Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 23:06, курсовая работа
Цель исследования – охарактеризовать формы и методы работы школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками.
В соответствии с целью, предметом, объектом исследования были поставлены следующие задачи:
1) охарактеризовать работу социального педагога в школе;
2) рассмотреть педагогическую запущенность подростков как социально-педагогическую проблему;
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы работы школьного социального
педагога с педагогически запущенными подростками……………………....6
I.1Характеристика работы социального педагога в школе……………………....6
I.2 Педагогическая запущенность подростков как
социально – педагогическая проблема……………………………………......10
I. 3 Формы и методы работы школьного социального педагога
с педагогически запущенными подростками…………………………………14
Глава II. Анализ деятельности школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками (на примере деятельности социального педагога Бабаевской средней общеобразовательной школы №1)………………………………………………………………………….………19
II.1 Программа изучения работы школьного социального педагога с
педагогически запущенными подростками……………………………………...19
II.2 Методические рекомендации по организации работы школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками…………...23
Заключение………………………………………………………………………....26
Список литературы…………………..………………………………………….....28
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы работы школьного социального
педагога с педагогически запущенными подростками……………………....6
I.1Характеристика работы социального педагога в школе……………………....6
I.2 Педагогическая запущенность подростков как
социально – педагогическая проблема……………………………………......10
I. 3 Формы и методы работы школьного социального педагога
с педагогически запущенными подростками…………………………………14
Глава II. Анализ деятельности
школьного социального педагога с педагогически
запущенными подростками (на примере деятельности
социального педагога Бабаевской средней
общеобразовательной школы №1)………………………………………………………………………
II.1 Программа изучения работы школьного социального педагога с
педагогически запущенными подростками……………………………………...19
II.2 Методические рекомендации по организации работы школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками…………...23
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………..……………………………
Введение
В последнее время по поведению молодого поколения, а так же по уровню воспитанности судят об уровне цивилизации нашего общества в целом. К сожалению, каждый день средства массовой информации сообщают нам о преступлениях, совершенных молодежью. Эта проблема не нова для школы. В каждой школе есть категория детей, которых называют трудными подростками. В педагогической литературе это трактуется, как отклонение от нормы в поведении, невоспитанность, неразвитость. Так же существует такое понятие, как педагогически запущенные дети. В данном определении мы слышим об упущениях, которые допущены в воспитании детей [13].
Асоциальное поведение подростков, детская преступность, девиантное, или даже делинквентное поведение детей и подростков - проблемы, ставшие в последнее время одними из главных объектов обсуждения и дискуссий специалистов и средств массовой информации. Выводы многих известных педагогов и психологов свидетельствуют о том, что истоками проступков и правонарушении несовершеннолетних являются отклонения в поведении, игровой, учебной и других видах деятельности, которые наблюдаются в дошкольном и младшем школьном возрасте. Эта линия отклоняющегося поведения нередко берет свое начало в раннем детстве и при стечении неблагоприятных обстоятельств (главным образом, аномалии семейного воспитания) приводит, в конечном счете, к стойкой недисциплинированности, а затем к различным формам антиобщественного поведения. Задержка развития правильного поведения, неумение подчиняться требованиям соответствующей деятельности (например, игровой) со временем вырастают в нежелании считаться с общественными нормами [4].
Данная проблема выбрана нами для того, чтобы более обстоятельно разобраться с понятием «педагогически запущенные дети», с причинами педагогической запущенности и главное, определить пути педагогической помощи, которую может оказать социальный педагог.
Подростковому возрасту уделяется значительное внимание в работах разных исследователей. Изучением психологии подростка занимались Г.Г. Аракелов, Н.М. Жариков, Э.Ф. Зеер, Р. Кэмбелл, А. Либерман, М. Мид, В.И. Слободчиков, О.В. Хухлаева и др. Исследователи А.А. Булгаков, А. Гликман, А. Либерман и др. рассматривают различные виды девиантного поведения подростков. Изучению педагогической запущенности посвящены работы В.Г. Баженова, Л.И. Захарова, В.Т. Кондращенко, О. Репиной, А.В. Мудрика и др. Формы и методы работы с педагогически запущенными детьми рассмотрены в трудах М.А. Алемаскина, С.А. Беличевой, И.Д. Демаковой, И. Дементьевой, Л.М. Зюбина, Р.В. Овчаровой, Т.А. Шишковец и др.
Несмотря на имеющийся научный потенциал, вопрос о формах и методах работы школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками остается недостаточно исследованным. Отсюда вытекает противоречие – большее внимание в работах исследователей уделяется отклоняющемуся поведению детей в общем виде, а формы и методы работы с педагогически запущенными детьми полностью не раскрыты.
Выделенное противоречие составляет проблему нашего исследования: каковы формы и методы работы школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками.
Проблема исследования обусловила выбор темы исследования – формы и методы работы школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками.
Объект исследования – работа социального педагога в школе..
Предмет исследования – формы и методы работы школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками.
Цель исследования – охарактеризовать формы и методы работы школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками.
В соответствии с целью, предметом, объектом исследования были поставлены следующие задачи:
1) охарактеризовать работу социального педагога в школе;
2) рассмотреть педагогическую запущенность подростков как социально-педагогическую проблему;
3) выявить формы и методы работы школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками;
4) разработать программу
изучения работы школьного
5) представить рекомендации по организации работы школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками.
Методы исследования: теоретические методы (анализ и синтез) и эмпирические методы (анализ литературы, наблюдение, беседа, изучение школьной документации).
Базой исследования явилась Бабаевская средняя общеобразовательная школа №1.
Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы в работе школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками.
Работа имеет следующую структуру: в главе I рассмотрены особенности работы социального педагога в школе, педагогическая запущенность подростков как социально – педагогическая проблема, а также формы и методы работы социального педагога с такими детьми; в главе II представлены программа изучения работы школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками и рекомендации по организации работы с данной категорией несовершеннолетних.
Глава I. Теоретические основы работы школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками.
1.1 Характеристика работы социального педагога в школе.
Социальный педагог –
Основной задачей социального педагога школы является социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и школой.
Обязанности социального педагога школы может выполнять работник, квалификация которого подтверждается дипломом о профессиональном педагогическом образовании, сертификатом социального педагога [23].
Социальный педагог
взаимодействует с
В своей профессиональной деятельности социальный педагог обязан:
- руководствоваться Законом «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, нормативными актами, настоящим Положением и Правилами внутреннего распорядка своего учреждения;
- вести учет всех детей школьного возраста и движение учащихся;
- совместно с администрацией
выделять приоритетные
- препятствовать принятию
решений, ущемляющих права
- рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей компетенции;
- постоянно повышать свою квалификацию, владеть новейшей правовой информацией, защищать интересы детей и подростков в образовательном учреждении, в семье, представлять и защищать интересы школьников в органах законодательной и исполнительной власти;
- планировать и вести
регистрацию выполненной
Социальный педагог школы выполняет большой объем работы. Но в целом он выполняет следующие функции.
1. Аналитико-диагностическую:
- постановка «социального диагноза», для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения;
- выявление позитивных
и негативных влияний на
- установление причин отклоняющегося поведения детей и подростков, причин социального неблагополучия семьи;
- содействие выявлению
одаренных детей, а также
2. Прогностическую:
- программирование и прогнозирование на основе анализа социально-педагогической ситуации, процесса воспитания и развития личности;
- определение перспектив
процесса саморазвития и
- планирование своей
социально-педагогической
3. Организационно-
- способствование включению
в процесс социального
- установление деловых и личностных контактов;
- накопление информации о позитивном и негативном воздействии социума на учащихся;
- формирование демократической
системы взаимоотношений в
4. Коррекционную:
- осуществление коррекции
всех воспитательных влияний,
оказываемых на детей и
подростков как со стороны
семьи, так и социальной среды,
- усиление позитивных влияний и нейтрализация или переключение негативных влияний социальной среды.
5. Социально-профилактическую и реабилитационную:
- организация системы
профилактических мер по
- влияние на формирование нравственно-правовой устойчивости;
- организация системы
мер социального оздоровления
семьи, своевременное оказание
социально-правовой и другой
6. Координационно-
- организация социально значимой деятельности детей и подростков в открытой микросреде;
- влияние на разумную организацию досуга;
- включение учащихся
в различные виды полезной
деятельности с учетом
7. Социально-педагогической поддержки и помощи учащимся:
- оказание квалифицированной социально-педагогической помощи ребенку в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации, самореализации.
8. Охранно-защитную:
- использование имеющегося
арсенала правовых норм для
защиты прав и интересов личнос
- содействие применению
мер государственного
- взаимодействие с органами социальной защиты.
9. Психотерапевтическую:
- забота о душевном равновесии ребенка;
- установление доверительных отношений с ребенком, подростком, взрослым;
- оказание помощи в
разрешении межличностных
- оказание содействия в изменении отношения ребенка, подростка, взрослого к жизни, к окружению, к самому себе;
- организации ребенку, взрослому «ситуации успеха».
10. Посредническую:
- осуществление связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка [23, с. 23].
Таким образом, специфика работы социального педагога в школе заключается в выполнении различных функций, требующих от специалиста большого уровня знаний, желания и умения работы с детьми, родителями и учителями.
Информация о работе Работа школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками