Работа классного руководителя с родителями

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования заключается в том, что проблема взаимодействия школы и семьи всегда была и остается в центре внимания. Современный учитель, обучающий и воспитывающий школьников, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьей учащегося во многом зависит эффективность формирования личности ученика. Отношения школы и семьи, учителей и родителей пока еще не всегда являются нормальными. Зачастую они выступают как противники, которые борются за первенство влияния на детей.
Цель исследования – изучить деятельности классного руководителя.
Объектом исследования является процесс деятельности классного руководителя.
Предмет исследования – работа классного руководителя с родителями.
Задачи исследования:
1. На основе анализа педагогической литературы определить функции и основные формы работы классного руководителя с родителями.
2. Проанализировать работу классного руководителя (на примере одной из Омских школ), выявить приоритетные формы взаимодействия с родителями.
3. На основе методики Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения», выявить уровень удовлетворенности родителей работой педагогического коллектива.
4. Сформулировать пути совершенствования работы классного руководителя с родителями.
Методы исследования – анкетирование, опрос, теоретический анализ.

Содержание

Содержание
Введение …………………………………………………………… 3
Глава 1. Работа классного руководителя с родителями…………… 5
Глава 2. Практическое изучение взаимодействия учителя с родителями…. 14
Заключение …………………………………………………………… 20
Приложение 1 ………………………………………………………… 21
Приложение 2 ………………………………………………………… 23
Список литературы …………………………………………………... 24

Работа содержит 1 файл

Педагогика.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

  Еще одна функция работы школы и классного  руководителя с родителями – это  корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся. Первый аспект – оказание психолого-педагогической помощи учащимся (одаренным, проявляющим интерес к каким-либо формам внеурочной деятельности и т.д.). Другое направление заботы классного руководителя – это оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания.

  Последняя функция работы школы с родителями – это взаимодействие с общественными  организациями родителей: родительскими  комитетами школы и класса, школьными  Советами, Советами по месту жительства и т.д. В их компетенцию входит:

  – помощи школе и классам в проведении воспитательной работы с учащимися;

  – коллегиальное решение отдельных  вопросов жизни школы;

  – связь с административными и  правоохранительными органами;

  – участие в работе с родителями учащихся (проведение родительских собраний, конференций; оказание материальной помощи и правовое воздействие на родителей).

  Таким образом, можно сказать, что данные функции способствуют созданию нормальной воспитывающей среды для организации  школьного воспитательного процесса.

  Что касается основных способов общения родителей и классных руководителей, то Ф.П.Черноусова выделяет следующие способы взаимодействия:

  ·  организация родительских конференций, собраний, индивидуальных встреч родителей и учителей;

  ·  организация работы телефонной линии, по которой родители могут связаться с учителем или получить консультацию по поводу домашнего задания и способов его выполнения;

  ·  использование средств телекоммуникации и регулярной почты;

  ·  разработка домашних заданий, в ходе выполнения которых дети должны обсудить с родителями то, что происходит в школе, или подготовить совместно с ними исследовательский проект; 

  ·  создание родительского клубы или центра в школе;

  ·  проведение неформальных встреч родителей, детей, и учителей( праздники и т.д.)

  ·  уважительное общение с учетом культурной, религиозной и этнической принадлежности родителей.

  Таким образом, можно сказать, что в основе работы классного руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Должно быть доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы. Даже те родители которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей. От согласованности действий школы и семьи зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Школа обязана помочь родителям, став для них центром психолого-педагогического просвещения и консультирования – организуя при школе родительские университеты, лектории, конференции, семинары, объединения родителей.

  1.3 Содержание, формы  и методы совместной  работы классного  руководителя с родителями

  Формы взаимодействия классного руководителя с родителями – это способы  организации их совместной деятельности и общения.

  Целесообразно сочетание коллективных, групповых  и индивидуальных форм взаимодействия. Критерием классификации является количество родителей, включенных во взаимодействие с классным руководителем или педагогическим коллективом. Если форма работы – элемент организации, то метод – это средство воздействия. Между собой они органически связаны, обуславливают друг друга, составляют такое тесное диалектическое единство, что нередко между ними бывает трудно провести линию. Содержание всех форм работы школы с семьей заключается в организации активного воспитательного их взаимодействия, направленного на всестороннее развитие подрастающего поколения. В основе этого взаимодействия – постоянное внимание школы к развитию ребенка, своевременные и педагогически обоснованные конкретные рекомендации учителей, изучение особенностей и возможностей каждой семьи, оказание практической помощи семье при затруднениях в воспитании.

  Перечислим  наиболее распространённые коллективные формы взаимодействия педагогов  и родителей.

  Родительское  собрание – основная форма работы родителей, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллектива. Родительское собрание должно созидать духовную поддержку так, чтобы родители поверили в реальность успехов своих детей, носить характер раздумий о воспитательном процессе становления и развития личности человека. Ф.П. Черноусова замечает, что при проведении родительского собрания, необходимо соблюдать следующее:

  1. Родительское собрание должно  просвещать родителей, а не  констатировать ошибки и неудачи  детей в учебе.

  2. Тема собрания должна учитывать  возрастные особенности детей.

  3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.

  4. Собрание не должно заниматься  обсуждением и осуждением личностей учащихся.

  Т.А. Стефановская выделяет следующие виды родительских собраний:

  – собрания-беседы на воспитательные темы

  – собрания по обмену опытом воспитания детей в семье

  – собрания-консультации

  – собрания в форме круглого стола.

  Каждое  родительское собрание должно быть тематическим и поучительным. Тематика собраний может включать наиболее злободневные вопросы обучения и воспитания школьников. Например, о воспитании у детей сознательного отношения к учению можно провести собрание на темы: «Как помочь детям хорошо учиться», «Организация учебного труда школьника дома». На собрании обсуждаются вопросы здоровья детей, их рационального питания, организации труда и отдыха.

  Родительский  лекторий знакомит родителей с вопросами  воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей. Тематика лекций должна быть разнообразной ,интересной и актуальной для родителей, например: «Возрастные особенности младших подростков», «Что такое самовоспитание?», «Ребенок и природа» и т.д.

  Вечер вопросов и ответов проводится после  опроса родителей или составления  по группам проблемных вопросов, возникающих в воспитании детей и взаимоотношениях с ними.

  Диспут  – размышление по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей  форм повышения педагогической культуры. Проходит в непринуждённой обстановке и позволяет всем включится в  обсуждение проблемы.

  Встреча с администрацией, учителями класса должна проводиться ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями, выслушивают их пожелания.

  Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским комитетом. Вместе они вырабатывают способы реализации тех идей и решений, которые приняты собранием. Классный руководитель и родительский комитет пытаются сформировать советы дел для организации работы с учетом возможностей и интересов родителей. Классный руководитель проводит групповые консультации, лекции, практические занятия для родителей, привлекая учителей, специалистов, например по оказанию помощи детям в овладении навыками мыслительной деятельности, быстрого чтения. Основным содержанием работы классного руководителя является работа с родительским комитетом, педагогическое просвещение родителей, привлечение родителей к совместной работе по проведению праздников, дежурству по школе вместе с учащимися, по организации соревнований и т.д.

  Университет педагогических знаний – это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа университета составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д.

  Групповые занятия могут носить исследовательский  характер. Также групповые занятия  могут быть связанны с обучением  родителей занятиям и умениям  организации деятельности кружков для детей, клубных форм работы в выходные дни. Проводятся различные конференции, специальные встречи, размышления-консультации для того, чтобы привлечь родителей к воспитательной работе в классе, повысить роль в воспитании ребенка.

  Коллективные  и групповые формы взаимодействия пронизывают индивидуальные формы. К ним относят беседы, задушевные разговоры, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку. Индивидуальная работа с родителями требует от педагога гораздо больше усилий и изобретательности, но и эффективность её значительно выше. Именно в индивидуальном общении родители усваивают требования, предъявляемые школой к учащимся, и становятся союзниками классного руководителя.

  Вступая на путь взаимодействия с родителями, педагоги начинают глубже осмысливать свою профессию как сферу предоставления различных образовательных услуг. Если учитель хочет, чтобы родители были довольны школой, в которой учится их ребенок, то он будет учитывать их мнение при построении учебно-воспитательного процесса. Навыки, получаемые в работе с родителями, могут распространяться и на взаимодействие с учащимися,  

  способствуя демократизации и гуманизации школьной жизни. Родители, в свою очередь, нуждаются  в такой помощи, которая могла  бы обеспечить им грамотное выражение  интересов, образовательных потребностей и заказов. Если педагоги смогут найти эффективные формы взаимоотношений на базе образовательной деятельности, то складывающееся образовательное и духовое пространство будет способствовать полноценному развитию детей.

  Положительным результатом сотрудничества для педагогов становится повышение уважения со стороны родителей и общества в целом, улучшение межличностных взаимоотношений с ними, повышение авторитета в глазах детей, родителей и школьной администрации, большая удовлетворённость своей работой, более творческий подход к ней. Для родителей результатом взаимодействия становится лучшее знание детей и школьных программ, уверенность в том, что при обучении учитываются их мнения и пожелания, ощущение своей значимости в школе, укрепление семьи и улучшение общения с детьми. Для детей результатом взаимодействия становится лучшее отношении к школе, к учёбе, развитие учебных знаний и умений, успешное социальное положение.

Глава 2. Практическое изучение взаимодействия учителя  с родителями

2.1 Организация и  методы исследования

  С целью изучения деятельности классного  руководителя нами было проведено исследование в шестом классе средней общеобразовательной  школы № 47 города Омска, чтобы выявит процесс деятельности классного  руководителя с родителями.

  Данное  исследование проводилось в 6а классе, в котором насчитывается 20 человек, из них 11 девочек и 9 мальчиков. В исследовании приняло участие 10 человек (родители).

  В данном исследовании использовалась следующая  методика: «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения» (Приложение 1). Результаты исследования представлены в таблице 1.

  Целью данной методики является выявление  уровня удовлетворенности родителей  работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива. На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:

  1) Уровень степени удовлетворенности  родителей деятельностью образовательного  учреждения.

  То, что учитель должен знать своих  учеников, не вызывает сомнения. Задача школы сегодня – обеспечить развитие каждого ученика, создав необходимые для этого условия. Чтобы человека воспитывать, его надо знать во всех отношениях – это аксиома педагогики. Для того чтобы проанализировать работу классного руководителя был проведен опрос (Приложение 2). Получив ответы от классного руководителя, можно сделать определенные выводы о том какие формы взаимодействия использует классный руководитель при работе с учащимися, родителями; с помощью каких методов проводиться изучение школьников и их родителей; какие методы использует классный руководитель при работе с родителями. Результаты опроса представлены в таблице 2.

Информация о работе Работа классного руководителя с родителями