Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 12:46, курсовая работа
Орфографические ошибки в письменной речи школьников — закономерное явление процесса обучения. Они объясняются, главным образом, незнанием норм правописания к моменту письменной работы
или недостаточным уровнем овладения навыком употребления изученного правила. Систематический контроль должен не только выявить уровень подготовленности учащихся, но и своевременно предупредить пробелы в их знаниях, установить причины ошибок, наметить пути их ликвидации.
Использование одного и того же приема исправления ошибки приводит к тому, что учащиеся не выполняют работу над ошибками и допускают типичные ошибки.
С целью активизации учебной
деятельности учащихся в процессе выполнения
работы над ошибками и осуществления
индивидуально-
Первую группу составляют
учащиеся, которые допускают в
письменных работах 1-2 ошибки, самостоятельно
могут обнаружить и исправить
их во время самопроверки и взаимопроверки,
систематически выполняют работу над
ошибками и не испытывают при этом
затруднений в определении
Ко второй группе относятся
учащиеся, которые допускают в
письменных работах 1-2 ошибки, частично
обнаруживают и исправляют их во время
само- и взаимопроверки, эпизодически
выполняют работу над ошибками, и
не испытывают при этом затруднений
в определении характера
Третья группа включает учащихся,
которые допускают 3-5 ошибок в письменных
работах, самостоятельно не могут обнаружить
и исправить их во время само-
и взаимопроверки, эпизодически выполняют
работу над ошибками, затрудняются
в определении характера
Для четвертой группы учащихся
характерно большое количество ошибок
в письменных работах. Учащиеся не могут
обнаружить и исправить их, не выполняют
работу над ошибками, затрудняются
в определении характера
На протяжении обучения состав групп должен меняться в зависимости от качественных изменений показателей каждой группы, с целью развития самостоятельности учащихся в процессе работы над ошибками и исключения “привыкания” к однообразному способу исправления ошибки учителем.
В Таблице 1 представлены способы исправления учителем орфографических ошибок для учащихся каждой группы.
Таблица 1
Способы исправления ошибок.
Группы учащихся |
Способы исправления ошибок. |
1 |
|
2 |
|
3 |
Например:
|
4 |
Например:
Зачеркивание ошибки, надписывание правильного варианта, указание на полях способа исправления ошибки. Например:
|
Например:
Зачеркивание ошибки, надписывание правильного варианта, указание на полях способа исправления ошибки.
Применение учителем разных
способов указания на ошибку в процессе
проверки письменных работ не только
позволяет учитывать
Так, 7-й способ указания на
ошибку побуждает учащихся к репродуктивной
деятельности, однако исключает возможность
неверного выбора способа исправления
ошибки. 6-й и 5-й способы содержат
подсказку, которая помогает учащимся
ориентироваться в памятке
Среди разнообразных приемов
исправления ошибок наиболее ценным
следует признать тот, который обеспечивает
осознание учащимся допущенных ими
ошибок. Когда учитель уверен, что
учащийся сам исправит ошибку и не
сделает при этом новой, то использует
приемы, рассчитанные на большую степень
самостоятельности. Чем конкретнее
и подробнее указание на ошибку,
тем легче учащимся ее исправить.
Исправления, сделанные учителем в
тетради, должны обязывать учащихся
к определенной работе над ошибками,
которую нужно контролировать. Сами
по себе, без последующей работы,
исправления учителя не способствуют
исправлению орфографических
После того как ошибка зафиксирована
учителем, ученик должен выполнить
работу над ошибками. Чаще всего
учащиеся используют приемы исправления,
которые соответствуют образцу,
данному учителем после письменной
работы, или многократно переписывают
слово. Такие способы исправления
ошибки характеризуются репродуктивной
деятельностью учащихся и не достигают
нужного результата. Кроме того,
многократно переписывая слово,
учащиеся пишут его второй и третий
раз с той же ошибкой, тем самым
закрепляя вариант
Опыт показывает целесообразность проведения отдельных уроков для работы над ошибками. Условно работу над ошибками можно разделить на 2 вида:
1) Работа над типичными
ошибками, которая проводилась в
классе после выполнения
2) Работа над индивидуальными ошибками, которая проводилась как в классе, так и дома.
Проводя работу над орфографическими ошибками на специальном уроке, учитель воспроизводит знания детей по отдельным правилам орфографии, на которые ими были допущены ошибки, дает образцы объяснения ошибок, закрепляя орфографические навыки, а так же готовит учащихся к самостоятельной работе над ошибками, кроме того, учитель указывает, в чем заключается ошибка ученика, как надо её исправить, и почему исправить таким образом. Работа над ошибками должна проводиться в определённой системе и начинаться с анализа орфограмм, которые являются основной в данной работе. Проверив письменные работы детей, учитель должен отметить те группы ошибок, которые являются типичными. В данном случае для всех детей, и над которыми надо основательно поработать в классе коллективно. Здесь отрабатываются, как сказано выше, типичные ошибки, а дома учащиеся работают над остальными индивидуальными ошибками. Причем успех в домашней работе зависит от того, насколько обучающей была эта работа на уроке.
Основным содержанием урока “Работа над ошибками” должно быть:
– анализ письменных работ;
– повторение соответствующего теоретического материала;
– показ учителем приемов работ над ошибками;
– упражнения в закреплении данных орфограмм;
– задание на дом.
Чтобы не притуплялось орфографическое внимание, считаю необходимым применять такие формы работы над ошибками, которые заставляли бы детей активно мыслить, творчески работать.
Важное звено в формировании орфографического навыка – самостоятельная работа учащихся над своими ошибками.
Приемы самостоятельной работы над ошибками могут быть самыми разнообразными. Они зависят от типа правил, на которые допущены ошибки, от подготовленности класса, от умения учащихся работать самостоятельно и других условий. К этим приемам относятся:
– самостоятельное исправление ошибок, отмеченных учителем особыми знаками на полях;
– самостоятельное объяснение учащимися правописания тех слов, в которых ими были допущены ошибки;
– подбор проверочных слов данными словами;
– выбор слов из “словаря” для сопоставления и проверки;
– взаимопроверка работ учащихся;
– подбор аналогичных приёмов с данной орфограммой;
– подбор примеров, противоположных по написанию;
– письменный орфографический разбор или разбор по составу слова;
– выписывание слов и словосочетаний из текста, диктанта с определенной орфограммой и составлением с ними предложений, рассказов;
– выписывание слов из тетради “Мои ошибки” для сопоставления и анализа.
Памятка ученику «Как работать над ошибками».
1. Если пропущена, не
дописана или переставлена
2. Если допущена ошибка на правило, определи, в какой части слова она находится. Для этого разбери слово по составу.
3. Если ошибка допущена в приставке, узнай в учебнике как эта приставка пишется, напиши слово правильно. Подбери и напиши три слова с той же приставкой. Подчеркни приставку и обозначь ударение.
4. Если ошибка в корне,
узнай, на какое правило.
5. Если ошибка в суффиксе, узнай, как он пишется и напиши еще два слова с тем же суффиксом, выдели во всех словах суффикс.
6. Если ошибка в окончании существительного, то выпиши это слово с тем словом, с которым связано данное. Укажи вопрос, падеж, склонение, окончание. Составь предложение с существительным в этом же падеже.
7. Если ошибка в окончании
прилагательного, то выпиши
8. Если ошибка в окончании
глагола, выпиши
Метод решения грамматико-
Трудность орфографических задач, по сравнению с математическими, состоит в том, что школьник, в сущности, должен сам поставить перед собой задачу, она ему не дана ни учебником, ни учителем. Он должен в процессе письма, не отвлекаясь от содержания того, что он пишет, от техники начертания букв и соединений, найти в слове орфограмму и осознать ее как задачу. Время на решение каждой задачи ограничено.
Решая орфографическую задачу, школьник должен совершить следующие действия:
во-первых, увидеть орфограмму в слове, словосочетании, тексте;
во-вторых, определить ее вид, проверяемая или нет; если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится; вспомнить правило;
в-третьих, определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы, от соответствующего правила;
в-четвертых, определить шаги, ступени решения и их последовательность, то есть составить (обычно - вспомнить) алгоритм решения задачи;
в-пятых, решить задачу, т.е. выполнить последовательность действия по алгоритму, не пропустив ни одного и не совершив ошибки ни на одной из ступеней, получить результат - вывод о правильном написании.
в-шестых, написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.
Одним из эффективных видов упражнений для запоминания орфограмм является комментированное письмо.
Устное объяснение орфограмм
непосредственно перед
Вот почему особенно целесообразно
практиковать прием комментированного
письма сразу же после объяснения
орфографического правила, для того,
чтобы выяснить, поняли ли учащиеся,
какие существенные признаки и в
какой последовательности надо указать,
чтобы верно применить
Наконец, учащиеся переходят к следующему этапу - к творческому, который характеризуется тем, что учащиеся получают только задание, а как его выполнить, им не подсказывают.
Творчество - это завершающий этап изучения темы. Только имея реальные, а не формальные знания, учащиеся смогут самостоятельно применить их в определенных условиях. Но творческому применению знаний надо учить. Нередко, убедившись в умении учащихся узнавать данные орфограммы, изменять грамматические формы слов в соответствии с правилами, учитель считает, что тема усвоена.
Между тем знания можно
считать реальными лишь тогда, когда
учащиеся могут применять их по собственной
инициативе, привлекая эти знания
для разрешения встречающихся в
процессе творческого письма трудностей.
Эта стадия усвоения не приходит сама
собой: от узнавания и конструирования
учащиеся постепенно переходят к
упражнениям творческого
Основными видами творческих
работ, в связи с обучением
орфографии, являются подбор примеров
по определенному заданию и
Учащиеся по требованию учителя приводят свои примеры на разных стадиях изучения темы: и сразу же после объяснения, и в период закрепления материала, и в момент его повторения.
В упражнения целесообразно включить такие варианты орфограммы:
I. Варианты орфограммы, имеющей
лексико-семантическую
1) слова, которые произносятся
одинаково, но пишутся по-
II. Варианты орфограммы, имеющие
фонетико-морфологические
2) существительные 1-го скл. (в Р. п. мн. ч.) с основой:
a) на мягкий шипящий: задач, чащ;
b) на тв. шипящий: крыш, рогож
3) существительные 2-го скл. (в Р. п. мн. ч.) с основой на мягкий шипящий: училищ, пастбищ, жилищ, полчищ, сокровищ и т.п.;
4) существительные 2-го скл. (в И. п. и В. п. ед. ч.) с основой:
a) на мягкий шипящий: богач, клещ;
b) на твердый шипящий: камыш, саквояж
5) существительные 3-го скл. (в И. п. и В. п. ед. ч.) с основой:
a) на мягкий шипящий, картечь, мощь;
b) на твердый шипящий: роскошь, залежь.
Особое внимание следует уделить существительным 1-го склонения с основой на мягкий шипящий (туч, рощ) и существительным 3 скл. с основой на твердый шипящий (залежь, роскошь и под.).
Мы считаем, что в начальной
школе нужно изучать все
При этом не следует забывать о том, что работа над ошибками должна быть обучающей, т.е. является продолжением деятельности ученика по овладению орфографических навыков.
Информация о работе Работа над орфографическими ошибками в начальных классах