Работа над орфографическими ошибками в начальных классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 12:46, курсовая работа

Описание работы

Орфографические ошибки в письменной речи школьников — закономерное явление процесса обучения. Они объясняются, главным образом, незнанием норм правописания к моменту письменной работы
или недостаточным уровнем овладения навыком употребления изученного правила. Систематический контроль должен не только выявить уровень подготовленности учащихся, но и своевременно предупредить пробелы в их знаниях, установить причины ошибок, наметить пути их ликвидации.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 65.61 Кб (Скачать)

Нет необходимости доказывать, что приемы самостоятельной работы учащихся над ошибками, названных  выше, активизируют мыслительную деятельность школьников, формируют у них умение сознательно применять изученные  правила.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив данный вопрос, мы пришли к выводу, что грамотность  занимает одно из главных мест в процессе обучения младших школьников. Орфографическая грамотность - составная часть речевых умений и навыков, часть языковой культуры. Понимание роли орфографии может быть достигнуто только в коммуникативных ситуациях: при написании диктантов, сочинений и различных работ творческого характера и т.д. Только в этом случае человек стоит перед проблемой выбора и, к сожалению, он не всегда верен.

Формирование грамотности - это сложный и длительный процесс. Орфографическая грамотность закладывается  задолго до поступления ребенка  в школу, она зависит от множества  факторов: уровня развития речевого (фонематического) слуха, руководительского, речевого, зрительного  развитий. Сам процесс письма - это  сложное действие, которое связано  с психическими и физиологическими особенностями личности ребенка.

Н.С. Рождественский писал: «Грамотное письмо - не только движение пишущей  руки, а особая речевая деятельность; каждое написание отражает строй  русского языка… Чем развитее ребенок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче дается ему и правописание».

Сложность природы орфографического навыка определяет различные методические подходы и приемы (как традиционные, так и нетрадиционные) на путях его формирования. Развитие методической мысли связано, прежде всего, с борьбой двух направлений: грамматического и антиграмматического. Суть научных споров, которые ведутся вплоть до наших дней, сводятся к выявлению механизмов грамотного письма.

Новый этап в развитии грамматического  направления связан с двумя особенно важными моментами: во-первых, исходя из того принципиально важного положения, что «всякая педагогическая теория в той или иной степени связана с определенной психологической теорией», появляются исследования, анализируются психологические взгляды педагогов и методистов как дореволюционного, так и современного периода; в педагогическую психологию приходит эксперимент, который проводится в естественных условиях обучения. Особое место среди этих экспериментальных исследований занимают те, цель которых - установить психологические причины сбоев в понимании учебного материала, трудностей и ошибок в его усвоении.

Результаты исследований следующие:

1. Выработка орфографического  навыка на грамматической основе  пробуждает сложную умственную  работу, связанную с природой  и закономерностями формирования  орфографических обобщений (принцип  русской орфографии).

2. Весь сложный процесс  выработки навыка должен опираться  на активную познавательную деятельность  самих учеников (проблемная ситуация + познавательный интерес).

3. Столкновение с трудностями.

4. Принципы варьирования  материала.

5. Овладение приемами  умственной работы (правила-алгоритмы).

Формирование орфографической  правильности письменной речи является непрерывным процессом, так как  оно происходит в течение всего  обучения в школе и способствует становлению грамотного ученика. Ведь язык - это не только предмет изучения, это одновременно инструмент познавания и способ самовыражения: открывая человеку мир, язык способствует раскрытию внутренней сущности человека, и это процесс  бесконечный.

Выработка орфографического навыка связана со всеми сторонами  языка, поэтому в систему упражнений необходимо включать работу на всех языковых уровнях: фонетики, орфоэпии, графики, лексики, состав слова и словообразования, морфологии и синтаксиса - это составляет целостную систему и необходимый  фактор, без которого не может состояться школьник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

     1. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1987 - 322 с.

          2. Бакурина Т. М. Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне/Т.Н. Бакурина//Начальная школа.—2002-№2-с.56

3. Баранов М.Т. Работа над орфографическими ошибками в V - VIII классах. - М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1962 - 48 с.

4. Бессчастная Е.И. Мнемонические приемы при обучении грамотному письму// Начальная школа, 1997, №3, с.56-57.

5. Блюз С.М. Работа над ошибками // Начальная школа, 2004, №8, с.40-45

6. Варганова Л.Д. Орфографическое программирование как способ подготовки к формированию орфографической зоркости учащихся// Начальная школа, 2005, №6, с. 18-22.

7. Варова Т.В. Самоконтроль в работе над грамотностью. Алгоритм поиска и квалификации орфографической ошибки // Вестник, 2003, №11

8. Дарина Т.Ю. Использование элементов программирования при изучении безударных гласных в корне// Начальная школа, 1997, №12, с.67-68.

9. Длугашевская С.А. Предупреждение ошибок в процессе комментированного письма// Начальная школа, 2005, №6, с.26-30.

10. Ераткина В.В. Работа над непроверяемыми написаниями (на уроках обучения грамоте)// Начальная школа, 1994, №1, с. 23-24.

11. Ераткина В.В. Методика обучения непроверяемым написаниям в начальной школе. - Рязань: Рязанский педагогический институт, 1989 - 100 с.

12. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М.: Наука, 1982 - 152 с.

13. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. - М.: Наука, 1975 - 290 с.

14. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. - М.: Просвещение, 1991 - 148 с.

15. Кузьменко Н.С. Методическая подготовка учителя к формированию орфографической зоркости у младших школьников. - М.: МПСИ: Флинта, 1999 - 102 с.

16. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды. - Воронеж: НПО "МОДЭК", 2001 - 448 с.

17. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Издательский центр «Академия»,2002 - 464 с.

18. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М.: Просвещение, 1987 - 414 с.

19. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. - М.: Флинта - Наука, 1998 - 208 с.

20. Разумовская Л.И. Методика  обучения орфографии в школе:  Кн. для учителя 2-е изд., доп.  –М.: Просвещение, 1996.

21. Рождественский Н.С. Методика грамматики и орфографии в начальных классах. - М. «Просвещение», 1975.

22. Рубинштейн С.А. Основы общей психологии. –М., 1978.

23. Соловейчик М.С. Русский  язык в начальных классах. Теория  и практика обучения. –М., 1993.

24. Фролова Л.А. Структура орфографической зоркости и условия ее развития у младших школьников.// Начальная школа. № 5, 2001 - 41с.

25. Электронный сайт http://www.bolshe.ru.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Работа над орфографическими ошибками в начальных классах