Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 23:06, курсовая работа
Цель исследования – охарактеризовать формы и методы работы школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками.
В соответствии с целью, предметом, объектом исследования были поставлены следующие задачи:
1) охарактеризовать работу социального педагога в школе;
2) рассмотреть педагогическую запущенность подростков как социально-педагогическую проблему;
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы работы школьного социального
педагога с педагогически запущенными подростками……………………....6
I.1Характеристика работы социального педагога в школе……………………....6
I.2 Педагогическая запущенность подростков как
социально – педагогическая проблема……………………………………......10
I. 3 Формы и методы работы школьного социального педагога
с педагогически запущенными подростками…………………………………14
Глава II. Анализ деятельности школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками (на примере деятельности социального педагога Бабаевской средней общеобразовательной школы №1)………………………………………………………………………….………19
II.1 Программа изучения работы школьного социального педагога с
педагогически запущенными подростками……………………………………...19
II.2 Методические рекомендации по организации работы школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками…………...23
Заключение………………………………………………………………………....26
Список литературы…………………..………………………………………….....28
Рассмотренные нами программы имеют различия в постановке этапов работы с педагогически запущенными подростками, в том, на что стоит в первую очередь обратить внимание (на семью, на личность ребенка, на установление отношений между социальным педагогом и подростком), в применении методов коррекции поведения. Проанализировав данные программы, мы пришли к выводу о том, что в общей сложности работа социального педагога с педагогически запущенными подростками сводится к следующему:
- ранняя диагностика
педагогически запущенных
- консультационно-разъяснительна
- мобилизация воспитательного
потенциала среды, работа с
контактными группами
- организация коррекционно-
- патронаж педагогически запущенных подростков;
- разработка и реализация целевых программ и технологий, направленных на профилактику и коррекцию педагогической запущенности подростков [17].
Вывод по главе I.
Перевоспитание педагогически запущенных учащихся происходит не стихийно, не "само по себе", не автоматически. Педагогическая запущенность - явление очень сложное, обусловленное множеством различных причин и факторов. Поэтому коррекционная работа по ее преодолению требует специальной работы при совершенно обязательном комплексном подходе к решению этой задачи, когда специальные средства, приемы, мероприятия органически вплетаются в систему обучения и воспитания в целом.
Работа с педагогически запущенными подростками предполагает качественную перестройку всей системы отношений в школе в педагогическом процессе. Единичные мероприятия социального педагога с трудными учащимися особого эффекта не имеют, а лишь играют вспомогательную роль. И, конечно же, в первую очередь необходима работа с семьей по повышению педагогического и культурного уровня родителей, так как именно они являются главной причиной возникновения педагогической запущенности.
Глава II. Анализ деятельности школьного социального педагога по применению форм и методов работы с педагогически запущенными подростками (на примере деятельности социального педагога Тарногской средней общеобразовательной школы).
II.1 Программа изучения работы школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками.
Пояснительная записка.
Школа в жизни ребенка (наряду с семьей и группой сверстников) занимает довольно важное место. Здесь в ходе учебного процесса он познает мир, усваивает правила и нормы человеческого общежития. Учебная деятельность в школьные годы остается ведущим видом деятельности у абсолютного большинства детей и подростков.
Однако, как свидетельствуют статистика и научные исследования, школа постепенно теряет свои общественные позиции, снижаются ее социальная роль и референтная значимость в развитии и формировании личности ребенка, в воспитательном воздействии на педагогически запущенных подростков. Поэтому социальный педагог должен способствовать становлению личности подростка и его социализации.
Цель изучения: выявить и охарактеризовать формы и методы работы школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками.
Объект изучения: работа школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками.
Предмет изучения: формы и методы работы школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками.
В соответствии с целью, объектом и предметом изучения были поставлены следующие задачи:
1) выявить проблемы педагогически запущенных подростков;
2) выявить уровень готовности социального педагога решать проблемы педагогически запущенных подростков;
3) выявить компоненты
микросреды и их влияние на
формы и методы работы
4) выявить направления работы школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками;
5) раскрыть формы и
методы работы школьного
Для реализации данных задач были выбраны следующие методы:
Экспериментальная база исследования – Бабаевская средняя общеобразовательная школа №1.
Этапы изучения.
1 этап – ориентировочный.
Цели:
1) выявить проблемы педагогически запущенных подростков;
2) выявить уровень готовности школьного социального педагога решать проблемы педагогически запущенных подростков;
3) выявить компоненты
микросреды и их влияние на
формы и методы работы школьног
Направления изучения:
1) выявление проблем педагогически запущенных подростков;
2) выявление уровня
готовности социального
3) выявление компонентов микросреды и их влияние на формы и методы работы школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками.
Для реализации цели этапа были выбраны следующие методики: «Фантастический выбор», анкета «Я и мои друзья», «Я и мой класс» (метод социометрии), методика изучения компонентов микросреды.
Форма фиксации результата: аналитическая справка.
2 этап – основной.
Цель: выявить функции, реализуемые социальным педагогом школы при организации работы с педагогически запущенными подростками, раскрыть формы и методы работы школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками.
Направления изучения:
1) выявление функций,
реализуемые социальным
2) характеристика форм и методов работы школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками.
В ходе работы по данным направлениям были выбраны следующие методики: методика проведения беседы со школьным социальным педагогом.
Форма фиксации результата: описательное повествование.
Цель: обобщить полученную информацию о формах и методах работы
школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками.
Направление: обобщение изучения опыта о формах и методах работы школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками.
Для реализации данного этапа были использованы следующие методики: методика «Изучения опыта».
Форма фиксации: описательное повествование.
В Бабаевской средней школе №1 учится 800 детей разного возраста. Педагогический коллектив школы характеризуется сплоченностью, взаимопомощью и поддержкой, уважением, отсутствием агрессии и антипатии. Режим дня является щадящим и гибким, не допускает перенагрузки детей. В школе проводятся совместные праздники (Новый год, 8 марта и др.) и собрания. Благоприятный психологический климат способствует формированию внутригрупповых и межгрупповых процессов взаимодействия, групповой идентичности.
Несмотря на хорошие психологические условия, работа социального педагога с педагогически запущенными детьми является не достаточно эффективной. Специалист проводит мероприятия по коррекции педагогической запущенности, но его деятельность направлена лишь на ученика, а проблемы семьи, взаимоотношения с учителями, сверстниками остаются без внимания. Таким образом, единая программа по работе с педагогически запущенными подростками у социального педагога не выработана.
2.2 Методические рекомендации по организации работы школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками.
Особое значение в работе с педагогически запущенными школьниками имеют три момента:
1) в общении с ними
очень важно тёплое, сердечное,
доброжелательное отношение.
2) социальному педагогу необходимо уметь выявлять то положительное, что имеется в личности каждого школьника, даже самого трудного, самого педагогически запущенного и стараться опереться на это положительное в работе по его перевоспитанию. О необходимости педагогического оптимизма (который позволяет видеть что-то хорошее у любого плохого ученика) и опоры на «положительный фонд личности» в работе с запущенными детьми специально указывает А.И. Кочетов. Положительное в личности запущенного школьника увидеть не так легко: с одной стороны, оно часто скрыто, находится не на поверхности, а с другой – учителю иной раз и субъективно трудно заставить себя с этой позиции присмотреться к приносящему ему много хлопот ученику. Иным учителям попросту не хочется видеть что-то хорошее у плохого ученика, а некоторые считают, что есть ученики «вообще плохие», в личности которых не может быть ничего хорошего. Разумеется, это мнение ошибочно.
Выявить и использовать то положительное, что имеется в личности любого трудного подростка, не всегда легко, зато этот приём воспитания весьма эффективен и полностью вознаградит учителя за затраченный труд. Психологическое действие этого приёма двусторонне. Во-первых, трудный школьник часто искренне убеждён в том, что он плохой, что у него ничего хорошего не выйдет. Сознание своей неисправимости и неполноценности отрицательно влияет на его поведение. Когда же с помощью взрослых ребёнок открывает в себе что то положительное, хорошее, то это сознание благотворно действует на его поступки. Увидев у себя что-то хорошее, уже не хочется продолжать делать дурное. Во-вторых положительные стороны личности трудного ученика открывают возможность приобщить его к соответствующей интересной для него деятельности, а это не оставляет у него ни времени, ни желания заниматься предосудительной деятельностью;
3) нередко хорошие
результаты даёт открыто
Только при личной заинтересованности подростка в самовоспитании целесообразно применять приемы индивидуальной работы с подростком.
Эти приемы следующие:
Вывод по Главе II.
Разработанная нами программа помогла выявить основные направления работы социального педагога с педагогически запущенными подростками в Тарногской средней общеобразовательной школе. В результате изучения мы пришли к выводу, что у социального педагога нет в наличии комплексной программы по работе с детьми данной категории.
В данной главе мы также рассмотрели методические рекомендации по организации работы с педагогически запущенными подростками, которые могут помочь школьному социальному педагогу в процессе перевоспитания трудных школьников.
Заключение
Главной задачей социального педагога школы является социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и школой. Социальный педагог имеет дело с различными категориями детей. Одной из них являются педагогически запущенные подростки [24].
Информация о работе Работа школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками