Работа школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 23:06, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – охарактеризовать формы и методы работы школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками.
В соответствии с целью, предметом, объектом исследования были поставлены следующие задачи:
1) охарактеризовать работу социального педагога в школе;
2) рассмотреть педагогическую запущенность подростков как социально-педагогическую проблему;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы работы школьного социального
педагога с педагогически запущенными подростками……………………....6
I.1Характеристика работы социального педагога в школе……………………....6
I.2 Педагогическая запущенность подростков как
социально – педагогическая проблема……………………………………......10
I. 3 Формы и методы работы школьного социального педагога
с педагогически запущенными подростками…………………………………14
Глава II. Анализ деятельности школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками (на примере деятельности социального педагога Бабаевской средней общеобразовательной школы №1)………………………………………………………………………….………19
II.1 Программа изучения работы школьного социального педагога с
педагогически запущенными подростками……………………………………...19
II.2 Методические рекомендации по организации работы школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками…………...23
Заключение………………………………………………………………………....26
Список литературы…………………..………………………………………….....28

Работа содержит 1 файл

курсовик по соц. пед..doc

— 135.50 Кб (Скачать)

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

I. 2 Педагогическая запущенность подростков как социально – педагогическая проблема.

Педагогически запущенные дети – отклонение от нормы в развитии ребенка, обусловленное недостатками обучения и воспитания (основными причинами являются: недостатки воспитания в семье, частая смена школ и преподавателей, недостаточное внимание учителей к отстающему ребенку, пропуски занятий, безнадзорность и др.); дети, не получившие по тем или иным причинам целенаправленного позитивного воспитания (дети из семей риска; дети улицы; дети, воспитанием которых не занимались родители, и др.), своевременного научения в соответствии с возрастом (не подготовленные к занятиям в школе, не проходившие обучение, не вовлеченные в процесс обучения и др.) [20, с. 207].

Проявления педагогической запущенности – комплекс негативных качеств личности и поведение, противоречащее требованиям школы, общества; устойчивое отклонение от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленное отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании [1, с. 98].

Стадии педагогической запущенности (условные):

1-я стадия – предрасполагающая  – возникает в результате неправильного  воспитания в семье (дефицит  полезного общения, избыток или  недостаток родительской заботы, ласки, конфликты между родителями, отсутствие единства требований к ребенку, отсутствие ситуаций, воспитывающих чувство сострадания);

2-я стадия – следствие  – слабой психической и педагогической  готовности к школьному обучению  дошкольников. Проявляется в возникновении негативного отношения к учебе как следствие неподготовленности к ней, а также часто и недостатков воспитания (отсутствие усидчивости, настойчивости, внимательности и пр.);

3-я стадия – углубление  негативного отношения к нормам  и правилам жизни детского  коллектива, проявление асоциальных тенденций, отклоняющегося поведения. Характерна для подросткового возраста;

4-я стадия – антиобщественные  тенденции поведения закрепляются  и проявляются в грубости, негативизме,  недисциплинированности и т.п. Встречаются факты мелкого воровства, нападения на слабых, жестокости, злостного хулиганства, переходящие в правонарушения и преступления. Проявляется чаще в подростковом возрасте [20, с. 208].

Педагогическая запущенность заключается в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставаниях его развития от собственных возможностей, требований возраста, вызванных педагогическими причинами и подвергающихся коррекции педагогическими средствами. При сохранении примерно одинакового механизма возникновения и развития на разных возрастных ступенях это явление имеет возрастную динамику, взаимосвязанные признаки и проявления [2].

В подростковом возрасте проявлениями педагогической запущенности являются: а) нарушение в сфере отношений, в том числе к самому себе; б) отклонения в познавательной сфере (задержка и низкий уровень развития познавательных процессов, волевых проявлений, трудовой культуры, неразвитость потребности); в) неправильное, патологическое развитие характера, выраженное в акцентуациях [11, с. 132 ].

 Педагогическая запущенность есть состояние личности ребенка, которое проявляется в несформированности у него свойств субъекта деятельности, общения и самосознания и концентрированно выражается в нарушенном образе «Я». Это состояние обусловлено социально – педагогической ситуацией развития, характеризующейся неадекватной социальной активностью ребенка, с одной стороны, и дезинтегрирующим влиянием воспитательного микросоциума на процессы социализации и индивидуализации личности – с другой. Основными проявлениями социальной запущенности в детском возрасте являются неразвитость социально – коммуникативных качеств и свойств личности ребенка, его низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями. Проявлениями педагогической запущенности следует считать труднообучаемость, т.е. собственно педагогическую трудность ребенка и низкий уровень его субъектности в учебно-познавательном процессе [17, с. 128]. 

Социальный и педагогический аспекты запущенности и взаимосвязаны, и взаимообусловлены. Неуспешность в деятельности, необученность, необразованность, в том числе невладение знаниями социально – этического характера, влияют на уровень социального развития ребенка, его адаптацию в референтных группах.

Внешними причинами  педагогической запущенности являются дефекты семейного воспитания, на которые наслаиваются недостатки и просчеты в воспитательно-образовательной работе в школе.

Роль предрасполагающего фактора в возникновении и  развитии запущенности детей могут  играть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка: генотип, актуальное состояние здоровья, доминирующие психоэмоциональные состояния, внутренняя позиция, уровень активности во взаимодействии с микросоциумом и др. Внешние и внутренние причины обуславливают возникновение и развитие запущенности, преломляясь в конкретной ситуации развития ребенка при условии их сочетания между собой, высокой интенсивности, относительной стойкости и длительности воздействия на ребенка, особенно в раннем детстве и отсутствии своевременной профилактической и коррекционной работы [20].

Ситуация развития запущенного  ребенка оказывается неблагоприятной. Она складывается из пагубных для  его развития сочетаний характеристик  воспитательного микросоциума, воспитательно-образовательного процесса и внутренней позиции воспитанника, ими обусловливаемой.

Механизм возникновения и развития педагогической запущенности детей приводится в движение противоречием между потребностью ребенка стать личностью и возможностью ею стать. В случаях педагогической запущенности потребность ребенка в персонализации вступает в противоречие с нежеланием референтных для него общностей (сначала семьи, затем групп сверстников в детском саду и школе) принимать проявления его индивидуальности, не соответствующие социальным нормам и ожиданиям. Причём в силу специфики возраста такая позиция сверстников прежде всего обусловлена отношением к запущенному ребёнку взрослых – педагогов и родителей [9, с. 24].

Таким образом, педагогическая запущенность - это устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющаяся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, частой сменой школ и преподавателей, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью. То есть эта проблема вызвана педагогическими причинами и, следовательно, устраняется при помощи коррекции педагогическими средствами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.3 Формы и методы работы школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками.

Педагогическая запущенность является одной из самых распространенных разновидностей отклонений развития, часто перерастающего в правонарушения и другие асоциальные формы проявления личности. Ранняя диагностика, профилактика и коррекция необходимо обусловлены их упреждающим значением для развития личности [7].

Существует множество  подходов в работе социального педагога с педагогически запущенными  подростками. Рассмотрим некоторые из них.  

    Р.В. Овчарова предлагает следующую программу организации индивидуальной работы с педагогически запущенным подростком, состоящую из трех основных направлений помощи, которые основываются на коррекционных мероприятиях не только с ребенком, но и его окружением, и поэтому, заслуживают особого внимания специалистов.

  1. Изменение условий семейного  воспитания ребенка:

 а) повышение психолого-педагогической  грамотности родителей, культуры  взаимоотношений;

 б) создание воспитывающей  ситуации в семье, активное включение родителей в воспитательный процесс;

 в) индивидуальные консультации, помощь родителям в воспитании;

 г) контроль над организацией  режима ребенка, устранение безнадзорности;                        

д) помощь ребенку в организации деятельности ребенка, его общения в семье;

е) меры по устранению нарушений семейного  воспитания.

  2. Совершенствование воспитательно-образовательной  работы с классом:

 а) коррекция отношений педагога  к ребенку, снятие психологических  перегрузок;

б) гуманизация межличностных отношений  в детском коллективе,

в) рационализация воспитательно-образовательной  работы в классе;

г) взаимодействие учителей и родителей  в педагогическом процессе.

3. Помощь подростку в личностном росте:

 а) организация психологического обследования подростка и оказание ему необходимой психологической помощи;

б) индивидуальная работа по сглаживанию  недостатков интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой сфер;

 в) включение подростка в активную деятельность;

 г) преодоление демотивированности, негативной мотивации учения;

 д) организация успеха ребенка  в условии школьной программы;

 е) руководство общением ребенка  со сверстниками на основе  опоры на положительные качества личности;

 ж) работа по  формированию мотивации достижения [19, с. 24].

 И.А. Невский предлагает свою программу работы школы с педагогически запущенными учащимися. Она состоит из четырех разделов:

Раздел 1. Изучение педагогически запущенных школьников; 
1) Выявление педагогически запущенных школьников; ведение личных дел  
2) Изучение результатов деятельности этих учащихся, пределов в знаниях, отклонений в межличностных отношениях; наметить пути и способы их преодоления. 
3) Положение ученика в классе, характер взаимоотношений с товарищами; наметить пути и способы их улучшения. 
4) Изучение интересов, способностей и склонностей ученика. 
5) Установить, входит ли педагогически запущенный в другие группы сверстников за пределами школы; изучить характер влияния этих групп на данного ученика.  
6) Изучить положение ребенка в семье.

Раздел 2. Организация педагогической помощи. 
1) Вести учет пробелов в знаниях, умениях и навыков; наметить пути и способы их ликвидации. 
2) Повысить и укрепить интерес к учению, уверенность в свои силы. 
3) Укреплять положение запущенных детей в классе. 
4) Учителям проявлять к детям уважение и доброжелательность, приветливость и дружелюбие. 
5) Показать родителям, как нужно работать с ребенком дома, как организовать его рабочее (учебное) и свободное время, как оказать помощь в учебе. 
6) Вести учет особо неблагополучных семей.

Раздел 3. Организация  медицинской помощи: 
1) Консультации врачей - психоневрологов и дефектологов. 
2)Медицинский учет в рамках школы. 
3) Организовать общеукрепляющее амбулаторное лечение нуждающихся в нем. 
4) Взять под контроль организацию летнего отдыха ослабленных педагогически запущенных детей, оказывать помощь в получении путевок в лагерь и санатории.

Раздел 4. Организация  свободного времени педагогически  запущенных школьников: 
1) Включить школьников в работу кружков, секций, исходя из интересов и возможностей детей. 
2) Задействовать в школьных мероприятиях; отмечать успехи и достижения в области этой деятельности. 
3) Организовать ненавязчивый контроль над свободным временем. 
4) Всех педагогически запущенных детей, не имеющих достаточного ухода и контроля дома, вовлекать в группы продленного дня в школе [18, с. 119].

    Положительным  моментом  этой программы является  оказание разного вида помощи  ребенку, то есть подключение  различных специалистов к решению коррекционных задач.

  Л.М. Зюбин выделяет другие этапы работы с педагогически запущенными детьми:

1. Установление дружеских  отношений.

2. Изучение педагогически  запущенных детей. 

3. Выявление сути проблемы, ее причин, диагностирование, прогнозирование.

4. Проведение профилактических, коррекционных, реабилитационных  мероприятий. 

5. Анализ результатов,  наблюдение.

    Отдельно Л.М. Зюбин предлагает следующие формы коррекционной работы: выявление качеств, способностей, которые могут получить положительную оценку в коллективе, привлечение к общественной работе, оказание помощи в организации дружеских связей, постепенное усложнение учебных и общественных заданий, систематическое поощрение за успехи, изменение отношения к критике, медицинская помощь, разъяснительная работа с коллективом, строгий контроль за соблюдением режима, формирование правильной самооценки, осуществление мер нравственно-полового воспитания, оказание необходимой помощи в учебной деятельности, физическое воспитание, привлечение к участию в добрых делах для сверстников, младших, больных.

    Эти мероприятия даны не в системе, не включены в программу, но специалист может включать предложенные выше мероприятия в свою программу [12, с. 163].

    Изложенные выше программы Р.В. Овчаровой, И.А. Невского и Л.М. Зюбина можно рассматривать как стратегии ведения коррекционной работы и каждую из них можно применить, корригируя любого педагогически запущенного ребенка. Индивидуальный же подход к каждому случаю запущенности будет выражаться в выборе тактики работы. В данном случае тактикой являются методы коррекции педагогической запущенности, которые специалист также может подбирать для своей коррекционной программы, учитывая особенности.

Информация о работе Работа школьного социального педагога с педагогически запущенными подростками