Работа школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 23:06, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – охарактеризовать формы и методы работы школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками.
В соответствии с целью, предметом, объектом исследования были поставлены следующие задачи:
1) охарактеризовать работу социального педагога в школе;
2) рассмотреть педагогическую запущенность подростков как социально-педагогическую проблему;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы работы школьного социального
педагога с педагогически запущенными подростками……………………....6
I.1Характеристика работы социального педагога в школе……………………....6
I.2 Педагогическая запущенность подростков как
социально – педагогическая проблема……………………………………......10
I. 3 Формы и методы работы школьного социального педагога
с педагогически запущенными подростками…………………………………14
Глава II. Анализ деятельности школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками (на примере деятельности социального педагога Бабаевской средней общеобразовательной школы №1)………………………………………………………………………….………19
II.1 Программа изучения работы школьного социального педагога с
педагогически запущенными подростками……………………………………...19
II.2 Методические рекомендации по организации работы школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками…………...23
Заключение………………………………………………………………………....26
Список литературы…………………..………………………………………….....28

Работа содержит 1 файл

курсовик по соц. пед..doc

— 135.50 Кб (Скачать)

  Рассмотренные нами программы имеют различия в постановке этапов работы с педагогически запущенными подростками, в том, на что стоит в первую очередь обратить внимание (на семью, на личность ребенка, на установление отношений между социальным педагогом и подростком), в применении методов коррекции поведения. Проанализировав данные программы, мы пришли к выводу о том, что в общей сложности работа социального педагога с педагогически запущенными подростками сводится к следующему:

- ранняя диагностика  педагогически запущенных подростков;

- консультационно-разъяснительная работа с родителями, педагогами;

- мобилизация воспитательного  потенциала среды, работа с  контактными группами несовершеннолетнего,  в том числе семьей;

- организация коррекционно-реабилитационной  деятельности в зависимости от  уровня педагогической запущенности, привлечение необходимых специалистов, обращение к помощи специализированных учреждений, центров, служб;

- патронаж педагогически  запущенных подростков;

- разработка и реализация  целевых программ и технологий, направленных на профилактику и коррекцию педагогической запущенности подростков [17].

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по главе I.

Перевоспитание педагогически  запущенных учащихся происходит не стихийно, не "само по себе", не автоматически. Педагогическая запущенность - явление  очень сложное, обусловленное множеством различных причин и факторов. Поэтому коррекционная работа по ее преодолению требует специальной работы при совершенно обязательном комплексном подходе к решению этой задачи, когда специальные средства, приемы, мероприятия органически вплетаются в систему обучения и воспитания в целом.     

Работа с педагогически  запущенными подростками предполагает качественную перестройку всей системы отношений в школе в педагогическом процессе. Единичные мероприятия социального педагога с трудными учащимися особого эффекта не имеют, а лишь играют вспомогательную роль. И, конечно же, в первую очередь необходима работа с семьей по повышению педагогического и культурного уровня родителей, так как именно они являются главной причиной возникновения педагогической запущенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Анализ деятельности школьного социального педагога по применению форм и методов работы с педагогически запущенными подростками (на примере деятельности социального педагога Тарногской средней общеобразовательной школы).

II.1 Программа изучения работы школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками.

Пояснительная записка.

Школа в жизни ребенка (наряду с  семьей и группой сверстников) занимает довольно важное место. Здесь в ходе учебного процесса он познает мир, усваивает правила и нормы человеческого общежития. Учебная деятельность в школьные годы остается ведущим видом деятельности у абсолютного большинства детей и подростков.

Однако, как свидетельствуют  статистика и научные исследования, школа постепенно теряет свои общественные позиции, снижаются ее социальная роль и референтная значимость в развитии и формировании личности ребенка, в воспитательном воздействии на педагогически запущенных подростков. Поэтому социальный педагог должен способствовать становлению личности  подростка и его социализации.

Цель изучения: выявить и охарактеризовать формы и методы работы школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками.

Объект изучения: работа школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками.

Предмет изучения: формы и методы работы школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками.

В соответствии с целью, объектом и предметом изучения были поставлены следующие задачи:

1) выявить проблемы педагогически запущенных  подростков;

2) выявить уровень  готовности социального педагога решать проблемы педагогически запущенных подростков;

3) выявить компоненты  микросреды и их влияние на  формы и методы работы школьного  социального педагога с педагогически запущенными подростками;

4) выявить направления  работы школьного социального  педагога с педагогически запущенными подростками;

5) раскрыть формы и  методы работы школьного социального  педагога с педагогически запущенными  подростками.

Для реализации данных задач были выбраны следующие методы:

  1. изучение документации;
  2. беседа;
  3. тестирование;
  4. анкетирование;
  5. наблюдение;
  6. опрос.

Экспериментальная база исследования – Бабаевская средняя общеобразовательная школа №1.

Этапы изучения.

1 этап – ориентировочный.

Цели:

1) выявить проблемы  педагогически запущенных  подростков;

2) выявить уровень  готовности школьного социального педагога решать проблемы педагогически запущенных подростков;

3) выявить компоненты  микросреды и их влияние на  формы и методы работы школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками.

Направления изучения:

1) выявление проблем  педагогически запущенных  подростков;

2) выявление уровня  готовности социального педагога  решать эти проблемы;

3) выявление компонентов  микросреды и их влияние на формы и методы работы школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками.

Для реализации цели этапа  были выбраны следующие методики: «Фантастический выбор», анкета «Я и мои друзья», «Я и мой класс» (метод социометрии), методика изучения компонентов микросреды.

Форма фиксации результата: аналитическая справка.

2 этап – основной.

Цель: выявить функции, реализуемые социальным педагогом  школы при организации работы с педагогически запущенными  подростками, раскрыть формы и методы работы школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками.

Направления изучения:  

1) выявление функций,  реализуемые социальным педагогом  школы при организации работы  с педагогически запущенными  подростками;

2) характеристика форм и методов работы школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками.

В ходе работы по данным направлениям были выбраны следующие  методики: методика проведения беседы со школьным социальным педагогом.

Форма фиксации результата: описательное повествование.

  1. этап – заключительный.

Цель: обобщить полученную информацию о формах и методах  работы

школьного социального  педагога с педагогически запущенными  подростками.

Направление: обобщение  изучения опыта о формах и методах  работы школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками.

Для реализации данного  этапа были использованы следующие  методики: методика «Изучения опыта».

Форма фиксации: описательное повествование.

В Бабаевской средней школе №1 учится 800 детей разного возраста. Педагогический коллектив школы характеризуется сплоченностью, взаимопомощью и поддержкой, уважением, отсутствием агрессии и антипатии. Режим дня является щадящим и гибким, не допускает перенагрузки детей. В школе проводятся совместные праздники (Новый год, 8 марта и др.) и собрания. Благоприятный психологический климат способствует формированию внутригрупповых и межгрупповых процессов взаимодействия, групповой идентичности.

Несмотря на хорошие  психологические условия, работа социального  педагога с педагогически запущенными детьми является не достаточно эффективной. Специалист проводит мероприятия по коррекции педагогической запущенности, но его деятельность направлена лишь на ученика, а проблемы семьи, взаимоотношения с учителями, сверстниками остаются без внимания. Таким образом, единая программа по работе с педагогически запущенными подростками у социального педагога не выработана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2.2 Методические рекомендации по организации работы школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками.

Особое значение в  работе с педагогически запущенными  школьниками имеют три момента:

1) в общении с ними  очень важно тёплое, сердечное,  доброжелательное отношение. Озлобленности,  подозрительности, недоверчивости  подростка надо противопоставить доброту, душевную теплоту и мягкость;

2) социальному педагогу необходимо уметь выявлять то положительное, что имеется в личности каждого школьника, даже самого трудного, самого педагогически запущенного и стараться опереться на это положительное в работе по его перевоспитанию. О необходимости педагогического оптимизма (который позволяет видеть что-то хорошее у любого плохого ученика) и опоры на «положительный фонд личности» в работе с запущенными детьми специально указывает А.И. Кочетов. Положительное в личности запущенного школьника увидеть не так легко: с одной стороны, оно часто скрыто, находится не на поверхности, а с другой – учителю иной раз и субъективно трудно заставить себя с этой позиции присмотреться к приносящему ему много хлопот ученику. Иным учителям попросту не хочется видеть что-то хорошее у плохого ученика, а некоторые считают, что есть ученики «вообще плохие», в личности которых не может быть ничего хорошего. Разумеется, это мнение ошибочно.

Выявить и использовать то положительное, что имеется в личности любого трудного подростка, не всегда легко, зато этот приём воспитания весьма эффективен и полностью вознаградит учителя за затраченный труд. Психологическое действие этого приёма двусторонне. Во-первых, трудный школьник часто искренне убеждён в том, что он плохой, что у него ничего хорошего не выйдет. Сознание своей неисправимости и неполноценности отрицательно влияет на его поведение. Когда же с помощью взрослых ребёнок открывает в себе что то положительное, хорошее, то это сознание благотворно действует на его поступки. Увидев у себя что-то хорошее, уже не хочется продолжать делать дурное. Во-вторых положительные стороны личности трудного ученика открывают возможность приобщить его к соответствующей интересной для него деятельности, а это не оставляет у него ни времени, ни желания заниматься предосудительной деятельностью;

3) нередко хорошие  результаты даёт открыто выражаемое  доверие к нравственным силам  трудных подростков. Подростки очень  ценят то, что им доверяют, несмотря на их плохую славу, дурную репутацию, доверяют им, которым ещё никто ничего не доверял! Впрочем, подозрительные подростки иногда с трудом верят в то, что им действительно доверяют, что это доверие искренно. Они относятся к оказанному доверию настороженно, как к очередной попытке воздействовать на них, к очередному воспитательному приёму. А если у трудного подростка уже сложилась установка противодействовать всякому воспитанию, то и доверие подвергается той же участи [17].

Только при личной заинтересованности подростка в самовоспитании целесообразно применять приемы индивидуальной работы с подростком.

Эти приемы следующие:

  • мобилизация внутренних сил подростка на выполнение задания - перед 
    учащимся раскрываются его возможности, необходимость предстоящей работы лично для него;
  • активизация (создания) целевой установки - с подростком разрабатываются 
    правила повседневной деятельности (начатое дело выполнять до конца, не браться за множество дел сразу, качественно выполнять свою работу, анализировать ошибки);
  • контрастности - от регулярных неудач в деятельности подводить подростка к первым значительным успехам в ней;
  • стимулирования личного достоинства подростка, защиты его самолюбия - 
    предложение посильной деятельности, укрепление веры в успех, поддержка в трудных ситуациях;
  • требовательного доверия - похвала-поддержка, похвала-побуждение к выполнению принятых решений, доброе участие [24].

Вывод по Главе II.

Разработанная нами программа помогла выявить основные направления работы социального педагога с педагогически запущенными подростками в Тарногской средней общеобразовательной школе. В результате изучения мы пришли к выводу, что у социального педагога нет в наличии комплексной программы по работе с детьми данной категории.

  В данной главе мы также рассмотрели методические рекомендации по организации работы с педагогически запущенными подростками, которые  могут помочь школьному социальному педагогу в процессе перевоспитания трудных школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     

Заключение

Главной задачей социального  педагога школы является социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и школой. Социальный педагог имеет дело с различными категориями детей. Одной из них являются педагогически запущенные подростки [24].

Информация о работе Работа школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками