Работа школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 23:06, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – охарактеризовать формы и методы работы школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками.
В соответствии с целью, предметом, объектом исследования были поставлены следующие задачи:
1) охарактеризовать работу социального педагога в школе;
2) рассмотреть педагогическую запущенность подростков как социально-педагогическую проблему;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы работы школьного социального
педагога с педагогически запущенными подростками……………………....6
I.1Характеристика работы социального педагога в школе……………………....6
I.2 Педагогическая запущенность подростков как
социально – педагогическая проблема……………………………………......10
I. 3 Формы и методы работы школьного социального педагога
с педагогически запущенными подростками…………………………………14
Глава II. Анализ деятельности школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками (на примере деятельности социального педагога Бабаевской средней общеобразовательной школы №1)………………………………………………………………………….………19
II.1 Программа изучения работы школьного социального педагога с
педагогически запущенными подростками……………………………………...19
II.2 Методические рекомендации по организации работы школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками…………...23
Заключение………………………………………………………………………....26
Список литературы…………………..………………………………………….....28

Работа содержит 1 файл

курсовик по соц. пед..doc

— 135.50 Кб (Скачать)

 



                                                                                           

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретические основы работы школьного социального

     педагога с педагогически запущенными подростками……………………....6

I.1Характеристика работы социального педагога в школе……………………....6

I.2 Педагогическая запущенность подростков как

      социально – педагогическая проблема……………………………………......10

I. 3 Формы и методы работы школьного социального педагога

      с педагогически запущенными подростками…………………………………14

Глава II. Анализ деятельности школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками (на примере деятельности социального педагога Бабаевской средней общеобразовательной школы №1)………………………………………………………………………….………19

II.1 Программа изучения работы школьного социального педагога с

 педагогически запущенными  подростками……………………………………...19

II.2 Методические рекомендации по организации работы школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками…………...23

Заключение………………………………………………………………………....26

Список литературы…………………..………………………………………….....28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

        В последнее время по поведению молодого поколения, а так же по уровню воспитанности судят об уровне цивилизации нашего общества в целом. К сожалению, каждый день средства массовой информации сообщают нам о преступлениях, совершенных молодежью. Эта проблема не нова для школы. В каждой школе есть категория детей, которых называют трудными подростками. В педагогической литературе это трактуется, как отклонение от нормы в поведении, невоспитанность, неразвитость. Так же существует такое понятие, как педагогически запущенные дети. В данном определении мы слышим об упущениях, которые допущены в воспитании детей [13].

Асоциальное поведение  подростков, детская преступность, девиантное, или даже делинквентное поведение детей и подростков - проблемы, ставшие в последнее время одними из главных объектов обсуждения и дискуссий специалистов и средств массовой информации. Выводы многих известных педагогов и психологов свидетельствуют о том, что истоками проступков и правонарушении несовершеннолетних являются отклонения в поведении, игровой, учебной и других видах деятельности, которые наблюдаются в дошкольном и младшем школьном возрасте. Эта линия отклоняющегося поведения нередко берет свое начало в раннем детстве и при стечении неблагоприятных обстоятельств (главным образом, аномалии семейного воспитания) приводит, в конечном счете, к стойкой недисциплинированности, а затем к различным формам антиобщественного поведения. Задержка развития правильного поведения, неумение подчиняться требованиям соответствующей деятельности (например, игровой) со временем вырастают в нежелании считаться с общественными нормами [4].

   Данная проблема выбрана нами для того, чтобы более обстоятельно разобраться с понятием «педагогически запущенные дети», с причинами педагогической запущенности и главное, определить пути педагогической помощи, которую может оказать социальный педагог.

Подростковому возрасту уделяется  значительное внимание в работах  разных исследователей. Изучением психологии подростка занимались Г.Г. Аракелов, Н.М. Жариков, Э.Ф. Зеер,   Р. Кэмбелл, А. Либерман, М. Мид, В.И. Слободчиков, О.В. Хухлаева и др. Исследователи А.А. Булгаков, А. Гликман, А. Либерман и др. рассматривают различные виды девиантного поведения подростков. Изучению педагогической запущенности посвящены работы В.Г. Баженова, Л.И. Захарова, В.Т. Кондращенко, О. Репиной, А.В. Мудрика и др. Формы и методы работы с педагогически запущенными детьми рассмотрены в трудах М.А. Алемаскина, С.А. Беличевой, И.Д. Демаковой, И. Дементьевой, Л.М. Зюбина, Р.В. Овчаровой, Т.А. Шишковец и др.   

Несмотря на имеющийся  научный потенциал, вопрос о формах и методах работы школьного социального  педагога с педагогически запущенными  подростками остается недостаточно исследованным. Отсюда вытекает противоречие – большее внимание в работах исследователей уделяется отклоняющемуся поведению детей в общем виде, а формы и методы работы с педагогически запущенными детьми полностью не раскрыты.

Выделенное противоречие составляет проблему нашего исследования: каковы формы и методы работы школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками. 

Проблема исследования обусловила выбор темы исследования – формы и методы работы школьного  социального педагога с педагогически запущенными подростками.

Объект исследования – работа социального педагога в школе..

Предмет исследования –  формы и методы работы школьного  социального педагога с педагогически  запущенными подростками.

Цель исследования –  охарактеризовать формы и методы работы школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками.

В соответствии с целью, предметом, объектом исследования были поставлены следующие задачи:

1) охарактеризовать работу социального педагога в школе;

2) рассмотреть педагогическую запущенность подростков как социально-педагогическую проблему;

3) выявить формы и методы работы школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками;

4) разработать программу  изучения работы школьного социального  педагога с педагогически запущенными подростками;

5) представить рекомендации по организации работы школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками.

Методы исследования: теоретические методы (анализ и синтез) и эмпирические методы (анализ литературы, наблюдение, беседа, изучение школьной документации).

Базой исследования явилась Бабаевская средняя общеобразовательная школа №1.

Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы в работе школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками.

Работа имеет следующую структуру: в главе I рассмотрены особенности работы социального педагога в школе, педагогическая запущенность подростков как социально – педагогическая проблема, а также формы и методы работы социального педагога с такими детьми; в главе II представлены программа изучения работы школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками и рекомендации по организации работы с данной категорией несовершеннолетних.

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические основы работы школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками.

1.1 Характеристика работы социального педагога в школе.

Социальный педагог – сотрудник  школы, который создает условия  для социального и профессионального саморазвития учащихся, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учетом исторических и культурных традиций.

Основной задачей социального  педагога школы является социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и школой.

Обязанности социального  педагога школы может выполнять  работник, квалификация которого подтверждается дипломом о профессиональном педагогическом образовании, сертификатом социального педагога [23].

Социальный педагог  взаимодействует с администрацией школы, учителями, педагогом-психологом, валеологом, педагогом-организатором, воспитателями, учащимися и их родителями (лицами, их заменяющими).

В своей профессиональной деятельности социальный педагог обязан:

- руководствоваться Законом  «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, нормативными актами, настоящим Положением и Правилами внутреннего распорядка своего учреждения;

- вести учет всех  детей школьного возраста и движение учащихся;

- совместно с администрацией  выделять приоритетные направления  социально-педагогической работы  и формулировать конкретные задачи  работы с детьми и подростками,  взрослым контингентом в соответствии  с содержанием работы социального педагога;

- препятствовать принятию  решений, ущемляющих права учащихся;

- рассматривать вопросы  и принимать решения строго в границах своей компетенции;

- постоянно повышать свою квалификацию, владеть новейшей правовой информацией, защищать интересы детей и подростков в образовательном учреждении, в семье, представлять и защищать интересы школьников в органах законодательной и исполнительной власти;

- планировать и вести  регистрацию выполненной работы  с соблюдением сроков и форм  отчетности, докладывать о результатах своей работы как администрации так и педагогическому совету образовательного учреждения [23, с. 21]. 

Социальный педагог  школы выполняет большой объем  работы. Но в целом он выполняет  следующие функции.

1. Аналитико-диагностическую:

- постановка «социального диагноза», для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения;

- выявление позитивных  и негативных влияний на ребенка,  подростка, а также различного  рода проблем;

- установление причин отклоняющегося поведения детей и подростков, причин социального неблагополучия семьи;

- содействие выявлению  одаренных детей, а также детей  с эмоциональными и интеллектуальными  задержками в развитии.

2. Прогностическую:

-  программирование и прогнозирование на основе анализа социально-педагогической ситуации, процесса воспитания и развития личности;

- определение перспектив  процесса саморазвития и самовоспитания  личности;

- планирование своей  социально-педагогической работы  на основе серьезного анализа результатов за предыдущий период времени.

3. Организационно-коммуникативную:

- способствование включению  в процесс социального воспитания  школьников, в совместный труд  и отдых не только работников  школы, но и общественности, населения  микрорайона;

- установление деловых  и личностных контактов;

- накопление информации  о позитивном и негативном воздействии социума на учащихся;

- формирование демократической  системы взаимоотношений в детской  и подростковой среде, а также  в их личных взаимоотношениях и со взрослыми.

4. Коррекционную:

- осуществление коррекции  всех воспитательных влияний,  оказываемых  на детей и  подростков как со стороны  семьи, так и социальной среды,  в том числе и неформальной;

- усиление позитивных  влияний и нейтрализация или  переключение негативных влияний социальной среды.

5. Социально-профилактическую и реабилитационную:

- организация системы  профилактических мер по предупреждению  отклоняющегося и преступного  поведения детей и подростков;

- влияние на формирование  нравственно-правовой устойчивости;

- организация системы  мер социального оздоровления  семьи, своевременное оказание  социально-правовой и другой помощи  семьям и детям групп социального  риска.

6. Координационно-организационную:

- организация социально  значимой деятельности детей и подростков в открытой микросреде;

- влияние на разумную  организацию досуга;

- включение учащихся  в различные виды полезной  деятельности с учетом психолого-педагогических  требований.

7. Социально-педагогической поддержки и помощи учащимся:

- оказание квалифицированной социально-педагогической помощи ребенку в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации, самореализации.

8. Охранно-защитную:

- использование имеющегося  арсенала правовых норм для  защиты прав и интересов личности;

- содействие применению  мер государственного принуждения  и реализации юридической ответственности  в отношении лиц, допускающих  прямые или косвенные противоправные воздействия на подопечных социального педагога;

- взаимодействие с  органами социальной защиты.

9. Психотерапевтическую:

- забота о душевном  равновесии ребенка;

- установление доверительных  отношений с ребенком, подростком, взрослым;

- оказание помощи в  разрешении межличностных конфликтов, снятии депрессивного состояния;

- оказание содействия в изменении отношения ребенка, подростка, взрослого к жизни, к окружению, к самому себе;

- организации ребенку,  взрослому «ситуации успеха».

10. Посредническую:

- осуществление связи  в интересах ребенка между  семьей, образовательным учреждением  и ближайшим окружением ребенка [23, с. 23].

Таким образом, специфика работы социального педагога в школе заключается в выполнении различных функций, требующих от специалиста большого уровня знаний, желания и умения работы с детьми, родителями и учителями.

 

Информация о работе Работа школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками