Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 13:29, курсовая работа
Актуальность исследования заключается в том, что проблема взаимодействия школы и семьи всегда была и остается в центре внимания. Современный учитель, обучающий и воспитывающий школьников, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьей учащегося во многом зависит эффективность формирования личности ученика. Отношения школы и семьи, учителей и родителей пока еще не всегда являются нормальными. Зачастую они выступают как противники, которые борются за первенство влияния на детей.
Цель исследования – изучить деятельности классного руководителя.
Объектом исследования является процесс деятельности классного руководителя.
Предмет исследования – работа классного руководителя с родителями.
Задачи исследования:
1. На основе анализа педагогической литературы определить функции и основные формы работы классного руководителя с родителями.
2. Проанализировать работу классного руководителя (на примере одной из Омских школ), выявить приоритетные формы взаимодействия с родителями.
3. На основе методики Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения», выявить уровень удовлетворенности родителей работой педагогического коллектива.
4. Сформулировать пути совершенствования работы классного руководителя с родителями.
Методы исследования – анкетирование, опрос, теоретический анализ.
Содержание
Введение …………………………………………………………… 3
Глава 1. Работа классного руководителя с родителями…………… 5
Глава 2. Практическое изучение взаимодействия учителя с родителями…. 14
Заключение …………………………………………………………… 20
Приложение 1 ………………………………………………………… 21
Приложение 2 ………………………………………………………… 23
Список литературы …………………………………………………... 24
Результаты
исследования по изучению удовлетворенности
родителей работой
Таблица 1.
№
Ф.И.О родителей |
1.
Пономарева Е.П. |
2.
Дмитриев С.И. |
3.
Малышкин С.в. |
4.
Долженко А.С. |
5.
Черников И.Г. |
6.
Журавлева А.В. |
7.
Сенина О.В |
8.
Баранник А.И. |
9.
Семенов В.В. |
10.
Стецко С.Г. |
1 | 3 | 4 | 2 | 4 | 3 | 1 | 2 | 4 | 2 | 2 |
2 | 4 | 3 | 2 | 3 | 4 | 2 | 2 | 3 | 1 | 1 |
3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 |
4 | 3 | 4 | 1 | 4 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 |
5 | 4 | 3 | 2 | 4 | 3 | 1 | 3 | 3 | 1 | 2 |
6 | 3 | 2 | 3 | 3 | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 |
7 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 | 3 |
8 | 4 | 4 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
9 | 3 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 | 3 | 3 |
10 | 3 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 |
11 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 |
12 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 |
13 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 1 | 1 |
14 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 |
15 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 |
Результаты (У) | 3,1 | 3 | 2,4 | 2,6 | 2,6 | 2 | 2,2 | 2,6 |
По
результатам исследования можно
сказать о низком уровне удовлетворенности
родителей деятельностью
Многие родители удовлетворены коллективом, в котором учится их ребенок. Это очень важно, поскольку ребенок очень тесно связан с семьей, он еще не приобрел нужной способности к управлению своими чувствами, своим поведением и пока еще пытается, конечно, неосознанно, искать в школе то, в чем он нуждается. Это свидетельствует о том, что в семье разумные, добрые отношения, тогда ребенок сам будет вносить в школу доброту и разумность. Очень важно, чтобы родители испытывали чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и педагогом ребенка, от этого зависит уровень удовлетворенности родителей теми условиями, которые предоставляет школа.
Уровень
удовлетворенности родителей
способностей; теми знаниями, которые дает педагог.
Родители не должны все обязанности отдавать педагогу, поскольку он лишь помогает и направляет действия родителей по воспитанию детей. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Взаимодействие заключается и в единстве требований к ребенку, организации совместной деятельности, изучении ребенка в семье и школе, составление программ его развития.
Таким образом, мы можем сказать, что классный руководитель не должен навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, а должен ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам школы, класса, тогда общий коэффициент удовлетворенности родителей работой учебного заведения будет расти.
В целях изучения работы классного руководителя 6а класса был проведен опрос, результаты которого представлены в таблице 2.
Таблица 2. Опрос классного руководителя.
№ | Ответы на вопросы |
1 | 1. Повседневное
наблюдение за деятельностью
и поведением учащихся в 2.
Индивидуальные беседы. С помощью
них классный руководитель |
2 | В основном используются групповые формы работы. Чаще всего это родительские собрания. Собрания организуются 1 раз в четверть. С родителями обсуждаются примерные тематики родительских собраний, и выбираются те, которые понравятся всем. Собрание носит не только теоретический, но и практический характер: разбор ситуаций, дискуссии, обсуждения. |
3 | Взаимодействие с семьей данного классного руководителя является эффективным, поскольку он достаточно длительное время работает в школе. Связи с родителями являются дружескими и взаимно уважительными. Родители знают план, содержание учебно-воспитательного процесса в классе, тем самым повышается их интерес, активность, они стараются чем-то помочь, поддержать, появляется забота о делах класса. |
4 | Для классного руководителя классное руководство - это не только обязанности по организации классного коллектива, а настоящая привязанность в каждом. Поэтому он старается приблизить семью к школе. Если ребенок видит своих родителей активно участвующих во всех проводимых мероприятиях, то и он вырастет таким же увлеченным, в жизни, найдет свой правильный путь. Родители – активные участники классных часов, праздников, экскурсий. Они стараются принимают самое активное участие в подготовке своих детей к конкурсам, соревнованиям. |
5 | В тесном контакте со всеми родителями находиться не удается. Как было сказано выше, некоторые из них принимают активное участие. Есть конечно и неблагополучные семьи, которые требуют особого внимания. Здесь имеет место проводить беседы по вопросам воспитания ребенка, консультации, посещение семьи. |
По данным опроса можно сделать вывод о том, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Руководителем, организатором его выступает педагогический коллектив школы, классный руководитель. Классный руководитель 6а класса пытается помочь семье в воспитании детей и одновременно поднять ее ответственность за воспитание подрастающего поколения. Это происходит в результате систематической, последовательно организуемой работы по формированию у родителей педагогических умений и навыков. Основная забота учителя – сделать так, чтобы семья положительно влияла на школьника. А это не всегда простое дело. Одним из путей достижения этого является объединение родителей в сплоченный коллектив, деятельность которого направлена на повышение уровня учебно-воспитательной работы со всеми учащимися класса.
2.3 Методические рекомендации по организации эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями
Чтобы связи школы с родителями были дружескими и взаимно уважительными, учителям следует соблюдать такие правила:
1.
Никогда не жаловаться
2.
Родительские собрания нужно
проводить как встречи
Вопросы, касающиеся личности отдельных учеников на этих встречах не затрагиваются. Они могут обсуждаться только в личной беседе учителя с родителями. Только наедине можно сообщать родителям результаты ученика, обсуждать его личные трудности, пути их преодоления и развития нужных качеств.
3. Учителя должны знать условия жизни ребенка, характер взаимоотношений в семье, особенности их родителей.
4.
Необходимо воспитывать у
Весьма полезно участие родителей в проведении внеучебных занятий детей по их интересам. Хорошо привлекать родителей для проведения праздников, бесед, экскурсий, походов на природу, для работы в педагогическом совете, в Совете школы. Сделать родителей своими соучастниками – важная и ответственная задача, требующая от классного руководителя большого терпения, такта и преданности делу. Правильно понимающий свои обязанности родительский коллектив – это большая опора, союзник и помощник учителя в учебно-воспитательной работе.
Каждое мероприятие, проводимое родителями, каждая встреча их с детьми требуют определенный минимум педагогических знаний, умений. Вот здесь то и нужна поддержка, доброжелательность классного руководителя. Перед каждым мероприятием, проводимым родителями, необходимо организовать консультации, составление плана мероприятия, распределение обязанностей, что является одним из важных условий слаженности и взаимопонимания в совместной деятельности.
Заключение
Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. Эта работа приносит успех, если она, будучи систематической и научно обоснованной, органично включается в общую педагогическую деятельность классного руководителя. Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье.
Классный руководитель – центральное лицо воспитательного процесса. Родители судят о школе по мастерству классного руководителя, выражая удовлетворение либо неудовлетворение в первую очередь его профессионализмом. Родители чувствуют самое главное – кто и как вводит ребенка в жизнь. Взаимодействие классного руководителя с родителями является неотъемлемой частью его работы в школе. С первых же дней важно наладить с родителями детей дружеские, партнерские отношения. Ведь основы воспитанности ребенка закладываются в семье, и в школу он приходит уже так или иначе воспитанным.
Школа
обязана помочь родителям, став для
них центром психолого-
Информация о работе Работа классного руководителя с родителями