Работа социального педагога по социальной адаптации подростков из неблагополучных семей

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Целью работы: выявить дезадаптированных подростков из неблагополучных семей.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме социального неблагополучия детей и их семей.
2. Провести диагностику уровня социальной адаптации, выявить причины дезадаптированности подростков.
3. Составить рекомендации для родителей с целью организации эффективного взаимодействия и коррекции их воспитательных воздействий на дезадаптированного подростка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы социальной адаптации подростков из социально неблагополучных семей
1.1 Понятие социальная адаптация
1.2 Возрастные особенности подростков
1.3 Работа социального педагога по социальной адаптации подростков из неблагополучных семей
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование по выявлению дезадаптированных подростков из неблагополучных семей
2.1 Диагностика уровня социальной адаптации подростков из неблагополучных семей
2.2 Рекомендации по социально-педагогической коррекции поведения подростка в семье
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 56.17 Кб (Скачать)

Следующая важнейшая особенность  подросткового возраста – потребность  в общении со сверстниками. Желание  занять определенное, удовлетворяющее  подростка место среди ровесников, заслужить их уважение и одобрение  во многом определяет его поведение. Общение представляется детям сверхценным  именно в подростковом возрасте, поскольку  в этот период такая новая форма  межличностных отношений является своего рода учебной моделью будущих  взрослых отношений. Взаимодействуя со сверстниками, подростки глубже познают  себя, сравнивают себя с другими  ребятами, получают друг от друга информацию, которую не могли получить от взрослых, вступают в эмоциональные контакты, которые в подростковой группе имеют  особый специфический тип, не такой  как в семье.[37, с.53]

Удовлетворение потребности  в общении у подростков обычно происходит в группах, причем неформальных, стихийно образовавшихся. В этом возрасте особенно ярко выражена реакция группирования, хотя она наблюдается и у 8-13-летних. Такие объединения детей имеют  ряд специфических особенностей: они возникают там, где дети оказываются  по воле обстоятельств (двор, улица, класс), в них отсутствует организация  продуктивной деятельности, она заменяется бесцельным времяпрепровождением и  игровой активностью. Общение в  таких группах не индивидуализировано, скорее наоборот, личность подавляется  групповыми нормами поведения, которые  становятся обязательными для новичка.

Подростка 14-15 лет такая  группа не удовлетворяет. На этом этапе  психического развития сознание индивидуализируется, общение становится избирательным, а деятельность целенаправленной, продуктивной, стремящейся к творчеству. Старший  подросток уже сам выбирает себе друга, исходя из своих симпатий и  интересов, а не из близости места  его жительства. Друг может жить в другом районе города, учиться  в другой школе. Такие подростки  редко объединяются в группы численностью более 3-4 человек, предпочитая массовому  общению более близкие духовные связи. Совместное пребывание старших  подростков наполнено содержательной и заранее планируемой, организованной деятельностью в соответствии с  их общими интересами. Старшие подростки  предпочитают демократически устроенные группы, где нет четко определившегося  постоянного лидера, жесткой структуры, где все вопросы решаются коллегиально, а отношения подростков строятся на понимании, взаимопомощи, общих интересах  и социально одобряемой деятельности. Эта небольшая группа обычно не противопоставляет  себя взрослым, наоборот, подростки  нередко активно сотрудничают с  кем-либо из старших (родители, учителя) на основе взаимных интересов.[37, с.56]

Формирование самосознания сопровождается повышенным интересом  подростка к самому себе, своему внутреннему миру и своей внешности. Он жадно ловит любую информацию о себе, тщательно анализирует  высказывания взрослых и сверстников  о его внешности, способностях, сверяет оценки своего поведения и деятельности со стороны окружающих с самооценкой. В этот период впервые возникают вопросы о смысле жизни, о своем месте среди людей, появляется осознание собственной уникальности, неповторимости.

В ходе формирования самосознания меняется и представление о времени, о своем жизненном пространстве. Осознание конечности существования  стимулирует развитие саморегуляции  поведения, стремление быть «хозяином» своей судьбы, как можно лучше  спланировать свою жизнь, чтобы она  не прошла даром. Это, в свою очередь, побуждает подростка к самовоспитанию, самосовершенствованию.

В случае отклоняющегося процесса развития личности указанные особенности  формирования самосознания сопровождаются отрицательными эмоциональными переживаниями. Чаще всего такие подростки не доходят до уровня осознания своего внутреннего мира, осмысления своего предназначения в жизни. Этому препятствует не столько их низкий интеллектуальный и культурный уровень, социальная и  личностная незрелость, сколько болезненность  информации о себе, которую они  получают от окружающих.

Естественно, что затруднения  в процессе социальной адаптации  подростка вызывают осуждение со стороны окружающих, постоянные замечания, угроза и наказания. Отрицательные  отзывы о его поведении и результатах  деятельности вызывают у подростка  мысли о своей неполноценности, ненужности, что глубоко ранит  его психику. Потребность в осознании  себя и построении образа своего «я»  встречает препятствие в виде отрицательных эмоциональных переживаний, блокирующих ее реализацию.

Еще одной особенностью подросткового  возраста является «выраженный интерес  к какому-нибудь виду деятельности – хобби-реакции». Нормально развивающийся  подросток всегда чем-то увлечен: техникой, спортом, музыкой, рисованием, какой-либо отраслью науки и т.п. Эти увлечения  могут меняться, а могут быть очень  устойчивыми, переходящими в занятия  на профессиональном уровне. К сожалению, далеко не все подростки имеют  социально полезные, содержательные увлечения. Исходя из особенностей культурного  развития всего нашего общества, «около 58% подростков не имеют» таких «увлечений, а довольствуются развлекательными видами досуга» [60, с.6].

Подростковый возраст  является наиболее опасным периодом в плане формирования девиантного  поведения. Стремление к познанию всего  нового, необычного, желание поскорее стать взрослым, перенять привычки и способы поведения старших, боязнь отстать от сверстников, выглядеть  в их глазах смешным – все это  часто при неблагоприятно сложившейся  ситуации приводит подростка к отклоняющемуся поведению [60, с.8].

Чтобы сориентироваться в  тех индивидуальных особенностях учащихся, которые могут оказаться предпосылками  стойких нарушений поведения, целесообразно  в каждом конкретном случае изучить  систему отношений школьника  к основным сферам жизни: к миру, людям и себе. В этих трех направлениях обычно проявляется намечающаяся дисгармония  развития личности, эти же области  социальных отношений необходимо учитывать  в процессе профилактической работы.

Возрастные и индивидуальные особенности дисгармоничного развития личности обычно тесно взаимосвязаны. Так называемые «возрастные симптомы», «отражающие искаженные и утрированные проявления нормального возрастного  развития, неизбежно накладывают отпечаток на сам процесс становления личности, вызывая своеобразные задержки и дисгармонии».

1.3 Работа социального  педагога по социальной адаптации  подростков из неблагополучных  семей

В рамках микросоциума школьник получает весьма многообразный и  противоречивый опыт жизни, становится свидетелем и участником отношений  и событий, имеющих зачастую асоциальный  и антисоциальный характер. Поэтому  наличие воспитательного пространства играет весьма существенную роль в  том, чем определяется позиция школьника  как объекта социализации. Воспитательное пространство в той или иной мере создает условия для того, чтобы  как объект социализации школьник более  или менее успешно осваивал позитивные нормы и ценности семейной жизни, социального и поло-ролевого поведения, умения и установки межличностного взаимодействия и т.д. Как свидетельствует  практика, в тех микросоциумах, в  которых воспитательное пространство не создано, значительна вероятность  усвоения школьниками асоциальных  и антисоциальных нормативно-ценностных систем и поведенческих сценариев.

Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека в социуме, с одной стороны, а  с другой – способность обособляться, то есть в определенной мере противостоять  социуму, а точнее – тем жизненным  коллизиям, которые мешают его развитию, самореализации, самоутверждению.

Общеизвестен факт, что  самым главным институтом социализации, через который ребенок усваивает  основные социальные знания, приобретает  нравственные умения и навыки, воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему  для жизни в обществе является семья.

Изучению семьи как  важнейшему институту социализации и воспитания посвящено довольно много исследований. Среди них: фундаментальные  труды А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого, адресующие читателя к  теоретическим аспектам семейной проблематики, предпосылкам семейной социализации. Проблемы взаимодействия членов семьи  между собой исследованы Ю.П. Азаровым, И.В. Бестужевым-Ладой, В.Л. Леви и др. Большое значение для разработки конкретных процессов и явлений  семейной социализации имеют труды  И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, А.В. Мудрика, В.Д. Семенова и др.

Семья в условиях любых  кризисов и социальных потрясений остается наиболее устойчивым в историческом контексте социальным институтом, выполняющим  роль своего рода «организатора», приводящего  в систему многочисленные формы  взаимодействия личности и общества, упорядочивающего многоуровневые межличностные  отношения в обществе. Ведь семья  представляет собой объединение  людей, основанное на браке и кровном  родстве, связанное единством быта и взаимной ответственностью. И как  социальный институт семья – носитель совокупности социальных норм, санкций, образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между ее членами, выполняющими за семейными пределами  самые разнообразные социальные роли.

По своей природе семейный быт весьма консервативен. Однако в  условиях смены нравственных идеалов  и устоев общества развиваются его  новые черты и функции. В целом  социальные функции семьи всегда отражают как характер общественных потребностей в ее существовании как социального института, так и индивидуальные интересы членов семейной группы, специфику социально-территориальной общности.

–       Однако далеко не всегда семья выполняет жизненно важные для развития и социального становления ребенка функции. Такие семьи объединяются понятием «неблагополучная семья».

Какими бы факторами ни было обусловлено неблагополучие семьи, оно в той или иной степени  негативно сказывается на развитии ребенка. Подавляющая часть проблем, возникающих у детей в процессе социализации, имеет корни именно в неблагополучии семьи.

Основной причиной, ведущей  к появлению тех или иных трудностей в поведении здорового ребёнка, выступает, прежде всего, несовершенство человеческих взаимоотношений первом в его жизни коллективе – в  его семье.

Именно в семье ребенок  получает опыт общения, понимания другого  человека, его целей, стремлений, мотивов  его действий и чувств. Если семья  не прививает ребенку необходимые  ему навыки, модели общения и поведения, не формирует моральных установок, то он сильно отстаёт в развитии. Причём отставание в области интеллекта при надлежащей организации обучения выравнивается, а вот в эмоциональной  области ребёнок, не получивший соответствующих  контактов в раннем возрасте, остаётся «слепым» на всю жизнь. Внешне он может  быть весьма эмоционален: плачет, смеётся, кричит, причём не меньше, а больше, чем другие. Но это говорит скорее о возбудимости его центральной  нервной системы, о её способностях, нежели о чувствах. Такому ребёнку  чрезвычайно трудно ориентироваться  в переживаниях других людей и  понимать действия, связанные с этим переживанием. Ему трудно поставить  себя на место другого и почувствовать  чужую боль, обиду или радость. Для него представляет большое затруднение  более тесное общение, установление настоящей душевной близости с другим человеком и как следствие  этого – преобладание формального  общения со сверстниками, слепое подражание им, полная ориентировка на внешние  проявления в поведении людей.

Одним из самых важных и  в то же время наиболее сложных  направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которых так или  иначе всегда выделяют в самостоятельную  категорию, но называют при этом по-разному: «трудные», трудновоспитуемые, педагогически  запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети с отклоняющимся (девиантным) поведением, дети «группы риска» и др.

Несмотря на то, что социально-педагогическая служба включена неотъемлемой частью в многообразие педагогической образовательной  системы школы, она имеет свои цели, содержание, методы и средства деятельности.

Цель социально-педагогической деятельности в школе — это  профилактика школьной и социальной дезадаптации, профилактика отклоняющегося поведения учащихся, одной из разновидностей которого и является детская безнадзорность.

Основное направление  деятельности — это организация  оперативной, конкретно-личностной помощи учащимся, когда у них возникают  трудности и проблемы социального  плана, конфликтные и кризисные  ситуации, отклонения в поведении, обучении, общении, являющиеся барьером для получения  основного образования и влияющие на качество обучения в школе.

Конечно, как показывает практика, многообразные школьные трудности  имеют различные причины, а сложность их выделения обуславливается их неоднозначностью, многовариантностью, наложением одной на другую, что создает своеобразное сочетание у каждого конкретного ребенка. И, тем не менее, из всего многообразия факторов, обуславливающих детскую безнадзорность, хотелось бы выделить основные: нарушение механизма заботы о несовершеннолетних в семье или ее некачественные характеристики, а также дефекты школьного воспитания: игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, их социального самочувствия.

Общеизвестно, что у социального  педагога на первом месте стоит функция  педагогического влияния на отношения  учащихся и родителей, учащихся и  учителей, учащихся и их сверстников, родителей и учителей, функция поддержки и защиты. Имеется в виду не только защита социально-юридического плана, а также защита прав ребенка на:

-               адекватное его природным задаткам и возможностям обучение;

-               своевременное получение всех необходимых видов помощи и поддержки на профессиональном уровне;

-               развертывание возможностей микросоциума (т.е. школы и семьи) к потребностям ребенка и его конкретным психофизиологическим, этническим особенностям.

И, естественно, сюда входит защита школьника от различных форм насилия, ущемления его естественных и гражданских прав.

Информация о работе Работа социального педагога по социальной адаптации подростков из неблагополучных семей