Ранний возраст

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 14:08, автореферат

Описание работы

Внимание ребенка вначале отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и воспринимаемым действиям с ними. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Внимание ребенка вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и остается сосредоточенным до тех пор, пока у ребенка сохраняется непосредственный интерес. В этом возрасте, как правило, оно редко возникает под влиянием поставленной задачи или размышления, т.е. фактически не является произвольным. Начало формирования произвольного внимания связано с развитием вос­приятия и активным овладением речью. Дошкольники разного возраста в состоянии управлять своим вниманием лишь тогда, когда они будут называть то, что должны удержать в поле своего внимания.

Работа содержит 1 файл

Дош фак ранний возраст.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

Материал: фрукты и овощи на подносе (яблоко, огурец, морковь и т.д.).

Ход игры

Принимают участие несколько человек. Все берут с подноса по одному предмету и называют его: «У меня яблоко! У меня морковка! У меня большой огурец! А у меня маленький огурец!» (Взрослый подсказывает, что маленький огурец можно назвать «огурчик», и дети повторяют новое слово.)

Взрослый ставит одного из детей рядом с собой и спиной к остальным. (Фрукты и овощи опять лежат на подносе.) Кто-нибудь из детей подходит к столу, берет с подноса фрукт или овощ и говорит: «Я взял и держу в руке яблоко». Затем кладет его на поднос и возвращается на место. «Угадай, кто держал в руке яблоко и сказал тебе об этом», — говорит взрослый. Если ребенок узнает товарища по голосу, все хлопают в ладоши и узнанный занимает место водящего. Если ребенок ошибается, то водит еще раз.

 

Петушки и цыплята.

Цель: развитие звукоподражания, умения ориентироваться в пространстве.

Xод   игры

Взрослый изображает «петушка», дети — «курочек» и «цыплят». «Курочка» с «цыплятами» «клюют зернышки» (стучат пальцами об пол). Появляется «петушок», и «цыплята прячутся около «мамы-курочки» (взрослый накидывает им на головки простынку). «Петушок» спрашивает: «Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку, где маленькие цыплятки?» «Курочка» отвечает: «Ко-ко-ко, убежали цыплятки, ищи их, Петя-петушок». «Петушок» ходит, ищет «цыпляток», находит и бегает за ними, «цыплятки» разбегаются в разные стороны. Заканчивая игру, взрослый и дети поют песню:

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки,

Желтые цыплятки. —

Ко-ко-ко да ко-ко-ко,

Не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зернышки ищите!

 

Кто что делает ?

Цель:  обучение ребенка внимательно рассматривать картинку и называть изображенные на ней предметы и их качества, выполнять действия, которые он видит на картинке; развитие игровых навыков.

Материал: картинки с изображением одного действия, легко поддающиеся пониманию: мальчик играет на барабане; медвежонок прижал к себе бочонок с медом; девочка сметает щеткой крошки со стола; мальчик из леечки поливает цветы; девочка причесывает куклу; малыш катает шарик; игрушки и предметы, изображенные на картинках: барабан, бочонок, щетка, лейка, кукла, расческа, шарик.

Ход   игры

Ребенок выбирает картинку и рассказывает о том, что на ней изображе­но. Затем он идет к столику с игрушками и предметами, находит нужный и воспроизводит действие, изображенное на картинке, например стучит в барабан.

 

Строим кукле комнату.

Цель: вызвать у ребенка желание заботиться о кукле; выучить названия предметов мебели, расширить представления, связанные с уст­ройством комнаты для куклы.

Материал: кукла, игрушечная мебель (стол, стулья, кровать), чайная посуда.

Ход   игры

На столе перед ребенком стоит мебель для куклы Кати: два стула, стол, шкаф для белья, кровать, диван, кресло. Взрослый называет предметы мебели, а ребенок повторяет.

«Наша Катя, — рассказывает взрослый, — купила новую мебель. Она покажет нам свои покупки, а мы посоветуем ей, как это расставить в комнате». Взрослый предлагает ребенку рассмотреть мебель, затем расставляет ее.

«Посмотреть» на Катину мебель приходит собачка. Ребенок рассказывает ей, какую мебель купила кукла. Взрослый побуждает ребенка ис­пользовать в речи слово «мебель».

Собачка пытается «запомнить» названия предметов мебели, но «путает» стул с креслом, диван с кроватью.

Взрослый предлагает поиграть в игру «Чего не стало?», чтобы помочь собачке «запомнить» новые слова.

Ребенок закрывает глаза, а взрослый прячет какой-либо предмет мебели. Ребенок угадывает, какого предмета мебели недостает.

Игра повторяется 3-4 раза.

Оденем куклу после сна.

Цель:   научить воспроизводить 3-5 последовательных действий: одевать куклу, приводить в порядок постель, использовать предметы по назначению; способствовать переносу усвоенных действий в самостоятельные игры. Упражнять детей в употреблении предлогов (в, на, под).

Материал: кукла, игрушечная мебель, кукольная одежда, посуда, тазик, кувшинчик.

Xод  игры

Взрослый говорит ребенку, что кукла Машенька проснулась и сказала: «С добрым утром!» Он сначала сам показывает, как одеть куклу, затем ребенок пытается сделать это сам. Куклу причесывают, усаживают за стол, ребенок приводит в порядок ее постель. Затем куклу «поят» чаем, а она, позавтракав, благодарит ребенка.

Накормим куклу обедом.

Цель: уточнить с детьми назначение посуды; научить называть и

последовательно выполнять действия; закреплять желание заботиться о кукле. Упражняться в употреблении слов: горячая, сладкая.

Материал: кукла, игрушечные стол, стул, кухонная и столовая посуда.

Ход   игры

Взрослый говорит:

— Скоро кукла Маша возвращается с прогулки, она долго играла и проголодалась, давайте приготовим ей кашу и компот

Взрослый спрашивает ребенка:

— Какую посуду нужно взять? Зачем нужны кастрюля, тарелка, чашка? Ребенок отвечает.

Вместе с ребенком взрослый готовит посуду (кастрюлю, нож, тарелки, хлебницу, чашку), потом наливает из ведерка воду в кастрюлю и ставит ее на плиту. Детям предлагается помыть фрукты, мелко «нарезать» их. Взрослый предупреждает, что вода уже кипит, и предлагает ребенку высыпать из тарелки фрукты в кастрюлю. Затем мешает ложкой и говорит:

— Теперь добавим сахар — будет вкусный, сладкий компот. Попробуем на вкус, накроем кастрюлю крышкой — и пусть еще варится.

Обращаясь к ребенку, читает четверостишие:

Ах, как много разных дел! Вот компотик закипел,

А теперь для куклы нашей Мы наварим сладкой каши.

Отставляет кастрюлю с компотом в сторону и достает коробочку с крупой. Взрослый объясняет, что крупа называется «рис», что рисовая каша очень вкусная, и кукла Маша будет довольна. Взрослый пересыпает крупу в тарелку, подходит к ребенку и показывает ему зерна риса. Затем привлекает ребенка к приготовлению каши, говоря:

— Вода уже закипела, надо помыть крупу. Налей в маленькую кастрюльку воды и помой рис. Теперь насыплем крупу в «кипящую» воду и будем варить кашу.

Помешивая ложкой кашу, взрослый приговаривает:

Да, да, да — каша будет хороша. Варим кашу не спеша.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие речи и общение

Заключительный скачок в развитии потребности в общении наблюдается на 3-м году жизни, но при этом ярко выявляется несоответствие между стремлением общаться и выработкой навыка общения.

Дети взаимодействуют со сверстниками в совместных играх, которые ста­новятся для них своеобразным фактором общественной жизни. В игре дети по своему усмотрению объединяются, самостоятельно действуют, осуществляя игровой замысел. На формы и способы взаимодействия в ранние годы жизни ребенка влияет подражание окружающим.

Подражательность, легкая внушаемость и самовнушаемость характери­зуют основные особенности нервно-психической организации младшего дошкольника. Эти качества в значительной степени влияют на характер взаимоотношений между детьми.

Трехлетний ребенок не имеет прочно закрепленных представлений, недостаточно разбирается в отношениях и связях между явлениями окружающей жизни, поэтому легко верит всему, следует наглядному примеру. Он охотно и энергично повторяет за другими и воспроизводит готовые образцы жестов, манер, слов. Исследуя психологическую основу этой особенности младших дошкольников, ученые рекомендуют широко использовать подражание в детских играх, особенно направленных на умение общаться, взаимодействовать друг с другом. У детей этого возраста подражание может быть и примитивным, напоминающим механическое копирование, и точным, ярким. Однако даже в подражательной деятельности ребята проявляют активность и самостоятельность, например, в выборе предмета подражания, способе выражения и т.д.

Самостоятельность — необходимое условие организации совместной деятельности детей, развития положительных взаимоотношений. Не менее важно научить действовать согласованно, играть мирно, не ссориться.

Уровень развития речи во многом определяет умение вступать в контакт с детьми и поддерживать его. Ребенок с хорошей речью свободно может пригласить другого в игру, объяснить правила, придумать интересный сюжет.

Можно выделить следующие этапы развития общения ребенка с одного года:

в 11-13 месяцам ребенок уже использует несколько слов, количество которых к 2-м годам значительно возрастает;

от 2-х до 3-х лет внутренний мир ребенка расширяется за пределы дан­ного места и времени — бурно развивается воображение. Ему теперь хочется поговорить о том, что было или будет. Этому соответстувует начало овладения фразовой речью. Длина предложений увеличивается очень быстро, грамотность их построения совершенствуется

Игры на развитие речи

Водичка.

Цель: развитие речевого дыхания (произнесения звука на одном выдо­хе, протяжно); формирование правильного произношения звука С.

Материал: кран с водой, картинка с изображением умывающихся детей.

Ход   игры

Взрослый открывает кран с водой и обращает внимание ребенка на то, как «поет» текущая из крана вода (с-с-с). Затем показывает картинку с изображением умывающихся детей и читает потешку:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

Взрослый вместе с ребенком повторяет потешку 3-4 раза и в заключение игры предлагает ему «спеть» песенку водички. Ребенок поет «длинную песенку», т.е. произносит звук С протяжно.

Пузырь.

Цель:   развитие речевого дыхания и звукового аппарата.

Ход   игры

Играют несколько человек. Они становятся тесным кругом и «надувают пузырь»: наклонив голову вниз, дуют в кулачки, составленные «трубочкой» (один на один).

При каждом раздувании все делают шаг назад, выпрямляются, набирают воздух, затем снова наклоняются и произносят ф-ф-ф, выдувая воздух в свою «трубочку». Так повторяется 3-4 раза.

Затем дети берутся за руки и двигаются назад, расширяя круг и приговаривая:

Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся!

Образуется большой растянутый круг. Ведущий дотрагивается до соединения рук и говорит: «Воздух, выходи!» Все дети сбегаются к центру и произносят звук т-с-с-с-с, изображая выходящий воздух. Затем игра возобновляется.

 

Паровоз.

Цель:   развитие речевого дыхания.

Материал: игрушечный паровозик или картинка с изображением паровоза.

Ход  игры

Взрослый показывает ребенку паровозик или картинку, напоминает, как паровоз гудит (протяжно произносит звук У), и предлагает так же протяжно и громко повторить этот звук.

Взрослый следит, чтобы при воспроизведении звука У ребенок складывал губы «трубочкой». В конце игры ребенок и взрослый идут по комнате «паровозиком», и ребенок громко подражает гудку паровоза. Взрослый читает стихотворение;

                Загудел паровоз

И вагончики повез.

— Чох-чох, чу-чууу!

Я далеко укачу-ууу

 

Капитаны.

Цель:  развитие умения сочетать произнесение звука с началом выдоха, чередование длительного, плавного и сильного выдоха; развитие умения длительно произносить звук Ф на одном выдохе и много­кратно произносить звук /7 (п-п-п) на одном выдохе. Активизация мышц губ.

Материал: таз с водой и бумажные кораблики.

Ход   игры

На маленьком столе стоит таз с водой, где плавает бумажный кораблик. Ребенок сидит на стульчике и дует на кораблик, произнося звук Ф или П. Взрослый предлагает ребенку «покататься на кораблике» из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Взрослый поясняет ребенку, что для того, чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы как для произнесения звука Ф. Можно дуть просто — вытягивая губы трубочкой, но не надувая щеки. Кораблик при ровном «ветре» двигается плавно и уверенно плывет к цели.

«Но вот налетает порывистый ветер, — говорит взрослый, — он дует неровно — п-п-п. Ребенок повторяет и стремится пригнать кораблик к определенному месту.

Взрослый следит затем, чтобы при произнесении звука Ф ребенок не надувал щеки; звук Л произносил на одном выдохе 2-3 раза и тоже не надувал при этом щеки. Заканчивая игру, ребенок и взрослый вместе поют:

Ветер-ветерок,

Натяни парусок!

Кораблик гони

До Волги-реки!

 

Песня-песенка.

Цель:   уточнение звукопроизношения у ребенка; развитие речевого слуха и речевой активности, умения произносить звуки и звукосоче­тания по подражанию.

Материал: игрушки — большая кукла, петух, кошка, утка, медведь, лягушка.

Ход   игры

Взрослый сопровождает свой рассказ показом игрушек-персонажей; четко произносит звукоподражания и добивается этого от ребенка при ответах на вопросы по сказке.

«Запела девочка песенку,

Пела, пела и допела.

— Теперь ты, петушок, пой!

— Ку-ка-ре-ку! — пропел петушок.

— Ты спой, Мурка!

— Мяу-мяу, — спела кошка.

— Твоя очередь, уточка!

— Кря-кря-кря, — затянула утка.

— А ты, Мишка?

Информация о работе Ранний возраст