Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 12:46, курсовая работа
Орфографические ошибки в письменной речи школьников — закономерное явление процесса обучения. Они объясняются, главным образом, незнанием норм правописания к моменту письменной работы
или недостаточным уровнем овладения навыком употребления изученного правила. Систематический контроль должен не только выявить уровень подготовленности учащихся, но и своевременно предупредить пробелы в их знаниях, установить причины ошибок, наметить пути их ликвидации.
Нет необходимости доказывать,
что приемы самостоятельной работы
учащихся над ошибками, названных
выше, активизируют мыслительную деятельность
школьников, формируют у них умение
сознательно применять
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив данный вопрос, мы пришли к выводу, что грамотность занимает одно из главных мест в процессе обучения младших школьников. Орфографическая грамотность - составная часть речевых умений и навыков, часть языковой культуры. Понимание роли орфографии может быть достигнуто только в коммуникативных ситуациях: при написании диктантов, сочинений и различных работ творческого характера и т.д. Только в этом случае человек стоит перед проблемой выбора и, к сожалению, он не всегда верен.
Формирование грамотности
- это сложный и длительный процесс.
Орфографическая грамотность
Н.С. Рождественский писал: «Грамотное письмо - не только движение пишущей руки, а особая речевая деятельность; каждое написание отражает строй русского языка… Чем развитее ребенок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче дается ему и правописание».
Сложность природы орфографического навыка определяет различные методические подходы и приемы (как традиционные, так и нетрадиционные) на путях его формирования. Развитие методической мысли связано, прежде всего, с борьбой двух направлений: грамматического и антиграмматического. Суть научных споров, которые ведутся вплоть до наших дней, сводятся к выявлению механизмов грамотного письма.
Новый этап в развитии грамматического направления связан с двумя особенно важными моментами: во-первых, исходя из того принципиально важного положения, что «всякая педагогическая теория в той или иной степени связана с определенной психологической теорией», появляются исследования, анализируются психологические взгляды педагогов и методистов как дореволюционного, так и современного периода; в педагогическую психологию приходит эксперимент, который проводится в естественных условиях обучения. Особое место среди этих экспериментальных исследований занимают те, цель которых - установить психологические причины сбоев в понимании учебного материала, трудностей и ошибок в его усвоении.
Результаты исследований следующие:
1. Выработка орфографического
навыка на грамматической
2. Весь сложный процесс
выработки навыка должен
3. Столкновение с трудностями.
4. Принципы варьирования материала.
5. Овладение приемами умственной работы (правила-алгоритмы).
Формирование орфографической правильности письменной речи является непрерывным процессом, так как оно происходит в течение всего обучения в школе и способствует становлению грамотного ученика. Ведь язык - это не только предмет изучения, это одновременно инструмент познавания и способ самовыражения: открывая человеку мир, язык способствует раскрытию внутренней сущности человека, и это процесс бесконечный.
Выработка орфографического
навыка связана со всеми сторонами
языка, поэтому в систему упражнений
необходимо включать работу на всех языковых
уровнях: фонетики, орфоэпии, графики,
лексики, состав слова и словообразования,
морфологии и синтаксиса - это составляет
целостную систему и
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1987 - 322 с.
2. Бакурина Т. М. Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне/Т.Н. Бакурина//Начальная школа.—2002-№2-с.56
3. Баранов М.Т. Работа над орфографическими ошибками в V - VIII классах. - М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1962 - 48 с.
4. Бессчастная Е.И. Мнемонические приемы при обучении грамотному письму// Начальная школа, 1997, №3, с.56-57.
5. Блюз С.М. Работа над ошибками // Начальная школа, 2004, №8, с.40-45
6. Варганова Л.Д. Орфографическое программирование как способ подготовки к формированию орфографической зоркости учащихся// Начальная школа, 2005, №6, с. 18-22.
7. Варова Т.В. Самоконтроль в работе над грамотностью. Алгоритм поиска и квалификации орфографической ошибки // Вестник, 2003, №11
8. Дарина Т.Ю. Использование элементов программирования при изучении безударных гласных в корне// Начальная школа, 1997, №12, с.67-68.
9. Длугашевская С.А. Предупреждение ошибок в процессе комментированного письма// Начальная школа, 2005, №6, с.26-30.
10. Ераткина В.В. Работа над непроверяемыми написаниями (на уроках обучения грамоте)// Начальная школа, 1994, №1, с. 23-24.
11. Ераткина В.В. Методика обучения непроверяемым написаниям в начальной школе. - Рязань: Рязанский педагогический институт, 1989 - 100 с.
12. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М.: Наука, 1982 - 152 с.
13. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. - М.: Наука, 1975 - 290 с.
14. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. - М.: Просвещение, 1991 - 148 с.
15. Кузьменко Н.С. Методическая подготовка учителя к формированию орфографической зоркости у младших школьников. - М.: МПСИ: Флинта, 1999 - 102 с.
16. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды. - Воронеж: НПО "МОДЭК", 2001 - 448 с.
17. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Издательский центр «Академия»,2002 - 464 с.
18. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М.: Просвещение, 1987 - 414 с.
19. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. - М.: Флинта - Наука, 1998 - 208 с.
20. Разумовская Л.И. Методика обучения орфографии в школе: Кн. для учителя 2-е изд., доп. –М.: Просвещение, 1996.
21. Рождественский Н.С. Методика грамматики и орфографии в начальных классах. - М. «Просвещение», 1975.
22. Рубинштейн С.А. Основы общей психологии. –М., 1978.
23. Соловейчик М.С. Русский
язык в начальных классах.
24. Фролова Л.А. Структура орфографической зоркости и условия ее развития у младших школьников.// Начальная школа. № 5, 2001 - 41с.
25. Электронный сайт http://www.bolshe.ru.
Информация о работе Работа над орфографическими ошибками в начальных классах