Работа классного руководителя с родителями

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования заключается в том, что проблема взаимодействия школы и семьи всегда была и остается в центре внимания. Современный учитель, обучающий и воспитывающий школьников, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьей учащегося во многом зависит эффективность формирования личности ученика. Отношения школы и семьи, учителей и родителей пока еще не всегда являются нормальными. Зачастую они выступают как противники, которые борются за первенство влияния на детей.
Цель исследования – изучить деятельности классного руководителя.
Объектом исследования является процесс деятельности классного руководителя.
Предмет исследования – работа классного руководителя с родителями.
Задачи исследования:
1. На основе анализа педагогической литературы определить функции и основные формы работы классного руководителя с родителями.
2. Проанализировать работу классного руководителя (на примере одной из Омских школ), выявить приоритетные формы взаимодействия с родителями.
3. На основе методики Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения», выявить уровень удовлетворенности родителей работой педагогического коллектива.
4. Сформулировать пути совершенствования работы классного руководителя с родителями.
Методы исследования – анкетирование, опрос, теоретический анализ.

Содержание

Содержание
Введение …………………………………………………………… 3
Глава 1. Работа классного руководителя с родителями…………… 5
Глава 2. Практическое изучение взаимодействия учителя с родителями…. 14
Заключение …………………………………………………………… 20
Приложение 1 ………………………………………………………… 21
Приложение 2 ………………………………………………………… 23
Список литературы …………………………………………………... 24

Работа содержит 1 файл

Педагогика.doc

— 158.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Содержание

  Введение  …………………………………………………………… 3

Глава 1. Работа классного руководителя с родителями…………… 5

Глава 2. Практическое изучение взаимодействия учителя с  родителями…. 14

Заключение …………………………………………………………… 20

Приложение 1 ………………………………………………………… 21

Приложение 2 ………………………………………………………… 23

Список литературы …………………………………………………... 24

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

  Основным  структурным элементом в школе  является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются  социальные отношения между учащимися. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга учащихся, первичного сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

  Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остается классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь.

  Доступными  и корректными средствами классный руководитель согласовывает учебно-воспитательную работу учителей, преподающих в классе; формирует коллектив учащихся и  направляет его работу; координирует совместную деятельность учителей и коллектива учащихся; собственными силами, привлекая всех учителей и специалистов со стороны, проводит внеклассную воспитательную работу; организует и регулирует многосторонние связи класса с внешним миром.

  Важной  ролью классного руководителя является воспитание у школьников ответственного отношения к учению и способности учиться самостоятельно. Он располагает немалыми возможностями для развития эстетических интересов и художественного вкуса у учащихся. Его педагогический долг – заботиться также о сохранении и укреплении здоровья воспитанников. Особая роль классного руководителя состоит в том, чтобы, повышая педагогическую культуру родителей учащихся, добиваться единства в воспитательной деятельности школы и семьи.

  Таким образом, мы можем сказать, что классный руководитель выступает и как организатор воспитательной деятельности, и как наставник учащихся.

  Классный  руководитель – педагог-профессионал, духовный посредник между обществом  и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства.

  Актуальность  исследования заключается в том, что проблема взаимодействия школы  и семьи всегда была и остается в центре внимания. Современный учитель, обучающий и воспитывающий школьников, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьей учащегося во многом зависит эффективность формирования личности ученика. Отношения школы и семьи, учителей и родителей пока еще не всегда являются нормальными. Зачастую они выступают как противники, которые борются за первенство влияния на детей.

  Цель  исследования – изучить деятельности классного руководителя.

  Объектом исследования является процесс деятельности классного руководителя.

  Предмет исследования – работа классного руководителя с родителями.

  Задачи  исследования:

  1. На основе анализа педагогической  литературы определить функции  и основные формы работы классного  руководителя с родителями.

  2. Проанализировать работу классного  руководителя (на примере одной  из Омских школ), выявить приоритетные формы взаимодействия с родителями.

  3. На основе методики Е.Н.Степанова  «Изучение удовлетворенности родителей  работой образовательного учреждения»,  выявить уровень удовлетворенности  родителей работой педагогического  коллектива.

  4. Сформулировать пути совершенствования  работы классного руководителя  с родителями.

  Методы  исследования – анкетирование, опрос, теоретический анализ.

Глава 1. Работа классного  руководителя с родителями

1.1 Основы педагогического  взаимодействия с  родителями школьника

 

 Важным звеном в построении воспитательной работы является взаимодействие педагога с  родителями школьника. Семья – та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются  основы личности. Какую бы сторону  развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья, выполняя следующие важнейшие функции:

  регулирование физического и эмоционального развития;

  влияние на развитие психологического пола; влияние  на умственное развитие;

  ознакомление  ребенка с социальными нормами;

  формирование  ценностных ориентаций;

  социальная  поддержка.

  Выполнение  этих функций способствуют климат семейных отношений, режим семейной жизни, содержание деятельности, присущее различным поколениям членов семьи.

  Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к  проблемам и нуждам семьи, разрабатываются  и реализуются комплексные целевые  программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, приводящие к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение материального уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отделяется от родителей.

  Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется квалифицированная  помощь со стороны школы. Только в  процессе взаимодействия педагогов  и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

  Школа и семья – естественные союзники, два основных фактора в воспитании учащихся. Объединить их усилия – значит во многом решить проблему воспитания подрастающего поколения. Для учителей и родителей необходимо единство взглядов на воспитание детей, единство воздействия на их формирование. Главное для них – условия для нормального обучения, развития и воспитания. Во-первых, школа и родители заинтересованы в том, чтобы дети были здоровы, жизнедеятельны и активны. Во-вторых, школа и родители заинтересованы в хорошей успеваемости учащихся. Очень важно, чтобы школы, родители и общественность объединили свои усилия по созданию условий для нормального обучения и воспитания учащихся. Здесь необходимо единство взглядов и воздействий на формирование личности учащихся.

  Доверие – главная цель в педагогическом общении с родителями. Его можно  достичь с помощью определенных методических приемов. Прежде всего  педагог должен «транслировать»  родителям положительный образ ребенка. Повседневное общение в семье часто лишает возможности замечать какие-то стороны личности или не дает им проявиться. Педагог видит ребенок в разнообразных ситуациях учебной и другой деятельности, в среде сверстников и может предоставить родителям эту информацию. Кроме того, важно, чтобы родители увидели позитивное отношение педагога к их ребенку, и могли быть уверены в том, что педагог действует именно в интересах ребенка. Важен диалог между родителями и педагогом, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка.

  Однако  взаимодействие с семьями воспитанников  складываются по-разному. Выяснить воспитательные возможности семьи помогает педагогическая диагностика.

1.2 Основные функции  деятельности классного руководителя и способы его общения с родителями

  Воспитательная  работа школы не может строиться  без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье.

  Основа  взаимодействия классного руководителя и семьи состоит в том, что  обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств.

  Работа  с родителями – неотъемлемая часть  системы работы классного руководителя. По своему статусу классный руководитель в школе – основной субъект  воспитательной работы с родителями учащихся. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия школы и семьи в воспитании личности школьника; будучи специалистом в области педагогики и психологии, помогает родителям в разрешении противоречий семейного воспитания, в корректировке воспитательных воздействий окружающей социальной среды. Классный руководитель должен выступать в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой.

  Л.И. Маленкова согласно воспитательной позиции во взаимодействии школы и семьи, выделяет следующие функции классного руководителя:

  1) ознакомление родителей с содержанием  и методикой учебно-воспитательного  процесса, организуемого школой;

  2) психолого-педагогическое просвещение родителей;

  3) вовлечение родителей в совместную  с детьми деятельность;

  4) корректировка воспитания в семьях  отдельных учащихся;

  5) взаимодействие с общественными организациями родителей.

  Ознакомление  родителей с содержанием и  методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой, обусловлено необходимостью выработки единых требований, общих принципов, определения цели и задач воспитания. Классный руководитель должен знакомить родителей с собственной жизненной и педагогической позицией, с целью, задачами и программой своей будущей деятельности, с планом воспитательной работы, со спецификой, задачами и проблемами предстоящего года.

  Психолого-педагогическое просвещение родителей. Р.М. Капралова  выделяет требования, которые должны обеспечит высокую эффективность психолого-педагогического просвещения:

  1.Вооружение  родителей знанием научных основ  теории воспитания.

  2.Психолого-педагогическое  просвещение должно носить опережающий,  предупредительный характер.

  3.Психолого-педагогическое  просвещение должно рассматриваться только как функция всего педагогического коллектива школы: в соответствии с программой, с учетом подготовленности и желания учителя или другого работника школы в конце учебного года распределяются темы для подготовки к чтению лекций.

  4.Психолого-педагогическое просвещение должно рассматриваться как обязательное и принимать форму всеобуча родителей.

  5.Психолого-педагогическое  просвещение должно сочетать  теоретическую подготовку родителей  с практической направленностью  всех занятий, нацеленностью всех форм и методов работы на раскрытие диалектики воспитания, т.е. на обучение родителей методам активного воздействия на психику ребенка.

  6.Каждое  занятие должно сопровождаться  ярким, убедительно раскрытым  с психологической и педагогической  точки зрения показом методов, средств и приемов воспитания в той или иной семье, имеющей устойчивые положительные воспитательные результаты [6, с.68-71].

  Вовлечение  родителей в совместную с детьми деятельность. Данная функция мотивируется задачами расширения воспитывающей внеурочной деятельности, улучшения взаимоотношений учителей, родителей и детей в ходе этой деятельности.

Информация о работе Работа классного руководителя с родителями