ширма, различные звучащие предметы: звонок, молоточек, трещотка с камешками или горохом, труба, звонок, бубен и т.д.

  Ход   игры: Взрослый за ширмой стучит молоточком, звенит в звонок, стучит в бубен и т.д. и предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать.

 

Угадай, что надо делать?

          Цель: развитие у детей умения переключать слуховое внимание; развитие координации движений, умения соотносить свои действия со звучанием бубна.

        Материал: бубен, два флажка.

       Xод игры: У ребенка в руках два флажка. Если взрослый громко звенит в бубен, ребенок поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо — опускает флажки вниз. Взрослый следит за правильной осанкой детей и точным выполнением движений. Чередовать громкое и тихое звучание бубна нужно не более 4-х раз, чтобы ребенок мог легко выполнять упражнение.

Солнце и дождик.

Цель: развитие у детей умения переключать слуховое внимание, выпол­нять действия согласно различному звучанию бубна.

Материал: бубен, картинки с изображением прогулки детей при ярком солнце и дожде (дети бегут под навес).

Ход  игры: Взрослый говорит ребенку: «Сейчас мы с тобой пойдем на прогулку. Дождя нет, погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы. Ты гуляй, а я буду бубном звенеть, и тебе веселее будет гулять под его звуки. Если начнется дождь, я буду в бубен стучать, а ты, услышав стук, беги в дом. Слушай внимательно, когда бубен звенит, и когда я стучу в него». Взрослый повторяет игру, меняя звучание бубна 3-4 раза.

Угадай, на чем играю.

Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать ин­струмент на слух по его звучанию.

Материал: музыкальные игрушки: барабан, гармоника, бубен, органчик, дудочка и другие.

Ход  игры: Взрослый поочередно показывает ребенку музыкальные инструменты и спрашивает, как они называются. Если ребенок не знает, взрослый называет инструменты и знакомит с их звучанием. Ребенок слушает и рассматривает инструменты. Когда взрослый убедится, что ребенок усвоил названия инструментов и запомнил их звучание, игрушки убирают за ширму. Взрослый повторяет уже за ширмой игру на разных инструментах, а ребенок по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна». Если ребенок легко справляется с заданием, его можно усложнить.

Птицы и автомобиль.

Ход   игры: Дети-«птички» «летают» по комнате, размахивая руками, как крыльями, а взрослый напевает:

Прилетели птички,                     (Дети-«птички» «летают».)

Птички-невелички.

Летали, летали,

Крыльями махали.                      («Птички» прыгают на скамеечку и

Так они летали,                          приседают на полусогнутых ногах,

Крыльями махали                      затем прыгают на пол, садятся

На дорожку прилетали,              корточки, стучат пальчиком об пол —

Зернышки клевали.                      «клюют».)

Появляется взрослый с игрушечным автомобилем в руках, раздается гудок, и автомобиль, управляемый взрослым, едет. Взрослый приговаривает или поет:

Автомобиль по улице бежит,                          (Дети-«птички» быстро убегают

Пыхтит, спешит, в гудок гудит.                 от автомобиля и встают на

Тра-та-та, берегись, посторонись!                  скамейку.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Память.

Процесс развития памяти включает в себя три основных этапа: получение, хранение и воспроизведение через некоторое время информации.

В более раннем возрасте процессы восприятия и запоминания слиты, и лишь к 3-м годам формируются устойчивые мозговые структуры, отвечающие за процесс запоминания.

Память ребенка, как и внимание, в основном, непроизвольна. Ребенок чаще всего не ставит перед собой сознательных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Ребенок запоминает то, на что он обратил внимание, что произвело на него впечатление, было ему интересно.

Дети лучше запоминают в процессе игры, однако у самых маленьких, 2-3-летних детей и в игре уровень запоминания сравнительно низкий. Разнообразные детские игры предоставляют ребенку богатые возможности для развития его памяти. Произвольно запоминать и затем использовать это в игре могут уже дети 3-4-х лет.

Первая реализация впечатлений, полученных в раннем детстве, обычно относится к возрасту около трех лет. Это значит, что к началу раннего дошкольного детства у ребенка складывается долговременная память.

У детей раннего дошкольного возраста преобладает зрительно-эмоциональная память. Как правило, малыши сравнительно рано запоминают и без особых усилий воспроизводят увиденное и услышанное, если это вызвало их интерес. Благодаря такой памяти у дошкольников быстро совершенствуются речь, умение пользоваться предметами домашнего обихода, они неплохо ориентируются в обстановке.

Развитие памяти у детей тесно связано с развитием интеллекта. Дети лучше запоминают материал при активной умственной работе.

 

         Игры на развитие памяти

  Как мы птичек кормили.

Цель: развитие памяти, правильного звукопроизношения — упражнения в отчетливом произнесении звуков X и С; развитие наблюдательности, умения следить за рассказом взрослого, не опираясь на наглядные материалы, принимать участие в рассказывании.

Xод   игры:

Взрослый начинает рассказывать и останавливается, не закончив фразы, а ребенок добавляет соответствующие слова:

На дворе зима. На деревьях,

на земле, на крыше лежит белый...                  (...снег.)

Когда выпадает много снега, мы                             (...копаем, расчищаем дорожки

берем лопатки и ...                                      и делаем горку.)

Из снега можно лепить. Мы лепим...            (...снеговика, зайца, мишку.)

Однажды на наш участок прилетели...          (...птички: снегири, воробьи.)

Они хотели есть, и мы насыпали им..           .(...зернышек и крошек.)

Зернышки и крошки мы насыпали.                (в кормушку.)

Они теперь каждый день прилетают               (к кормушке.)

А мы каждый день выносим им.                       (корм.)

Птички благодарят нас за вкусное

угощение и поют...                                     (...«чив-чив-чив!»)

Взрослый продолжает рассказывать о птицах: «Из леса прилетела сова большая голова. "Уу-ух, уу-ух", — так кричит сова. Она научит и нас кричать по-совиному. Как кричит сова?»

Ребенок повторяет.

«Кудах-тах-тах! Кудах-тах-тах! Кто это кудахчет?» «Курочка», — отвечает ребенок. «Курочка хочет послушать, умеешь ли ты кудахтать?»

Ребенок показывает, как курочка кудахчет.

«А вот и петушок! Ой, к нему лиса крадется, съест петушка!»

Ребенок говорит: «Скорее, скорее улетай, петушок!»

«Взлетел петушок на забор, и лисе его не достать. Петушок рад и кричит лисе: "Ха-ха-ха, ха-ха-ха — не догнала петуха!"».

Ребенок повторяет.

В конце занятия взрослый просит малыша вспомнить, у кого «шубка из перьев», а у кого — «меховая».

 

Маленькие ножки бежали по дорожке.

Цель: формирование правильной осанки; развитие зрительной и слуховой памяти, сообразительности, концентрации и устойчивости внимания, мышления (умения создать образы легкого и быстрого, медленного и тяжелого движения); развитие у ребенка умения согласовывать свои движения с действиями других. Автоматизация звука Ш в связном тексте.

       Ход игры:

        Ребенок и взрослый садятся лицом друг к другу. Взрослый просит ребенка показать свои ножки. Ребенок поднимает ноги. Взрослый говорит: «Ножки у тебя маленькие, но бегают быстро. Покажи, как ножки бегают».

Ребенок бежит и приговаривает:

Маленькие ножки бежали по дорожке.

Маленькие ножки бежали по дорожке.

Затем взрослый говорит, что у медведя ноги большие, идет он медленно: «Большие ноги шли по дороге. Большие ноги шли по дороге». Припевка повторяется несколько раз.

Ребенок в соответствии со словами и ритмом припевки то бегает, то ходит, создавая образы то быстрой и легкой, то медленной и тяжелой поступи.

 

Бегите ко мне!

Цель: развитие зрительной и слуховой памяти; умения ориентироваться в            пространстве; укрепление мышц туловища и ног, развитие двигательной активности.

       Ход игры:

       Дети сидят на стульчиках. Взрослый садится напротив детей, у противоположной стены. Он обращается к детям и говорит: «Бегите ко мне!», — при этом манит их рукой.

Когда прибегают дети, взрослый обнимает их и говорит: «Прибежали, прибежали! Ну, теперь бегите назад!»

Дети поворачиваются и бегут назад. Взрослый говорит им вслед: «Убегайте, убегайте!»

Дети садятся на стульчики. «Отдохнули? — спрашивает взрослый. — Ну, бегите опять ко мне, бегите, бегите! Кто быстрее?»

 

Найди снегурочку!

Цель:   развитие внимания, памяти.

           Ход  игры:

Взрослый наряжает куклу Снегурочкой и прячет ее на участке так, чтобы никто из детей не знал об этом. Во время прогулки взрослый говорит о том, что сегодня к ним в гости обещала прийти Снегурочка — она хочет поиграть и поплясать с детьми. Наверное, она уже пришла и спряталась, чтобы ее поискали. Когда ребенок найдет Снегурочку, он играет и танцует с ней.

      

Играем в прятки.

Цель: развитие внимания, памяти; знакомство с некоторыми музыкальными     инструментами.

Ход   игры

Один угол комнаты отгораживается яркой занавеской, чтобы там мог спрятаться ребенок. Взрослый, предлагая ребенку поиграть в прятки, прячется за шкаф, за занавеску и т.д., кричит «Ау!» Ребенок находит взрослого то в одном, то в другом месте комнаты, затем взрослый предлагает прятаться ребенку, а он будет его искать. Взрослый отворачивается и ждет, пока ребенок спрячется, после чего ходит по комнате, «безуспешно» разыскивая ребенка, и поет при этом:

Я по комнате хожу,

Кати я не нахожу.

Ну куда же мне идти,

Где мне Катеньку найти?

Надо дудочку достать

И на дудочке сыграть.

Все услышат, прибегут

И со мной плясать пойдут!

Взрослый берет дудочку (или любой другой инструмент) и играет. Ребенок выбегает, и они вместе танцуют. Если ребенок не устал, взрослый снова предлагает ему спрятаться и снова ищет его. Берет в руки погремушку, встряхивает ею и поет:

Погремушечка, звени,

Нашу Катю позови!

Ребенок выбегает, взрослый дает ему погремушку, ребенок танцует с ней.

 

На дворе  мороз и ветер.

Xод   игры:

Ребенок выполняет движения, указанные в тексте песни:

На дворе мороз и ветер,

На дворе гуляют дети.

Ручки, ручки потирают,

Ручки, ручки согревают.

Не замерзнут ручки-крошки —

Мы похлопаем в ладошки.

Вот как хлопать мы умеем,

Вот как ручки мы согреем!

Чтоб не зябли наши ножки,

Информация о работе Ранний возраст